Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"
план-конспект занятия по теме

Чернова Светлана Геннадьевна

Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэтов о природе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishla_vesna.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Дата:

Учащиеся :

Воспитатель Чернова Светлана Геннадьевна

Тема занятия: «Пришла весна!» (по картинам русских художников)

Тип занятия: изучение нового материала

Методика проведения занятия:

Деятельность учеников – устная работа по картинам.

Цели: 1. Научить воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

  2. Развить у школьников творческую активность, умение правильно и последовательно излагать свои мысли.

  3. Воспитать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Задачи занятия: 1. Научить детей видеть красоту изменяющейся весенней природы.

 2. Развить коммуникативные навыки, навыки работы по картине.

3. Воспитать в детях способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту родной природы.

Оборудование: электронная презентация «Пришла весна!», муз.композ. Вивальди «Времена года. Весна», П.И.Чайковский «Времена года. Май»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие. Наверняка вы помните героя мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Вовка попал на страницы книги, а мы с вами совершим путешествие в художественный уголок природы.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, посвященное прекрасному времени года, когда в природе происходят невероятные и очень красивые изменения... А именно тому, как это время года изображают художники. А о каком именно времени года мы поговорим, узнаем из загадки:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Учитель: Правильно, весной.

Все мы знаем, что весна - это время года, когда природа оттаивает после зимних морозов, когда все живое пробуждается, и от этого все вокруг  становится ярче, свежее и красивее. Сегодня мы с вами увидим, а какой видят весну известные русские художники или, как мы их еще называем, - живописцы. 

III. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень известными картинами. Но для начала нам нужно узнать 2 интересующих момента:

1. Как называются картины, на которых изображена природа? Пейзаж.

2. Вспомнить названия весенних месяцев. Какие они имеют названия? Март, апрель, май.

Учитель: А теперь послушаем загадку, отгадаем её и узнаем, о каком из весенних месяцев пойдет речь.

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Учитель: Верно, это март. Именно погоду этого весеннего месяца изобразил в своей картине известный русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. А картина называется «Грачи прилетели». Слайд1

Посмотрите, пожалуйста, на картину. Попытаемся описать то, что изобразил художник, Алексей Кондратьевич Саврасов. Что мы видим на картине?

Ученики: - Окраина небольшого городка или деревня,

- старая церковь

- покосившийся забор,

- тающий снег

- на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи.

Учитель: А какие цвета использовал художник Саврасов при написании картины «Грачи прилетели»?

Ученики: Серые, снег уже нечистый, стволы тоже темные, видно, что они намокли, и лишь небо голубое.

Учитель: Мы видим, что художник изобразил простую русскую деревеньку, не приукрашивал ее, ярких веселых красок нет, как это обычно бывает весной. То есть это все говорит о том, что художник полюбил родную весеннюю природу марта такой, какая она есть на самом деле.

        Картину «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов написал за один день. Но несмотря на это картина очень понравилась обществу. Настолько, что Алексей Кондратьевич еще не раз получал предложения написать именно эту картину  для того, чтобы в знатном доме находилось данное произведение искусства.

Ребята, все мы знаем, что кроме красок красоту природу можно выразить и словами. Я предлагаю вам послушать стихотворения о весне, одно из которых расскажет нам …

Чтение стихотворения наизусть

Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше…

….

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Учитель:  Молодцы! Ребята, мы прослушали с вами стихотворения о весне, и узнали, что красоту этого времени года можно описать и стихами.                        Сейчас мы послушаем еще одну загадку и узнаем, какой весенний месяц изображен на следующей картине.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Учитель: Верно, это апрель. А картина называется «Весна. Большая вода», написал ее, не нарисовал, а написал И.И. Левитан. Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написавшего картину «Грачи прилетели», с которой вы уже знакомы. Ребята, давайте сначала посмотрим на картину под музыку, а потом вместе обсудим, что изображено на картине. Слайд

Звучит….Сейчас мы послушаем фрагмент из концерта великого композитора Вивальди - «Времена года». Для того чтобы услышать музыку, нужно слушать ее в тишине. Сядьте удобнее и постарайтесь не отвлекаться.

Учитель: Расскажите, что вы видите. Постарайтесь не пропустить даже самые малозаметные приметы весны. Что изображено на картине? Для начала: какое время суток изображено?

Дети: Полдень.

Учитель: Как художник показал это?

Дети: Мы видим четкие темные, синие тени на песке.

Учитель: А какие цвета использовал Левитан?

Дети: Краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.

Учитель: Верно, именно эти цвета точно передают радостное, весеннее настроение.

А теперь вам, ребята, нужно выбрать характеристики, которыми можно описать картину:

 Изображены: теплое ласковое солнце, морской прибой, свежий прозрачный чистый воздух, пронизывающий ветер, голубое небо, старые сосны.

Красоту каких предметов передал на своей картине Левитан? Красоту половодья, рощи, неба, стаи уток в небе, сбоку картины изображена лодка, вдалеке – дома, магазины.  

 Видим, что вода занимает большую часть картины. Снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома.

А вода какая? -Чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, обильная, тихая, спокойная, светлая, большая, отстоявшаяся, грязная, темная.

Учитель: С чем ее можно сравнить, если в ней отражаются деревья, кусты?

Ученики: С зеркалом.

Учитель: Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?

Дети: Небо.

Учитель: Какое оно?- Бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, темное, грязное.

Учитель: Видим на картине рощу. Какие деревья растут в роще?

Дети: Старая осина и елочка, березки.

Учитель: Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? Как?

Дети: У берега стоит легкая лодочка, домики, сараи.

Учитель: Ребята, а что хочет нам показать художник своей картиной?

Дети: Он учит видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

Учитель: О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой?

Дети: О бережном отношении к природе, об охране ее богатств.

Учитель: Все верно. Молодцы!

Учитель: А теперь нам нужно объединить все то, что мы сказали о картине «Весна. Большая вода».

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом. Снег растаял. Обильная холодная вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Река течет медленно. В сине-голубой отстоявшейся воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие почки, и появится первая кружевная зелень. День солнечный, ясный. Воздух прозрачный, чистый. Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба. Среди изящных, тонких березок видны молодая зеленая елочка и старая осина с обнаженным стволом и похожими на корявые старческие пальцы сучьями. К изгибающемуся берегу причалена лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. На картине преобладают желтые и голубые цвета, благодаря которым мы так хорошо чувствуем огромную любовь художника к родной природе. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней.

А вам, ребята, понравилась картина?) Слайд

Учитель:  Ребята,  объясните поговорку: «Март – свет, апрель – вода, май – цветы».

Дети: В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. Из берегов выходят на раздолье лугов весенние воды. В мае начинают распускаться цветы.

Учитель: Верно. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отгадаем еще несколько загадок про весну.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.-грач.

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы - рябина

На зелёном шнурочке

Белые звоночки – ландыш.

Зимой и летом

Одним цветом – ель.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Молодцы! А теперь вспомним все то, что узнали сегодня нового на нашем занятии-путешествии по художественному уголку природы. Для этого нам нужно выполнить несложное задание. Я предлагаю вам предложения, но они не закончены. Ваша задача - вспомнить картины и все то, что мы о них узнали, и вставить подходящие слова.

Авторов картин называют художники, а также …(живописцы).

Правильнее говорить «Художники … картины», а не «рисуют».

Картины, на которых изображена природа, называются … .

Весенняя картина Алексея Кондратьевича Саврасова называется ….

Картина  «Весна. Большая вода» принадлежит кисти художника Исака Ильича …. Он был учеником А.К.Саврасова.

К чему призывают живописцы, которые пишут картины родной природы?

Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да весна и сама художник! Посмотрите за окно, убедитесь в этом!

Молодцы, ребята! Мне понравилось наше занятие. Поработали вы сегодня на славу. Внимательно слушали, отвечали на вопросы и справились с заданиями! А вам понравилось путешествие в художественные уголки природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию творческого развития " Красавица Весна"

На данном занятии дети рисуют весну в технике изонить. На занятии использовалась презентация о весне с музыкой,   использовалась презентация по технике изонить , была веселая    музыкал...

"В гости в весенний лес"- конспект открытого занятия в младшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.

Данный конспект содержит материал для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Конспект составлен с использованием здоровьесберегающих те...

Конспект открытого занятия для педагогов (внеурочная деятельность по ФГОС НОО) по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему "Аппликация"Весна".

Данный методический комплект включает в себя конспект открытого занятия для педагогов по внеурочной деятельности, общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему: "Аппликация "Весна"....

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

Конспект открытого занятия в младшей группе обучающихся дошкольного возраста с нарушением зрения

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по развитию социально-бытовой ориентировки...

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...