Мини- проектная деятельность на занятиях ОПК. "О чём поют колокола?"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

"О чём поют колокола?"- описание организации проектной деятельности учащихся на занятиях ОПК. Замечательное дополнение к занятию по теме "Храмы."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы Уриновой Натальи Андреевны,

учителя русского языка, литературы и ОПК

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя

общеобразовательная школа № 4

станицы Ольгинской.

Проектная деятельность учащихся 7 – 8 классов

на занятиях факультативного курса ОПК

«О чём поют колокола?»

Православную историю и культуру России нельзя представить без колоколов и их звона.  А.И.Солженицын утверждал: «В колокольный звон наши предки вложили  всё своё лучшее, всё своё понимание жизни». Мы решили понять, почему писатель так утверждал, и донести полученные сведения до учащихся 7 – х классов.

На наш взгляд, современный ученик-россиянин должен знать историю колокольного дела – это история нашей страны, это  замечательное прошлое наших предков. Знание основ православной культуры способствует воспитанию чувства патриотизма в подрастающем поколении, знакомит ученика с основами православной культуры, воспитывает в нём чувство русскости.

Мы провели анкетирование среди учеников 7- х классов, и выяснили, что они не знают ответов на поставленные вопросы:

- Кто выплавил первый колокол?

- Что означает слово «колокол»?

- Как устроен колокол?

- Какой колокол в России самый знаменитый?

- Почему нужно беречь колокола?

- Какие виды колокольного звона ты знаешь?

- О чём поют колокола?

Мы решили провести исследование. Определили цели и задачи мини – проектов, составили индивидуальные планы исследований. Поставили общие цели и задачи, выдвинули гипотезу.

Тема: «О чём поют колокола?»

Цель: Исследовать виды колокольного звона, узнать, о чём они поют.

Задачи:      1) прочитать литературу по теме;

                    3)посетить церковь станицы Ольгинской, побеседовать со священником;

              5)провести анкетирование учащихся 7- х  классов, чтобы выяснить

                их  впечатления от знакомства с нашим исследованием;

                   6) прослушать диск «Большой Пасхальный звон»

Мы поставили перед собой вопрос перед тем, как провести исследование по теме,  «Актуальна ли эта тема в наше время, заинтересует ли она учеников?»

Выдвинули гипотезу: «Эта тема заинтересует учеников, потому что её изучение позволит расширить и дополнить  знания по истории  России»

Мини – проект № 1

Результаты анкетирования (анкета № 1)

Прежде, чем приступить к  исследованию, мы провели анкетирование среди 30 учащихся 7-х классов, желая выяснить некоторые вопросы для дальнейшей работы. Вот результаты анкетирования:

- Кто выплавил первый колокол? – 30 учеников не дали ответа

- Что означает слово «колокол»? - 30 учеников не дали ответа

- Как устроен колокол? -30 учеников не дали ответа

- Какой колокол в России самый знаменитый? – 5 учеников назвали Царь – колокол.

- Почему нужно беречь колокола? – 10 учеников ответили - сделаны из драгоценного

                                                              металла;

                                                       -10 учеников ответили – это наша история.

- Какие виды колокольного звона ты знаешь?  - 30 учеников не дали ответа.

- Какие чувства может  передавать звон? - 30 учеников не дали ответа

- О чём поют колокола? - 30 учеников не дали ответа.

Вывод: учащиеся плохо знают историю своей страны, а если знают, то поверхностно.

Мы же считаем, что современный ученик - россиянин должен знать ответы на эти вопросы, потому что история колокольного дела – это история нашей страны, это  прошлое наших предков. Знание этих вопросов способствует воспитанию чувства патриотизма в подрастающем поколении, знакомит ученика с основами православной культуры, воспитывает в нём чувство русскости.

Мини – проект № 2

 «Когда и где родился первый колокол?»

Отвечая на первый вопрос, мы выяснили, что есть две точки зрения на происхождение колоколов:

1 - научная точка зрения;

2 - христианская точка зрения.


С научной точки зрения, древнейшие предки колокола - колокольчик и бубенец - были обнаружены у многих народов; китайцев, египтян, этрусков, скифов. Колокольчики и бубенцы у разных народов при определённых сходствах столь сильно отличались друг от друга, что учёные делают предположение о независимом и почти одновременном рождении колокольчиков и бубенцов сразу в нескольких древних культурных центрах.


С христианской православной точки зрения первые христианские колокола появились в Западной Европе в конце IV - начале V века. По преданию, в Южной Италии, в городке Нола итальянской провинции Кампаньи, которая славилась хорошим качеством меди. Епископ Павлин Милостивый (353-431 гг.) отлил первый колокол для церкви. Однажды, удручённый людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной тёмной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твоё, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой». Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на высоком холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму, усыпанному росшими здесь цветами - колокольчиками. Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам - на ту прекрасную музыку, которую он слышал. 


Вывод: каждый сам определяет, какой точки зрения на происхождение колокола придерживаться, но нам кажется, что без божественного провидения не обошлось.





Мини – проект № 3


Что означает слово «колокол»? 


Обратившись к словарю, мы выяснили мнение учёных, которые предполагают: слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкун», что означает клепало или било (от слова «бить»). Это деревянные и металлические приспособления-доски с молотками-колотушками. Такие простые звучные приспособления использовались у многих православных народов для призыва на богослужение.



Мини – проект № 4


Как устроен колокол?


Мы сходили в церковь Иоанна – воина станицы Ольгинской, побеседовали со священником, просмотрели СД – диск с обучающей игрой и узнали,  что венчает колокол венец, что у колокола есть уши, плечи, тулово,  что говорит колокол языком, что украшен колокол каймой, что украшает «юбочку» колокола внизу музыкальное кольцо, что у колокола музыкальное кольцо для красоты звука.


 Вывод: колокол устроен как живой организм.



Мини – проект № 5


Самый знаменитый колокол России. 


        Мы узнали, что колокола постепенно попадали на Русь: в северные русские земли их доставляли с Запада, а в Киев - из Корсуни (Херсонес). Прислушивалась Православная Русь к колоколам, сердцем проверяла. И приняла, но принципиально исправила. И настоящий колокольный звон, ангельское призывное пение колоколов, которым прославилась Россия, действительно родились на русской земле. К 1917 году в России  звонило более 1 миллиона колоколов. В начале XX века в России работало до двадцати колокольных заводов.


       В ходе нашей работы, мы узнали, что самый знаменитый колокол России - это «Царь - колокол». У него, как у человека, своя судьба. 9 июня 1701 года во время пожара колокол упал, был повреждён и оставался безгласен до 1731 года, когда царица Анна Иоанновна приказала вновь отлить Царь-колокол. Начал работу талантливый русский мастер Иван Фёдорович Моторин с сыном Михаилом. Переплавляли Царь-колокол дважды, первый раз, в 1731 году – неудачно. Иван Фёдорович умер, и следующая переплавка колокола в 1735 году была поручена его сыну Михаилу Моторину. 23 ноября 1735 года по окончании Литургии в Успенском соборе был совершён крестный ход, потом молебен, после чего начали топить печь для плавки меди. 25 ноября литьё колокола было завершено благополучно.


Вывод: Царь – колокол – символ единства народа с Богом, символ благодарности Ему. Он никогда не звонил, стал памятником в Москве. Но он напоминает всем: во время пожара в Москве жители бросились спасать от огня не свои дома, а Царь – колокол, заливали его водой, чтобы не погиб красавец. И спасли, хотя кусочек откололся. В ходе нашей работы мы узнали, что колокола имели имена, названия. Сохранились некоторые названия колоколов, например, Красные колокола – у них звон «красный» то есть красивый, усладительный, радостный. Ростовские колокола признаны лучшими по тону. От самой колокольни тоже зависит красота звона. 30 исторических колоколов расположились в одну линию. Вот одни из них: Сысой, Ясак, Полиелейный, Лебедь, Баран, Голодарь, Козёл, Красный.
В одном городе прославился колокол своим звоном – «Звенигород». Ещё мы выяснили, что
 у колоколов своя судьба. В 1667 – 1668 годах был отлит Благовестный 35-тонный колокол, а в 1941 году он погиб во время Великой Отечественной войны. Колокол Пленный Голландец был взят в качестве трофея. Мы узнали, что Царский серебряный колокол в 20 пудов (более 327 кг) появился 5 июня 1890 года в Харькове в память о чудесном спасении семьи Александра III в 1888 году, когда поезд, возвращавший царскую семью из Крыма, сошёл с рельсов на территории Харьковской губернии. Из членов царской семьи никто серьёзно не пострадал. Поэтому духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее из чистого серебра колокола в 10 пудов». 


Вывод: - народ любил колокола и называл их по своеобразию, -  среди колоколов есть богатыри,-  колокола могу рождаться и погибать, колокола могут брать в плен, - колокола как живые, они рождались в знак благодарности Богу за его защиту и помощь людям,  поэтому их надо беречь.



Мини - проект № 6


Какие виды колокольного звона ты знаешь? 


Поговорив со священником нашей церкви, отцом Виктором, мы узнали, что существует несколько видов колокольного звона, прослушав вместе с ним диск, на котором записаны все виды колокольного звона. Итак, мы выяснили, что есть два способа звона: очепный (колокол ударяется о язык) и язычный (подвижный язык ударяется о края колокола), а также есть два вида звона:  


1. Благовест – призыв на богослужение.


2. И собственно звон во все колокола, например:


Звон в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне (исполнители звонари Данилова монастыря).


Звон после Крестного хода Великой субботы (исполнитель иеродиакон Роман).



В воскресенье используют четыре вида звона:


1. Перезвон – поочерёдные удары в каждый колокол.


2. Перебор, посвящённый памяти Российских воинов (исполнитель иеродиакон Роман - Огрызков).


3. Двузвон – звон во все колокола  два раза.


4. Трезвон - звон во все колокола три раза:


5. Петербургский трезвон (исполнитель Марат Капронов);


6. Пасхальный трезвон (исполнитель иеродиакон Тихон – Русаков)


В главные праздники звонят в самый большой колокол, до ста ударов и больше. Вывод:  


 у колокольных звонов своё назначение;  у колокольных звонов есть исполнители (звонари), поэтому нет похожих  колокольных перезвонов, колокольный звон может передавать разные чувства: радость и горе;  скорби и торжества, колокольня с колоколами – это музыкальный инструмент, а звонарь – исполнитель.



Мини – проект № 1 (заключение)


О чём поют колокола?


Прослушав колокольные звоны, побеседовав со священником, проведя опрос среди прихожан церкви, мы сделали вывод: ангельское пение колоколов призывает в храм на молитву, зовут народ к жизни духовной, призывает к смирению и любви.


 Колокольный звон возвещает о православных праздниках,  напоминает о печальных и важных событиях в православном мире. Колокольный звон плывет над землёй и напоминает людям о вечных,  нравственных ценностях. Колокольный звон поёт о героическом прошлом нашей Родины. Колокольный звон поёт о павших воинах на разных войнах за свободу Родины.  Колокольный звон будит душу русского народа, его совесть.


Мы познакомили учащихся 7 –х классов с результатами нашего исследования и провели второе анкетирование, желая выяснить, изменятся ли их знания по исследованной нами теме. Вот результаты анкетирования:


- Кто выплавил первый колокол? – 30 учеников дали верный ответ.

- Что означает слово «колокол»? - 30 учеников дали верный ответ

- Как устроен колокол? - 30 учеников дали верный ответ

- Какой колокол в России самый знаменитый? – 30 ученики назвали Царь – колокол и

  Царский Серебряный колокол.

- Почему нужно беречь колокола? –  30 учеников ответили – это наша история.

- Какие виды колокольного звона ты знаешь?  - 30 учеников дали верный ответ.

- Какие чувства может  передавать звон? - 30 учеников дали верный ответ.

- О чём поют колокола? - 30 учеников дали верный ответ.

- Какова роль колокольного звона в жизни народа? - 30 учеников дали верный ответ.

 Коллективные выводы

В ходе нашей проектной деятельности мы узнали, что народ особенно любил большие колокола. Они и их звон производили большое впечатление. Известно, колокола и их звон способствуют выздоровлению человека  и заживлению ран на теле.

Мы пришли к выводу: «О чём поют колокола?»

 - Ангельское пение колоколов призывает на молитву, призывает к смирению и любви.

- Колокольный звон возвещает о празднике,  напоминает о печальных и важных событиях.

- Колокольный звон плывет над землёй и напоминает людям о вечном, о нравственных ценностях.
- В колокольный звон наши предки вложили  всё своё лучшее, всё своё понимание жизни. - Колокола – это  душа русского народа, а колокольный звон – это  ангельское пение.


- Колокольные звоны были символом духовного и государственного единства России «во дни побед и бед народных».


-  Пока поют колокола – Бог с нами, потому что колокола поют о Боге! 


- Колокольный звон был и остаётся символом духовного и государственного  единства России «во дни побед и бед народных».


- Колокольный звон и в наше время объединяет всех православных России.



Наша гипотеза о том, что тема нашего исследования «О чём звонят колокола?» заинтересует учеников, потому что её изучение позволяет расширить и дополнить  знания учеников по истории  России,  подтвердилась. 


В начале работы мы поставили перед собой вопрос: «Актуальна ли эта тема в наше время, заинтересует ли она учеников?» После проведённого исследования мы можем ответить положительно на этот вопрос, потому что ученики        


- познакомились с историей рождения первого колокола;


 - приобрели знания о строении колоколов;  


- закрепили умения отличать разные колокольные звоны и определять их значение;  


- укрепили свой интерес к истории православной культуры;


Практическая значимость нашей работы заключается в том, что  


 изучение такого материала позитивно влияет на мировоззрение учащихся,  способствуют воспитанию у них чувства патриотизма,  формируют у них представления об истинных ценностях православного мира,  колокольный звон – это главная песня Святой Руси, пробуждающая народ к  духовному возрождению, взывающая к его совести.


Наша работа направлена на то, чтобы не прервалась  духовная связь поколений. «…раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности».


А.И. Солженицын


Перечень рекомендуемой литературы

и СД –диски с иллюстративным и справочным материалом.

  1. Бородина А.В. «История религиозной культуры. Преподавание курса в средней школе» - Сто друзей (приложение к «Учительской газете»)-№ 50, 12 декабря 2002.
  2. Бородина А.В. «История религиозной культуры. Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса». Москва, «Основы православной культуры». 2007 г.
  3. Кулаков А.Е. «Свет Вифлеемской звезды». М., 1999.
  4. Лангуева И. «Кто подрывает основы культуры?» Радонеж, 2003, № 7.
  5. А.Г.Макеева «Не допустить. Разумный выбор». Москва, «Просвещение», 2003.
  6. Е.В. Тростникова «Праздники православной церкви». Москва, «Эксмо», 2009.
  7. Энциклопедия для детей. Т.2. «Искусство», ч.1.-М.: «Аванта», 1999.

  1. СД – диски с иллюстративным и справочным материалом:
  1. «Большой Пасхальный звон» Студия Анастасии Дадыко. ООО «Интересное кино», Москва, 2008.
  2. «Устройство храма». Обучающая игра. Киностудия «Илья Муромец». Москва, 2005.
  3.  «От Рождества до Пасхи» А.Александров. Православный канал «Радонеж». 2008.
  4. «Церковные таинства». ТРК «СИНТЕЛ 3-ТВ». Краснодар, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Необходимость проектной деятельности в дополнительном образовании....

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством

В данной статье демонстрируется как опыт проектной работы в области изобразительного искусства способствует умственному развитию  учащихся со слабой познавательной деятельностью, а также дает сти...

Использование проектной деятельности на занятиях кружка

опыт использования проектной деятельности...

Статья "Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы"

В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов на занятиях русского языка и литературы через работу в малых группах. Интересна будет начинающим преподавателям и не имеющим большого опыта...

Внеурочная проектная деятельность. План занятия "Создание Путеводителя по Альметьевску"

Представлена разработка второго занятия внеурочной  работы по английскому языку "Проектная деятельность. Создание путеводителя по Альметьевску"....