Путешествие в страну ритма
план-конспект урока по теме

Хрипунова Ирина Викторовна

В представленном материале предлагается закрепить теоретические термины методом игровых приёмов. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_ritma.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Гремяченская детская школа искусств»


Путешествие в страну Ритма

Конспект урока по сольфеджио
в 1 классе ДШИ

подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Хрипунова Ирина Викторовна

с.Гремячье

2013

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока: 

Закрепление пройденного материала посредством игровых приёмов.

Показать различные виды игровых форм.

Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи: 

- Закрепить понимание метроритма в музыке, в котором все длительности одинаковые, а акценты одинаковой силы появляются через равные промежутки времени.

- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.

- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.

- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся

Музыкальный материал:

1. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Марш деревянных солдатиков»

2. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Вальс»

3. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Полька»

Дидактический материал:

1. Ритмические карточки

2. Карточки с ритмическими рисунками и стихами (на каждого учащегося)

3. Плакат с надписью ступеней, ритма и слов песни «Белка»

4. Плакат с кроссвордом

Оборудование: фортепиано, компьютер, нотная доска, детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки).

План урока:

1. Акцентируемые и не акцентируемые звуки такта.

2. Узнать песню по ритмическому рисунку на ритмических карточках.

3. Отгадывание кроссворда.

4. Ритмический рисунок и стихи.

5. Творческое задание на сочинение мелодии.

5. Игра «Оркестр и солист».

6. Игра «Маша и медведь».

7. Метроритм в ритмических движениях: марш, полька, вальс.

Ход урока.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Преподаватель Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в страну Ритма. Но чтобы туда попасть, нужно определить сильные и слабые доли в песне. Я буду  петь песенку «Паровоз». Посмотрите, на доске записана мелодия этой песни.  Постарайтесь вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли.

(преподаватель исполняет песню из сборника Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду)

Преподаватель: Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

( Ответы детей.)

Преподаватель: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта.  Сильная доля - это музыкальное ударение, которое как мы называем?

(ученики: акцентом).

 Преподаватель:  Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.

(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)

Преподаватель: Я определила по вашему пению, что вы правильно почувствовали сильную долю. Тогда садимся на наш паровоз и отправляемся в путь, в страну Ритма!

Преподаватель:  На карточках выложен ритмический рисунок песни «Паровоз», давайте все вместе простучим его.

(отстукивают ритм карандашом по парте)

Преподаватель: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а вы определите, по какой из карточек я стучала ритм.

( использовать ритмические карточки 6-7 раз)

Преподаватель: Теперь простучу ритм сразу с двух карточек подряд.

(использовать по две ритмические карточки 3-4 раза)

Преподаватель: Все молодцы, правильно отгадали ритм по карточкам, а это значит, что мы с вами уже попали в страну Ритма. Кто же в ней живет? Мы сейчас это узнаем, отгадав кроссворд.

По горизонтали:

1. Чередование в музыке звуков различной длительности.

2. Перерыв в звучании, или проще говоря – знак  молчания.

3. Целая, половинная, четвертная, восьмая …

4. Отрезок мелодии от одной тактовой черты до другой.

По вертикали:

1. Обозначает число долей определенной длительности, образующих такт.

2. Степень быстроты движения.        

3. Единица времени в музыке.

4. Музыкальное ударение на первую долю такта.

( учащиеся отгадывают кроссворд, преподаватель вписывает в клеточки кроссворда правильные ответы детей)

Преподаватель: Теперь мы узнали, кто живёт в стране Ритма. Но что за странный конверт у меня появился? Это задания для вас приготовил король страны Ритма – Размер 2/4. Определите, к каким стихам подходят ритмические рисунки. Поставьте цифру, соответствующую ритму около стихотворения.  (Карточки раздаются каждому ученику).

Преподаватель: Молодцы, справились с заданием. Следующее задание Размера 2/4: Сочинить и записать мелодию в размере две четверти в тональности ре мажор на один из ритмов предыдущего задания.

Преподаватель: Хорошо, давайте посмотрим, у кого какая получилась мелодия. (Преподаватель проверяет задание, делает замечания, исправляя ошибки)

Преподаватель: Посмотрите, нам Размер 2/4 приготовил свою песенку в тональности «до»  мажор. (Преподаватель вешает на доску плакат с надписью ступеней, ритма и слов).  Но что это? Где мелодия? Здесь только обозначены ступени и  длительности. Определим нужные ноты.

          «Белка пела и плясала, словно заводная.

          Все подмётки оттоптала, шла домой босая.»

Преподаватель: Давайте попробуем спеть песню сначала сольфеджио, а потом со словами. Дирижируем в размере 2/4.

Преподаватель: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.

(повторить задание, поменяв группы:  первая – отхлопывает  слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю)  

Преподаватель: Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста.

(ученики берут маракасы, трещотки, бубны и отстукивают ими по заданию преподавателя сначала каждую долю такта, затем – только  сильную долю такта музыкальных примеров из сборника  Ж.Металлиди «Мы играем, сочиняем и поём» для 1 класса, а один из учеников поёт мелодию данного примера)

Преподаватель: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру, которую очень любит Размер 2/4  – «Маша и медведь». Правая рука – медведь, левая рука – Маша. Медведь идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом    вслух). Пробуем все вместе. А Маша идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А теперь идут вместе и Маша, и медведь: (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Медведь и Маша поменялись местами. Теперь медведь – левая рука, Маша – правая рука. (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).

Преподаватель: Молодцы. А как вы думаете, если представить, что медведь движется под музыку, то какой жанр музыки ему подойдёт: вальс, марш или полька?

(ответы учеников)

Преподаватель: Правильно, медведь будет двигаться под музыку марша. Ведь  ритм марша всегда очень четкий. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. Какие разновидности марша вы знаете?

(ученики: походные, церемониальные, траурные, сказочные, детские)

Преподаватель: Сейчас вы услышите  произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Во время прослушивания помогите деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Марш деревянных солдатиков».)

Преподаватель: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете ритм вальса отличается от ритма марша?

(ученики: вальс парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и  умеренно-быстром темпе.)

Преподаватель: Правильно. Сейчас будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского), а мы руками будем изображать плавные движения под музыку – как  будто наши руки танцуют вальс.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Вальс».)

Преподаватель: Молодцы. А теперь кто расскажет о польке?

(ученики: полька – чешский  народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4/4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте – две восьмых и одна четверть).

Преподаватель: Послушаем «Польку»  из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Полька».)

Преподаватель: Молодцы, верно определили нужные карточки. Наш урок подошёл к концу. Но мы не будем прощаться со страной Ритма.  Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок.  


Преподаватель: Запишите домашнее задание. Подобрать песню «Белка» от звуков «соль», «ре». Записать от этих нот песню в тетрадь, петь со словами, отметить акценты.

Использованная литература:

Металлиди Ж., Перцовская А.  Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы. – Ленинград:  Советский  композитор, 1989.

Барабошкина А. Сольфеджио для I класса ДМШ. – Москва: Музыка, 1988.

Домогацкая И., Чустова Л. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ. – Москва: Пресс-Соло, 1995.

Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – Москва: Музыка, 1990.

Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду. Средняя группа. – Москва: Музыка, 1990.

Использованные материалы:

1.  Чайковский П.И. Детский  альбом,  CD, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...