Театральные игры
рабочая программа по теме

Рабочая программа на один год "Театральные игры" для детей от 8 до 10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_odin_god.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Детское театральное творчество  тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своего народа, страны, к  их  традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

В человеческой природе,  очень сильна потребность в создании второй  реальности.   Эта  вторая  реальность   позволяет  сотворить собственную модель мира. Вот почему искусству театра не страшны никакие пророчества о вымирании. Вот почему так часто используются театральные формы в сферах, на первый взгляд, далеких от драматического искусства. Это и театрализованные представления по самым разным поводам, будь то открытие Олимпиады, или празднование юбилея города; это театрализованные уроки в школе, использование театральных форм во врачебных целях, и т. д.

В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, проиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.

Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, поэтому  процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу

Программа «Театральная страна»  предназначена для детей от 8 до 10 лет.    Данная программа   является модифицированной на основе авторских программ «Дети театра» разработанной  педагогом дополнительного образования Гарбузовой С.А. и «Театр детей и подростков» М.Г. Корзун. Отличие данной программы в том, что она включат в себя большее количество часов, что позволяет более подробно углубится в основные темы программы и включить изучение тем регионального характера. Также программа адаптирована к условиям Центра дополнительного образования.

Цель программы: удовлетворение постоянно меняющихся потребностей и запросов детей, развитие их творческих способностей. Создание возможностей творческого развития,  приобщение детей   к культурным ценностям, к истокам народного творчества, воспитание всесторонне развитой личности.

При наборе в творческое объединение «Золотой ключик» дети не отбираются ни по конкурсу, ни по физическим данным. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей и желания ребенка. Главным является способность воспитанников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству, интерес к театральному обучению.

Группы могут пополняться новыми учениками на всех этапах обучения. Наполнительность групп от 12 – 15  человек.

Количество учебных занятий в объединении «Золотой ключик»:

1 год обучения – 2 раза в неделю по два часа, что составляет 144 часа в год.

Программа учебной работы строится на основе изучения явлений природы и окружающего мира. Ребенок в игровой форме знакомится с самим собой и окружающим миром. Маленький человек, как правило, плохо знает себя. Это с одной стороны свойственно его возрасту, с другой - современный  окружающий    мир  плохо  готовит его  к самосознанию.

Цели:

  1. развитие эстетического восприятия детей;
  2. воспитание чуткого отношения к окружающему миру;
  3. обучение основам актёрского мастерства и сценической речи.

Задачи:

В развитии:

- развивать наблюдательность и внимание;

          - развить умение  сравнивать  и группировать предметы по их признакам (цвет, форма, величина).

В воспитании:

 - воспитать навык верной оценки своих поступков и поступков сверстников;

 - привить бережное отношение к окружающим вещам (театральные костюмы, реквизит, декорации и т. д.).

В обучении:

 - с помощью театральных игр, этюдов и упражнений совершенствовать двигательный аппарат воспитанников;

 - научить основам верного дыхания;

- научить «превращаться» в неодушевленные предметы

 - научить превращаться в одушевлённые предметы.

После первого года обучения ребенок должен:

Знать:

- 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов об окружающем нас мире;

- что такое театр, роль актера и режиссера в театре;

- как вести себя на занятиях, при просмотре спектакля и концертов;

- понятие: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы;

- приёмы верного дыхания.

 Уметь

- четко и быстро выполнять команды педагога;

- отличать одушевленные предметы от неодушевленных;

- «превращаться» в птиц, животных, насекомых;

- «прожить» кусочек жизни птицы, насекомого или животного;

- выполнять упражнения в присутствии постороннего человека;

- рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

- передать пластическую форму живой природы;

- двигаться по кругу и хаотично в ритме, заданном педагогом;

- выполнять 2-Зпростейших физических действия, находясь на сцене;

Учебный план программы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Мастерство актера:

Этюды:

-на овладение простыми физическими действиями (одиночные);

-тренинги на развитие воображения, памяти, фантазии;

-на одушевленные предметы;

-на не одушевленные предметы;

-бессловесные и словесные действия;

-азбука театра.

45

7

16

10.5

6

4.5

1

5,5

1

2

1,5

1

0.5

0,5

39,5

6

14

9

5

4

0,5

3

Сценическая речь:

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная и мимическая гимнастика;

-работа с текстом;

-разучивание стихотворений, скороговорок.

45

13.5

13.5

9

9

9

2

2

2

3

36

11.5

11.5

7

6

4

Пластика:

-движение каждой части тела отдельно;

-поза, жест;

-движение в пространстве;

-движения в предполагаемых обстоятельствах;

-движения и повадки животных;

32

2

4

8

10

8

5

0.5

1

1

2

0.5

27

1.5

3

7

8

7.5

5

Этика, эстетика:

-добро и зло;

-волшебные слова;

-красота вокруг нас;

-береги природу;

8

2

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

6

Диагностика и контроль

3

-

3

7

Участие в плановых мероприятиях ЦДО

8

4

4

8

Внутри кружковые праздники

2

-

2

9

Итого

144

26

136

Учебно – тематический календарный план

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе количество часов по форме организации учебной деятельности воспитанников

Дата проведения

занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Фронтальная

(групповая)

Индивидуальная

запланированная  

фактическая

1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

+

Входная диагностика

1

-

1

+

2

Мастерство актера

11

2

9

+

Азбука театра

1

0.5

0.5

+

Этюды на овладение простыми физическими действиями

3

0.5

2.5

+

 Тренинги на развитие воображения, фантазии

3

-

3

+

Игры на развитие памяти

4

1

3

+

3

Сценическая речь

10

3

7

+

Дыхательная гимнастика

3

1

2

+

Артикуляционная гимнастика

3

1

2

+

Разучивание стихотворений

2

1

1

+

Работа со скороговорками

2

1

1

+

4

Пластика

8

1.5

6.5

+

Движения и повадки животных

4

0.5

2.5

+

Движения в предполагаемых обстоятельствах

4

1

3

+

5

Этика, эстетика

2

0.5

1.5

Волшебные слова

2

0.5

1.5

+

6

Мастерство актера

10

1.5

8.5

Этюды на овладение простыми физическими действиями

4

0.5

3.5

+

Этюды на одушевленные предметы

6

1

5

+

7

Сценическая речь

10

2

8

Дыхательная гимнастика

2.5

0.5

2

+

Артикуляционная гимнастика

2.5

0.5

2

+

Разучивание стихотворений

2.5

0.5

2

+

Работа со скороговорками

2.5

0.5

2

+

8

Пластика

8

1.5

6.5

поза, жест

4

1

3

+

движение в пространстве

4

0.5

3,5

+

9

Этика, эстетика

2

0.5

1.5

+

Добро и зло

2

0.5

1.5

+

Диагностика

1

-

1

+

10

Мастерство актера

14

1.5

12.5

тренинги на развитие воображения, памяти, фантазии

5

0.5

4.5

+

на одушевленные предметы

4.5

0.5

4

+

бессловесные и словесные действия

4.5

0.5

4

+

11

Сценическая речь

15

2

13

дыхательная гимнастика

5

0.5

4.5

+

артикуляционная и мимическая гимнастика

5

0.5

4.5

+

работа с текстом

5

1

4

+

12

Пластика

8

1

7

движение в пространстве

4

0.5

3.5

+

движения в предполагаемых обстоятельствах

4

0.5

3.5

+

13

Этика, эстетика

2

0.5

1.5

Красота вокруг нас

2

0.5

1.5

+

14

Мастерство актера

10

1.5

8.5

Этюды на неодушевленные предметы

6

1

5

+

Тренинги на развитие памяти

4

0.5

3.5

+

15

Сценическая речь

10

1

9

дыхательная гимнастика

3

-

3

+

артикуляционная и мимическая гимнастика

3

-

3

+

работа с текстом

4

1

3

+

16

Пластика

8

1

7

движение каждой части тела отдельно

2

0.5

1.5

+

движение в предполагаемых обстоятельствах;

2

0.5

1.5

+

Движения и повадки животных;

4

-

4

+

17

Этика, эстетика

2

0.5

1.5

Береги природу

2

0.5

1.5

+

Зачетное занятие

1

-

1

+

Участие в плановых мероприятиях ЦДО

8

4

4

+

18

Итого

144

26

136

Содержание  изучаемого курса

1. Вводное занятие

Педагог знакомится с детьми. Воспитанники знакомятся друг с другом с помощью игр и упражнений. Педагог рассказывает в доступной форме о предмете.

2.Мастерство актёра

 С помощью специально подобранных тем, ребенок на занятиях знакомится с самим собой и окружающим миром. Знакомство происходит посредством игр, упражнений и этюдов. Дети, используя воображение, память и фантазию, «сажают» деревья, «собирают» урожай, «готовят» еду, «летают» на ковре самолете и т.д.  Разыгрывают вместе с педагогом сюжеты из окружающего мира, «превращаясь» в животного, птицу, дерево, цветок и т.д.

Используя азбуку театра педагог во время игр  знакомит детей с понятиями: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы.

3. Пластика.

Разминка. Упражнения на координацию. Повадки животных. Эстафеты и подвижные игры. Этюда на простые физические действия.

4. Сценическая речь.

 Разминка. Упражнения на постановку верного дыхательного процесса. Артикуляционные упражнения. Речевые игры.

5. Этика и эстетика.

В игровой этюдной форме рассматриваются следующие вопросы:

- чуткое отношение человека к человеку;

- бережное отношение человека к природе;

- различия добра и зла;

- бережное отношение к окружающим вещам.

Воспитанники рассматривают предложенные педагогом вопросы на примерах из собственной жизни или сказок.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методической   особенностью обучения   в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

Используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы,  показ   педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );

- практический (упражнения, этюды).

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;

- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;

- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

 В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:           

- исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия;

- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;

2. Принципы

- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;

- систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

- гуманизации- дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;

   - детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного  процесса путем  формирования  партнерских отношений в группе: взаимному уважению.

Организационные формы:

  1. Коллективная  эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
  2. Индивидуальная — выполнения задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Функции педагога при групповой работе:

1. контролирует;

2. отвечает на вопросы;

3. регулирует споры;

4. даёт направление творческой деятельности.

Работая с младшими школьниками, следует помнить об особенностях восприятия детей этого возраста: быстрая утомляемость, рассеянное внимание, неспособность к длительной концентрации на одном и том же действии, явлении. Поэтому, занятия с малышами длятся не более 45 мин, с последующим обязательным перерывом.

При входе воспитанников в класс педагогу необходимо в самом начале занятия сконцентрировать их внимание для того, чтобы в дальнейшем быть услышанным детьми. Сделать это можно с помощью упражнения на внимание «Поймай хлопок», или с помощью простого диалога на любую тему.

В ходе урока необходимо постоянно чередовать упражнения по виду деятельности и степени активности: таким образом,  предупреждается преждевременная утомляемость и, кроме того, воспитанники приучаются к быстрому переключению внимания.

На протяжении всего учебного процесса педагогу следует всеми силами избегать того, чтобы быть скучным, пассивным, безликим учителем. Дети желают видеть перед собой экспрессивного, в меру весёлого и строгого педагога-актёра, который способен превратить каждый урок в увлекательную сказку. Именно таким педагогам дети платят огромной любовью и высокой результативностью.

Перед педагогом стоит нелёгкая задача – из разрозненных детей с разными психическими и физиологическими особенностями, из, зачастую уже в таком раннем возрасте эгоцентричных индивидуальностей, создать  на своих занятиях доброжелательный коллектив, в котором эти индивидуальности смогут самовыражаться не в ущерб окружающим. Создание творческой доброжелательной обстановки – это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из вида на протяжении всего процесса обучения.

В работе с детьми дошкольного возраста неотъемлемым качеством педагога-воспитателя является гибкость. Невозможно во главу угла ставить строгое, безвариативное выполнение поставленных целей. В любой момент, в зависимости от настроя детей и степени восприятия ими того или иного материала, педагог должен быть готов изменить направление или вид деятельности, вернуться к уже знакомому материалу, чтобы не нарушить комфортного самоощущения ребёнка на занятиях по мастерству актёра.

Важно, что бы педагог на своих занятиях всячески поощрял самостоятельные решения воспитанников, творческие находки, необычные решения.

Педагогу необходимо учитывать разную степень усвоения материала, решая эти вопросы с помощью с помощью заданий, соответствующих возрастным и психологическим особенностям каждого ребёнка.

В конце каждого занятия педагог должен сделать выводы, подвести итоги. Педагог должен постараться в каждой детской работе найти положительные моменты, мягко указать на наиболее часто повторяющиеся ошибки, отметить лучшие работы, т.е. вносить в работу соревновательный элемент.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе «Театральная страна»;

 - правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

 - наблюдать окружающий мир и уметь делать выводы согласно своей самобытности;

 - различать добро и зло, прекрасное и безобразное, сила и слабость, правда и ложь;

 - обладать навыком работы, как самостоятельно, так и в коллективе.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. светлое, просторное репетиционное помещение;
  2. театральный зал с полностью оборудованной сценой;
  3. наличие музыкальной аппаратуры;
  4. наличие методических пособий;
  5. наличие костюмов;
  6. стулья;
  7. возможности для документальной видео и фото съемки.

Литература для педагога:

  1. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.2006;
  2. Ершов П.М. «Режиссура, как практическая психология» М.1997;
  3. Гиппиус С.В. « Гимнастика чувств» М.1987;
  4. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» Ст.П.2007;
  5. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю»М. 2005;
  6. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» М.1980;
  7. Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» М.1989.

Литература для родителей и детей:

  1. Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребёнка» М. 2001;
  2. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» М. 2000;
  3. Мирошникова Л. «Выручалочка» Кр. 2000;
  4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» М.1999;
  5. Гайдаренко Е.П. «Нескучная энциклопедия. Игры, забавы, развлечения  для детей и взрослых» М. 1998 ;
  6. Сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...

Статья на тему "Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями "

Данная статья поможет начинающему педагогу организовать правильно досуг ребенка с нарушением слуха...

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная игра"

Программа для детей 7-10 лет, рапсчитана на 72 часа в год....

Статья «Театральная игра в жизни младшего школьника»

«Театральная игра в жизни младшего школьника»Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы огранич...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...

Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»

Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»  Пособие предназначено для руководителей ...