Программа курса "Школьные вести"
рабочая программа (6 класс) на тему

Бугай Анна Васильевна

      Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnye_vesti_programma_kursa.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа»

Программа

курса дополнительного образования

«Школьные вести»

 учитель информатики

Бугай Анна Васильевна

2012 год

Пояснительная записка

Владение компьютерными информационными технологиями в начале XXI века стало таким же элементом общей культуры современного человека, как умение грамотно писать, правильно излагать свои мысли, производить элементарные математические вычисления. Более того, с учетом интегрирующей роли информатики, как школьного предмета, технологии обработки текстовых, табличных и фактографических данных, становятся непременным атрибутом творческой, инициативной личности, обладающей широким кругозором. Они позволяют учащимся усвоить системную связь между фактами и явлениями окружающего мира, выявить сходство и различие между различными объектами и способами управления ими, углубить понимание межпредметных связей, привить дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность. Компьютерные информационные технологии способствуют проявлению учащимися творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дают возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данный курс является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и общеучебных умений учащихся, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.

    Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

     Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.

     Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.

Основными целями изучения кружка «Школьные вести» являются: формирование у учащихся основ научного мировоззрения в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного информационного общества.

Основными задачами кружка «Школьные вести» являются: формирование знаний у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования,  формирование у учащихся основ информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач; развитие интересов учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.

Эта программа рассчитана на детей  12-17 лет (6-10 класс)  увлекающихся информатикой и компьютерами.

Занятия проводятся  один  раз  в неделю  по одному  часу.  Группа набирается в количестве 10 человек.  Занятия проводятся в  соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

 Основные разделы:

  1. Культура. Информация. Общество.
  2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.
  3. Знакомство с настольной издательской системой  Publisher.
  1. Основы компьютерного производства.
  2. Компьютерная графика.
  3. Работа с изображениями в системе Photoshop.

Цели: 

  1. научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
  2. научить способам предоставления информации в издательском производстве;
  3. познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
  4. реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
  5. сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.

Задачи: 

  1. познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  2. сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
  3. научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, PhotoShop,
  4. сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
  5. создать собственную газету.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

  1. социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
  2. личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
  3. перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
  4. знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
  5. способы деятельности по отношению к данным объектам;
  6. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию издания. Выполнение проектов завершается выпуском газеты «Школьные вести».

Планируемые результаты

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
  2. умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  3. умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
  4. владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office);
  5. знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
  6. владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
  7. знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  8. владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
  9. имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
  10. имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
  11. способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, газета), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  1. по количеству творческих элементов в печатном издании;
  2. по степени его оригинальности;
  3. по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
  4. по практической пользе печатного продукта.

 Тематическое планирование

6-10 класс, 34 часа

Раздел, содержание раздела

Количество часов по разделу

Количество часов по теме

Форма проведения

лекция

Практика

1.

Культура. Информация. Общество.

1

 

 1

 

2.

Издательское дело в среде издательского процессора Word.

16

 

5

11

2.1

Введение в настольные издательские системы

 

1

1

 

2.2

Объекты печатного издания.

 

1

1

 

2.3

Подготовительная работа.

 

2

1

1

2.4

Основные правила ввода.

 

1

1

2.5

Редактирование текста.

 

1

1

2.6

Форматирование текста.

 

2

1

1

2.7

Оформление заголовков и подзаголовков.

 

1

1

2.8

Создание колонтитулов.

 

2

1

1

2.9

Работа с иллюстрациями.

 

1

1

2.10

Макетирование страниц.

 

1

1

2.11

Оформление титульного листа.

 

1

1

2.12

Подготовка к печати.

 

1

 

1

2.13

Практическая работа по разделу.

 

1

 

1

3.

Знакомство с настольной издательской системой Publisher 

17

 

6

11

3.1

Сравнительная характеристика издательской системы  Publisher и текстового редактора Word.

 

1

1

 

3.2

Начало работы с издательской системой  Publisher.

 

2

1

1

3.3

Текст. Форматирование символов. Текстовый блок.

 

2

 

2

3.4

Графические объекты. Приемы работы с объектами.

 

3

1

2

3.5

Многоколонная верстка.

 

2

1

1

3.6

Приемы оформления

 

2

1

1

3.7

PhotoShop: основы работы с изображением.

 

2

1

1

3.8

Практическая работа по разделу.

 

3

 

3

Минимум содержания 

  1. Культура. Информация. Общество. – 1 часа. Роль и значение информации в развитии нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура: причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества нового типа.
  2. Издательское дело в среде издательского процессора Word – 16 часов. Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word. Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
  3. Знакомство с настольной издательской системой  Publisher – 17часов. Знакомство с профессиональной издательской системой  Publisher. Возможности программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Обработка изображений с помощью графического редактора PhotoShop. Подготовка и верстка издания.

Практические работы: 

  1. Создание страницы школьной газеты с помощью MS WORD.
  2. Создание страницы школьного журнала с помощью PAGE MAKER.
  3. Создание бланка организации.
  4. Создание объемного изображения.

Список используемой литературы при составлении программы 

  1. Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство “Питер”,Санкт-Петербург, 2003г.
  2. Е.В. Вовк “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе”, газеты “Информатика в школе”, 2004г.
  3. Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство “Диалог-МИФИ”, 2001г.
  4. “Информатика”, еженедельная методическая газета для учителей информатики
  5. Access 2002 Самоучитель. Дубнов П.Ю.-М.:ДМК Пресс,2004 г.
  6. Понятный самоучитель работы в MS WORD , Волков В., издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Статья "Как вести себя в сети Интернет"

Как объяснить ребенку об опасности. Как вести себя в сети Интернет....

Воспитательная программа "Как вести за собой"

Воспитательная программа для 7-8 классов...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"

Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных об...

Методическая разработка игровой программы «Вести из зимнего леса»

Игровая программа разработана для детей 7–11 лет с отклонениями в умственном и психическом развитии, занимающихся в творческих объединениях отделения дополнительного образования....

Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"

Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской ...