Воспитательные технологии в образовательном процессе
статья на тему

Гайнутдинова Лира Рифовна

 

На сегодняшний день существует множество педагогических технологий для успешного проектирования, организации и ведения учебного процесса. Как правило, все они, безусловно ориентированы на создание и обеспечение комфортных условий  для учащихся и учителя. На пороге модернизации и инновационного развития системы образования происходит процесс изменения не только в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, но и во  всей  образовательной системы - появляются и внедряются новые подходы, методы, идеи, педагогический менталитет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnye_tehnologii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение                                                                 средняя общеобразовательная  школа с. Ургала   муниципального    района   Белокатайский район Республики Башкортостан

Название работы: Воспитательные технологии  в образовательном процессе

Гайнутдинова Лира Рифовна (учитель музыки высшей категории)

 Воспитательные технологии  в образовательном процессе 21 века

На сегодняшний день существует множество педагогических технологий для успешного проектирования, организации и ведения учебного процесса. Как правило, все они, безусловно ориентированы на создание и обеспечение комфортных условий  для учащихся и учителя. На пороге модернизации и инновационного развития системы образования происходит процесс изменения не только в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, но и во  всей  образовательной системы - появляются и внедряются новые подходы, методы, идеи, педагогический менталитет.

Сегодня в российской системе образования необходимо использовать принцип вариативности. На основании данного принципа педагогический коллектив, учителя получают возможность самим выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Разработка собственных  методов и приемов обучения дает возможность повысить эффективность образовательного процесса, использовать в современных условиях целостные педагогические идеи прошлого.

В 21 веке основной целью  современной школы является развитие личности учащегося как субъекта  приоритетного, с прочными знаниями, с повышенным интересом к познанию и готовым к жизни в социуме. Для развития такой личности важно единственное условие-мотивация, от которой и будет зависеть дальнейшее направление развития. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на учащегося для развития мотивации. И как правило, часто мотивация подменяется неизменными атрибутами образовательного процесса: завышенные требования, грубый командный тон, крик, оскорбления, большая нагрузка, домашним  заданием итд. Основная задача педагога-развитие личности  отходит на второй план, так как появляются еще более серьезные проблемы  в образовательном процессе, такие  как ГИА, ЕГЭ, где  шагая в ногу с временем, подчиняясь стандартам нового образования учителя вынуждены подготовить детей к предстоящим экзаменам, и порой становится вовсе не важно то, что основная цель образования-социализация учащихся - отходит на задний план. И не удивительно, что наши воспитанники  элементарно не умеют думать, предполагать, восхищаться, решать проблемы.

Положение в стране сегодня очень сильно влияет на формирование мировоззрения и нравственности личности учащегося. Несмотря на то, что информация сегодня приняла более доступную форму,  упало качество воспитанности, этических норм, разговоров о прекрасном и в целом общечеловеческих ценностей. Объясняется это, на мой взгляд, (и не только на мой взгляд) разделением обучения и воспитания в процессе образования. Ошибочно полагать, что такие формы работы принесут больше эффективности в образовательном процессе. Тот факт, что ученик добился  высоких результатов по отдельному  предмету, еще не значит, что он стал высоконравственной личностью,  и социальное становление учащегося как индивида на этом завершено. В связи с этим я считаю, что процесс воспитания на сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях должен быть един с процессом обучения, что эти две жизненно важные социальные задачи не могут существовать и работать порознь.

Существуют множество современных  воспитательных технологий и концепций.  Каждая из них отличается новизной идей и своеобразием. Я предлагаю применять учителям музыки (учителям-предметникам) игровые технологии, технологии личностно-ориентированного подхода, социального проектирования. На своих уроках я стремлюсь воспитать   эмоциональную отзывчивость, воображение, навыки художественно-образного мышления, формировать   эстетическое   восприятие произведений,   совершенствовать   у    школьников    искусствоведческие   знания.  

Каждый вид искусства, который используется на моих уроках,  призван решить   определенные воспитательные  задачи:

-формирование у учащихся представление  о творчестве того или иного деятеля, ознакомление с главной темой его творчества; развитие музыкального мышления через интегративные связи, умение сопоставлять зрительные и слуховые впечатления, закрепление знаний через опрос; воспитание эмоциональной культуры, эстетической культуры, культуры слушания и культуры ответов.

Исходя из конкретных условий и особенностей  класса, необходимо  спланировать педагогу, как использовать музыкальный, литературный и изобразительный материал, чтобы он имел определённое воспитательное  воздействие на учащихся, способствовал бы наиболее интересной драматургии урока. Использование на уроках  музыки  разных  видов  искусств  должно  способствовать  более глубокому эмоциональному восприятию музыкального произведения. Во  время  анализа  произведений  искусства  и в  процессе  восприятия  важно  сохранить эмоциональное отношение самого  ребёнка к  произведению,  не  перегружая  его  терминологией, сухими фактами.

Воспитывание учащихся через сохранение самобытной культуры своего народа имеет также  весьма эффективный результат. Обрядовые праздники, составление своей родословной и проведение  традиционных «Шэжэрэ байрам» формирует личность через диалоги культур и наполняет процесс образования смыслом.

Еще одним из способов повышения эффективности воспитания  является чередование разнообразных методик проведения занятий, классных часов. На уроке важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс поиска, именно он приобщает ребенка к радости творчества, к законам открытий нового, к самостоятельной исследовательской деятельности.

Среди моих учащихся есть дети, которые являются воспитанниками социального приюта для детей и подростков. Ни для кого не секрет, что эти дети в первую очередь относятся к группе  риска. С такими детьми особенно важен механизм или технология педагогической поддержки, которая включает в себя защиту, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо взять их под свое «педагогическое крылышко». Привентивная и оперативная помощь детям в решении их личных проблем - работа серьезная и очень деликатная. Важно правильно установить контакт с ребенком, услышать суть проблемы и выбрать правильный путь выхода из сложившейся ситуации. Вовлечение учащихся  с нарушениями физического и психического здоровья, с непростым социальным и экономическим положением в дополнительные  формы развития личности, такие как участие в различных культурно-массовых мероприятиях, кружках и секциях естественных, гуманитарного, спортивных направлений является неотъемлемым фактором в современных условиях воспитания и обучения.

Еще одним очень важным направлением  в современных технологиях воспитания является трудовое воспитание. Доказанный виднейшим отечественным педагогом Макаренко факт, что труд  является одним из важнейших способов воспитания, не утратил свою актуальность и сегодня. На самом деле, участие в коллективном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Этот опыт и сегодня показывает, что самосознание детей получает огромный творческий импульс, благодаря участию в коллективной работе. Поэтому, уважаемые коллеги, нужно подать вашим детям личный пример    отношения к труду и всему остальному, так как всё это влияет на ребенка, формирует его личность. Проявляя свою требовательность, терпение, любовь, вы обязательно будете иметь в глазах ваших воспитанников  заслуженный авторитет.

           Список использованный литературы:

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М., 1987.

2. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М., 1990.

3. Макаренко А.С. Марш 30-го года / А.С. Макаренко. - М., 1988.

4. Макаренко А.С. Флаги на башнях / А.С. Макаренко. - М., 1971.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М., 1985.

6.Информация из сети интернет: dbsch2/ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Краткий обзор воспитательных здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательнром процессе: классификация по Н.К. Смирнову, приёмы, методы, практическое применение....

«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»

В современном мире невозможно, не выходя  за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами  воспитать гармонично развитую личность....

Статья "Музей школы-эффективное средство совершенствования воспитательного и образовательного процесса"

Музей стал центром всей работы по историческому краеведению, именно, школьный музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательн...