Большое космическое путешествие
статья по теме

Мигина Надежда Владимировна

Все дети рисуют… Рисуют много и увлеченно. Все дети мечтают. Мечтают о чем-то большом, светлом и чистом…

Я педагог изобразительного искусства. Когда готовлюсь к урокам, четко знаю: на уроке ученику должно быть все понятно и, главное, интересно. Тогда каждый ребенок готов совершить свой полет. Но для этого надо приложить немало труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Все дети рисуют… Рисуют много и увлеченно. Все дети мечтают. Мечтают о чем-то большом, светлом и чистом…

Я педагог изобразительного искусства. Когда готовлюсь к урокам, четко знаю: на уроке ученику должно быть все понятно и, главное, интересно. Тогда каждый ребенок готов совершить свой полет. Но для этого надо приложить немало труда.

Идя на урок, я понимаю, как важно быть хорошо подготовленным теоретически, много знать и, главное, уметь, уметь передавать свои знания в доступной, понятной и занимательной форме, учитывая возраст, интересы и психолого-педагогические особенности учащихся. «Наша задача – каждым делом удивить ребенка» - с этими словами В. А. Сухомлинского, наверное, согласится каждый педагог. Для чего? Чтобы сделать уроки более разнообразными, интересными, увлекательными. Ребенок не должен выполнять работу только из-за отметки. Каждая работа его обязательно должна заинтересовать, увлечь и оставить след в детской душе. Именно такие уроки,  в том числе и на космическую тему, по-доброму вспоминают учащиеся даже в девятом – одиннадцатом классе, когда происходит церемония вручения дипломов и удостоверений участников «БОЛЬШОГО КОСМИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ».

На примере урока по теме «Космос», на которую отводится несколько учебных часов, предлагаю рассмотреть, что можно сделать, чтобы ребята полностью погрузились в работу, творили увлеченно, с большим желанием. Для этого я объявляю игру «БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», в которой участвуют все параллели пятых классов.

Цель этих уроков: развитие творческих способностей и воображения учащихся.

Задачи:

  1. развитие умения передать в рисунке сюжет на заданную тему;
  2. развитие композиционных навыков;
  3. закрепление понятий о пропорции человека в зависимости от возраста;
  4. развитие умения изобразить предмет сложной конструкции (формы);
  5. воспитание художественно-эстетического вкуса учащихся;
  6. воспитание усидчивости, внимательности и аккуратности при выполнении работы.

Для проведения таких уроков необходимо:

  • портрет Ю. А. Гагарина;
  • игрушки: планетоход, луноход, макет ракеты;
  • репродукции с картин художников Андрея Соколова, О. Н. Гречина, космонавта Алексея Леонова;
  • учебники: астрономия, природоведение 5 класс;
  • отрывки из стихотворений (на космическую тему);
  • таблицы: строение цветка, деревья;
  • литература: К. Булычев «Тайна третьей планеты», А. Толстой «Аэлита»;
  • плакат строения фигуры человека;
  • кассета с записью «Волшебство природы»
  • На первом занятии четко прослеживаются межпредметные связи: история и литература. Мы начинаем перелистывать историю покорения космоса от первобытного человека, с момента, когда он стал обращать внимание на звездное небо. Оно его влекло и пугало своими тайнами. Знакомимся с появлением первых летательных аппаратов, а также с первыми космическими пассажирами: растениями, лягушками, собаками Белкой и Стрелкой… Вспоминаем первого в мире человека-космонавта     Ю. А. Гагарина, увидевшего Землю из космоса. При этом учащимися зачитываются отрывки из научной и художественной литературы, из стихотворений на космическую тему. На этом уроке я предлагаю каждому ребенку стать командором космического корабля и пройти весь трудный и увлекательный космический путь. По окончании игры, если ученик выполняет все ее условия, он получает диплом и удостоверение командора. После выставления оценок каждый ученик вырезает свой космический корабль, дает ему название и выставляет на старт (вывешивает на одной из оформленных стен рекреации). Также появляется список-таблица кораблей и командоров, стартующих с планеты Школа № 380. За списком и участниками игры четко следит ЦУП – центр управления полетом, в который входит по два человека от класса.
  • На втором занятии ребятам предстоит вспомнить уроки природоведения, на которых они изучали планеты Солнечной системы, их расположение, цвет… Читаем выдержки из  учебника, отрывки из художественной и научной литературы. Знакомимся с новым предметом, изучающим планеты, − астрономией. Ребятам предлагается, используя отрывки из стихотворений, а также, опираясь на репродукции и фотографии по теме, нарисовать карту звездного неба или полет космического корабля на планету, которую можно даже придумать самим. Рисунки получаются очень красочными и разнообразными. После выставления оценок ЦУП оформляет вторую стену в рекреации (при этом используются объемные планеты, выполненные учениками шестых классов), а также вывешиваются списки учащихся, прошедших два тура игры.
  • Третий урок особенно нравится ребятам. Здесь они по-настоящему раскрывают себя. Им предлагается изобразить карту-игру той планеты, на которую они держали свой путь. На уроке прослеживаются межпредметные связи: биология (вспоминаем  строение цветка,  деревьев,  для того чтобы помочь ребятам изобразить растительность на новой планете. Но возможны и варианты фантастических цветов и деревьев), география (полезные ископаемые, их цвет, структура), музыка (ребята слушают кассету, на которой записаны мелодии с журчанием ручья, всплеском волн, щебетом птиц, шелестом деревьев − «Волшебство природы»). Снова ЦУП и все желающие, а их с каждым уроком становится все больше, оформляют новый этап путешествия на стене, подписывают каждую работу и вывешивают новые списки участников, победителей трех этапов.
  • На четвертом, заключительном уроке по теме «Космос» я знакомлю ребят с произведением писателя-фантаста: К. Булычева «Тайна третьей планеты». Разбираем репродукции с картин художников: О. Н. Гречина «Юрий Гагарин», В. Н. Городилова «Завоевание космоса». Демонстрирую иллюстрации книги «Тайна третьей планеты». Тема этого урока звучит так: «Мой друг – инопланетянин» или «Портрет моего нового друга». Я повторяю с ребятами строение фигуры человека, так как инопланетянин вполне может быть похожим на землянина. Вспоминаем уроки декоративного рисования: стилизацию растений и животных, чтобы применить это для рамки портрета. В конце урока я собираю бортовые журналы участников игры. Вопросы, на которые ребята дают ответ в бортовом журнале, звучат на протяжении всей игры. Итак, БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ закончилось. ЦУП зачитывает списки участников-победителей игры. Это те ребята, которые, кроме рисунков на темы, принимали участие во всех дополнительных заданиях, отвечали на вопросы, заполняли все необходимые анкеты, разгадывали кроссворды.

12 апреля День космонавтики. В этот день все победители игры «БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» получают диплом участника звездного полета и удостоверение командора в особой космической обстановке.

Я считаю, что каждая детская работа должна приносить радость, вызывать уважение к исполнителю. Оценивая весь проделанный путь, ребята с гордостью говорят: «Это сделали мы!»

Я стараюсь сделать урок ярким, чтобы придя домой, ученики обязательно вспомнили и поделились с родными: «Мама, а у нас на рисовании…». И мне обидно, когда рисование считается в школе пустяковым предметом, а ведь именно изобразительное искусство воспитывает наблюдательность, усидчивость, развивает воображение, учит ребенка доброте, развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы,  учит понимать и ценить произведения искусства, изучать и беречь памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. На таких уроках повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.

Как важно вдохновить и окрылить ребенка, дать ему почувствовать уверенность в себе, поверить в свои силы. Каждый ребенок должен мечтать и творить, пройти в жизни свои «БОЛЬШИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ». Вырастая, эти ребята, без сомнения, станут отдавать другим не только знания, умения, но и душу, переживать и радоваться вместе с другими.

Как важно уметь летать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

Сценарий познавательно - развлекательной игры-соревнования «Большое космическое путешествие»

Познавательно - развлекательная игра-соревнование «Большое космическое путешествие», посвященная Дню космонавтики, для детей в возрасте с 9 до 16 лет ...

Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...

Большое космическое путешествие

Уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих  ночных светил заставляли людей уноситься мыслью в безбр...

Большое космическое путешествие

Урок природоведения тема"Большое космическое путешествие Обобщение раздела «Вселенная»" Цель урока: В форме познавательной игры закрепить и обобщить знания по теме «Вселенная»...

Конспект открытого занятия "Большое космическое путешествие"

Конспект открытого занятия "Большое космическое путешествие", посвященного празднованию Последнего звонка для обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Большое космическое путешествие"

Форма организации работы по программе – игра «Большое космическое путешествие». С наступлением летних каникул жители Республики Мальчишек и Девчонок  отправляются в космическое путешествие вместе...