ЭТАП III (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ©
методическая разработка по теме

Мягкова Надежда Павловна

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-

                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                       ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЯГКОВА НАДЕЖДА ПАВЛОВНА.

 

 

 

 

                           

 

 ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ КУРСА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ 

Более месяца (10-12 занятий) детям вместе с педагогом пришлось прилагать усилия, чтобы круг стал образом. Пришла пора увидеть результаты нашего общего труда


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III ЭТАПА (10-12 занятий)

Тема занятия

Зрительный ряд к теме

1 Золотые россыпи

Моделирование композиций из монеток, круглых пуговиц (вариант – пуговицы разной величины)

2 Сказка «Колобок»

Книги с иллюстрациями (для подготовленных ребят работа на воображение с опорой на текст)

3 Кукла—неваляшка

Изображение на экране, или показ настоящей игрушки

4 В магазине «Игрушки» (Семья кукол—неваляшек)

Моделирование  композиции из цветных бумажных кругов

5 Сказка «Репка» (натюрморт из овощей)

Фото: репка на грядке; репка на столе; несколько репок в корзинке.

6 Натюрморты русского художника XX века

И. И. Машков «Синие сливы» 1910, ГТГ (показ)

7 Натюрморт русского художника Сметанина С.

Натюрморт с виноградом

8 Натюрморты Фриды Кало

Натюрморт с арбузами

9 Творчество Эмиля Нольде

«Подсолнухи»

10 Натюрморты Ван Гога

Серия «Подсолнухи»

 

11 Натюрморты К. Петрова-Водкина

«Яблоко и вишня» 1922 ГТГ

12 Натюрморты П. Гогена

«Яблоки»

Заключительное творческое занятие «Осенний базар»

Работа на воображение

 

 

 

 

ЭТАПЫ  ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕТЬМЫ КУРСА «КРУГ — ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА»

1 Моделирование композиции на листе с помощью монеток, пуговиц бусинок

2 Увеличение схожести элементов: 2 круга — неваляшка, 3 круга — снеговик.

3 Моделирование многофигурной и многоплановой композиции с помощью цветных бумажных кругов на листе (для объяснения понятия «план» или «ближе — дальше»)

4 Создание разнообразных образов (Колобок, неваляшка, арбуз, яблоко, вишня, виноград и др.) минимальными средствами: большой—маленький круг

5 Соединение накопленных в памяти образов – кругов в самостоятельной творческой работе на воображение

ЧТО БЫЛО ОСОБЕННО  ВАЖНО НА ЭТОМ ЭТАПЕ

1 Поддерживать интерес детей к занятиям

2 Сохранять желание детей запомнить предлагаемый образ максимально детально, а значит, повторить этот образ в самостоятельной работе максимально точно

3 Показать разнообразие вариантов использования круга—образа в работах русских и зарубежных художников

4 Выстроить занятие от простого к сложному

5 Тренировать зрительную память

6 Расширить представления ребёнка о жанре натюрморт

7 Познакомить с новыми именами художников и их работами

КАК Я ЭТО ДЕЛАЛА

1 Моделируя произвольную композицию из пуговиц или монет (можно просто несколько раз бросить на лист, и выбрать лучшую), просила запомнить расположение, потом убирала модель, и дети рисовали по памяти (начинать можно с 5-7 пуговиц, которые не накладываются друг на друга)

2 На первом этапе объяснения понятия «план» или «ближе-дальше» сначала также использовала пуговицы, моделируя композицию, на втором этапе объяснения понятия «план» или «ближе-дальше» предлагала многофигурную композицию «В магазине игрушек» или «На прилавке»

3 Выстраивала, усложняя от занятия к занятию, зрительные ряды в которых круг – основа образа

4 Просматривая изображение (репродукция картины, слайды), проговаривала увиденное, акцентируя внимание на форме круга-образа, просила запомнить, убирала изображение и дети рисовали по памяти

5 В заключении, детям предлагалось подключить воображение и фантазию, чтобы сочинить композицию на тему «Осенний базар» или «Прилавок с овощами или фруктами»

ДЕТИ УЗНАЛИ: за 10-12 занятий этапа «Круг - идеальная форма» дети вспомнили сказку «Колобок» и «Репка», более подробно познакомились с творчеством таких художников, как И. Машков, С. Сметанин, Э. Нольде, Фрида Кало, Ван Гог, Поль Гоген и увидели  натюрморты из фруктов в их исполнении. Этот этап положил начало объяснения понятия «пространство» пока на уровне планов (ближе - дальше). Завершением этого этапа стала творческая работа на тему осенний базар, и заключительная выставка работ этого этапа.

Цикл занятий «Круг – идеальная форма» является очень важной ступенькой для следующего шага. Эти шаги уже могут быть вариативны. Первое направление – можно продолжать развивать тему «Натюрморт» или «Цветы в работах художников». Второе направление – это через «круг» перейти к «портрету», в котором форма круга, в начале будет овалом лица, соединённая с каким-либо элементом головного убора (венок Флоры, колпак скомороха, корона царевны). Мы будем рады, если мы встретимся с вами на наших следующих этапах. Успехов вам!!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-            ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 2)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 3)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 4)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 5)©

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ          ...

ЭТАП I (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ©

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ          ...

ЭТАП II (КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ), ОБОБЩАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ©

КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-                           ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ            ...