Рабочая программа
презентация к уроку (5 класс) по теме

Катукова Людмила Алексеевна

План работы и программа кружка ОПК, литературного кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 002.doc188.5 КБ
PDF icon 004.pdf2.82 МБ
PDF icon 005.pdf2.79 МБ
Microsoft Office document icon 006.doc44.5 КБ
PDF icon 007.pdf1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании МО                                                        Директор гимназии

Протокол №_____ от ______                                        «Эврика»

                                                                        Филиппова Г. Г.

                                                                        _______________________

                                                                        «_____»____________ 2008

ПРОГРАММА

литературного кружка по курсу

«Основы православной культуры»

Руководитель:

Катукова Л. А.

г.-к. Анапа

2008-2009 уч. год.

1. Пояснительная записка

Литературный кружок

Литературный кружок входит в структуру дополнительного образования гимназии № 7 «Эврика» г.-к. Анапа и действует в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном образовании от 12.07.2001 г. Концепция воспитательной работы современной школы предусматривает создание системы патриотического, «духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», формирование социально-активной личности гражданина, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, к родному краю, городу, отдельному человеку.

Деятельность кружка, в котором объединяются учащиеся разных возрастных категорий, пишущие стихи, рассказы, сказки и т.д., определяется основным принципами образования и направлена на:

  1. развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности;
  2. свободу выбора образовательной программы в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей;
  3. психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития детей;
  4. творческое сотрудничество педагогических работников, детей и родителей.

Кружок объединяет учащихся, стремящихся реализовывать свои творческие способности, свой поэтический, писательский дар.

Цель:

Развитие способностей учащихся в их поэтическом, писательском творчестве, что является выражением индивидуальности ребенка и его самореализации.

Задачи:

  1. развитие творческого потенциала юного поэта, писателя, журналиста;
  2. расширение кругозора, образности восприятия окружающего мира, его рукотворной и нерукотворной сути;
  3. изучение русского и мирового поэтического наследия;
  4. создание условий для публикаций работ юных дарований и публичных выступлений;
  5. сотрудничество с пресс-центром гимназии;
  6. сотрудничество, общение с подобными структурами других учебных заведений города и края.

Создание литературного кружка по курсу «Основы православной культуры» открывает новые возможности в воспитании духовности, любви к окружающему миру, к человеку, к Творцу.

На основе кружковой деятельности можно проводить мероприятия в форме литературной гостиной: классные часы, встречи с известными анапчанами – творческой интеллигенцией города (поэтами, писателями, художниками, композиторами, исполнителями).

Поэтическое творчество – это труд души, это дар Божий. Увидеть, услышать его, сохранить, развить, преумножить – вот наша скромная задача.

Базовые образовательные дисциплины – русский язык, литература и т.д. дают ученику возможность познакомиться с творчеством общеизвестных авторов, течений и стилей в литературе, способами написания тех или иных произведений, но индивидуальное творчество требует более углубленного анализа и самореализации, что достигается в кружковой работе.

Выработка авторского стиля, участие в мастер-классах, участие в газете, проведение творческих встреч, выпуск поэтических сборников – это составляющие деятельности поэтического, литературного кружка.

Главный замысел литературного кружка и его актуальность – это работа над развитием личности, это познание богатства родного языка и его применение. Это осознание СЛОВА, как первоосновы мира.

Для чего трудится поэт – этот легко ранимый, но великого духовного богатства человек? Об этом очень хорошо сказал русский писатель В. П. Астафьев в одной из своих «Затесей» - «Что есть поэзия?»: «… И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово спасет его мир от бурь и потрясений если не заслонит человека от невзгод и бед, свалившихся на него, то хотя бы его утешит. И так было всегда – поэзией двигала вера в добро и милосердие, поэт и музыкант всех ближе к небу и Богу» (В. П. Астафьев, 19 апреля 2001 г.)

Организационные основы обучения

  1. Занятия в кружке рассчитаны на учеников различных ступеней

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Количество детей в кружке не ограничено, так как зависит от количества пишущих детей.

  1. Занятия проводятся по группам, но предполагают и индивидуальные, и общие для обмена опытом, так называемые мастер-классы

Программа составлена из расчета 7 часов в неделю на один год обучения, на 154 часа.

С учетом занятости детей по расписанию школы, время занятий кружка определено два раза в неделю по 3,5 часа

Учебно-методический план

Содержание программы

Теоретические часы на подгруппу

Практические часы на подгруппу

Количество часов на индивидуальную работу

Тема I

  1. Что такое поэзия. Классики о поэзии


Просмотр фильма

  1. «Дар божий» и что с этим делать

1

1

  1. Труд великий души или забота о хлебе насущном

2 (семинар)

  1. Есть ли такая профессия - поэт

2

1

  1. Истоки русской поэзии

2

2

(семинар)

Тема II

Какие качества необходимо развивать творческому человеку:

а) духовные

б) физические

в) познание мира

г) свое место в обществе, в коллективе


2


2


2

Образное мышление

2

2

2

Ассоциативность восприятия. «И первым было слово…»

2

2

2

Существует ли техника написания стиха?

1

2

2

Стихотворение – что это?

1

2

2

Поэзия и музыка

1

2 (семинар)

2

Поэзия и живопись

1

2 (семинар)

2

Проза и поэзия

1

2

2

Поэзия чувства

1

2

2

Поэзия труда

1

2

2

«Портретная поэзия»

1

2

2

Созерцание мира через поэзию

1

2

Народный колорит в поэзии

2

2

2

Тайны стихосложения – существуют ли они?

2

2

3

Песенное творчество

1

2

2

Высокое чувство – высокая поэзия

1

2 (семинар)

2

Тема III

Издательская деятельность

Расположение текста на листе

2

2

Оформление листа

1

Создание литературы (стр. в газете)

2

2

Создание поэтического сборника:

  1. тема
  2. подбор стихов
  3. разделы
  4. вступление
  5. ремарки
  6. содержание

2

3

3

Тема IV

Творческие встречи

  1. с журналистом
  2. с филологом
  3. с поэтами
  4. с редактором
  5. с художниками
  6. с композиторами
  7. с артистами



1

1

1

1

1

1

1

Тема V

Навыки публичного выступления

Техника:

  1. речи
  2. жеста
  3. движения

Развитие:

  1. чувства ритма
  2. музыкального ритма




2




2




2




2




2




2

Основы певческого искусства.

Мастер-класс с педагогом музыкальной школы

2

2

2

Тема VI

Выездные занятия

  1. исторический музей
  2. Б. Утриш
  3. п. Горный
  4. пешеходная по Анапе
  5. Городской театр
  6. встречи в литературном объединении «Парус»

В течение года по отдельному плану

Тема VII

Концерты

  1. школьные праздники
  2. литературные конкурсы
  3. Рождественские чтения
  4. Пасхальный фестиваль
  5. Пушкинские дни
  6. Презентация коллективного сборника по итогам года



2


1


1


1


1

1



2


2


2


2


2

2

2. Ведущие педагогические принципы

Ведущие педагогические принципы данной программы определяются необходимостью обеспечить ребенку условия для освоения, сохранения, применения всех богатств русского языка, изучения и сохранения традиции национального поэтического наследия от классики до современности; умения развить поэтический дар, развить способность через стихотворение выразить свои мысли, переживания, свое видение мира и передать информацию другим людям посредством поэтического образа, с учетом богатства православной культуры. Организация педагогического процесса производится в соответствии со следующими принципами:

  1. принцип научности;
  2. принцип доступности;
  3. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  4. принцип преемственности, последовательности и систематичности, который организует содержание образования линейным способом;
  5. принцип сочетания педагогического (образования) управления с развитием инициативы и самостоятельности детей.

3. Конечный результат. Система диагностики

По окончании курса обучения учащийся должен освоить:

  1. роль слова в творчестве; место поэта и писателя в православной культуре;
  2. основы стихотворения;
  3. содержание понятий «поэзия», «поэт»;
  4. основы издательской деятельности, подготовку текста к изданию;
  5. освоить понятия – поэтическая строка, поэтическая страница, поэтический сборник;
  6. основы психологии человеческого общения, воздействия слова на человека;
  7. освоить правила и приемы публичного выступления;
  8. освоить особенности журналистского жанра, жанра песенного творчества, совместного творчества с художником, фото-художником.

Основным тестом на приобретение и развитие писательских навыков является итог творчества учащихся:

  1. стихотворение, рассказ ,эссе;
  2. участие в газете «Эврика»
  3. публикации и участие в городских изданиях и конкурсах.

4. Условия для реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  1. помещение для спокойной вдумчивой работы;
  2. оборудование для работы – столы, стулья; доска.
  3. письменные принадлежности, бумага, компьютер, принтер, диктофон, видео и фотокамеры.

Литература

  1. «Основы православной культуры» - учебно-методические материалы. Краснодар, 2006;
  2. «Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей образовательных школ. Москва, 2007;
  3. Лихоносов В. Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания. Роман. Красноярск, Краснодар, 2008;
  4. Введенская Л. А., Пономарева А. М.: Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся образовательных школ, студентов, преподавателей колледжей и училищ. – М.: ИКЦ «Март», 2003;
  5. Ваганова Д. Х.: Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитатель, 2001;
  6. Служевская Т. Л.: Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Тускарора, 1999;
  7. Розенталь Д. Э.: Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати;
  8. Дунаев М. М.: Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. – М.: Издательский совет РПЦ, 2003;
  9. Виктор Астафьев: Затеси. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2003;
  10. Человек читающий, писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества/ сост. С. И. Белза. – М.: Прогресс, 1983.
  11. Тамарченко Н. Д.: Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М.: Издательский центр «Академия».2004г.


Л. Катукова

Над лесами, над полями, долами

Звучат гусли перезвонами –

Славят Божью благодать.

И несется песнь раздольная,

Внемлет ей земля привольная-

Гусляру она под стать.

Припев:                Ой вы, гой еси, да гусельки.

Ой вы, струны золоты.

А слова, росинки-бусинки,

От любви и доброты.

По дороге, да по стеженьке

Он в лаптях на босу ноженьку-

К горизонту в небеса.

Звучат гусли многострунные,

И певец всем сердцем юным

Славит господа творца.

Припев:                Ой вы, гой еси, да гусельки.

Ой вы, струны золоты.

А слова, росинки-бусинки,

От любви и доброты.


Л. Катукова

Прикоснуться в книге к строчкам

И задуматься опять…

Люблю книги читать ночью,

Когда люди тихо спят.

Не вещает телевизор –

Надоедливый провизор,

Что лекарства продает

И от всех мирских болезней

Нас рекламой так и жжет!

Книга – вот наш лекарь главный,

Что в тиши библиотек

Нас перемещает плавно

В прошлый век и в новый век.

Здесь, на кромочке страницы

Буквы замедляют бег,

Когда хочешь углубиться

Ты в истории разбег.

Книжных полок строгий ряд.

Ровным строем здесь стоят

И Михайло Ломоносов, и Куприн…,

И нет вопросов

К Цвейгу руку протянуть,

В гости к Фету заглянуть…

Но я, с сердцем вдохновенным

К изголовью взор верну –

К Библии, сей книге главной,

Ум пытливый разверну.

Знаю, только в православной

Чистоте из века в век

Души книгу раскрывает

Нам Евангельский завет.

И пускай горит свеча –

Путь к Истоку очищает,

Как из Горнего ручья

Слово душу наполняет.

05.12.2008

Анапа

Саша Козловцева, 3 «Б»

Гимназия «Эврика»

Богородица

Она Святого родила,

Она сама Святая.

И ведь в душе Она – чиста,

Как Вифлеемская звезда,

Она нам мать родная.

Мы все ее благодарим

За то, что родила Его,

Спасителя нашего.

Ведь Он хотел творить добро,

Но люди злые

Распяли на кресте Его.

Но ведь звезда горела без конца.

А дух Христа бродил всегда!

И заходил Он в каждый дом,

Даря нам радость и любовь!

***

Люди, все на свете,

Взрослые и дети

Берегите Землю!

Я ее люблю,

Я ее храню,

Ведь она – святая,

Ведь она – чиста!

Поклонитесь Богу

И любовь моя

Не покинет душу

Никогда! Никогда! Никогда!

***

Тучи черные плывут,

Птицы песни не поют,

Дождик льет как из ведра-

С зонтиком хожу всегда.

Капля падает на нос,

Речка пополняется

И цветок чуть-чуть подрос,

Ветер поднимается.

Травушка промокла чуть,

На улице дождливо, муть.

Саша Козловцева, 3 «Б»

Гимназия «Эврика»

Новый год!

Пусть Новый год,

Как новый друг,

Приносит счастье всем вокруг,

Приносит радость и успех

И поздравляет все, всех, всех!

Он дарит нам мешок подарков!

От радости всем станет жарко.

Мы будем петь и веселиться

И в танце до утра кружиться!


Замковая Ира, 3 «Б»

Гимназия «Эврика»

Секунда счастья

Одну секунду счастья

увидел я во сне.

Отступит прочь ненастье,

любовь придет ко мне.

И солнце улыбнется

мгновением весны.

Птенец в гнезде проснется

И скажет: « Живы мы!»

Лето

Солнце светит очень ярко.

Птички песенки поют.

Всегда летом очень жарко.

В море корабли плывут.

Моя мама

Моя мамочка хорошая,

Мамочка пригожая.

Убирает и стирает,

Стол к обеду накрывает.

Люблю мамочку мою!

Ведь без мамы нам не жить,

Долго будем мы тужить:

Папа кушать не готовит и посуду не помоет.

Стол мне тоже не накроет.

С мамой будем мы всегда,

Неразлучны никогда!




Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема

Храм –        Дом Божий (урок беседа)

        Дом Слова

(сына Божия – Иисуса Христа)

«В начале было слово… и слово было Бог…

Все через Него начало быть и без Него

ни что не начало быть, что начало быть»

(Иоанн 1, 1-3) Евангелие

Цель урока:        Дать понятие о назначении православного храма для общества и человека, о его рукотворной и нерукотворной (духовной) сути, через творческое осмысление и созидание.

Задачи:        1) Развить интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры. Пополнить словарь историко-культурных понятий учащихся.

2) Воспитать бережное отношение к духовному, историческому, культурному наследию.

3) Познакомить с понятием «Храм – дом Божий».

4) Познакомить с внешним видом и архитектурным устройством храма.

5) Формировать понятие о духовной ценности храма, как дома для молитв, святыни православных.

6) Пробудить творческое начало в осмыслении значения храма для людей, создания собственного художественного описания, сочинения, повествования или стихосложения о храме.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия
  1. Приветствие. Знакомство (Слайд 1).

  1. Сообщение темы занятия (Слайд 2, 3)

«Храм - дом Божий – дом Слова»

«В начале было слово… и слово было Бог… Все через Него начало быть и без Него ни что не начало быть, что начало быть»

(Иоанн 1, 1-3) Евангелие

Форма ведения урока – беседа, по технологии – творческая лаборатория.

  1. Говоря о значении храма для человека и об их связи через Бога, использую в качестве наглядных пособий литературу о храмах и книги собственного сочинения. Читаю стихотворение «Колокола» из книги «На родном берегу» (Слайд 4).

  1. Узнав из опроса учащихся (5 кл.) об их представлении о храме делюсь своими знаниями, а так же цитирую высказывания о храме архимандрита Александра (Милеанта). Рассказываю о своем послушании в храме Свято-Успенского монастыря в г. Красноярске (Слайд 5).

  1. Из ответов учащихся узнаю в каких городах они были, какие храмы видели. Ведем беседу о храмах в Московском Кремле (Слайд 6 – Сердце России).
  2. Читаем и разбираем стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина) о церквях (Слайд 7).
  1. Углубленное изучение темы
  1. Беседуем о внешнем устройстве храма, разбираем схему (Слайд 8).
  2. Провожу тестирование на глубину интереса к теме учащихся через вопросы по истории Казанского Богородицкого женского монастыря (слайды подготовлены 3 Б кл. МОУ «Гимназии «Эврика» - слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
  3. Говорим о храмах как о рукотворной и нерукотворной красоте (духовной). Делюсь своим видением и пониманием животворящей, творческой силе Храма, читаю стихи из книги «На родном берегу» Привожу примеры творчества детей (Слайд 17).
  4. Говорим об архитектуре и названиях храмов. Презентация «Храмы Кубани». Закрепляем понятия:
  1. Церковь
  2. Собор
  3. Кафедральный собор… (Слайд 18)
  1. Проверяем знания о храмах Анапы. Прошу детей назвать изображенные на слайде храмы Анапы и их основные устройства. Часовня св. Осии; храм Онуфрия Великого, храм преп. Серафима Саровского (Слайд 19).

  1. Творческая лаборатория.
  1. Проверка усвоения материала через работу со словом:

Учащиеся отвечают на вопросы и составляют рассказ о храме (Слайд 20)

  1. Подводим итоги через опрос.
  2. Даю домашнее задание – написать рассказ, стих, репортаж о Храме.

  1. В завершение в авторском исполнении звучит песня «Дубравушка» - слова и напев Л. Катуковой. Песня посвящена преп. Серафиму Саровскому. Была написана 01.08.2007 года в Анапе к празднику в честь его имени.
  2. Была приготовлена выставка литературы и атрибутов о храме, о богослужении, о таинствах. В раздаточном материале в специальных конвертах были предложены тексты молитвы перед учебой и после учебы. Молитвы были исполнены перед началом урока и по завершении его, по благословлению священника.

Храм

Что это?

Какой?

Где?

Имя?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...