ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ
статья по теме

Иванова Ирина Ивановна

Необходимость проектной деятельности в дополнительном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: педагог дополнительного образования П/К «Дружба»

Волжского района г.Саратова

Иванова И.И.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

              Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем  трудолюбия и высоких нравственных принципов.

               Формирование личности, воспитание, образование, обучение- являются основными категориями педагогики. Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.

                  В концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования. Оно способствует развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Развитие дополнительного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и создания информационно-образовательного пространства за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства

                    Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. В создании условий для изучения развития и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей для их самореализации и самоопределения в обществе педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия,  чтобы ребенок проявил себя.

             В настоящее время педагогика ставит в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между педагогом и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество.

              Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых.

           А значит, задача педагога состоит не столько в том, чтобы  подготовить будущих взрослых к профессиональной деятельности, сколько в том, чтобы научить жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

    Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности в целом. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» /2.Лебедев,О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии-2004.-№5-С.5-12/

       Педагог должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий.

Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.


         И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных учреждениях, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

       Метод проектов широко использовался в России еще в 30-е годы, и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась педагогами как нечто необходимое, разумное, важное для образования обучающихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

          В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

          Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в практике преподавания. Уже можно говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Мы ставим целью данной статьи рассмотреть вопрос о том, что представляет собой проектная методика в учреждении дополнительного образования детей?

Буквально Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска/ ru.wikipedia.org › wiki/Проект/

          В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть».

Такими авторами как Ястребцевой Е.Н.Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. /9.Ястребцева Е.Н./Использование проектно-программного подхода в учебно- оспитательном процессе школы и внешкольного учреждения/

  Под «методом проекта» по Н.И. Пьянковой подразумеваются Поисковый (Эвристический) и Исследовательский методы обучения. /5. Пьянкова Н.И., Тарасова Н.В./ Как научить Учителя понимать Ученика/Научный публицистический журнал Образовательная политика -2010-№4 /

         Эвристический метод состоит в том, что учащиеся решают проблемную задачу с помощью учителя, который, не подсказывая решения, ставит вопросы, помогающие решению. Учитель может подсказать, как сделать первый шаг, - это подвигнет ученика сделать последующие шаги. Модификацией метода является эвристическая (открывающая) беседа. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель-учащиеся-учитель-учащиеся…

        Характерные признаки метода: -знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно -учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. -учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, в результате чего у них формируются прочные знания.

             В основу деятельности учреждений дополнительного образования детей положены личностно ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста (социально незащищенных, инвалидов, с отклонениями в развитии, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени. Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Исходя из этого, метод творческого проекта в дополнительном образовании детей становится наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод творческого проекта дает возможность наиболее полно раскрыть индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные категории детей.

              Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому что здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации.

     Процесс приобретения знаний по методу проектных технологий характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом воспитанников, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний и умений.

              Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Планомерно, целенаправленно, шаг за шагом, происходит преобразование академических знаний в реальный жизненный, и даже житейский опыт воспитанников, идет важнейший процесс социализации личности. Это вновь подчеркивает то главное, ради чего ребенок приходит в учреждение дополнительного образования. Ребенок приходит сюда, чтобы оказаться в мире радости, в мире успеха. Именно здесь он раскрывается более полно, потому что творческое объединение, которое ребенок выбирает, соответствует его интересам, способностям. И от того, какие условия здесь для ребенка, для него, как персоны, индивидуально будут созданы, во многом, возможно, будет зависеть и то, какое место во взрослой жизни он для себя найдет.

        Именно в дополнительном образовании, где в творческом объединении количество воспитанников не более пятнадцати человек, есть больше возможности, чем в самой школе, в реализации личностно-ориентированной модели воспитания обучающихся. Педагог дополнительного образования, реализуя программу по социальному воспитанию совместно со своими воспитанниками, способствует воспитанию духовности, нравственности, гражданственности обучающихся, что является главными ценностями гуманного общества.

Таким образом, на сегодняшний день метод проекта становится наиболее приемлемой формой работы с детьми в системе дополнительного образования. Так как в его основе лежит творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей.

Литература

  1. БСЭ. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Педагогика/
  2. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
  3. Лебедев,О.Е./ Компетентностный подход в образовании журнал /Школьные технологии-2004.-№5-С.5-12
  4. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
  5. Пьянкова Н.И., Тарасова Н.В./ Как научить Учителя понимать Ученика/Научный публицистический журнал Образовательная политика -2010-№4
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  7. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
  8. Электронные словари Яндекс http://dic.academic.ru/
  9. Ястребцева Е.Н./Использование проектно-программного подхода в учебно- оспитательном процессе школы и внешкольного учреждения./  Всероссийский @вгустовский педсовет / Секция "Интернет и образование http://www.websib.ru/@pedsovet/report/article.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Мини- проектная деятельность на занятиях ОПК. "О чём поют колокола?"

"О чём поют колокола?"- описание организации проектной деятельности учащихся на занятиях ОПК. Замечательное дополнение к занятию по теме "Храмы."...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Опыт реализации проектной деятельности на занятиях изобразительным искусством

В данной статье демонстрируется как опыт проектной работы в области изобразительного искусства способствует умственному развитию  учащихся со слабой познавательной деятельностью, а также дает сти...

Использование проектной деятельности на занятиях кружка

опыт использования проектной деятельности...

Статья "Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы"

В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов на занятиях русского языка и литературы через работу в малых группах. Интересна будет начинающим преподавателям и не имеющим большого опыта...

ЭФФЕКТИВНСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Анализ эффективности работы по формированию ЗОЖ у подростков путем создания команды, разделяющей единые ценности....