Доклад "Особенности музыкально-ритмического развития детей на уроках ритмики"
статья по теме

Басова Лариса Станиславовна

В кратком изложении даны основные задачи ритмики, особенности детского возраста,методические рекомендации, рекомендованные темы и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rrms.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Особенности музыкально-ритмического развития детей на уроках ритмики»

Подготовила:

Преподаватель отделения РРМС

Басова Л.С.

Г.Дзержинский

2013

Содержание

Основные задачи ритмики………………………………………….3

Особенности детского возраста……………………………………3

Методические рекомендации………………………………………3

Организация занятия ритмикой……………………………………4

Особенности занятий ритмикой……………………………………4

Рекомендованные темы и их содержание………………………….4

Основные направления……………………………………………...5

Рекомендованный план занятия……………………………………5

Литература…………………………………………………………...5

Основные задачи ритмики:

  1. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности.
  2. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
  3. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Особенности детского возраста

Педагогу необходимо знать физические возможности детей, чтобы

правильно подбирать те или иные упражнения.

Движения детей 3-4 лет отличаются порывистостью, плохой координацией. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира. Это налагает особую ответственность на педагогов.

У детей 5-6 лет движения становятся более уверенными и осознанными. Это даёт возможность усложнять упражнения и учить детей самостоятельно выполнять задания.

К 6-7 годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой, способствуя их дальнейшему физическому и эстетическому развитию, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Методические рекомендации

Необходимо помнить, что есть методические рекомендации, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, т.к. это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему.

Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес модно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой рекомендуется проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей. Фортепиано нужно поставить так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом, были видны движения участников занятия. Одежда и обувь должна быть удобной, не вызывающая перегрева и не стесняющая движений. Занятия желательно проводить при участии двух педагогов – музыкального руководителя и концертмейстера. Дети, которым противопоказаны движения, могут выполнять посильные для них роли, не требующие активных движений.

К сожалению, до сих пор встречаются ошибки в преподавании ритмики. Иногда уроки ритмики в большей степени похожи на уроки хореографии или же художественной гимнастики. При этом музыка перестаёт играть главенствующую роль, а служит фоном, так как полностью исключается предварительное прослушивание и подробный анализ музыкального произведения, предложенного для движения. Учащиеся должны всегда помнить, что ритмика – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. Необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение её пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения в движении так, как если бы она (музыка) была бы создана самими учениками. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто на всю жизнь остаётся в эмоциональной памяти человека, оказывая влияние на его мироощущение  и поведение.

К занятиям ритмикой рекомендуются следующие темы:

  1. 1. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности.
  2. 2. Музыкальная форма.
  3. 3. Комплексы ритмической гимнастики
  4. 4. Танцевальные композиции. Игры и упражнения с предметами.

Первая тема даёт возможность решить задачу целостного восприятия музыки детьми в тесной взаимосвязи её с характера с жанровой принадлежностью. Музыкальные примеры следует усложнять по мере возрастающего уровня подготовки детей. Вторая тема знакомит детей с музыкальными формами, основанными на принципе контраста, способствует выработке умения самостоятельно изменять композицию танца, отдельных движений со сменой частей музыкального произведения.

Третью тему, комплексы ритмической гимнастики следует рассматривать как хореографические упражнения. Движения, выполняемые учащимися, помогают становлению правильной постановке корпуса, рук, головы, координаций движений и т.д. Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами (тема четвёртая) помогают полнее раскрыть характер, настроение музыки. Предметы должны радовать глаз, развивать вкус у детей, способствовать многостороннему эстетическому воспитанию. Планируя занятия по ритмике необходимо учитывать четыре гавных направления в работе, без которых невозможно достичь «звучания» музыки в движениях.

  1. 1. совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку (темы 1,2)
  2. 2. Формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения (темы 1,2,4)
  1. 3. Совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, поскоков, боковой галоп), выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах – 2/4,3/4,4/4,3/8 (темы 1,2,4).
  2. 4. Обучение элементам танца (народно-характерного, классического, современного, историко-бытового); выполнение творческих заданий , используя знакомые танцевальные  движения, точно подбирая пластику, жесты в соответствии с характером музыкальног произведения (тема 4).

Занятие ритмикой должно состоять из 4-хэтапов. В зависимости от возраста учащихся, продолжительность занятия колеблется от 20 до 35 минут. 1 этап. Упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений.

2 этап. Комплекс ритмической гимнастики с предметами и без.

3 этап. Музыкальные этюды, музыкально-ритмические игры, направленные на развитие творческих способностей (с использованием музыкальных инструментов).

4 этап. Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах). Работая над постановкой того или иного танца, необходимо прививать элементы танцевального этикета).

        Самое важное, не следует забывать о создании на занятиях атмосферы заинтересованности. В этом огромную помощь может оказать удачный подбор прозаических произведений и стихов, иллюстраций, проведение бесед о композиторах, об истории создания разучиваемых танцев. Занятия ритмикой окажутся полезными и интересными для детей лишь в том случае, если педагог будет помнить о том, что музыка не фон для исполняемых движений, а является главной в общении с ребёнком.

  1. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С-пБ.1991
  2. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.1991
  3. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком» Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет» Ярославль 2002
  4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.2001
  5. Чибрикова-Луговская А.Е. Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой. М.2003
  6. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха М.2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста

Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. ...

Сказочные сюжеты как форма демонстрации адекватной реакции и нравственного воспитания детей на уроках ритмики.

Необходимо отметить, что наибольший отклик у детей вызывают сказочные сюжеты, которые объединяют все музыкально-игровое действие в единую смысловую историю. Так, под определенный характер музыки дети ...

Музыкально - ритмическая деятельность младших школьников на уроках музыки

«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.Как важно смолоду позаботиться о его развитии»К.С. Станиславский. Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыж...