Программа дополнительного образования детей «Художественная роспись»
рабочая программа по теме

Миляхова Любовь Епифановна

Цель

Дать знания обучающимся об истории народных промыслов и научить детей рисованию художественной росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdo_hudozhestvennaya_rospis.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

Приказом директора

МБОУ ДОД ДЮЦ

От______  №______

директор _________

«__» _____2012г.

УТВЕРЖДАЮ

На Методическом совете МБОУ ДОД ДЮЦ

Протокол  от______№______

Председатель метод. совета______________

«__»________2012г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Художественная роспись»

(творческое объединение «Художественная роспись»)

Педагог ДО Л.Е. Миляхова

Возраст: 7 – 11 лет

Срок обучения:  3 года

Объём: 459ч.

г.п. _________ 2012г.

Пояснительная записка

Декоративные искусства всех народов различны, но их связывают одни истоки – древняя культура предков. Сегодня очень важно, чтобы дети, постигая произведения прикладного искусства, занимаясь им, знали о происхождении народных промыслов, об истории их развития. Занятия декоративно – прикладным творчеством, изучение особенности техники письма мастеров художественной росписи открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время. Преобразующая деятельность прикладного искусства весьма широка, ибо охватывает разнообразные предметы быта и материала. Изучение различных видов декоративно – прикладного искусства способствует освоению и восприятию окружающей действительности через народное творчество. Охватить все необъятное море народного искусства невозможно, поэтому,  при его изучении, внимание акцентируется на таких известных народных промыслах как:  хохломская, городецкая, кудрина, загорская  матрешка, лепка из соленого теста и др. Художественная роспись доступна детям всех возрастных групп и способностей. Изучения декоративно – прикладного искусства, их специфики, способствует развитию эстетического чувства и художественного вкуса, накоплению теоретических знаний и развитию способностей личности, её творческой направленности и познавательной активности.

        Программа «Художественная роспись» предполагает изучение истории зарождения, упадка и развития хохломского промысла, истории деревянной посуды, знакомство с работами мастеров, манерой их письма.

Направленность программы – художественно – эстетическая.  

Актуальность программы.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, мероприятий проводимых в доме детского творчества, а также при самозанятости в условиях экономического кризиса.

Вид программы: модифицированная на основе раздела «Технология народных художественных промыслов». Автор – М. С. Соколова.

Возраст детей: 7 -11 лет.

Срок реализации образовательной программы «Художественная роспись» - 3 года.

Количество учебных часов первого года обучения 162 часов; второго и третьего года обучения 162 часов.

Основные цели программы:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
  2. овладение элементарными трудовыми  навыками; способами художественной деятельности;
  3. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного  искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Цель

Дать знания обучающимся об истории народных промыслов и научить детей рисованию художественной росписи.

Задачи

Образовательные:

  1. Обучение детей основам мастерства декоративно – прикладного искусства;
  2. Обучение технологии хохломской росписи.

Развивающие:

  1. Развитие интереса детей к изучению данного курса;
  2. Развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

  1. Эстетическое  воспитание детей на примере декоративно – прикладного искусства;
  2.  Воспитание патриотизма, уважение к труду, любовь к мастерству.

Первый год обучения – ознакомительный

Основные задачи:

  1. помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
  2. дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
  3. научить вести себя в коллективе;
  4. развивать мелкую моторику рук, глазомер;
  5. освоить приёмы владения простейшими инструментами;
  6. прививать культуру труда.

Работы выполняются по образцу.

Второй год обучения – элементарная грамотность

Основные задачи:

  1. расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами;
  2. самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть;
  3. освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.

Третий год обучения – практический

Основные задачи:

  1. самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании;
  2. использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
  3. самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть;
  4. самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;
  5. использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

В результате обучения школьники должны знать:

- виды декоративно – прикладного творчества;

-  народные художественные промыслы России и их историю;

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  при работе с различными  материалами и инструментами;

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

  1. виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  2. деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
  3. необходимо учитывать  основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  1. воспитывающего характера труда;
  2. научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  3. связи теории с практикой
  4. систематичности и последовательности;
  5. учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  6. доступности и посильности;
  7. творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
  8. наглядности;
  9. прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;
  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  1. формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  2. организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  3. стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  4. сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  5. свободного выбора.

Дидактическое и техническое  оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

 таблицы-памятки, схемы, технологические карты;

альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки,  лак,  губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые  и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  1. инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  2. практическая работа
  3. физкультминутки
  4. подведение итогов, анализ, оценка работ
  5. приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами декоративно-прикладного  искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

     Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По итогам реализации программы дети  должны

знать:

  1. Историю и технологию народных художественных ремесел.
  2. Виды хохломской росписи.
  3. Историю городецкой росписи.
  4. Виды композиций городецкой росписи.
  5. Технологию городецкой росписи.

уметь:

  1. Уметь расписать деревянную доску под хохломскую роспись.
  2. Уметь расписать деревянную доску под городецкую роспись.
  3. Историю росписи под кудрину.
  4. Технологию росписи под кудрину.
  5. Уметь расписать деревянную доску под кудрину.
  6. Уметь составлять орнаментальные композиции.

Способы проверки знаний и умений:

- творческие задания;

- итоговое занятие;

- выставки;

- зачеты.

Согласовано:

зам. директора по УМР

_____________ _________________

«__»_______2012г.

Утверждаю:

директор МБОУ ДОД ДЮЦ

_____________________________

«___»_______2012г.

Календарно – тематическое планирование занятий

творческого объединения «Художественная роспись»

Педагог ДО Миляхова Любовь Епифановна

программа

1 полугодие

2 полугодие

всего на уч.год

группа-

часы

год

обучения

в неделю

группа-

часы

год

обучения

в неделю

«Художественная

Роспись»

1г.   77 ч.

1

4,5 ч.

1г.   85 ч.

1

4,5

162ч.

1г.   77 ч.

2

4,5 ч.

1г.   85 ч.

2

4,5

162ч.

1г.   77 ч.

3

4,5 ч.

1г.   85 ч.

3

4,5

162ч.

Всего

231

3

13,5

240

3

13,5

486

Программа рассмотрена на заседании МО

Планирование  составлено по адаптированной программ, разработанной на основе программ Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов (М. С. Соколова) Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

Учебные пособия:

 Книга-Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.Автор - М. С. Соколова.        Издательство – Владос. Год издания - 1/1/2002

Дополнительная литература:

  1.  Василенко В. Хохлома. Москва, 1980г.
  2. Вишневская Г. Золотые травы России, хохлома. Горький, 1981г.
  3. Жигалова С. Русская народная живопись. Москва, 1984г.

1 группа.  Программа «Художественная роспись».  I год обучения.

п/п

Теоретический  материал

Программное  обеспечение

Кол-во

часов

Дата

1.

 Вводное занятие

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

1

2.

 Особенности хохломской росписи

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

3

3.

Что такое «хохлома»

Теория:

Что такое «Хохлома». Из истории возникновения росписи. Хохломская роспись в настоящее время.

Практика:

Представление эскизов росписи, демонстрация разнообразных росписных изделий

3

4.

Виды хохломской росписи.

Теория:

Виды хохломской росписи:

  1. фоновое;
  2. верховое.

Практика:

Письмо хохломской росписи на черном и золотом фоне.

4

5.

 Отличительные особенности хохломской росписи от других видов росписей, композиционные построения.

Теория:

Типы орнамента:

  1. травная роспись;
  2. роспись под листок;
  3. роспись пряник.

Практика:

Виды практических работ.

Типы орнамента:

  1. травная роспись;
  2. роспись под листок;
  3. роспись пряник.

4

6.

Проведение ведущей линии.

Теория:

Рисование хохломских элементов в цвете.

Практика:

Прорисовка ведущей линии с листочками и цветами.

4

7.

 Рисование листиков.

Теория:

Основы росписи под листок.

Практика:

Рисование листа

4

8.

Виды разживки

Простая композиция в полосе,  рисования простым карандашом

Теория:

Разживка цветов в хохломской росписи.

Технологическая особенность хохломской росписи: разживка, линия.

Особенность простой композиции хохломы.

Практика:

Разживка цветов в хохломской росписи.

Технологическая особенность хохломской росписи: разживка, линия.

Особенность простой композиции хохломы.

Рисование композиции в полосе.

4

9.

Рисование яблок.

Виды разживки. Композиция яблочки и клубнички.

Теория:

Выполнение орнаментальной композиции в технике письма «под ягодку» (Яблочки и клубничка)

Практика:

Разработать композицию (яблочки и клубнички)

4

10.

 Простейшие цветы.

Разживка.

Практика:

Выполнение композиции из простых цветов и их разживка.

5

11.

Композиция в полосе с цветами.

Теория:

Особенность выполнения композиции в полосе с цветами.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции. В качестве основного мотива использовать цветы.

4

12.

 Малина. Виды разживки. Композиция в полосе.

Теория:

Особенность разработки орнаментальной композиции в полосе под ягодку.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции в полосе под ягодку.

Рисование малины, разживка малины

4

13.

Пятилистник.

Виды разживки.

Композиция.

Теория:

Особенность разработки орнаментальной композиции и выполнение эскиза цветочной росписи для круглой тарелки. Разживка цветов.

Практика:

Разработать орнаментальную композицию и выполнить эскиз цветочной росписи для круглой тарелки. Разживка цветов.

Разработать композицию с пятилистником.

4

14.

 Сложные цветы.

Многообразие цветов и разживки.

Теория:

Выполнение разных цветов

Практика:

Разживка цветов.

4

15.

Пятилистник.

Смородина. Композиция в полосе.

Теория:

Разработка композиции в полосе со смородиной.

Практика:

Разработать орнаментальную композицию. В качестве основного мотива использовать пятилистник и смородину.

4

16.

 Рябина, листья рябины.

Разживка.

Теория:

Разработка орнаментальной композиции с рябиной и листьями рябины

Практика:

Разработать орнаментальную композицию с рябиной и листьями рябины и разживить листочки.

5

17.

 Композиция с любыми ягодами и цветами.

Теория:

Особенность разработки композиции с любыми ягодами и цветами.

Практика:

Разработать композицию с любыми ягодами и цветами.

4

18.

Верховая роспись.

Отличительные особенности

2

19.

 Особенности верховой росписи.

Теория:

Цвет в верховом письме. Цветовая палитра хохломской росписи, цветовое сочетание красок: красного, черного и золотого.

Практика:

Варианты верхового письма.

4

20.

 Техника выполнения верховой росписи.

Теория:

Техническая особенность верховой росписи: разживка, линия.

Практика:

Зарисовка орнамента на тонированной бумаге.

4

21.

Композиция с рябиной.

Теория:

Особенность составления композиций 

Практика:

Составление композиции с применением технических приемов. Разработка орнаментальной композиции «Рабина красная». Выполнение эскиза под хохломскую роспись

4

22.

Композиция с малиной.

Теория:

Техника составления композиции

Практика:

Разработка орнаментальной композиции с малиной

4

23.

Верховая роспись.

Крыжовник в полосе

Теория:

Отличительные особенности верховой росписи

Практика:

Разработать орнаментальную композицию Крыжовник в полосе». Выполнение эскиза под верховую роспись.

4

24.

 Ромашка. Листья ромашки. Верховая роспись. Техника выполнения.

Теория:

Цветовая гамма присущая данному виду растения. Техническая особенность верховой росписи.

Практика:

Выполнение эскиза композиции ромашки.

4

25.

 Композиция с ромашкой и клубникой в круге.

Теория:

Фоновое письмо под верховую роспись композиции «Ромашка и клубника в круге».

Практика:

Выполнение эскиза композиции «Ромашка и клубника в круге».

4

26.

 Фоновая роспись.

Особенности фоновой росписи.

4

27.

Особенности фоновой росписи.

Практика:

Варианты верхового письма, рисование элементов фоновой росписи.

4

28.

 Творческая композиция. Техника выполнения фоновой росписи. Закраска фона.

Теория:

Особенность выполнения фоновой росписи.

Практика:

Творческое выполнение композиции на свободную тему.

4

29.

Простейшая композиция под фоновую роспись с клубникой.

Теория:

Особенность росписи под фон.

Практика:

Прорисовка линий, стебля с листьями и цветами, рисование травки, зарисовка простейшего орнамента под фоновую роспись.

4

30.

 Черный, красный, золотой фон верховой росписи. Творческая композиция.

Теория:

Особенность выполнения верховой росписи.

Практика:

Выполнение творческой композиции на свободную тему.

4

31.

Композиция под красный фон. Композиция со смородиной и рябиной.

Теория:

Особенность росписи под фон: прорисовка линии, стебля с листьями нанесение на фон травных преписок.

Практика:

Выполнение орнаментальной композиции «под ягодку».

4

32.

 Композиция под черный фон   с простыми цветами и яблоками.

Теория:

Технологическая особенность хохломской росписи: разживка линии.

Практика:

Выполнение орнаментальной композиции в технике «Хохломская роспись» под фон.

4

33.

 Фоновая роспись.

Разделочная доска, на бумаге.

Теория:

Конструирование формы разделочной доски.

Практика:

Роспись разделочной доски под хохломскую роспись.

4

34.

Роспись доски под фон

Теория:

Творческая работа по конструированию разделочной доски.

Практика:

Выполнить роспись разделочной доски, используя в письме черный цвет.

4

35.

 Объемные изделия.

Роспись объемных изделий.

Теория:

Предметы народного быта. Особенности их конструирования

Практика:

Подготовка деревянной основы под роспись. Обработка заготовки наждачной бумагой, шпатлевание, лужение, перенос эскиза на изделие.

4

36.

Роспись разделочной доски под верховую роспись.

Теория:

Отличительные черты верховой росписи  от  городецкой.

Практика:

Выполнить на разделочной доске композицию, используя в качестве основного мотива ягодку крыжовника.

4

37.

Травка. Техника выполнения на верховой и фоновой росписи.

Теория:

Особенность травной росписи: завитки, мазки, мелкие ягодки, колоски, расположенные по серебристому фону.

Практика:

Выполнение эскиза орнамента в технике хохломской росписи с использованием травной росписи.

4

38.

 Травка на ведущей линии.

Теория:

Особенность изображения травной росписи на ведущей линии.

Практика:

Зарисовка растительного орнамента.

4

39.

Простая композиция в круге с травкой, под черный фон.

Теория:

Особенность изображения травной росписи под листок и под ягодку.

Практика:

Выполнение эскиза композиции с травкой в круге, под черный фон.

4

40.

 Сложная композиция в полосе с травкой под черный фон.

Теория:

Особенность изображения травной росписи в полосе.

Изображение своеобразных элементов, составляющих множество комбинаций.

Практика:

Выполнение эскиза композиции с травкой в полосе под черный фон.

4

41.

Роспись доски под хохломскую роспись.

Теория:

Работа над росписью доски, в технике хохломской росписи.

Практика:

Зарисовка орнамента хохломской    росписи.

4

42.

 Изображение композиции на доске и покрытие лаком. Итоговое занятие.

Теория:

Разработка эскиза к изделию.

Обрисовка эскиза в натуральную величину. Выполнение эскиза в цвете.

Практика:

Роспись и лакирование изделий.

1

II год обучения

п/п

Теоретический  материал

Программное  обеспечение

Кол-во

часов

Дата

1.

 Введение в программу.

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

1

2.

 Особенности верховой росписи.

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

2

3.

Травка на верховой росписи.

Теория:

Техника травной росписи.

Практика:

Рисование элементов верховой росписи. Изображение травки «под листок».

5

4.

 Объемные изделия под верховую роспись с травкой.

Теория:

Основы композиции на объемных изделиях.

Практика:

Работа над росписью объемных изделий.

5

5.

Роспись разделочной доски под черный фон.

Теория:

Основы композиции на разделочных досках.

Практика:

Работа над росписью доски, в технике хохломской росписи под черный фон.

5

6.

Объемные изделия (чайник) и роспись под фон.

Теория:

Основы композиции на объемных изделиях.

Практика:

Роспись изделия под фон.

5

7.

 Объемные изделия (кувшин) роспись под красный фон.

Теория:

Основы композиции на объемных изделиях.

Практика:

Выполнение на изделии орнамента под красный фон.

5

8.

 Сложная композиция с рябиной и сложными цветами.

Теория:

Использование растений и ягод в орнаменте хохломской росписи.

Практика:

Выполнение орнаментальной композиции, используя в качестве основного мотива ягодки рябины и сложные цветы.

5

9.

 Роспись самовара под верховую роспись.

Практика:

Нанесение орнаментальной композиции на изделие.

И работа над росписью изделия.

5

10.

 Кудрина.

Теория:

Техника письма росписи «кудрина».

5

11.

Элементы кудрины. Многообразие элементов кудрины.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза

5

12.

Роспись самовара с элементами кудрины.

Практика:

Нанесение орнаментальной композиции на изделие. И работа над росписью изделия.

5

13.

 Композиции к изделиям.

1

14.

Орнаментальная композиция.

Практика:

Разработка  орнаментальных композиций и выполнение эскиза травной росписи для деревянных ложек.

5

15.

Композиция для маленького блюдца.

Практика:

Разработать орнаментальную композицию и выполнить эскиз травной росписи на маленьком блюдце. Расписать блюдце «под фон».

5

16.

Эскиз травной росписи на объемном изделии.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза травной росписи на объемном изделии.

5

17.

Композиция для декоративной тарелки.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза декоративной тарелки росписью « под ягодку».

5

18.

Декоративно – прикладное  искусство

1

19.

Городецкая  роспись как вид художественной деятельности.

Теория:

Исторические сведения о художественном промысле  Городца

и мастерах городецкой росписи, направление художественных промыслов, отличительная особенность росписи.

5

20.

 Городецкая роспись.

Теория:

Из истории городецкой росписи. Демонстрация изделий расписанных под городецкую роспись.

5

21.

Приемы освоения  городецкой росписи элементов и орнаментальных композиций.

Практика:

Элементы городецкой росписи. Составление орнаментальных композиций.

5

22.

 Варианты разживки мотив «лист».

Практика:

«Капелька», «Веточка», «Рисование листа с разживкой».

5

23.

Поэтапное выполнение мотива «Цветок».

Практика:

«Кружок и присоединение к нему лепестков», «Рисование цветка».

5

24.

Композиция «Цветочная полоса».

Практика:

Разработка композиции городецкой росписи «Цветочная полоса» и нанесение эскиза на изделия.

5

25.

 Орнамент композиции городецкой росписи «букет».

Практика:

Разработать орнаментальную композицию и выполнить эскиз цветочной росписи «букет» для разделочной доски.

5

26.

Роспись доски под городецкую роспись.

Практика:

Творческая работа. Разработка орнаментальной композиции городецкой росписи для разделочной доски, нанесение эскиза изделия и нанесение цвета на изделие.

5

27.

Эскиз панно.

Практика:

Разработка эскиза панно с гроздями рябины. Выполнение росписи с применением красного, черного и зеленого цвета.

5

28.

Роспись деревянной посуды.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции для росписи комплекта деревянной посуды в технике хохломской росписи.

5

29.

Роспись деревянных ложек.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции для росписи деревянных ложек в технике хохломской росписи.

5

30.

 Композиция росписи блюда.

Практика:

Разработка сложной композиции и применение композиции в росписи декоративного блюда «под фон».

5

31.

 Роспись объемного изделия.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и применение композиции при росписи объемного изделия в технике «под фон».

7

32.

 Роспись комплекта досок.

Практика:

Составление композиции. Роспись досок.

5

33.

Роспись деревянной посуды.

Практика:

Составление композиции. Роспись деревянной посуды.

5

36.

Итоговое занятие

(роспись изделий).

Практика:

Составление композиции для любого изделия. Роспись изделий.

5

III  год обучения

п/п

Теоретический  материал

Программное  обеспечение

Кол-во

часов

Дата

1.

 Введение в программу.

1

2.

История росписи под кудрину.

Теория:

Исторические сведения о художественном промысле росписи под кудрину, о мастерах росписи, отличительная особенность росписи.

2

3.

Кудрина разновидность фоновой росписи.

Практика:

Особенность росписи кудрины : кистевой мазок, контурная линия, точное пятно золота и тонкий штрих в проработке деталий.

10

4.

Технология росписи под кудрину.

Теория:

Технологическая особенность росписи под кудрину

Практика:

Цветной фон кудрины; завиток кудрины; нанесение тычинок на цветы; нанесение сердцевины на цветы; нанесение на листья прожилки.

10

5.

 Роспись кудрина под фон.

Практика:

Роспись под фон – прорисовка линии стебля с листьями и цветами. С изображением птиц роспись досок.

8

6.

Нанесение на роспись травных приписок.Технология травной росписи.

Теория:

Технология травной росписи.

Практика:

Традиционный травной денамент. Крупные травинки. Многочисленные побеги. Тончайшие завитки. Круглые ягодки.

10

7.

Орнаментальная композиция.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскиза цветочной росписи для круглой крышки. Роспись изделия.

10

8.

Орнаментальная композиция.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции и выполнение эскизов цветочной росписи «букет» для разделочной доски прямоугольной формы. Роспись доски.

8

9.

 «Гирлянда»  для эскиза    цветочной росписи.

Практика:

Разработка эскиза цветочной росписи «Гирлянда» для декоративного блюда.  Роспись декоративного блюда.

10

10.

Орнаментальная композиция.

Практика:

Разработка орнаментальной композиции с мотивом «конь» для разделочной доски произвольной формы. Роспись доски.

10

11.

Эскиз росписи под кудрину.

Практика:

Разработка эскиза росписи под кудрину с цветочной композицией с включением в него мотива «конь» или «птица» для серии декоративных блюд. Роспись декоративных блюд.

10

12.

Цветочная полоса.

Практика:

Разработка композиции «Цветочная полоса». Нанесение эскиза цветочной полосы на доску и ее роспись.

12

13.

 Орнаментальная композиция.

Практика:

Разработка композиции в технике росписи «кудрина». Роспись досок под кудрину.

12

14.

Композиции на сказочные темы.

Практика:

Составление композиций  на сказочные темы и их роспись: «Петушок Золотой гребешок», «Жар – птица», «чудо – цветы»

14

15.

 Работа над росписью изделий.

Практика:

Роспись изделий и лакировка.

15

16.

Роспись комплекта досок.

Практика:

Роспись изделий.

15

17.

Итоговое занятие

(роспись изделий)

Практика:

Роспись изделий. Покрытие лаком.

5

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Художественная вышивка"

Программа рекомендуется для проведения кружковой работы с детьми в возрасте 10-15 лет. Продожительность реализации программы 1 год....

Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"

Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Волшебный завиток". Квиллинг.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа построена "от простого к сложному", предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышлен...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...