Сибирский край Экологический конкурс Для учащихся 3- 4 классов
методическая разработка по теме

Клопова Любовь Александровна

 

Конкурс рассчитан на детей 3, 4 классов. Проводится во Дворце творчества или школе для воспитанников  учреждении дополнительного образования и учащихся общеобразовательных школ.

Данная форма конкурса вызывает у детей большой интерес, т.к. проводится она в форме игры и перемещения по различным станциям-кабинетам. Школьники  должны показать свои знания о животных, растениях (зверях,  птицах, рыбах), грибах. Уметь различать птиц по внешнему виду.  Знать животных и растения, занесенные в Красную книгу региона и области.  

Находить взаимосвязи в природе, составлять пищевые цепи.

Некоторые вопросы можно изменить с учетом своего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekologicheskiy_konkurs_sibirskiy_kray.zip106.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Дворец творчества

детей и молодежи «Гармония»

Сибирский край

Экологический конкурс

Для учащихся 3- 4 классов

Составила: Клопова Любовь Александровна –

 Педагог, методист  МБОУ ДОД «ДТД иМ «Гармония»

г. Братск

2012

Введение

Экологический конкурс  « Сибирский край» рассчитан на учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Может проводиться как массовое мероприятие. К началу игры учащиеся должны знать животных  и растения  родного края и озера  Байкал, их экологические особенности,  животных и растения, занесенные в Красную книгу Иркутской области.

Конкурс  можно проводить во Дворце творчества или в школе, где достаточно кабинетов.

Цель: 

-  привлечь внимания детей и взрослых к природному богатству родного края

- развивать  интерес к познанию сибирской  природы;

- прививать  умения работать в группе;

- выявить   и поощрить  детей и коллективы,  неравнодушные  к экологическим проблемам своего края.

Оборудование: 

Картинки с изображением   зверей, птиц, грибов. Гербарий листьев деревьев. Мультимедиа. Кроссворд и ребус.  Маршрутные листы с надписью станций и очередностью.

Участники конкурса: в игре принимают участие школьники 3-4 классов по 3 человека в каждой команде.

Продолжительность конкурса – 1 час

Условия проведения конкурса:

 Вначале все дети собираются в одном кабинете или актовом зале.  Приветствие и представление  команд. Конкурс  проводится в виде игры -путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам Дворца или школы. На каждом кабинете повешены таблички с названием станции. Перед началом игры командам объявляются правила прохождения станций, выдаются маршрутные листы с указанием, где и какой этап конкурса  располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станции каждой команде задается по  шесть  вопросов, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставятся баллы, которые набирает команда. В конце игры баллы суммируются, определяется команда победитель.

Станции

  1. Животный мир
  1. Какой ценный пушной зверек является символом сибирской тайги? (Соболь)
  2. Когда у медведицы  рождаются  детеныши? (Зимой).
  3. Назовите зверька похожего на белку, у которого по спине проходят темные полоски. (Бурундук).
  4. Что делает зимой еж. (Спит)
  5. Какого хищника называют санитаром  леса. (Волка)
  6. Какого зверя называют сохатым и почему? (Это лось. У его рога по форме напоминают соху (орудие, которым в старину пахали землю).

  1. Растительный мир

1.Как в Сибири называют купальницу азиатскую (Жарок)

2.У какого дерева съедобные  шишки? (Кедр)

3.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья – хвоинки. (Лиственница)

4.Через  сколько лет сосна и ель меняют свои хвоинки?  (Сосна через 2-3 года, ель – 5 – 6 лет)

5.У какого дерева листья дрожат?  (У осины)

6.Узнать по  листьям,  каким деревьям они  принадлежат. (Гербарий листьев: береза, тополь, рябина, осина, клен, липа, дуб)

  1. Птицы
  1. Какие птицы не улетают от нас зимовать. (Синица, воробей, ворона, сорока, дятел, клест, поползень).
  2. Кукушка – птица перелетная или нет? (Перелетная)
  3. Какая птица ныряет под воду и может бегать по дну водоема. Оляпка
  4. Узнать птицу по внешнему виду.  Фото или рисунки птиц: клест, поползень, синица, ворона, свиристель, скворец.
  5. Какая птица прилетает с первым снегом. (Снегирь)
  6. Назовите птицу,  которая имеет крестообразный клюв. (Клест)

4. Рыбы

1. Назовите хищных рыб, которые водятся в нашем водохранилище. (Окунь, Щука)

2.Самая ценная промысловая рыба Байкала.  (Омуль)

3. Назовите живородящую рыбку, эндемик Байкала, которая имеет до 40% жира (Голомянка)

4. Что означает слово ихтиология? (наука о рыбах)

5. Какую рыбу ловят зимой  (Налима)

6. Зачем рыбаки делают зимой во льду лунки? (Чтобы рыбы не задохнулись).

5. Кроссворды  и ребусы

Береза

Сорока

Снегирь

Ласточка

Лиса

Стрекоза

Кроссворд «Животные сибирской тайги»

E

Ж

Л

И

С

А

В

О

Л

К

О

Л

Е

Н

Ь

О

Н

Д

А

Т

Р

А

К

А

Б

А

Н

Р

Ы

С

Ь

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Расставьте правильно названия животных: волк, еж, ондатра, рысь, медведь, кабан, лиса, рысь.

6. Грибная

1. Какой это гриб? Узнать по картинке.  (Масленок, рыжик, волнушка, лисичка, опята, сыроежка)

2. Назовите два самых ядовитых гриба. (Мухомор и бледная поганка)

3.Какой гриб можно есть сырым. (Сыроежку)

4. Как называют по-другому гриб – боровик.  (Белый гриб)

5. Какого цвета шляпка у подосиновика, и под каким деревом он растет?  (Красная,  растет под осиной)

6. Название, какого гриба похоже на название животного. (Лисичка)

7.  Экологическая

1. Составьте схему пищевых связей  таежной зоны. (Растение – мышь – лиса.  Сосна – личинки насекомых – дятел)

2. Почему некоторые птицы улетают от нас в теплые края? (Им нет у нас корма)

3. Приведите примеры взаимосвязи живой и неживой природы. (Воздух – птицы, вода- рыбы, почва – личинки насекомых)

4. Что изучает экология? (Экология изучает взаимосвязи живых существ друг с другом и окружающей средой)

5. Каких животных из Красной книги Иркутской области вы знаете?  (Соболь, кабарга, выдра, манул, нерпа)

6. Какие растения охраняются законом в  Иркутской области?  (Прострел (сон-трава), купальница азиатская (жарок), багульник (рододендрон даурский), пион Марьин корень, лилия кудреватая ирис касатик)

В конце игры дети сдают жюри свои маршрутные листы с баллами, собираются в зале. Для детей демонстрируется подборка слайдов о природе сибирского края. Жюри удаляется,  подводит итоги.

Награждение команд.

Практическая часть материала

В результате проведения конкурса «Сибирский край » у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, развивается экологическое мышление, формируется умение работать в группе.

Выводы

Экологическую игру «Сибирский  край» можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 3,4 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности.

Литература

1. Бианки В. Лесная газета.- М.: Издательство «Правда», 1986 – 780с.

2. Бояркин В.М. География Иркутской области. – Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2000. – 224с.

3. Приложения к журналу «Сибирячок». Мир дикой природы. Серия карт Сибирячка.

4..Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я.- М.: ЗАО Компания «Махаон»,  1999. – 160с.

Сеть интернет

igraza.ruРебусы для детей

vneuroka.ruКроссворды про животных

redbook.ruredbookirk272_29-05-2003.htm

Приложение 1

Маршрутный лист

экологическая игра «Сибирский край»

Учреждение:   МОУ СОШ №    

№ п/п

Название станции

Баллы

Подпись  эксперта

1.

Мир животных

2.

Мир растений

3.

Птицы

4.

Рыбы

5.

Конкурсы и кроссворды

6.

Грибная

7.

Экологическая

Всего баллов

                                                                      Число, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"

В работе показана экскурсия  для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....

Творческий конкурс для учащихся 5 класса "в МАСТЕРСКОЙ НАЧИНАЮЩИХ УМЕЛЬЦЕВ"

Создание оптимальных возможностей для выявления творческого  потенциала детей и подростков, удовлетворения их потребностей и творческой самореализации средствами художественно-эстетического...

Урок-конкурс для учащихся 3 класса (резервный урок в конце 4 четверти по итогам пройденных тем по учебнику М.З. Биболетовой Enjoy English – 3) «Welcome to DISNEYLAND»

В материале представлена подборка конкурсов, благодаря которым ребята смогут продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в начальной школе. Использование Диснеевских мультперсонажей сделает ур...

Разработка городского конкурса для учащихся 6 классов «Немецкая мозаика»

Задачи: - обобщить и систематизировать грамматические и лексические  знания учащихся по немецкому языку;                   - развивать ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...

Конкурсы для учащихся 6 класса

Задачи на логику для учащихся 6 класса...