Доклад учителя - логопеда МБОУСОШ № 20 Погореловой Л.Ю.
статья по теме

Погорелова Лариса Юрьевна

 

на тему:

« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»

на тему:

« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_kruglyy_stol_novocherkassk.doc34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя - логопеда МБОУСОШ № 20 Погореловой Л.Ю.

на тему:

« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»

2013 г


Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной работе.

Ещё на заре развития человечества люди пытались лечить себя всем тем, что их окружало. В древних лечебниках указывается, что и воздух, и вода, и солнце, и фауна - все использовалось раньше в качестве лечебного средства.гиппократ говорил, что природа лечит, а врач только помогает.

Термины « апитерапия», « фитотерапия», « гидротерапия»,» ароматерапия»,» музыкотерапия»,» хромотерапия»,» литотерапия» _ лечение минералами, как и многие другие, хорошо известны, но накопленный опыт медленно пробивает себе дорогу в современном коррекционно образовательном процессе, в лечебной педагогике. Современный человек довольно скептически относится к старинным, нетрадиционным методам лечения, но почему мы должны игнорировать опыт народа, его мудрость?

Ароматерапия

Ученые давно обратили внимание. Что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Так, например, число ошибок у программистов и машинисток снижается: при вдохе запаха лаванды- на 20%, жасмина - на 30 %, лимона - на 54 %. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность.

Врачеватели древности огромное значение придавали шалфею, считая, что шалфее и стресс несовместимы. Желательно ароматерапию применять в сочетании с музыкотерапией. Продолжительность процедуры 20-30 минут. Курс лечения- от 10 до 20 сеансов. Наибольший эффект она оказывает на ослабленных, перевозбужденных лиц.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное состояние и физическое, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Раздражающая музыка дает прямо противоположней эффект. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха. Эти произведения наибольший эффект оказывают в работе с вялыми, паретичными детьми.Таким образом , нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают человеку.


Цветотерапия.

В коррекционной педагогике немаловажное значение имеет и хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на людей. Ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Даже вода, налитая в бутылку разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени. Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно образовательном процессе, коррекционной работе.

Литотерапия.

Литотерапия обладает особыми , неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Алмаз- улучшает функции мозга.

Аметист- снимает головные боли.

Бирюза- способствует уравновешиванию эмоций.

Жемчуг- благотворно действует на перевозбужденную психику.

Изумруд- камень мудрости.

Лазурит- лечит зрение.

Опал- успокаивает нервы.

Рубин- врачует сердце.

Фитотерапия.

Важно привлечь родителей, дефектологов, педагогов к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях. При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа. Хороши ванны из настоя чебреца., отвара свежих пихтовых веток.

Апитотерапия.

Апитотерапия- лечение продуктами пчеловодства. Мед- уникальный продукт, который на 100% усваивается организмом человека.

Физиотерапия.

Результаты коррекционной работы значительно выше и прочнее, если используется комплексный подход, включающий многообразие нетрадиционных методов, которые не только повышают эффективность, но и сокращают коррекционные сроки, предотвращают возможности осложнения, в том числе и речевые.

При спастичной форме дизартрии рекомендуется синусоидальные модулированные токи ( СМТ). Они снижают спастичность


артикуляционных мышц, улучшает речь. Устранение спазмов в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизношение становится более четким, увеличивается сила голоса. Применяют аппараты ДВК-1, ДВК-2, ИНВ-4, длительность процедуры 8-10 минут.

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических мышц. В этих случаях назначают электрофорез ( кальция хлорида,натрия салицита, магния сульфата).

Нетрадиционные методы давно известны народу, их эффективность проверена временем. Поэтому необходимо многовековой опыт народа изучать, пропагандировать и шире использовать в коррекционно образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»

В этой работе раскрыты основные направления развития детей  и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Доклады для учителей - логопедов

В этом разделе вы сможете прочитать доклады на следующие темы:«Развитие речи у детей с ЗПР в процессе обучения и воспитания».«Мышление при алалии».«Система коррекционно-логопедического воздействия по ...

Доклад на районном методическом объединении учителей - логопедов.

Арт - терапия как средство познавательно - речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Доклад учителя-логопеда на заседании МО «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

Докладучителя-логопеда ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»  Струковой Л.А.на заседании МО «Организация работы по развитию речи у детей с огр...