Большое космическое путешествие
план-конспект занятия на тему

Мигина Надежда Владимировна

       Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих  ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kosmos.odod_.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

           

ГБОУ СОШ №380, Санкт – Петербург

Мигина Надежда Владимировна

Тема занятия: Большое космическое путешествие. 

 

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи:

Нарисовать свой космический корабль для путешествия в далекие космические миры.

 Обучающая:

  • сформировать знания учащего  о строении солнечной системы и ее планетах
  • сформировать навыки  сбора нужной информации.

Развивающая:

  • ознакомить с творчеством художников А. Леонова, А. Соколова (художников – космонавтов) и  А. Дейнека;
  • провести сравнительный анализ планет солнечной системы;
  • ознакомить с важными этапами пути развития космонавтики;
  •  развивать навыки составления композиции.

Воспитательная:

  •  воспитание бережного отношения к природе на нашей планете.
  •  воспитание интереса к литературе (стихи, сказки, загадки, рассказы о космосе).

Оборудование:

Для ребят: 

– альбом (лист А-4), карандаш простой, резинка, черный маркер, акварель, кисти, мелки цветные, гелиевая ручка.

Для педагога:

 ПК, экран, мультимедийный проектор, плакат «Парад планет» и «Старт космического корабля», рисунки учащихся 5 классов по космической тематике.

Литературный ряд:

Выставка книг с рассказами о космосе, загадками, стихами.

Зрительный ряд:

 методические пособия, рисунки детей, иллюстрации художников-иллюстраторов: В.Викторов, А. Соколов, А.Леонов, А. Дейнека, Д. Спейс и др., детские книги, марки, открытки.

Ход занятия:

  Организационный момент.

 Приветствие, проверка принадлежности к работе, знакомство с темой, целями занятия.

      Тему сегодняшнего занятия я хочу, чтобы мы определили вместе с вами.

Все необходимое для урока лежит  на столе.                                                    

 Вводная беседа.

       Для того, чтобы определить тему,  я предлагаю совершить небольшую экскурсию в далекое прошлое, когда первобытные люди, сидя около костра, со страхом и восторгом смотрели на небо.  

(Чтение стихотворения)

Созвездия

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра…

                                             Ю. Синицын

        С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звезды всегда притягивали их взгляды и души. Космос заставлял их мечтать и  раздумывать. (Слайд №3)

      Древние люди находились в слиянии с природой. Все что их окружало, казалось им загадочным, страшным и  интересным. (Слайд №4)

      Красота и величие ночного  звездного неба рождало у человека мысли о существовании вечного. Вера в могущество звезд основывалось на чувстве страха и на сознании красоты. (Слайд №5)

     Жуткий страх наводила на людей пролетающая звезда с длинным огненным хвостом. Но все равно с замиранием сердца они  любовались на множество ярких точек на ночном небосводе. (Слайд №6, 7, 8, 9)

Вопросы педагога:

       а)    что сегодня на занятии мы будем рисовать?

       б)    как можно озвучить тему нашего занятия?        

                     

         Мы с вами пришли  к выводу, что из всех перечисленных тем, лучше    

 всего подходит «Большое космическое путешествие» (Слайд № 10)

                                                                                   

       Пространство  вне Земли, с незапамятных времен получившее название «небо», всегда было доступно взору человека, который наблюдал ход светил, умел по ним ориентироваться и составлять календари для сельскохозяйственных работ. Но все, же космос с его видимыми небесными телами оставался недоступным, неведомой землей, подробности которой были скрыты в неоглядных далях.

Впрочем, еще Галилео Галилей, с помощью сделанного им телескопа, увидел в начале XVII века горы на Луне, открыл первые четыре спутника Юпитера, а сплошной пепельный Млечный Путь распался («разрешился», по терминологии специалистов) на мириады звезд. (Слайд № 11)

      Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих  ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. (Слайд №12)    

 Вопросы:  (Слайд №13)  

        Давай вместе назовем планеты нашей солнечной системы.

        Что можно рассказать о цвете планет?

        Что можно сказать о размере планет?

        

Прочитаем стихотворение, и вспомни планеты солнечной системы.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

Размещается Плутон.

       Давайте познакомимся с планетами поближе: Меркурий,  Марс,  Земля, Венера, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер.  (Слайды №14, 15, 16, 17)

   (Читают звездочеты)

Смотрите! Знаете, кто этот странник?

 Зовётся именем бога – посланника.

 Самая близкая к Солнцу планета -

 Будем знакомиться – Меркурий это.

Венера —  планета очень  горячая.

 Хочешь  точнее?  Скажу иначе.

 Четыреста  семьдесят  пять  по Цельсию.

  Короче, так жарко,  что можно повеситься.

 Да и  не может  там быть по - другому.

 Это  походу  известно любому:

 Венера  вторая  от Солнца  планета.

 С Земли она —  ярко-белого цвета.

Есть одна планета-сад

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

 Лишь на ней одной цветут

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В речку смотрят удивлённо...

 Береги свою планету -

 Ведь другой, похожей, нету!

Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,

 Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.

 Два, крошки, спутника, открытые однажды,

 Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие

Пятую именем Вселенского владыки

 И римского царя богов зовут Юпитер

У каждой планеты есть что-то своё,

 Что ярче всего отличает её.

 Сатурн - он шестой. Ты узнаешь в лицо.

 Его окружает большое кольцо.

 (Имя бога покровителя земледелия дано этой планете)

Седьмая планета – Уран голубой

Со спутниками, его стерегущими,

Грозными и опасными.

 Нептун. Восьмой от Солнца,

 Дальше в тридцать раз нашей Земли.

 Значительно плотней, среди планет – гигантов.

 Тринадцать спутников известно из его семьи,

 Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.                          

Солнце.  (Слайд №18)

      Шли века, человек приобретал все большую власть  над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой, же  несбыточной, как тысячи лет назад. (Слайд №19)    

       Еще с древних времен человечество мечтало заглянуть в космос, увидеть, что кроется в космических глубинах вне Земли. Из множества догадок и домыслов, которые сопровождали нас практически всю нашу историю лишь в XIX-XX веках писатели - фантасты завели речь о реальной возможности освоения космоса человеком.  (Слайд №20)        

       Мастером, который впервые начал разрабатывать межпланетные перелеты является Константин Эдуардович Циолковский. Именно он еще в 1903 году впервые опубликовал свой труд, который назывался: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде была обоснована теоретическая возможность совершения межпланетных полетов с применением ракет. (Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 г.)

       Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих  ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания.

       Цель нашего урока нарисовать свой космический корабль для путешествия в далекие космические миры, но для этого мы посмотрим некоторые этапы развития космонавтики.

     

       Во второй половине XXв. Человечество ступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина.  Мы горды, что первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запустила наша страна.  В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни и еще на множество других вопросов.  (Слайд №21)      

       Давайте внимательно рассмотрим с вами основные этапы развития космонавтики: (Слайд № 22- 38)   

                    (Экскурсию проводят юные командоры)

  • Запуск первого искусственного спутника земли; 
  • Космические путешественники;
  • «ВОСТОК-1» - полет Ю.А.Гагарина;
  • Вид  нашей планеты из иллюминатора космического корабля.
  • Первопроходцы космических далей - герои космоса. Стали первопроходцами космических далей, открыв для человечества путь к звездам: Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая…
  • Алексей Леонов на космическом корабле «ВОСХОД-2» первым  вышел в открытый космос.
  • «ВОСТОК-1» и «ВОСТОК-2»
  • Станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР.
  • Мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1 (СССР).
  •  Запуск первого блока Международной космической станции.

 

       Космос для людей сегодня перестал быть чем-то посторонним и далеким. Он является ареной интенсивных научных исследований и именно по этому окрестности земного шара, и районы дальнего космоса превратились, по существу, в гигантскую научную лабораторию, где неутомимо работают автоматические аппараты или пилотируемые космические корабли.

    Космонавтика  стала за невиданно короткий срок одним из главных рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяйства. (Слайд №39)

       Мы гордимся достижениями своей страны! (Слайд № 40)

       Космос глазами художников.  (Слайд № 41,42,43)   

Вопрос:  

 -  А кто знает,  что такое загадка?

Загадка – это мудреный вопрос.

Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это вопрос, в котором скрывается ответ, но дается намек.

Давайте попробуем разгадать  вместе несколько загадок о космосе:

  • На каком пути ни один человек не бывал?

                                                          (Млечный путь)

  • Синие потолочины

              Золотыми гвоздями приколочены.

                                                                      (Звезды на небе)

  • Из какого ковша не пьют, не едят,

               а только на него глядят?

                                         (Созвездия Большой  Медведицы, Малой Медведицы)

  • У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.

                                              (Месяц)

Космос глазами ребят – конкурс детских рисунков. (Слайд №45, 46, 47, 48, 49) 

      А сейчас я хочу вас познакомить с одним символом. Символом человека – символом человеческой души – это руки.

     Руки могут делать зло – это очень обидно, больно и отвратительно.

     Но руки могут делать добро.

     С помощью руки мы можем показать свое отношение к чему-либо. Можем сказать:    (Слайд № 50)

               

Давайте, люди, беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной на всех одна.
Что будет делать без нас она?

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: (Слайд № 51)

  •       Дата запуска первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе?
  •      Лётчик-космонавт  совершил первый в мире полёт в космическое пространство.
  •       Кто из космонавтов совершил первый выход в открытый космос?
  •       В каком году Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космос?
  •         Как назывался космический корабль, пилотируемый  первым летчиком- космонавтом?

                       

    Настало время, мы берем в руки карандаш и приступаем к работе. 

           

Вы сейчас должны сделать рисунок на тему космос. Итак,  БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ начинается!

                                                                             УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»

Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...

Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...

Большое космическое путешествие

Все дети рисуют… Рисуют много и увлеченно. Все дети мечтают. Мечтают о чем-то большом, светлом и чистом…Я педагог изобразительного искусства. Когда готовлюсь к урокам, четко знаю: на уроке ученику дол...

Большое космическое путешествие

Урок природоведения тема"Большое космическое путешествие Обобщение раздела «Вселенная»" Цель урока: В форме познавательной игры закрепить и обобщить знания по теме «Вселенная»...

Конспект открытого занятия "Большое космическое путешествие"

Конспект открытого занятия "Большое космическое путешествие", посвященного празднованию Последнего звонка для обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Большое космическое путешествие"

Форма организации работы по программе – игра «Большое космическое путешествие». С наступлением летних каникул жители Республики Мальчишек и Девчонок  отправляются в космическое путешествие вместе...