КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
статья по теме

Устинова Светлана Викторовна

Рекомендации по организации работы в триаде ребенок -родитель-педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ  С РОДИТЕЛЯМИ

        Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

        Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

■  Особенности личности родителей и форм их поведения.

■  Психолого-педагогическая     компетентность     родителей,     уровень     их образования.

■  Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

■  Диапазон средств воспитательного воздействия.

■  Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

■  Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.         Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

        Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

■  никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

■  отметьте сначала положительные факты его жизни;

■  замечания,  жалобы родителей,  их сомнения,  возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

■  если    есть    необходимость    указать    на    ошибки    родителей,    делайте это тактично;

■  желательно     давать     точные,     конкретные     ответы,     обоснованные советы;

■  надо вселять в родителей веру в своего ребенка;

■  щадите самолюбие родителей;

■  не   принижайте   авторитет   родителей,   как   бы   ни   был   мал   их   опыт в воспитании детей.

        С целью улучшения организации работы с родителями педагогам необходимо знать этапы установления контакта с родителями.

        1этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителем складываются доброжелательные отношения с установкой на будущие сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.

        2этап - трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. Например, особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности.

        3  этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Этот этап третей, а не первый. Только после первых двух этапов у родителей возникает потребность поделиться с воспитателями сведениями о проявлении индивидуальности ребенка дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Позиция воспитателя должна быть здесь не судейская, а партнерская. Только тогда возможен переход к четвертому этапу.

        4  этап - совместное исследование личности ребенка и формирование личности ребенка. Результат такой общения должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок «транслируемых» малышу.

        При соблюдении этапов общения с родителями надо учитывать типы семей.

        тип первый - « Наседки ». При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы и особенно мамы, выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы «наседки» работают не так уж часто), проверяя, благополучно ли разогрет суп «сынулей» или «дочей» и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает, привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети. Как с этим «бороться»? «Рецепт» один: развивать в ребенке самостоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.

        тип второй - « Экспериментаторы ». В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод - «Я в твои годы...» Стремясь подготовить своих отроков во всеоружии встретить превратности судьбы, такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными и подневольными, чём самостоятельными.

«Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви..

        тип третий - «Мечтатели ». Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое «отклонение», любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески «тянут» их до намеченной планки.

Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребенка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.

        тип четвертый - « Неудачники ». «Пунктик» таких родителей состоит в том, что у них - стойкая ностальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах, сетуя на то, что они прошли.

А суть вот в чем. Они чувствуют себя неудачниками, неспособными обеспечить семью, мама так и осталась рядовым бухгалтером, тогда как ее подруга, учившаяся вместе с ней, уже «современная деловая дама», чем-то руководит. Они опасаются, что дети их будут стесняться.

Необходимо убедить их, что дети их любят, они дороги им, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают, Главное, что они - родители своих детей, и никто не сможет заменить им их.

        тип пятый - « Преуспевающие ». Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих родителей, занятых бизнесом, творческим процессом, уверенно добивающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка.

        Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделенными. Как дать им понять это?

        Да очень просто: вызвать на откровенный разговор, дать им понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами, ведь в этих случаях не исключено, что позже, если чадо не оправдает возложенных надежд, то разочарованные родители выставят ему «счет» за все их прошлые ассигнования. Получится не любовь, а бизнес.

        Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребенку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребенка, родители действуют неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребенка.

        Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в

физическом, и в психологическом аспекте. Наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

■  когда   родители   не   удовлетворяют   потребности   ребенка   в   любви   и

полностью отвергают его;

■  когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между

супругами;

■  когда  родители  используют  в  качестве  дисциплинарной  меры  угрозу

«разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

■  когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он

является причиной их неприятностей;

■  когда   в   окружении   ребенка   отсутствует   человек,   способный   понять переживания ребенка.

        В одном из своих исследований А. С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

        «Семья - санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка; при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

        «Семья - крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во; многих случаях фиксируется концентрация: внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

        «Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости; подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

        Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД: - это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы».

        Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при, посещении ребенком детского сада и становятся предметом внимания педагогов и психологов.

        Для наиболее продуктивного общения с родителями педагоги также должны учитывать особенности поведения мам с их чадами. Возьмем четыре наиболее распространенных варианта материнского поведения. Тревожная мама (1), часто ощущающая неопределенное беспокойство, которая постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения, предчувствуя угрозу себе и своему ребенку. Тоскливая мама (2), которой часто бывает тяжело и грустно, будущее представляется ей мрачным, она легко устает и много плачет. Уверенная, властная мама (3), женщина, увлекающаяся модными тенденциями в вос¬питании, спокойная. Уравновешенная мама (4), которая быстро и правильно реагирует на разнообразные события. Ее суждения непредвзяты, и она лишена косных привычек, она постоянно учится быть матерью.

        Рассмотрим на примерах, как проявляют себя мамы в общении с разными по своему психическому складу детьми.

        Девочка Даша (возраст - 8 месяцев) производит впечатление очень бес¬покойного ребенка, во сне вертится, часто просыпается, как правило, с плачем, и долго не может успокоиться. Пугается новых вещей и людей, хорошо ест, но только знакомую пищу. Настроение обычно встревоженное, часто плачет. Привязана к матери и узкому кругу знакомых людей, которых она видит почти каждый день. Плохо переносит переезды, возбуждается, когда в дом приходят гости.

        Тревожная мама (1). Ее беспокоит плаксивость и возбудимость ее девочки. Стремясь исправить эти качества, она будет менять стили общения с ребенком -то потакать ее страхам, то пытаться наказывать за них. Она будет показывать ребенка множеству врачей, посещать самые разные клиники. Все это будет только ухудшать ситуацию психического развития такого ребенка, для которого самое важное - сохранение стабильности внешнего мира. Его беспокоят перемены, а мать, в силу своей тревожности, умножает их число.

        Тоскливая мама (2). Такая мама будет очень страдать от беспокойного и плаксивого ребенка. В подавленном и усталом состоянии она избегает общения с ребенком, лишает его необходимой материнской любви и тепла. У ребенка в такой ситуации возникает угроза нарушения формирования одного из самых важных человеческих чувств — чувства привязанности к матери. В данном случае для успешного осуществления материнства необходимо изменить душевное состояние маме. Ей не следует воспринимать своего ребенка как утомительную и раздражающую обузу.

        Уверенная, властная мама (3). Властная мать будет навязывать малышу свою систему требований, не обращая внимания на возникающее у него беспокойство. Отказы ребенка от необходимой, по мнению матери, новой пищи, от общения с гостями, от гимнастики и плавания будут либо игнорироваться матерью, либо восприниматься как бунт, который она будет стараться подавить наказаниями и порицаниями. Некритично воспринятые идеи воспитания мешают этой маме трезво взглянуть на своего ребенка и выработать более гибкую воспитательную позицию, которая учитывает его индивидуальные пси¬хологические особенности.

        Спокойная, уравновешенная мама (4). Внимательная и чуткая мать посте¬пенно разберется, какие моменты жизни особенно трудны для ее ребенка. Она постарается оградить его от них. Так, она будет вводить новую пищу в рацион

малыша очень постепенно и ненавязчиво, гости будут приходить в дом тогда, когда ребенок уже спит. Или они будут предупреждены об особенностях ребенка и не станут стремиться к активному общению. Сама мама будет в общении с ребенком спокойной и веселой. Она будет внимательно следить за тем, чтобы не заразить ребенка своим волнением и беспокойством. Ведь эмоции так легко воспринимаются детьми. Она будет искать такие занятия, в которых малыш будет наиболее спокойным и сосредоточенным.

        Рассмотрим иной пример.

        Мальчик Саша (10 месяцев). Производит впечатление капризного ребенка. Постоянно требует внимания взрослых, не может оставаться один. Если не может настоять на своем, начинает плакать, кричать и не успокаивается, пока не добьется желаемого. Он часто меняет свои желания: начинает, есть одно, потом отказывается и капризно требует другого. Кажется, что ему не важно иметь с мамой хорошие отношения, самое важное - настоять на своем. Не терпит, когда взрослые не обращают на него внимания. Если за столом идет общий разговор, Саша криком пытается привлечь к себе внимание взрослых. Если ему это удается, он начинает кокетничать: улыбается и «делает глазки». Если ему не противоречить - он в общем-то веселый и спокойный мальчик.

        Тревожная мама (1). Тревожную маму в общении с таким ребенком отличает непоследовательность. В ней борются противоречивые желания. С одной стороны, ей важно сохранить мир и спокойствие в семье - тогда она во всем идет навстречу своему сыну. С другой стороны, она боится избаловать ребенка, чтобы из него не вырос «капризный эгоист». Тогда она скрепя сердце начинает воспитывать его - отказывать во всем. Нередко она начинает наказывать ребенка за неприемлемые с ее точки зрения требования. Сочетание непоследовательности в воспитании с особенностями характера мальчика приводит к конфликтам в семье. Такая атмосфера не способствует нормальному психическому развитию ребенка.

        Тоскливая мама (2). Своей активной требовательностью Саша очень утомляет и без того усталую, грустную маму. Она становится еще более раздражительной и подавленной. Такое душевное состояние мешает ей быть нежной, ласковой и спокойной с ребенком. Она неосознанно старается поменьше общаться с сыном. В данном случае ее безразличие и пренебрежение будут особенно травмировать ребенка, так как его основной потребностью является по¬требность   в   общении   со   взрослыми.

        Уверенная, властная мама (3). Она постарается, во что бы то ни стало пере¬воспитать ребенка, будет игнорировать его крики, оставляя его на несколько часов одного, не станет вставать к нему лишний раз ночью, будет наказывать за назойливость. И для матери, и для ребенка будет полезнее, если она не будет слишком доверять написанному в книгах, поскольку там имеется в виду ребенок вообще, лишенный индивидуально-психологических черт. Именно это своеобразие необходимо учитывать при правильном воспитании.

        Спокойная, уравновешенная мама (4). Эта мама принимает ребенка таким, какой он есть. Ее система требований к ребенку реалистична. Зная своего ребенка, она осуществляет последовательную воспитательную политику: запретов очень мало, но они неуклонно и последовательно проводятся в жизнь. Она внимательно наблюдает за Сашей и всегда его хвалит за хорошее поведение,

например за игру в одиночестве или молчаливое поведение за столом. Ни в коем случае не поощряются капризы за столом: если Саша не хочет, есть то, что ему дают, то он просто остается голодным до следующего кормления. При этом мама по-прежнему спокойна и ласкова с ним в общении.

Этикет общения

Вербальный

1.        ситуативность

2.        регулятивность – регулирует отношения между людьми (распределение коммуникативных ролей, установление статуса собеседников,  тональность общения)

3.        согласованность – этикетные нормы выполняются всеми участниками общения

4.        наличие коммуникативной рамки – например, приветствие при появлении и прощании.        Невербальный

1.        дистанция – персональная (50-100см)

2.        расположение относительно собеседника – вертикальное равноправие (оба сидят или стоят)

3.        движение в процессе общения – не желательно

4.        взгляд – направлен на собеседника (смотреть в лицо, не фиксируя взгляд на его глазах, смотреть на собеседника 30-60% времени общения).

5.        мимика – приветливая, доброжелательная

6.        жесты – умеренны

7.        позы – отражающие коммуникативную ситуацию (не должно быть закрытых поз –скрещенные руки, ноги).

ФУНКЦИИ

        установление контакта между людьми

        поддержание контакта между людьми

        демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику

        регуляция поведения людей в обществе

        профилактика конфликтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

Создание безопасной развивающей среды при изучении английского языка как одна из целевых областей развития компетентного педагога XXI века.

В данной статье дается  определение  понятия безопасной развивающей среды (далее - РС),  выделяются её компоненты и  принципы обеспечения РС,  определяются индикаторы качества...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской деятельности

В статья говорится, о научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению...

ШМО "Личностный компонент в профессиональной компетентности педагога в общении с родителями учащихся"

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблем...