Методическая разработка. "Коммуникабельность педагога. Умение управления общением"
методическая разработка по теме

Черняева Любовь Леонидовна

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Присутствуя во всех видах человеческой деятельности, общение из фактора, сопровождающего эту деятельность, в некоторых видах труда превращается в категорию профессионально значимую, выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно это происходит в педагогической деятельности, где обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку, так из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Коммуникабельность педагога. Умение управления общением»

«Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» Г. Лихтенберг

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Присутствуя во всех видах человеческой деятельности, общение из фактора, сопровождающего эту деятельность, в некоторых видах труда превращается в категорию профессионально значимую, выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно это происходит в педагогической деятельности, где обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку, так из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) с учениками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для:

  1. развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности
  2. для формирования личности школьника
  3. обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера)
  4. позволяет максимально использовать в учебном процессе личные особенности учителя

Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия и взаимодействия учителя и учеников, их сотворчества.

И значит, педагог в работе с детьми должен ориентироваться на получение детьми удовлетворения от общения с ним и в целом от процесса обучения.

Идеал педагогики сегодняшнего времени - «человек культуры», который сопрягает в своем сознании разные культуры, ориентирован на другого, предрасположен к диалогу с ним, способен воспроизводить в своей точке зрения иные способы понимания, сотворить образ мира и свой образ в этом мире.

Мастерство учителя состоит в умении найти индивидуальный подход в общении с каждым учеником.

Для ребенка знание не существует без учителя. И если ученик полюбит своего учителя, то, пристрастится и к знаниям. Если же между учеником и учителем существует психологический барьер, и если ученик недолюбливает учителя, боится его, не видит в нем друга, то учение теряет для него всякую ценность.

Надо ли говорить, что грубые, неуважительные слова или нейтральные слова, но сказанные в грубом тоне, могут привести к тому, что ребенок не просто возненавидит учителя, но и потеряет веру в себя, погибнут не открытые в нем таланты. Такую ситуацию описал в своем стихотворении «Музшкола имени Бетховена в Харькове» поэт Борис Слуцкий.

Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,

Тебе на ухо наступил медведь.

Поешь? Тебе в чащобе бы реветь!

Ты никогда не будешь понимать

Не то, что чижик пыжик - даже гаммы!..

Я не давался музыке.

Я знал, Что музыка моя совсем другая,

 А рядом, мне совсем не помогая,

Скрипели скрипки, и хрипел хорал.

Так я мужал в музшколе той вечерней,

Одолевал упорства рубежи,

Сопротивляясь музыке учебной

И повинуясь музыке души.

Борис Слуцкий пианистом не стал. Он стал хорошим поэтом. Но ведь этого могло не произойти, и виноваты в этом были бы педагоги.

Известно, что для учеников значимо не содержание образования само по себе, а тот смысл, который вкладывает в него авторитетный педагог. При этом важно, какие средства выражения использует учитель для обозначения смысла высказывания. Вне зависимости от слов, которое произносит учитель, чувства и отношение к ребенку он выражает и своим внешним видом.

Тон, поза, выражение лица, дистанция, которую он выбирает в разговоре с учащимися, передают то, что не сказано словами. Очень важен визуальный контакт. Взгляд может быть почти равносильным наказанию. Но он может быть и поощрением, если сопровождается улыбкой. Владеть своим вниманием - это значит уметь не только обращать его на то, что надо заметить, но и не видеть того, что должно остаться незамеченным. Равнодушный взгляд, искусственная улыбка, руки, скрещенные на груди, могут лучше всяких слов сообщить ребенку о полном безразличии учителя. Интонация, жест, взгляд, поза учителя и выражаемое ими отношение является не только языком, формой представления содержания обучения. Их понимание для становления Я- концепции ученика для его развития не менее важно, чем понимание содержания обучения. Хороший учитель всегда заботится о смене псевдообщения и отвлеченного общения на общение живое, искреннее, увлекающее.

Решающая роль в том, чтобы общение стало именно, таким принадлежит педагогу. Дети должны увидеть в нем человека открытого, обаятельного, «заряжающего». Советы, предлагаемые учителю, заключаются в следующем:

  1. педагог при исполнении своих обязанностей обязан выглядеть сосредоточенно, собранно,  мобилизовано, чтобы один его вид давал ученикам ощущение ценности времени и важности выполняемой работы
  2. поведение учителя должно убеждать учеников, что именно они интересны ему
  3. большую часть времени учитель должен находиться в «легком весе», то есть в приподнятом радостном настроении, возникающем от внимания к ученику, от интереса к ученическим ошибкам и удачам. Эта радость видна невооруженным глазом благодаря тому, что в актерской технике именуется «легким весом». Дело не в том, что убавляются или прибавляются граммы, а в том, что человек, сколько бы он не весил, от радости легчает, а от огорчения тяжелеет. Изменяется субъективное ощущение веса тела, и это непроизвольно отражается на поведении. Люди, склонные к оптимистическому восприятию жизни, чаще пребывают «в легком весе», люди же пессимистичные легчают редко и ненадолго. «Легкий вес» педагога свидетельствует не только о его общечеловеческом оптимизме, но и об удовольствии от своей работы.

Советы по развитию умений  продуктивного педагогического общения

  1. Помните, что способность к общению - профессиональное качество учителя. Он должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

Учитесь владеть средствами различных коммуникативных позиций  («над», «наравне», «под») и избирательно ими пользоваться в зависимости от ситуации и возраста партнеров по общению.

  1. Ослабляйте свое стремление всегда и во всем контролировать ситуацию в классе и школе. Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство в диалоге. Постарайтесь « снизить» свою позицию, позволите себе в чем-то поучиться у ученика, удивитесь его максимализму и эмоциональной непосредственности. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику.
  2. Убедитесь, что коммуникативный диалог - это творчество, стремительная реакция, взаимное доверие. Общение - это интересно! Не разговаривайте с учеником отстраненно и безлично. Старайтесь всегда видеть в нем собеседника, а не только ученика. Избегайте формального общения. Не забывайте, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремиться к равноправию, юноша ждет уважения.
  3. В общении старайтесь выработать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и чего не говорит, что чувствует. Всегда думайте о последствиях общения с собой.
  4. Учитывайте, что наше общение осуществляется не только с помощью слов, но и мимики и пантомимики, психоэнергетического воздействия. Причем информация, которая передается по несловесным каналам, воспринимается гораздо быстрее, чем слова. Поэтому, если вы, как учитель, говорите своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова, но через не словесные средства передаете эмоционально - отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), ребята не услышат ваших слов, но отношение к себе сразу же почувствуют и мгновенно займут «оборону перед боем».

Развитие простейших навыков общения

1.3а долго до предстоящего урока: входите мысленно в воображаемый класс, приветствуйте учеников или привлекайте к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики , взгляда; обращайтесь к ученику с использованием разных приспособлений ( просьбы, требования, похвалы, предупреждения, юмора, вопроса, пожелания и т.п.).Ищите нужную интонацию, положение тела, возможные действия в неожиданных ситуациях ( например, вы входите в класс - раздаётся смех;)

2. Непосредственно перед уроком: проведите коммуникативные настройки ( вспомните класс, свою систему общения с ним , особенности взаимоотношений со отдельными учениками);

3. На уроке сориентируйтесь в коммуникативной обстановке (осмотрите класс, как бы готовя каждого к общению), сосредоточьте на себе внимание класса, установите эмоциональный контакт с ребятами мимическими и пантомимическими средствами.

Поскольку при объяснении нового материала вербальное общение сосредоточено на передаче информации о предмете, учитель может контактировать с учениками взглядом, движением бровей, покачиванием головы. Школьники всегда должны ощущать внутреннее психическое действие педагога - слушание, анализ, сопоставление, иначе теряется атмосфера совместных поисков.

Советы по невербальной коммуникации.

Избегайте  раздражающих и отвлекающих жестов; используйте жесты для усиления смысла сказанного; меняйте тон  повествования;  избегайте незначащих звуков и слов (угу, значит, ну вот, в общем...); следите  за выражением лица;  следите за позой; время от времени устанавливайте с учениками контакт «глаза в глаза», не напрягайтесь, следите, чтобы ваши жесты и движения были  естественными.

Проанализируйте, всегда ли вы, разговаривая с кем-то, смотрите на него, киваете головой, активно слушаете. Или чаще сидите молча, никак внешне не реагируя на его ответ, не сопереживая ему? Всегда ли демонстрируете коммуникативное настроение - ярко выраженную готовность к общению? Настраивайте себя так, чтобы хотелось этого. Ищите интересное и важное для себя в разговоре, узнавайте проблемы других, то, что их волнует.

Постарайтесь еще за дверью класса почувствовать бодрость во всем теле, найдите удобную позу и место в классе. Если мешают руки, займите их чем-нибудь необходимым. Найдите удобный темп ходьбы, ритм, продумайте первые фразы.

Некоторые приемы привлечения и удерживания внимания.

  1. Голосовая и эмоциональная модуляция (изменение интонации, тембра, высоты, громкости речи).
  2. Модуляция темпа речи (выдерживание паузы, изменение темпа, скорости речи).
  3. Прерывание речи на достаточно очевидных словах с требованием произносить их вслух.
  4. «Провалы памяти» (якобы забывание с просьбой помочь вспомнить).
  5. Жестикуляция, мимика.

Риторические вопросы.

  1. Контрольные вопросы. Наводящие вопросы. Вопрос - предложение «смысловая антиципация, требующая для ответа смысловой догадки - о чем дальше пойдет речь».
  2. Неожиданные экстрараздражители (звук, свет). Внезапно уронить книгу, случайно опрокинуть стул, включить на мгновение или выключить свет, резко закрыть (открыть) шторы, громко захлопнуть дверь (открыть окно) и т.д.

Пристройка

Простейшие, элементарные приемы в общении - пристройка «снизу» и пристройка «сверху». В любом разговоре один из его участников чувствует себя более уверенно, как бы ставит себя выше собеседника (это пристройка сверху). Другой же, также исходя из личных целей, старается как бы «прогибаться» в диалоге, уступать первенство собеседнику (такие действия - пристройка снизу). Пристраивается обычно один из участников диалога, а второй играет предложенную ему роль. Не забывайте, что первые фразы в диалогах необходимы для того, чтобы выиграть время, «прощупать» самочувствие партнера, наладить с ним контакт, подготовить его к общению с вами.

Модальность.

Часто происходит так, что речевые средства, которые направлены на школьника, формируются в модальности долженствования («Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен слушаться родителей и учителей!» и т.д.) То же, что касается самих взрослых, - в модальности возможного («Я знаю, что делать», «У меня есть полное право...», «Я могу тебя наказать...» и т.д.) В результате ребята понимают, что они «не могут ничего», для них - одни запреты, а у взрослых - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие с взрослыми, а в ряде случаев становится причиной конфликтов. Модальность долженствования в обращении учителя к ученику надо свести к минимуму. Потренируйтесь!

Типичная фраза

Лучше сказать

«Ты должен хорошо учиться»

«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы

стать? Какую профессию хочешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь, уважение к старшим -

элемент культуры человека»

Запоминание лица.

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих тебя людей. Посмотрели - закройте глаза, попробуйте восстановить в памяти все зримо, в деталях. Не получается что-то, «не видите» - посмотрите снова, чтобы запоминание было полным. Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить, как этот человек смеется, плачет? Как он объясняется в любви? Каков он в растерянности? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Как он выглядел три года назад? Каким он будет в старости?

В различных ситуациях и с различными людьми постарайтесь представить, как вы выглядите в глазах собеседника.

«Я» глазами других

В различных ситуациях и с различными людьми постарайтесь представить, как вы выглядите в глазах собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас? Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Подумайте, чего от вас ждут окружающие? Им уютно рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на сам факт, а на свою реакцию.

Сопереживание

Разговаривая на личные темы, постарайтесь внимательно слушать своего собеседника. Если он поверяет вам душевные тайны, не перехватывайте инициативу и не «отключайтесь», переживайте, пытайтесь поставить себя на его место. Если в разговоре вы задаете вопрос, дождитесь ответа; высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением собеседника; если вы не согласны, аргументируйте; делайте паузы во время беседы, не разрешайте себе захватывать все коммуникативное пространство; чаще смотрите в лицо собеседнику; чаще повторяйте фразы: «А как вы думаете?», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны, почему?», «Докажите, что я не прав!». 

Улыбка

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

Свечение

Свечение - термин, заимствованный из психотехники гениев коммуникабельности. Известно: «его лицо светилось улыбкой», «весь светится», «лучистые глаза», «солнечные натуры».

Учитель должен уметь включать «внутренний свет». Вы можете излучать тепло. Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения), горит и сияет некий источник тепла и света. Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние интереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то... И включайте их чаще. Наступит момент, когда эти состояния будут приходить к вам сами... легко, естественно, непринужденно... Заранее, навстречу, опережая события... Уверенно, свободно и просто...

Если хотите успеха - запомните: 1) свечение должно быть рефлексом на человека..., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве; 2) каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомнение...; 3) не заботьтесь о результате... не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачом общения.

Атака

Выступайте как инициатор (явный или скрытый ) общения, осуществляйте своеобразную коммуникативную атаку на класс и старайтесь завоевать коммуникативное преимущество: умело пользуйтесь силой голоса (он должен быть энергичным, сильным, интонационно богатым); употребляйте всю гамму оттенков мобилизованности (от сухо деловой, которая всегда более уместна и полезна на уроке, нежели мобилизация враждебно деловая) до доброжелательно деловой (являющейся мечтой многих детей и родителей); взгляд должен быть уверенным («Во многих сражениях глаза побеждают первыми», - заметил Корнелий Тацит)» движения убыстряйте или замедляйте в зависимости от обстановки, не забывая, что замедленность действия гораздо больше концентрирует мобилизованность и ярче выявляет ее, чем суетливая скорость.

Характерность

Для придания естественности, органичности процессу общения не забывайте о таком понятии, взятом из театрального лексикона, как характерность, которое в применении к педагогике может быть, вероятно, понимаемо как противоположность статичности, наработанным штампам. Живо реагируйте на то, что происходит вокруг вас, оставаясь при этом самим собой. Перестраивайте себя, а не изображайте кого-то. Выражайте свое отношение к происходящему посредством мимики, пантомимики, речи; демонстрируйте свою личность. Задавайте себе  вопрос: как я бы действовал, если бы был учеником (не выучил урок, не хочу отвечать, занят другими проблемами или, наоборот, очень хочу отвечать, но не спрашивают, или стесняюсь), то есть, организуя педагогическое воздействие, стремитесь достичь необходимого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия: представьте его вероятное состояние, мысли, ожидаемый эффект воздействия и его возможные побочные результаты.

Я - ребенок

По чаще вспоминайте о своем детстве, своих переживаниях, впечатлениях. Это позволит приблизиться к ученикам, лучше их понимать, при этом сохраняя и свой авторитет, и свою роль ведущего.

Поиграйте в игру «Я - ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние Ю. П. Азаров: «Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, то есть ощущение детской легкости, сбрасываю с себя «взрослое», то внешне взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращений к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное - продумывание первых слов, так сказать, формул обращения». Во время игр с детьми вы должны выполнять  роль  ребенка, держаться с ним на равных. Это дает возможность ребенку почувствовать себя лидером, а вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании общении; однако если раньше внимание обращали прежде всего на отрицательные эмоции, такие как страх перед наказанием или неудачей, то в современной педагогике внимание обращено на возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе. Человек изначально, с рождения настроен на общение. Общение занимает основное место в нашей жизни. Превратится ли общение в удовольствие, будет ли оно приносить  результаты, зависит, прежде всего, от самого человека. От его коммуникабельности, культуры, настроя на диалог, а не на монолог.

Общение подчиняется определенным правилам и требует от нас

умения и желания им следовать.

Мудрые мысли великих людей подтверждают это:

Ф.Бэкон

«Сдержанность и уместность в общении стоят больше красноречия».

Д.Свифт

«Одно из лучших правил общения: никогда не говори того, что хотя бы один из присутствующих предпочел бы не слышать».

У.Шекспир

«Чтобы оценить чье – нибудь  качество, надо иметь некоторую долю этого качества в себе».

Ф. Додридж

«Если вас никто не любит, будьте  уверены: это ваша вина».

Ф. Вальтер

« Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли  крови защищать ваше право высказать вашу точку зрения».

М.Монтень

« Только слово делает нас людьми, только слово дает возможность общаться»

Б.Грасиан.

« Никогда не спеши и не горячись. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление общением в педагогическом процессе

Велика и значима роль педагога в общении и обучающимися, он организует его и управляет им. В статье раскрываются особенности управления педагогическим общением....

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации по организации работы в триаде ребенок -родитель-педагог....

Статья "Условия формирования умений делового общения у студентов ССУЗов" Олисовой Ю.Е.

Данное методическое пособие предназначено для студентов при выполнении ими практических работ по дисциплине "Экономика отрасли"...

Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников: содержательный компонент

Привожу полный текст моего выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната. Тема достаточно интересная: что должен знать педагог, чтобы общение с родителями воспитанников было усп...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения  с  детьми и их родителями

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения  с  детьми и их родителями...