Работа с одаренными детьми.
методическая разработка по теме

Штоль Светлана Юрьевна

Выявление одаренных детей должно начинаться еще в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Выявление одаренных детей должно начинаться еще в дошкольном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования. Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Одаренные дети: 

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Технологическая карта  работы с одарёнными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных  и групповых занятиях

Через индивидуальные беседы, круглый стол,  родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Внеаудиторная занятость обучающихся, олимпиады, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, проигрывание на родительских собраниях.

В моём объединении занятия проводятся по четвергам.

План работы на 2012-2013 учебный год:

№ п/п

  • Темы
  • Дата

Вводное занятие «Математика – царица наук» ннннаук" наук»

04.10








Как люди научились считать.

11.10

Четные и нечетные числа

18.10

Задачи - шутки

25.10

Шуточные задачи и загадки.

01.11

Решение занимательных задач в стихах.

08.11

Упражнения с палочками.

15.11

Учимся отгадывать ребусы.

22.11

Решение ребусов и логических задач.

29.11

Загадки - смекалки.

06.12

Головоломки.

13.12

Игры с числами и предметами.

20.12

Игра «У кого какая цифра»

27.12

Решение логических задач.

10.01

Задачи с изменением вопроса.

17.01

Обратные задачи.

24.01

Решение нестандартных задач.

31.01

Комбинаторные задачи.

07.02

Решение логических задач.

14.02

Приключения в царстве математики.

21.02

Занимательные треугольники. Магические квадраты.

28.02

Практикум «Подумай и реши».

07.03

Путешествие в город Геометрия.

14.03

Размещение фигур.

21.03

Занимательные задачи.

28.03

Угадывание чисел.

04.04

Посчитаем в уме.

11.04

Путешествие в страну времени.

18.04

Математический КВН

25.04

Игра «Самый внимательный»

16.05

 Итоговое занятие «Лучший математик»

23.05

Обучающиеся с удовольствием посещают занятия, на которых учатся решать и пробуют сами составлять логические задачи, разгадывают кроссворды и ребусы, с интересом готовятся и  участвуют в различных олимпиадах и конкурсах.

Достижения обучающихся:

Уровень

Название конкурса, олимпиады

Результат

1

учрежденческий

«Марафон дошколенка» по математике

Победитель, 1 место

2

Всезнайка-2013

Победитель, 3 место

3

Конкурс устных сочинений «Все профессии важны, все профессии нужны»


Победитель , 3 место

4

«Любимая математика»

Интеллектуальный конкурс

Победитель, 2 место

5

Конкурс рисунков «Мир вокруг нас»

3 Победителя, 1 место

Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаёт комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности обучающихся, позволяет снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даёт основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...