блиц-турнир "Делу - время, потехе - час"
классный час (6 класс) по теме

Тетерина Наталья Григорьевна

Классный час по теме "Русское народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blits-turnir.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждении
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 251»  городского округа ЗАТО город Фокино

Блиц – турнир

«Делу – время, потехе – час».

Разработан  учителем ИЗО
высшей квалификационной категории
Тетериной Натальей Григорьевной

г. Фокино

Блиц – турнир «Делу – время, потехе – час».

Цель: 

  1. Воспитание любви, уважения к русским народным праздникам, традициям и промыслам.
  2. Знакомство с культурой других стран мира.
  3. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Материалы и оборудование:  мультимедиа по теме, музыка и песни, пособия декоративно-прикладного искусства, стихи, загадки и пословицы о ремеслах и праздниках, сообщения учащихся о русских народных праздниках.

Ход турнира.

Выбираются 2 команды , 3 независимых судьи и 1 ведущий.

  1. Ведущий: Сколько в мире стран и народов, столько и различных нравов, традиций т обычаев, нашедших свое отражение из-за разных условий жизни. Традиции Северных стран, конечно же, отличаются от Юга планеты. Даже в нашей большой России, где проживает много разных народностей, есть различия и в обычаях, и в промыслах. Но существуют старинные русские праздники и промыслы, общие для народов России, которые живы и сегодня, благодаря бережному отношению и уважению к памяти «великороссов» (так называли в старину русских людей).

  1. Ведущий:  Время года осень-зима, и о праздниках этого времени года нам немного расскажут ребята: (домашнее задание).

1). Святки, Рождество, Новый год.
2). Коляда, Крещение.
3). Масленица.
4). Пасха.

5). Ивана-Купала.

  1.  Ведущий: Следующий конкурс – конкурс пословиц о ремеслах, о труде, о временах года. Чья команда за 5 минут  больше вспомнит пословиц, та и победит в этом конкурсе. (Жюри ведет подсчет в балла).

а). Пословицы о зиме и об осени, елке.

б). Стихи, загадки.

Загадки

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке;

Дни его - всех дней пороче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь).

Поля черно-белым стало;

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало-

Льдом сковало воды рек,

 Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи! (Ноябрь).

  1. Загадки от ведущего.

Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака,
И ушел в облака. (Дым)

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ложка)

Что на сковородку наливают,
да вчетверо сшибают,
еще и с начинкой бывают. (Блины)

Шагает красавица
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)

Запорошила дорожки
разукрасила окошки,
радость детям подарила
и на санках прокатила. (Зима)

  1. Ведущий: Следующий конкурс. Вы должны изобразить какой-либо вид ремесла. (Команды загадывают друг другу).

  1. Ведущий: Еще одно домашнее задание. Приглашаю представителей от команд прочитать стихотворение о народном празднике или русской традиции.
  2. Ведущий:  Без русского народно костюма, песен, игр, плясок не обходился ни один праздник.

В северных деревнях носили (сарафан и рубаху) узор вышивки (геометрический, люди и животные)

В южных (юбка, рубаха, передник) районах понева копошник, кикча.

Узор растительный и геометрический.  Узор зооаморфный.

 а) Какие русские народные игры вы знаете?

б) Какие русские народные пляски (танцы) вы можете назвать?

в)  Какие русские народные песни  вы можете назвать?

г) Назовите по картинка части русского народного костюма.

д) Что такое орнамент?

е) Виды орнамента?

ж) Каким орнаментом окрашивался костюм?

  1. Ведущий: К нам на турнир приехали гости с русской ярмарки.

Ансамбль исполняет русскую народную песню.

  1. Ведущий: На каждый праздник готовили угощение. Блюда русской кухни традиционные (щи, пельмени, пирожки, блины, каши и т.д.)  Осенние ярмарки были знамениты богатством собранного урожая.

Назовите традиционные блюда русской кухни.

  1. Ведущий:  Ярмарки были знамениты обилием изделий народных промыслов. Вам необходимо узнать и доказать принадлежность к промыслу. (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово, Палех Вологодские кружева).

а) из чего посуда, фигурки

б) цветность

в) почему Дымково (свистульки)

г) пословицы о труде, загадки.

  1. Ведущий: Следующее задание командам рассказать о традициях других стран мира..

1) Испания (корица, фламенко)

2)Венеция (карнавал) (из чего украшали маски, костюмы)

3)Китай, Япония, (чем славились)

4)Африка (там-тамы, чувство ритма)

5)Бразилия

  1. Ведущий: Приглашаю сюда капитанов команд. Сейчас они расскажут как празднуют Новый год в разных странах. Это было их домашнее задание.

Италия (выбрасывают мебель).

Англия (дед мороз приносит поздравительные открытки, и все обмениваются мартовскими  зайцами  и шалтай-болтаями).

Франция (ночью подарки кладут в детский башмак).

Германия, Австрия (поросёнок на столе – дед мороз с гор).

Швеция (сжигают огромного козла из соломы, бьют старую посуду).

Япония (дарят открытки с изображением, животного, под знаком которого, наступает новый год. Ставится пихта, украшаются стебли бамбука).

Бразилия (Пушечный выстрел, дарят подарки богине моря, свечи на пляже).

Индия (новый год наступает с восходом солнца. Стрельба из лука, воздушные змеи, обливание водой).

Африка (н. год + день урожая, разбивает  в танце тыкву на куски, значит, наступил новый год).

  1. Ведущий:  Хранить память о традициях и промыслах русского народа, развивать их для будущего поколений, уважать культуру других стран.

  1. Ведущий:  Слово предоставляется жюри.
    Подсчет очков для команды (Награда – Баранки)

Приложение.

Пословицы и поговорки.

Труд: 

  1. Иглой, да бороной деревня стоит.
  2. Осень говорит:
    «Я поля уряжу»,
    Весна говорит:
    «Я еще погляжу».
  3. Погода такая, что хозяин со двора и собаку не выгонит.
  4. Будет зима, будет и лето.
  5. Декабрь год кончает,
    а зиму начинает.
  6. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
  7. Февраль – месяц лютый,
    спрашивает «как обутый».
  8. Январю – батюшке - морозы,
    Февралю - метели.
  9. Без ремесла - без рук.
  10. Без топора не плотник,
    без иглы не портной.
  11. Была бы охота –
    заладится любая работа.
  12. Весело поётся –
    весело и прядётся.
  13. Всякая работа мастера хвалит.
  14. Всякое ремесло честно, кроме воровства.
  15. Всякое дело человеком ставится,
    человеком и славится.
  16. Глину не мять, горшков не видать.
  17. Дела мастера боится.
  18. Не просит ремесло хлеба, а само кормит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....

Внеклассное мероприятие . 6 класс А. Литературная игра «Делу время – потехе час».

Литературная игра предназначена для учащихся 5-7 классов. задания игры содержат материал по зарубежнолй и русской литературе, а также устного народного творчества. Данное мероприятие поможет учащимся ...

Программа "Делу - время, потехе - час"

Программа учителя-логопеда по сохранению и укреплению психофизиологического здоровья участников образования ДОУ в условиях реализации ФГТ...

Итоги реализации программы "Делу-время, потехе-час"

Итоги реализации программы на основном этапе работы с детьми ОНР III уровня...