Развитие ребёнка средствами хореографии
методическая разработка

Виноградова Наталья Владиславовна

 Материал содержит примерные формы занятий в детском хореографическом коллективе,их краткое описание,иллюстрации и приложения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Тема доклада:

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Подготовила

Виноградова Наталья Владиславовна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДДТ»

г.Вышний Волочёк

Тверская область

2017г.

 Культура здоровья – неотъемлемая часть общей культуры человечества. «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов", - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.


В общем понятии здоровья, имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое.

Физическое здоровье может влиять на духовное и формировать его. Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

1. внутренняя и внешняя гармония;
       2.  крепость духа;
       3. устремление к жизни, непрерывному развитию.

 Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям.

Меня, как педагога дополнительного образования не может не волновать состояние здоровья воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, что проявляется в общей функциональной слабости человека: гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки также отрицательно сказываются и на деятельности сердца, желудка, печени, почек.

Мы наблюдаем у современных детей ярко выраженное отсутствие координации, ослабление памяти, притупление реакции, даже общую заторможенность. Поэтому чем раньше ребёнок  начнёт  двигаться, тем быстрее он научится отличать руку от ноги, знать где у него правая, а где левая сторона и тем легче его  будет  научить координировано двигаться, а ведь координация очень влияет на развитие интеллекта. Несомненно, занятия хореографией физически укрепляют детский организм. В сознании любого человека танцор – это, прежде всего, человек с ровной осанкой и красивой походкой. Именно хореография призвана формировать или корректировать осанку, избавляя тем самым человека от многих недугов.  Вследствие занятий танцами у человека вырабатывается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.                                 

Движение…Танец…Здоровье…Эти понятия связаны между собой, переходят одно в другое. Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние  претерпевает большое  количество положительных изменений. Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть своё  внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом. Танец активизирует работу внутренних органов. Если человек ведёт малоподвижный образ жизни, это может повлечь преждевременное старение внутренних органов, в то время как танец, помимо того, что заставляет их работать лучше, также заряжает энергией всё тело.

   Хореография предоставляет  огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. В первую очередь оздоровительная работа заключается в том, чтобы привлечь ребёнка к занятиям танцем - увлечь его этими занятиями - сделать такие занятия необходимыми для ребёнка - сформировать у детей  тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь.

В нашем объединении, где я являюсь преподавателем хореографии,  воспитанники изучают основы классического, народного, современного танца. Кроме того, в программу включены занятия ритмикой, партерной гимнастикой. Поэтому  значительное внимание уделяется  здоровьесберегающим технологиям, элементы которых на наших занятиях находят практическое применение. В целях сохранения и укрепления здоровья детей перед каждым занятием проветривается танцевальный класс, проводятся влажные уборки, соблюдается питьевой режим.

  Итак, подробнее о наших занятиях.

 

    Ритмика положительно влияет на физическое и психическое здоровье детей. Систематическое повторение движений под музыку укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения и дыхания. Полезны и необходимы упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно верхнего плечевого пояса, рук и пальцев. Систематическое повторение движений, включающих в работу основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы ног, хорошо укрепляет мышечный корсет, формирует правильную осанку.   Музыкально-ритмические движения помогают формировать прослеживающие функции взгляда, что хорошо тренирует глазные мышцы. Музыкально - ритмические движения увлекают и оказывают успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. А замкнутые и скованные дети развивают навыки взаимодействия с другими детьми. На  занятии разучиваются  упражнения  для  мыщц шеи, рук и плечевого пояса – прекрасное  средство профилактики остеохондроза шейного и грудного отделов позвоночника. Также  они  способствуют улучшению кровообращения, улучшению обменных процессов. Разучиваются движения   для  развития  чувства  ритма (хлопки, притопы, повороты, упражнения  с  мячом), пластические  

этюды, тренировочные  упражнения  на  координацию  движений. Работа с предметами позволяет развивать моторику детей (что помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга). Выполнение физических упражнений в свободном пространстве развивает пространственное воображение, аналитические способности.

Партерная  гимнастика

  Под этим странным названием скрывается невероятно полезная вещь. Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся на полу, то есть различные  упражнения в положении сидя, лежа, на боку.

   Упражнения партерной гимнастики  направлены на поддержание двигательной подвижности связок и суставов. Движения способствуют разогреву мускул и делают их более эластичными, формируют правильную осанку и координацию движений. Партерная гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом. Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Кроме этого, благодаря регулярным занятиям улучшаются показатели работы сердечно - сосудистой и дыхательной системы, позвоночник обретает гибкость, улучшается ловкость и точность движений.                                                                                                                             

    Мышцы и суставы подготавливаются к классическому, народно-сценическому, современному танцу, требующие большого физического напряжения. Упражнения гимнастики способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость позвоночника, а также эластичность стоп. Воспитанники с удовольствием приходят на эти уроки, ведь партерная гимнастика положительно влияет на психическое состояние детей: позволяет обрести  хорошее  настроение, избавляет организм ребёнка от усталости. (см.Приложение)

 Классический   танец

     Классический экзерсис у станка укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, даёт правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости». Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы.

   У детей, занимающихся классическим танцем, корректируется и закладывается правильная осанка, а также исправляются некоторые искривления позвоночника, формируется красивая фигура, походка. Комплекс упражнений классического  танца прививает представление об элегантности, эстетике и просто хорошем вкусе, играет важную  роль   в   развитии пластичности, выразительности. Упражнения экзерсиса хорошо прорабатывают внутреннюю поверхность бедра, ягодицы, икроножные мышцы, а также развивают подъём стопы, способствуют развитию силы, выносливости, гибкости, ловкости, собранности. Во время выполнения экзерсиса на середине зала, развивается равновесие,  при этом задействуются все мышцы тела одновременно.

На уроках классического танца учащиеся исполняют большой объём движений, требующих  осмысления, тем самым улучшается мозговая деятельность, повышается способность запоминать и усваивать новый материал, развивается память. Занятия проходят под классическую музыку, которая (по данным исследователей) также улучшает умственные способности детей. Благодаря музыкальному сопровождению и танцевальным движениям происходит улучшение эмоционального состояния в целом, которое ведёт к повышению самооценки, уверенности в себе и самоуважения.

Народный  танец

   Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укреплению  костно-мышечного  аппарата, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

В  упражнениях с использованием полуприседа таз держится вертикально, действие направлено на тонизацию четырехглавой мышцы бедра, средней ягодичной мышцы, что способствует нормализации их тонуса. Положение рук на поясе с отведенными назад плечами тонизирует фиксаторы лопаток.

Современный танец

Учащиеся здесь в полной мере могут проявить импровизацию, абсолютно раскрепоститься. Танец обеспечивает отличную тренировку сердца, помогает избавиться от лишнего веса, гармонично развивая все мышцы тела. Детям очень близко это направление, они готовы заниматься им постоянно. Взаимодействие детей  в  группе  и  коллективные  выступления  также  положительно  влияют  на  них. Занятия  танцем  хорошо  снимают  напряжение, активируют  внимание, усиливают  эмоциональную  реакцию. В этом стиле можно бесконечно варьировать, сочинять, учитывая возможности, особенности темперамента обучающихся. Танец укрепляет суставы и мышцы, учит ориентации в пространстве, развивает координацию движений, чувство ритма, музыкальность, ловкость, творческую фантазию и воображение.

   Занятия хореографическим искусством оказывают непосредственное влияние на физическое развитие детей:

  • Формируют красивую фигуру;
  • Развивают физическую силу, выносливость, координацию, гибкость;
  • Тренируют  дыхательную  систему;
  • Улучшают тонус мышц, снимают мышечное напряжение;
  •  Активируют работу суставов и сосудов, (улучшается кровоток);
  • Исправляют нарушения осанки;
  • Развивают  двигательную  память;
  • Повышают  жизненный  тонус;
  • Оказывают закаливающее и общеукрепляющее действие на организм.

   Вместе с физическим происходит и психологическое развитие. Становясь крепче физически, воспитанники закаляются и морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их школьной успеваемости.         

   Во время занятий происходит выработка гормонов счастья-эндорфинов. Ребёнок преодолевает коммуникативный барьер, у него улучшается настроение, он общается с другими детьми, учится работать в команде  и быть частью этой большой команды. Кроме того танцы помогают поднять самооценку. Занятия делают ребёнка более раскрепощенным и общительным, уходят страхи и неуверенность. Благодаря регулярным занятиям ребёнок становится дисциплинированным и целеустремлённым.        

В моей работе важным является изменение отношения воспитанников коллектива к здоровому образу жизни, стремление к которому должно стать потребностью каждого ребёнка, сформировать у детей и подростков устойчивую мотивацию к отказу от курения, употребления алкоголя, наркотиков. В нашем объединении также проводится работа с психологом, ведутся беседы о личной гигиене, здоровом питании, демонстрируются презентации на важные темы под названием «Движение - это жизнь», «В здоровом теле - здоровый дух», слайды по технике безопасности  на занятиях, на улице, о  правилах  дорожного  движения, о  правилах  поведения  на  воде  в  летний  период.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Партерный экзерсис

Что такое партерный экзерсис? Зачем его надо выполнять?

Упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующего высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Упражнение №1   «Ножки  идут  по  дорожке»

Исходное  положение: сидя  на  коврике, с  опорой  на  руки  сзади держа  ровную  спинку, поочерёдно  вытягивать  и  сокращать  стопы  ног.

Упражнение №2  «Дружные  ножки»

  Исходное  положение: сидя  на  коврике, с  опорой  на  руки  сзади,  держа  ровную  спинку, одновременно  вытягивать  и  сокращать  стопы  ног, стараясь  дотягиваться  большими  пальцами  пола.

Это упражнение способствует увеличению подвижности голеностопного сустава.

Упражнение №3   «Здравствуйте, ножки!»

  Исходное  положение: сидя  на  коврике. Наклонить  корпус к  вытянутым  ногам,  держа  ровную  спинку, дотягиваясь руками  до  носочков («поздороваться») и  вернуться  в  исходное  положение.

Упражнение №4   «Бабочка»

  Исходное  положение: сидя  на  коврике. Ноги, согнутые  в  коленях  держать  на  полу  по  VI позиции. Раскрыть  колени  в  стороны, имитируя  взмах  крылышек  у  бабочки. Положить  колени  на  пол. Поинтересоваться  у  детей, на  какой  цветочек  присела  их  бабочка. Это  упражнение  выполняют  для  улучшения  подвижности  тазобедренных  суставов  и  эластичности  мышц  бедра  и  для  развития выворотности  и  танцевального  шага.

Упражнение №5  «Птички»

  Исходное  положение: сидя  на  коврике,  держа  ровную  спинку. Приподнять  ножки  вперёд  с  вытянутыми  носочками, руки  для  равновесия  поднять  и  раскрыть  в стороны и  помахать  ладонями. Зафиксировать  на  несколько  секунд  это  положение  и  лечь  на  вытянутые  ноги (спрятаться  в  гнёздышке).

  Упражнение №6   «Нарисуем  солнышко»

Исходное положение: сесть на пол с опорой на руки сзади. Приподнять выпрямленную правую ногу  и  сделать  вращательное  движение  по  кругу. Повторить  с  другой  ноги. Это упражнение способствует увеличению подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.

Упражнение №7  «Чебурашка»

Исходное положение: сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову. Наклониться вправо, стараясь коснуться  локтём  пола за  коленом  правой ноги  и  вернуться в  исходное  положение. То же в  другую сторону.  Это  упражнение улучшает  гибкость  позвоночника.

Упражнение №8   «Едем  на  велосипеде»

Исходное  положение: сесть  на пол с опорой на руки. Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде. Упражнение улучшает гибкость коленных суставов.

Упражнение №9    «Лодочка»

Исходное  положение: лёжа  на  спине  поочерёдно  поднимать  вытянутые  руки  и  ноги, создавая  покачивания.   Это  упражнение улучшает  гибкость  позвоночника.

Упражнение №10    «Кошечка»  

Исходное положение: упор на коленях. «Раз-два» – спину прогнуть, голову поднять до предела вверх (кошечка  добрая), «три-четыре» – спину выгнуть, голову опустить вниз (злая  кошка).

Упражнение №11   «Лягушка»

  Исходное положение: лечь на живот. Бёдра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью. Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бёдра на полу. Это упражнение развивает выворотность и танцевальный шаг. 

Упражнение №12 «Рыбка»

Исходное  положение: лёжа  на  животе. Упираясь  на  руки, прогнуть  спину назад. Согнув  ноги  в  коленях, стараться коснуться ногами головы. Упражнение  развивает  гибкость  и  пластичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографии.

Как уроки ритмики и хореографии в гимназии способствуют развитию музыкальных, двигательных, эмоциональных, творческих способностей детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3684606","at...

Социально-эмоциональное развитие ребёнка средствами традиционной народной культуры.

Пути формирования интегративного качества "эмоционально отзывчивый" с использованием средств традиционной народной культуры....

Основные принципы развития ребёнка на занятиях хореографией

В данном выступлении изложены основные принципы работы хореографа, применяемые на зянятиях. В совокупности, использование этих принципов даёт положительный результат....

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»

"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"...

С.А. Диденко. Статья - Развитие творческих способностей обучающихсяа средствами хореографии через творческую маст.

«Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души».(Платон)Учительство – эт...

ПРОТОКОЛ №6 Родительского собрания «Эстетическое и физическое развитие ребёнка средствами танцевального творчества. Организация учебного процесса в творческом объединении».

ПРОТОКОЛ №6Родительского собрания«Эстетическое и  физическое развитие ребёнка средствами танцевального творчества. Организация учебного процесса в творческом объединении»....