Внеклассное мероприятие . 6 класс А. Литературная игра «Делу время – потехе час».
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Федорюк Лидия Владимировна

Литературная игра предназначена для учащихся 5-7 классов. задания игры содержат материал по зарубежнолй и русской литературе, а также устного народного творчества. Данное мероприятие поможет учащимся осознать  практическую и личностную значимости произведений устного народного творчества, русской и зарубежной литературы; обеспечить развитие  умений планировать свою деятельность, общаться, слушать, участвовать в коллективном обсуждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная игра25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие . 6 класс А. МОУ СОШ №31

Федорюк Л.В.. учитель русского языка и литературы

Литературная игра «Делу время – потехе час».

Цель: содействовать осознанию практической и личностной значимости произведений устного народного творчества, русской и зарубежной литературы; обеспечить развитие  умений планировать свою деятельность, общаться, слушать, участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: компьютер, мультимедиа ,выставка рисунков ,презентация,  

наглядный материал .

Класс разбивается  на 5 групп.

Предварительная подготовка:

1.Нарисовать пять  домиков (конкурс 1). Крюкова Юлия.

2.Нарисовать плакаты с изображением Буратино и Незнайки, бумажную одежду для них. Крюкова Юлия, Волгин Илья, Фёдорова Елена.

3.Выставка рисунков. По два рисунка от каждой группы.

4. .«Загадочный конверт» Каждая группа должна приготовить для другой группы  волшебные слова из любого произведения русской и зарубежной литературы .

5.Каждая группа  готовить костюм литературного героя, его презентацию.

6.Индивидуальный конкурс. Составить кроссворд по произведениям русской и зарубежной литературы. Требования: 4 слайда (титульный слайд, пустой кроссворд, вопросы к кроссворду, заполненный кроссворд).Оценивается дизайн презентации

ХОД     ИГРЫ

Афиша-пролог:

Сегодня здесь пройдёт игра

На знанье книг, героев, сказок.

За лучшие ответы вас

Награды ждут из мира сказок.

И их получат те, кто тут

Нам очень быстро назовут

Все пословицы про труд,

Про работу, про уменье,

Про орудия труда.

Ошибётесь – не беда!

Только чуточку терпенья –

Будет ждать там вас успех,

Где припомните вы всех

(И, конечно, без подсказки)

Мастеров известных в сказке!

Начинаем! Начинаем!

Всех к игре мы приглашаем!

Разминка для команд. (Тематическая направленность вопросов способствует активному формированию у играющих представлений о нравственной оценке трудовой деятельности человека. Литературным материалом разминки стали пословицы и поговорки о труде. Собственная позиция ученика, его отношение к нравственному смыслу пословиц, а следовательно, и к труду, неизбежно проявится в особенностях выразительного чтения.)

Задание 1. «Кто быстрее соберёт пословицу?» (каждому участнику команды дана пословица)

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд всегда даёт, а лень только берёт.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не спеши языком – торопись делом.

Задание 2. Назовите фразеологизмы, осуждающие плохую работу.

Бить баклуши - бездельничать

Играть в бирюльки – заниматься пустяками

Тянуть волынку – работать медленно

Втирать очки - приукрашивать работу, обманывать

Тянуть канитель – зря терять время

Работать спустя рукава – плохо работать

Гонять лодыря – отлынивать от работы

Задание 3. Назовите профессии героев ваших любимых русских народных и литературных сказок. (Вопросы задаются командам по очереди)

Балда (А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»)  - повар, конюх, плотник.

Василиса Премудрая (народная сказка «Царевна-лягушка») – искусная швея, вышивальница.

Старик (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») – рыбак.

Вакула (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством») – кузнец.

Айболит («Айболит»  К.Чуковский) – врач.

Винтик и Шпунтик (Н.Носов «Приключения Незнайки») – механики.

Мальвина (А.Толстой «Приключения Буратино»)- актриса и учительница.

Просперо (Ю.Олёша «Три толстяка») – оружейник.

Врунгель (Н.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля») – капитан.

Иванушка (П.Ершов «Конёк-горбунок») – конюх.

Подведение итогов разминки:

Задание 1 – от 0 баллов до 5 баллов

Конкурс 1. «Соседи Незнайки».

Ведущий. Вы, конечно, помните сказку Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Друзья  Незнайки жили с ним в одном доме. Коротышки эти были разными, одни ничего не умели, а другие были мастерами, и у них можно было кое-чему поучиться. Таких мастеров, живших в одном доме с Незнайкой, было семеро. Вспомните, у кого из них и какому делу мог бы поучиться Незнайка.

Задание. Для каждой команды приготовлен знаменитый дом, в котором семь окошек. На каждом окошке вы должны прикрепить  написанное имя и профессию жильца. Например, если бы там жил поэт Цветик, вы должны были бы написать: «Цветик, поэт». Но Цветик жил в другом доме.

Правильные ответы:

Знайка, учёный

Пилюлькин, врач

Винтик, механик

Шпунтик, помощник механика

Пулька, охотник

Гусля, музыкант

Тюбик, художник

Конкурс 2. «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…»

Ведущий. Все вы помните детскую считалочку «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» Для нашего следующего конкурса цари и короли, пожалуй, нужны не будут. А вот сапожник и портной просто необходимы. Думаю, в каждой команде такие есть. Помогать им может вся команда. (У каждой команды два плаката, изображающие Буратино и Незнайку, оба героя одеты в трусики и майки, босиком).

Задание. Посмотрите на этих человечков. Познакомьтесь, Буратино и Незнайка. Пожалуйста, оденьте и обуйте своего героя в соответствии со сказочной модой того произведения, откуда они к нам пришли. В вашем ателье – на ваших рабочих столах – есть всё необходимое : шляпы, куртки, рубашки, галстуки, брюки, всевозможная обувь. Вашими нитками и иголками будут клей и ножницы. Учтите, что нужно будет объяснить, почему именно так одели вашего героя. Время выполнения задания - пока звучит музыка (Музыка из сказки)

 

Заготовки для Буратино: три курточки разных цветов (коричневая обязательно); трое штанишек разных цветов (ярко-зелёные обязательно); головные уборы – обязательно вязаный колпачок с кисточкой, берет, кепка;

деревянные башмаки, кеды, кожаные туфли.

Заготовки для Незнайки: три рубашки разных цветов (оранжевая!), обувь: валенки, лапти, сандалии; галстуки (зелёный!); брюки (жёлтые!); шляпы (голубая!)

Правильные ответы:

Буратино – курточка из коричневой бумаги, ярко-зелёные штанишки, туфли из старого голенища и колпачок с кисточкой из старого носка.

Незнайка – яркая голубая шляпа, жёлтые брюки, оранжевая рубашка с зелёным галстуком. Описания обуви нет, команда должна сама объяснить выбор.

Конкурс 3. Литературная викторина «Узнай героев мифов Древней Греции и русских былин»

(У каждой команды  карточки с 15 вопросами).

Задания.

1.Знаменитый греческий герой, который поймал Керинейскую лань, Критского быка, коней-людоедов, добыл пояс царицы амазонок, золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия.

2.Гигантская змея, жившая в непроходимых Лернейских болотах.

3.Титан. Похитил с Олимпа огонь и принёс его людям.

4.Чудище, обитавшее в лабиринте на острове Крит.

5.Хищник, который опустошал Немейскую долину. Геракл загнал его в пещеру и задушил.

6.Царь острова Итака, герой троянской войны. Возвращаясь с войны на родину, пережил множество необыкновенных приключений.

7.Бог морей.

8.Свирепый пёс. Охранял выход из Аида. Геракл пленил его и привёл к царю Эврисфею.

9.Юноша, улетевший из плена с помощью крыльев из перьев, скрепленных из воска. Он поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море.

10. Титан, державший на своих плечах небесный свод.

11. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.

12.Злодей, свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному.

13.Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя.

14.Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златопёрых рыб.

15.Богатырь, поповский сын, одолел Тугарина Змеевича.

Правильные ответы:

1.Геракл

2.Лернейская гидра

3.Прометей

4.Минотавр

5.Немейский лев

6.Одиссей

7.Посейдон

8.Цербер

9.Икар

10.Атлант

11.Илья Муромец

12.Соловей-разбойник

13.Садко

14.Водяной

15.Алёша Попович

Конкурс 4.  Домашнее задание

Задание. 1.«Загадочный конверт» (Каждая команда должна приготовить для другой команды  волшебные слова из любого произведения русской и зарубежной литературы )

Вспомни, какие волшебные слова говорил  Али Баба из арабской сказки «Али-Баба и 40 разбойников» (СИМСИМ, ОТКРОЙ ДВЕРЬ!)

Вспомни, какие волшебные слова говорила Женя из произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» (ЛЕТИ, ЛЕТИ, ЛЕПЕСТОК, ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК, ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ, ВОЗВРАЩАЙСЯ, СДЕЛАВ КРУГ. ЛИШЬ КОСНЁШЬСЯ ТЫ ЗЕМЛИ – БЫТЬ ПО-МОЕМУ ВЕЛИ)

Вспомни, какие волшебные слова говорил  Мойдодыр из произведения К.Чуковского «Мойдодыр» . (КАРА-БАРАС)

Вспомни, какие волшебные слова говорил  Калиф из произведения В.Гауфа «Калиф-аист» (МУТАБОР)

Вспомни, какие волшебные слова говорил  Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка-бурка» (СИВКА-БУРКА, ВЕЩИЙ КАУРКА! СТАНЬ ПЕРЕДО МНОЙ, КАК ЛИСТ ПЕРЕД ТРАВОЙ!)

Задание 2. «Парад героев»

Ведущий.

Спеши на сказочный парад!

К нам нынче выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад, -

Твои любимые герои.

О них недаром говорится,

Что дело мастера боится.

Узнать ты должен быть готов

Гостей из града Мастеров!

Под выбранный фрагмент фонограммы выходит сказочный герой. Он делает проход перед зрителями и «рассказывает» о себе, читая литературную загадку и демонстрируя свой костюм. Участники игры «опознают» героя, сказку, её автора, рассказывают о том, по каким деталям  загадки и костюма они узнали  героя.

Василиса Премудрая, русская сказка «Царевна-лягушка»

Костюм: русский сарафан, кокошник, в руках расшитое полотенце

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатёрки ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

Золушка, Ш.Перро «Золушка»

Костюм: испачканное платье с заплатами, фартук, башмаки, в руках туфелька.

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же…

Кто я такая? Кто это скажет?

Левша. Н.Лесков «Левша»

Костюм: русский мужской костюм,  фартук, ремешок на волосы, за поясом – молоток, гвозди. В руках подкова

Искусство русских мастеров

Я миру доказал –

Блоху английскую – без слов –

Я взял и подковал.

Пилюлькин. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Костюм: белый халат, слушалка, пузырёк с надписью «Касторка»

Я врач и очень знаменит,

У нас в Цветочном знает каждый,

Что я к больным спешу отважно,

Как мой коллега Айболит.

Данила-мастер. А. Бажов «Каменный цветок»

Костюм: русский мужской костюм,  фартук, ремешок на волосы, за поясом – молоток и «каменный цветок»

В деле своём был мастер известный,

Работал я так, будто складывал песню,

Стал камень цветком у меня под рукой,

Ну, догадались, кто я такой?

Индивидуальный конкурс.   Литературный кроссворд.

Литературный  кроссворд оценивается заранее (учитель информатики, два учителя русского языка и литературы).

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....

сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"

Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе. Литературная игра «Ваше слово, эрудиты!»

    «Ваше слово, эрудиты!» - это игра  для сообразительных, знающих и остроумных ребят. Она представляет собой познавательно-театрализованный вечер для старшекла...