Урок по развитию речи на тему "Интонация"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Ладыгина Елена Анатольевна

На данном уроке рассматривается понятие "интонация" и её составляющие. Урок носит практическую направленность. Обращение к теме "Интонация" на уроках речи не является обязательным. Однако использование этого материала способствует развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, облегчает усвоение пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonaciya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи в 5 классе по учебнику  Е. И. Никитиной «Русская речь.  Развитие речи».

Тема урока: «Интонация. В поисках смысла»

Цели:

  1. Дать представление о понятии «интонация» и её составляющих. Учить передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения.
  2. Развивать внимание, умение выразительно читать, четко и ясно говорить.
  3. Вызвать интерес к теме урока, воспитывать культуру речи, культуру поведения.

Оборудование: электронная презентация, карточки, словарь С. И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку: наличие тетради, ручки, карандаша, учебника

  1. Формулирование темы и целей  урока. Актуализация материала.

На слайде№1 помещён ребус.

- Разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока.

                    ТОН

А

                    ЦИЯ

ИН

-Тема нашего урока полностью звучит так: «Интонация. В поисках смысла».

-Что такое интонация?  Как она может помочь нам передать смысл высказывания?

Читаем определение понятия «интонация» в толковом словаре С. И. Ожегова: «Интонация  (от лат. Intonare – «громко произносить») – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения мысли».

- Сформулируйте цели нашего урока. (Выслушиваем варианты учеников.)

- Итак, сегодня мы изучим элементы интонации, будем учиться использовать их на практике, для того чтобы выразительно читать, то есть правильно передавать смысл высказывания. Ученики делятся на две группы (При наполняемости класса  до 15 человек).

3. Освоение нового материала.

-Интонация – понятие объёмное. Оно включает в себя несколько элементов.

Слайд №2.

- Одним из элементов интонации является мелодика речи – повышение и понижение голоса.

Речевая работа над словом мелодика. Слайд№3.

- Что обозначает это понятие? Прочитайте, запишите в тетрадь, обратите внимание на правописание слова.

- Какие предложения по цели высказывания выделяют в русском языке?

После того как дети ответили на вопрос,  демонстрируется слайд №4 с правильным ответом.

- Посмотрите карточки №1 и скажите, над какими предложениями по цели высказывания мы будем работать?

Понаблюдаем, какова же мелодика повествовательных и вопросительных предложений.

-Прочитайте предложения про себя.

- В каких предложениях по цели высказывания голос постепенно повышается?

- А в каких к концу предложения понижается?

Ученики читают предложения с нужной интонацией сначала про себя, потом вслух. Поправляют друг друга, если это требуется.

- Какова же мелодика вопросительных предложений?

- А повествовательных?

Ребята делают выводы.

Групповая работа

- Закрепим наше умение. Возьмите карточки №2. Приготовьтесь читать «Весёлые диалоги», соблюдая необходимую мелодику речи.

Выступают несколько пар. Зрители анализируют и оценивают чтение по ролям.

Следующий элемент интонации- тембр речи – эмоциональный оттенок.

Речевая работа над словом тембр и эмоция. Слайд №5.

- Что обозначает это понятие? Обратите внимание на правописание слова.

Запись понятия в тетрадь.

- Послушайте стихотворение И. Токмаковой и определите, с каким чувством  оно будет прочитано.

- В чтении стихотворения присутствуют чувства горечи, обиды, огорчения. Стихотворение так и называется «Ссора». 

Групповая работа

Каждая группа получает карточки с одинаковыми текстами и различными заданиями.

Карточки №3

1 группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи.

2 группа – злорадно, от лица злодея.

Анализ и оценивание ответов групп.

-Для чего нужно вкладывать чувства в то, что мы говорим?

- С помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому о чем, говорим.

- Следующий элемент интонации называется ритм речи – размеренность речи. Слайд №6

Запись нового понятия.

- Прослушайте сейчас несколько музыкальных отрывков из различных песен, подумайте, какую роль в них играет ритм.

1 отрывок из песенки Винни-Пуха и Пятачка – просмотр эпизода из мультфильма, где Винни-Пух и Пятачок идут в гости к Кролику. Сюжет мультфильма поможет вам найти правильный ответ. Слайд №7.

-Какое действие совершают герои под свою песенку?

- Звучащий ритм в этой песне помогает им идти, шагать.

Физкультминутка.

- Давайте прохлопаем ритм этой песни, напевая её.  (Упражнение выполняется стоя . Сначала руки находятся в одной позиции, затем меняем расположение рук  - держим их над головой, у груди, справа, слева, внизу, совершая наклон.)

- А теперь пошагаем под эту песню, помогая себе руками. (Шагать можно, передвигаясь по классу  или находясь на месте.)

-  Очень важен ритм в стихотворной речи, в музыке. Вот почему люди, совершая какую-то размеренную работу, помогали себе песней, напевали, пели её. Определите значение ритма в следующих песенных отрывках.

Звучат колыбельная песня, «Дубинушка», маршевая песня.

Групповая или парная работа (по желанию ребят).

- А теперь продемонстрируем, как используется ритм в считалочках.  Приготовьте карточки №4. Демонстрация считалочки. Анализ, оценивание.

- Мы переходим к знакомству со следующим элементом интонации темп речи – скорость речи. Слайд №8.

Речевая работа над словом темп. Запись понятия в тетрадь. Слайд №9.

- Приготовьте карточки под №5. Какой жанр устного народного творчества я использовала в этих карточках.  Мы поучимся применять различный темп речи на скороговорках. Познакомимся со скороговорками,  прочтём их медленно. (Ответы детей.) Ускоряем темп. (Ответы детей.) Усложняем задачу: добавляем к чтению чувства.

Групповая работа. Группы выступают поочерёдно.

 - Первый текст читаем с чувством жалости, пожалейте бедного воронёнка.

- Второй текст – так, чтобы все испугались, ваша задача – напугать.

- Третий текст читаем, возмущаясь тем, что трактористы по утрам  никому не дают спать.

- Четвёртый текст читаем так, словно рассказываем сказку – плавно и напевно.

- Вынуждены ли мы были изменить темп речи? Почему?

- Для того чтобы передать наши чувства, смысл высказывания,  не нужно торопиться, говорить в очень быстром темпе, иначе понять нас будет не просто.

- Переходим, наконец, к последнему элементу интонации – паузе, то есть остановке. Слайд №10. Запишем это понятие, оно вам уже знакомо.

- Прослушайте стихотворение Б. Заходера и подумайте, почему оно является смешной бессмыслицей.

- Как устранить смысловые нелепицы на письме и при чтении?

-Необходимо расставить знаки препинания так, чтобы в стихотворении появился смысл. Ведь стихотворение так и называется «Где поставить запятую».  А при чтении соблюдать паузы в нужном месте. Перепишите стихотворение, правильно расставьте запятые. (Если времени мало, можно выполнить  работу прямо в карточке.)  Прочитайте стихотворение по-новому, с соблюдением необходимых  пауз.

Групповая работа.

- Мы видим, что паузы необходимы в передаче смысла высказывания.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ива»  из упражнения 122, используя весь арсенал полученных сегодня знаний.  Ответы детей. Анализ, оценивание.

Итог урока

Что значит выразительно читать?  (Читать с правильной интонацией)

Каким багажом знаний нужно обладать для этого?   (Знать и уметь применять элементы интонации …)

Для чего это нужно делать? (Чтобы передать смысл высказывания)

Выставление отметок за урок с комментариями учителя.

Домашнее задание

Выразительное чтение любимого стихотворения.

Приложение к конспекту урока

И. Токмакова «Ссора»

Ты меня заобижала,

А скажи – зачем?

Леденец в руке зажала,

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил.

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж, что он английский –

Этот леденец.

Был тебе я другом близким.

Всё.  Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,  

Сразу бы забыл.

Б. Заходер «Где поставить запятую?»

Очень-очень странный вид:

Речка за окном 

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,
                                               

Пёсик

Из ружья стреляет.

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку.

Старый дед

Влетел в окно.

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

 - Вот что значит запятая!

Карточки №1

Что хочется мальчикам?

Мальчикам хочется драться, с утра и до ночи купаться, в грязи поминутно валяться и в разных железках копаться.

Что хочется девочкам?

Хочется им наряжаться, конфетами объедаться, с подружками пошептаться и в брошках-серёжках копаться.

Карточки №2

 «Весёлые диалоги»

1.

- Степан, ты спишь?

- Сплю, Иван.

А почему же ты со мной разговариваешь?

- Как ты не понимаешь? Это я во сне.

2.

- Маша, ты боишься мышей?

-Нет.

- А почему ты визжишь, когда увидишь мышь?

-Это я других предупреждаю, которые боятся.

3.

- Ты что смеёшься?

- Анекдот вспомнил.

- Какой?

- Помнишь, ты вчера рассказывал?

- А почему ты же вчера не смеялся?

- А  я его сейчас понял.

Карточки №3

Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит. Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги.

Карточки №4

Считалка

Реактивный самолёт

Отправляется в полёт.

Ты – пилот, и ты – пилот,

Поведёте самолёт,

Ты летишь не в первый раз,

Поведёшь его сейчас.

Карточки №5

  1. Проворонила ворона воронёнка.
  2. Топота копыт пыль по полю летит.
  3. На дороге с утра тарахтят трактора.
  4. Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...