Учебная программа по классическому танцу.
рабочая программа по теме

Шевченко Рауя Рашитовна

         В данной программе представлена информация о дисциплине "Классический танец". Это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету "Классический танец". Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине  «Классический танец», является одним из источников оценки качества  преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного предпрофессионального образования. Это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету. «Классический танец» - основа в обучении  хореографическому  искусству. Данная учебная программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся  хореографического отделения, он  является основополагающим предметом. Программа  по «Классическому танцу» - «визитная карточка» предмета и  своеобразный    путеводитель  для  преподавателя и для заказчиков образовательных услуг - учащихся и родителей.  Классический танец как учебная дисциплина является основной, фундаментом в обучении хореографии, располагая огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Система движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя, способствует развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для занятий хореографией: правильной осанки, выворотности ног, «балетного шага», подъема и эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координаций движений, музыкально-ритмической координации.

           Программа «Классический танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.

Программа включает в себя основной арсенал движений классического танца, давая учащимся большой объем знаний и навыков.

     Дисциплина «Классический танец» является фундаментом для  освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.  Классический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа  по предмету «Классический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем  и  обусловлена её актуальность.

     Срок реализации данной программы – шесть лет. Начало обучения в третьем классе, окончание в восьмом.  Возраст обучающихся должен быть при начале обучения не менее 8 лет и не старше 11 лет.

    Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом составляет 1023 часа аудиторных занятий: по 6 часов в неделю в 3 классе и по 5 часов в 4-8 классах.

        Аудиторные занятия по классическому танцу проводятся в групповой и мелкогрупповой (отдельно класс мальчиков и класс девочек) формах.

Цели и задачи

     Цель - это планирование, организация и управление  учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

        Задачи - это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса.  Основная проблема – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что  программа имеет   ЦЕЛЬ:

        - музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду  творческой деятельности;

        -    формирование   целостного представления об  окружающем мире и высоких   нравственных  идеалах.

        Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

        - приобретение музыкально-ритмических навыков;

        - формирование навыков координации, владения мышечным          и  суставно-двигательным аппаратом;

        - приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

        -  развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

        -  развитее образного мышления;

        - развитие  профессиональных  данных: гибкость, выворотность, подъём стопы, танцевальный шаг,  прыжок, ритмичность,  эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координацию, танцевальность;

        -  развитие техники исполнительского мастерства;

3.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

        -  воспитание  культуры поведения и чувства прекрасного;

        -  воспитание  чувства такта,  благородства, уважения друг к другу;

        - воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности,  аккуратности  -  то  есть  общечеловеческих  качеств;

        - повышение  занятости детей в свободное время, организация  полноценного досуга.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(3 класс)

        Задачи первого года обучения: постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе освоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие навыков координации движений.

Экзерсис у станка.

  1. Постановка корпуса.

Позиции ног:             I позиция,

II позиция,

III позиция,

V позиция,

IV позиция /как наиболее трудная изучается последней/.

М.Р. 4/4  /в каждой позиции стоять 2 такта/.

М.Р. ¾  /в каждой позиции стоять 8 тактов/.

              3. Позиции рук: подготовительное положение,

                                   1 позиция,

                                  3 позиция,

                        2 позиция /как наиболее трудная изучается последней/
Позиции рук вначале изучаются на середине зала без точного соблюдения позиций ног.

М.Р. 4/4, ¾.

               4. Demi  plie  в  I, II, III, V позициях.

М.Р. 4/4 /в 1 полугодии исполняется на 2 такта, во 2 полугодии — на каждый такт/.

        5. Battement  tendu  / в 1-м полугодии — в сторону, вперед и назад/.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на 2 такта, по мере усвоения — на 1 такт, затем - на ½ такта; во 2-м полугодии — на каждую 1/4/.

        6. Passe par terre  в I позиции вперед и назад.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта/.

        7. Demi rond de jambe par terre        

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на 2 такта, затем — на 1 такт/.

        8. Battement tendu  из V позиции в сторону, вперед и назад.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на 1 такт, затем — на ½ такта, во 2-м полугодии — на каждую ¼ /.

        9. Rond de jambe par terre en dehor u en dedan

/в начале изучения объясняются понятия  «en dehor”, “en dedan”/.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на 2 такта, к концу — на ½ такта/.

        10. Battement  tendu jete  с 1 позиции, с V позиции в сторону, вперед и назад.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта, во 2-м полугодии — на каждую 1/4/.

11. Battement tendu jete pique  с 1 и  позиций в сторону, вперед и назад.

М.Р. 2/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ¼ /.

        12. Положение ноги sur le cou de pied  спереди, сзади и условное cou de pied / вначале изучается из положения открытой ноги в сторону, по мере усвоения — из положения ноги «вперед» и «назад» /.

М.Р. 2/4, ¾, 4/4.

        13. Battement frappe   в сторону, вперед и назад /в начале изучается носком в пол, во 2-м полугодии — на 35 градусов/.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта, во 2-м полугодии — на ¼ /.

        14. Releve  на полупальцах в 1, П и У позициях:

                     1/на вытянутых ногах;

                     2/ с предварительным demi plie;

                     3/ на demi plie  в заключение.

М.Р. 4/4  /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, во 2-м полугодии — на ½ такта /.

        15. Battement fondu  в сторону, вперед и назад. /вначале изучается носком в пол, к концу 1-го полугодия — на 45 градусов/.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта/.

        16. Battement retire  /поднимание и опускание работающей ноги, согнутой в колене, до колена опорой ноги; служит подготовкой к battement developpes /.

М.Р. 4/4 /исполняется на каждый такт/.

        17.Battement releve lent  на 90 градусов из 1 и У позиций в сторону, вперед и назад /в сторону и назад первоначально изучается лицом к станку; вперед — держась за станок одной рукой/.

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта/.

        18. Grand plie  на I, II, IV, V позициях.

/сначала изучается лицом к палке, затем — держась одной рукой за палку/.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на 2 такта, к концу 2-го полугодия — на каждый такт/.

        19. Temps releve par terre (preparation)

для rond de jambe par terre en dehors en dedans

М.Р. 4/4 /в 1-м полугодии исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта/.

        20. Grand battement jete    из I и V позиций в сторону, вперед и назад/ вперед и назад первоначально изучается спиной и лицом к станку. Затем движение выполняется, держась одной рукой за станок/.

М.Р. 4/4в начале 1-го полугодия исполняется на ½ такта, затем — на ¼ такта, 2-я четверть — пауза; во 2-м полугодии — на каждую четверть/.

        21. Наклоны вперед и перегибы корпуса назад и в сторону исполняется в конце экзерсиса. Вперед исполняется по 1 позиции спиной к станку, перегибы корпуса исполняются лицом к палке.

М.Р. 4/4 /в 1-м полугодии — на 2 такта, во 2-м полугодии — на 1 такт/.

Экзерсис на середине зала.

Упражнения те же, что у станка  en face.

  1. Deme plie en face  в I, II, V позициях.
  2. Battement tendu  из I и V позиций во все направления.
  3. Battement tendu c demi plie   из I и V позиций во все направления.
  4. Battement tendu jete  из I и V позиций во все направления.
  5. Battement tendu jete pique  из I и V позиций во все направления.
  6. Ronde de jambe par terre  .
  7. Battement fondu .
  8. Battement frappe .
  9. Battement releve lent .
  10. Grand battement jete .
  11. Releve  на п/п в I , II и V позициях.
  12. I-e port de bras .

Allegro.

              Первоначально прыжки изучаются лицом к станку. Как только усвоена элементарная правильность исполнения, изучение переносится на середину зала.

1. Temps leve  из I, II, V позициях.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта; к концу года — на каждую четверть /.

2. Chanqement de pieds .

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия — на каждый такт, к концу — на ½ такта; во 2-м полугодии — на каждую четверть /.

3. Pas echappe    из V позиции во II и со II в V.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, во 2-м полугодии — на ½ такта /.

                    По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

  • основные требования классического танца;
  • названия движений на французском языке, их перевод и значение;

владеть:

  • постановкой корпуса, рук, ног, головы;
  • элементарной координацией движений.

ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(4 класс)

                        Задачами второго года обучения являются: развитие силы ног путем увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, освоение техники в более быстром темпе.

                Наряду с этим более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на середине.

Экзерсис у станка.

                1. Battemеnt tendu pour le pied (double tendu)

                в 1 и У позициях:

                                            1/ с опусканием пятки на П позиции;

                                            2/ с опусканием пятки на П позиции на demi plie .

М.Р. 4/4 /вначале исполняется на каждый такт, во 2-м полугодии — на ½ такта /.

                2. Rond de jambe par terre еn dehors, en dedans.

М.Р. 4/4 /исполняется на каждую четверть /.

        3. Battement fondu c plie-releve  во всех направлениях.

М.Р. 2/4 /исполняется на 1 такт battement fondu ,

                                  на второй такт — plie-releve     /.

        4. Petit battement sur le cou-de-pied   .

/исполняется равномерно, а также с акцентом вперед и назад /.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, к концу — на ½ такта; во 2-м полугодии — на ¼ /.

        5. Battement double frappe   в сторону, вперед и назад

/в начале 1-го полугодия исполняется носком в пол, затем — на 30 градусов /.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта, во 2-м полугодии — можно на каждую четверть /.

        6. Battement soutenu  носком в пол на всей стопе

/ вначале изучается plie soutenu /.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, затем — на ½ такта /.

        7. Rond de jambe en l'air en dehors u en dedans .

Движение начинается с подготовки: сгибания и разгибания ноги, открытой в сторону на 45 градусов.

М.Р. 4/4 /в начале 1-го полугодия исполняется на каждый такт, к концу — на ½ такта и каждую ¼ /.

        8. Plie releve    на 45 градусов.

        9. Battement dеveloppe    во всех направлениях.

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта /.

М.Р. ¾ /исполняется на 8 тактов /.

В дальнейшем — на 1 такт 4/4 и 4 такта ¾.

        10. Port de bras   1-е и 3-е сочетаются с различными упражнениями /3-е port de bras   исполняется в заключение rond de jambe par terre  /.

М.Р. 4/4 / исполняется на 2 такта /.

После - releve  на полупальцах.

        11. Pas de bourree     с переменой ног en dehors u en dedans   /вначале изучается лицом к станку, к концу года — на середине зала /.

М.Р. 4/4, ¾, 2/4 /исполняется на каждый такт /.

        12. Plie releve    на 45 градусов c demi rond de jambe .

        13. Grand battement jete pointe    .

Экзерсис на середине зала.

Упражнения те же, что у станка en face u epaulement .

        1. Epaulement croisee u effacee   в V позиции /вначале объяcняется понятие “ epaulement”, к концу года все упражнения начинаются и заканчиваются в epaulement  /.

        2. Позы croise  и efface   с руками в больших и маленьких позах вперед и назад носком в пол.

        3. Port de bras   1-е, 2-е, 3-е.

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта: 2-е и 3-е port de bras   в epaulement croisee   /.

        4. Temps leve par terre   .

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта /.

        5. Battement tendu  в маленьких и больших позах;

        croise u efface    вперед и назад.

        6. Battement tendu jete   в маленьких и больших позах croisee  и effacee  вперед и назад.

        7. 1-й, 2-й, 3-й, arabesques  /изучаются носком в пол/.

        8. Battement releve lent  на 90 градусов во всех направлениях и позах croisee и effacee  вперед и назад.

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта /.

        9. Элементарное adagio  из пройденных поз.

        10. Grand battement jete   во всех направлениях в позах croisee и effacee  .

        11 Pas de bourree без перемены ног из стороны в сторону.

Allegro.

        1. Pas assemble  в сторону.

М.Р. 4/4 /в 1-м полугодии исполняется на каждый такт, во 2-м полугодии — на половину такта и на каждую четверть /.

        2. Pas assemble  вперед и назад /изучается так же, как и в сторону /.

        3. Sissonne simple   /изучается во 2-м полугодии без assemble  /.

        4. Pas jete   .

        5. Pas echappe    на одну ногу.

        По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

  • подготовительное движение рук — preparation;
  • уровни подъема ног;
  • понятия о вращательных движениях en dehors и en dedans;
  • прыжки с двух ног на две;

        владеть:

        - координацией движений рук, ног, головы;

        уметь:

        - исполнить preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в         подготовительное положение).

ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(5 класс)

        На третьем году обучения закрепляется азбука классического танца. Основными задачами являются: выработка навыков правильности и чистоты исполнения, закрепления устойчивости, развитие координации, выразительности поз,  дальнейшее воспитание силы и выносливости.

Экзерсис у станка.

        1. Полуповороты в V позиции на полупальцах 2-х ног по направлению к станку и от станка на вытянутых ногах.

М.Р. 4/4 /исполняется на каждый такт /.

        2. Ряд упражнений у палки исполняются с чередованием на целой стопе и на п/п, к концу года — только на полупальцах /. battement fondu, battement frappe, petit battement /

        3. Port de bras c rond de jambe par terre нa demi plie  .

        4. Double  battement  fondu  .

        5. Tombee  на месте /У позиция / и coupe  на опорную ногу на целую стопу и на п/п /исполняется в заключение battement frappe u petit battement /

        6. Battement developpe passe  на 90 градусов.

        7. Demi rond de jambe   на 90 градусов из всех направлений и при переходе из позы в позу.

        8. Flic-flas en fase .

        9. Battement  releve  lent  на 90 градусов и battement developpe в croisee u effacee   

М.Р. 4/4 /исполняется на 2 такта, ¾ /исполняется на 8 тактов /.

Экзерсис на середине зала.

        1. Temps leve   с перегибом корпуса.

        2. II и IV arabesques   носком в пол.

        3. 4-е port de bras  .

        4. Большая поза croisee и effacee   вперед и назад носком в пол.

        5. Позы croisee  вперед и назад на 90 градусов.

        6. Элементарное adagio .

        7. Подготовительные упражнения к турам.

        8. Тур en dehors и en dedans   со П позиции.

        9. Temps leve  на 90 градусов.

        10. Pas de bourree   без перемены ног на efface  .

        11. Позы attitudes croisee и effacee  .

        12. Большая поза ecartee   вперед и назад.

Allegro.

  1. Pas assemble. Double assembe.
  2. Grand chanqement de pieds.
  3. Grand echappe  на II позицию.
  4. Pas glissade.
  5. Sissone fermee.
  6. Sissone ouverte.
  7. Pas echappe  вj II поз. на croisse и на effacee.
  8. Temps leve .
  9. Pas de chat  .

Сценические движения.

  1. Preparation.
  2. Sissone  на 1 arabesques.

Экзерсис на пальцах.

  1. Releve на пальцах в 1 позиции.
  2. Pas echappe    на пальцах.
  3. Pas couru.

        По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • правила исполнения основных движений классического танца;
  • понятия epaulement croisee et effacee;
  • прыжки с двух ног на одну;

        владеть:

  • навыками устойчивости в позах;
  • навыками координации движений рук и головы.

ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(6 класс)

        На четвертом году обучения усложняется экзерсис у станка, продолжается освоение техники поворотов и пируэтов у станка и на середине.

Экзерсис у станка.

        Основная задача экзерсиса у станка в 6-м классе  - развитие и укрепление устойчивости в упражнениях с полуповоротами на одной ноге, умение переносить центр тяжести, сохраняя равновесие.

        В целом экзерсис у станка в 6-м  классе повторяет и развивает движения 5-го класса.

  1. Flic-flac en face.
  2. Полуповорот en dehors u en dedans  с вытянутой ногой вперед, назад и на 45 градусов.
  3. Battement fondu  на 90 градусов.
  4. Поворот на 360 градусов.
  5. Grand battement jete  с быстрым developpe.

Экзерсис на середине зала.

  1. 5-е, 6-е  port de bras.
  2. Подготовительные упражнения к турам с IV позиции и с V позиции /к концу года можно попробовать исполнять туры /.
  3. Pas de bourree en tournant   с переменой ног.
  4. Grand plie c port de bras  /работают только руки без корпуса /.
  5. Arabesques   на 90 градусов /1-й и 3-й /.

Allegro.

  1. Grand echappe  на II позицию, на IV позицию.
  2. Pas assemble  с продвижением и в позах.
  3. Temps saute  в V позиции с продвижением вперед и назад.
  4. Pas de basque  вперед и обратно.

Сценические движения.

  1. Preparation  .
  2. Sissonne    на 1-й arabesques .

Экзерсис на пальцах.

  1. Releve   на пальцы в 1 позиции.
  2. Pas echappe   на пальцах во П позицию.
  3. Pas de bourree  на пальцах с переменой ног en dehors u en dedans .
  4. Pas suivi .
  5. Pas suivi en tournant .
  6. Pas couru .

        По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать:

  • типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;
  • уровни положений рук в больших и маленьких позах, позициях;
  • ракурсы исполнения движений;

        владеть:

  • навыками точной координации движений;
  • профессиональным вниманием;
  • самоконтролем;

        уметь:

  • исполнять движения грамотно и музыкально.

ПЯТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(7 класс)

        На пятом и шестом годах обучения продолжается работа над чистотой, свободой и         выразительностью исполнения.

        Большая часть времени отводится занятиям на середине.

        Общий темп ускоряется.

Экзерсис у станка.

                1. Battement developpe plie-releve .

  1. Petit temps lie .
  2. Battement soutenu   на 90 градусов.

Экзерсис на середине зала.

        

  1. Demi rond de jambe   на 90 градусов из позы в позу.
  2. Tours sur le cou de pied  из IV позиции и из V позиции.
  3. Tour lent  в больших позах /изучение начинается с ½ поворота /.
  4. Позы ecartee  вперед и назад и поза 4-го arabesques .
  5. Glissade  .
  6. Battemtnt releve lent  на 90 градусов в позах /кроме ecartee и  4 arabesques  /.
  7. Battement developpe   на в позах /кроме ecartee и  4 arabesques /.

Allegro.

  1. Sissonne fermee   .
  2. Sissonne ouverte   в позах.
  3. Pas assemble   с продвижением вперед и назад.
  4. Sissonne tombee   во все направления.

Экзерсис на пальцах.

  1. Echappe c releve  на пальцы во II позиции.
  2. Sissonne simple  .
  3. Pas echappe   на II позиции en tournant  по ¼ поворота /позднее — по ½ поворота /.
  4. Chanqement de pied en tournant   по ¼ и ½ поворота.

        По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать:

  • типы координации движений: одновременные и разновременные;
  • движения — связки;
  • закономерности переходов рук из одного положения в другое;
  • элементы художественной окраски движений;

        владеть:

  • ощущением позы, ракурса, пространства;
  • быстротой запоминания комбинаций;
  • развитой силой и выносливостью;
  • координацией движений в упражнениях на пальцах.

ШЕСТОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(8 класс)

Экзерсис у станка.

                1. Flic-flac en tournant  .

  1. Battement developpe   с медленным поворотом en dehors и en dedans  с вытянутой ногой вперед и назад.
  2. Developpe balance  .
  3. Grand battement jete balance  .
  4. Pas de bourree en tournant.

Экзерсис на середине зала.

  1. Battement tendu u battement tendu jete  .
  2. Tournant en dehors u en dedans  по ½ поворота.
  3. Jete   с продвижением в сторону по ½ поворота.
  4. 6-е port de bras – preparation   в IV позицию для туров в больших позах.
  5. Pas de bourree ballotte en tournant   по ¼ поворота.
  6. Temps leve   на 90 градусов /вперед и назад /.
  7. Glissade en tournant   на ½ поворота и на целый поворот.

Allegro.

  1. Pas assemble   с продвижением вперед и назад en face   и в позах.
  2. Sissonne tombee   во все направления в позах.
  3. Заноски  .

Экзерсис на пальцах.

  1. Releve   на всех позициях.
  2. Echappe   на ¼ такта.
  3. Assemble-soutenu  .
  4. Pas qlissade    на пальцах.
  5. Pas emboite   вперед и назад с ногой sur le cou-de-pud   /позднее с подъемом ноги на 45 градусов / на месте и с продвижением.
  6. Pas ballotte   носком в пол.
  7. Grand sissonne ouverte  на месте.

        По окончании шестого года обучения учащиеся должны знать:

  • терминологию классического танца;
  • метроритмические раскладки исполнения движений;

        владеть:

  • правильной балетной осанкой;
  • культурой движений рук и ног;
  • развитыми природными данными;
  • навыками музыкально-пластического интонирования;
  • хореографической памятью;

        уметь:

  • работать в ансамбле.

ТРЕБОВАНИЯ  к УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Образовательная программа «Классический танец» должна обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения этой программы танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

     Результатом освоения программы «Классический танец» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций классического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

-умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- навыки музыкально-пластического интонирования.

ФОРМЫ  и  МЕТОДЫ  КОНТРОЛЯ,  СИСТЕМА ОЦЕНОК

     По программе «Классический» предусмотрены промежуточные аттестации по полугодиям .  По завершении изучения предмета  по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка , которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов, экзаменационных концертов и класс-концертов. Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.

        Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

        -  собеседование;  

        -  опрос;

        -  контрольный урок;

        -  открытый урок;

        -  экзамен;

        -  выступление на концерте, фестивале, конкурсе.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить  результат, внести  изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

        Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

        Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в 8-м  классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ с выставлением или без выставления оценок.

       По итогам всех аттестаций и контрольных мероприятий выставляются  оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»  Знаковая аттестация предусматривает две градации «зачет» и «не зачет».

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

        Урок по классическому танцу должен состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, адажио, аллегро, экзерсис на пальцах).

        Экзерсис у станка  исполняется в начале урока и одной из основных его задач является  разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения изучаются сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания, затем — с ускорением темпа.

        Новые упражнения изучаются в «чистом виде», затем комбинируются. На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время сокращается за счет ускорения темпов исполнения и соединения движений в комбинации.

        Основной задачей экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью. По мере освоения элементов у станка, увеличивается объем материала на середине зала. Вводится epalement (и часть движений исполняется в различных положениях epaulement).

        На более поздних этапах обучения количество упражнений на середине зала сокращается за счет соединения движений в комбинации.

        Особый раздел урока — allegro (прыжки). Его главная задача — овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Прыжки изучаются после того, как освоена постановка корпуса и выработана сила и выворотность ног в demi plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.

        Экзерсис на пальцах следует начинать не ранее, чем учащиеся овладеют правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы, а главное, приобретут силу стопы, натянутость и выворотность ног.

        Упражнения начинают разучивать лицом к станку, затем переносят их на середину зала. Главная задача — освоение постановки стопы на пальцах. В этой работе не следует спешить, т.к. в противном случае это может привести к травмам и некачественному исполнению движений.

        Таким образом, полный урок постепенно развертывается в своем объеме по мере освоения материала.

        Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна в младших классах, в дальнейшем она может корректироваться.

        Значительную роль в художественном воспитании играет этюдная работа. Небольшие танцевальные комбинации должны развивать выразительность и изящество исполнения.

        При проведении урока необходимо:

  • постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;
  • чередовать упражнения быстрые и медленные;
  • темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;
  • следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.

При подготовке к уроку необходимо учитывать:

  • объем материала;
  • степень его сложности;
  • особенности класса, как исполнительского коллектива

        При проведении урока целесообразно выдерживать занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

        На занятиях важно:

  • переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
  • объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
  • обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющую его сходство или различия с другими;
  • равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия;
  • чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
  • воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

        Формы работы:

-  урок;

-  практические индивидуальные занятия;

-  разучивание танцевальных номеров;

-  беседа и рассказ;

-  просмотр видеозаписей;

-  посещение уроков по классическому танцу в хореографическом училище;

-  творческие встречи с танцовщиками;

-  проведение отчётов, концертов.

Яркими диагностиками качества урока становятся:

-  увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным  произведением;

-  появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.

        Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности  в  области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.

        Основные принципы:

-  вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения  в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);

-  содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип «от простого».

-  программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.

-   программа  предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу  доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.

          Формы организации учебного процесса

        Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах.

Музыкальное оформление урока классического танца.

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и упражнения классического экзерсиса.

        В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

        На начальных этапах изучения упражнений необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движения, ритмический рисунок может быть более разнообразным.

        В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

_________________________________________________

             

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Базарова Н., Мей В.                      Азбука классического танца.   -  Л.: Искусство, 1983.

Балет: Энциклопедия.-М.:           Советская энциклопедия,  1981.

Бахрушин Ю.А.                            История русского балета.  -  М.: Просвещение, 1973.

Блок А.Д.                                       Классический танец.  -  М.: Искусство, 1981.

Ваганова А.Я.                               Основы классического танца.  -  Л.: Искусство,1980.

Жданов Л.                                     Школа большого театра.  -  М.: Планета, 1984.

Кремшевская Г.Д.                         Агриппина Ваганова.  -  Л .: Искусство, 1981.

Костровицкая В.                           100 уроков классического танца.- Л.: Искусство, 1972.

Костровицкая В., Писарев А.      Школа классического танца.- Л.: Искусство, 1976.

Тарасов Н.                                     Классический танец.- М.: Искусство, 1981.

Ярмолович Л.                                Принципы музыкального оформления урока классического                    

                                                        танца.  -  М.: Искусство, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения уроков по классическому танцу

Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...

Теоретические основы планирования занятий по классическому танцу

На сегодняшний день классический танец имеет отработанную систему, способствующую овладению этой, дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока ...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Контрольное занятие по классическому танцу

Здесь представлены материалы (задания) для проведения контрольного урока для детей 9-10 лет четвертого года обучения по хореографии....

Постановка корпуса, позиции рук и ног в классическом танце

Рекомендации по изучению с детьми основных танцевальных позиции рук и ног, постановке тела юного танцора (азбука классического танца)...

учебная программа по бальному танцу

Программа по бальному танцу на возрастную группу детей 7-12 лет, расчинана на 2 года...

Методическая разработка для работы по программе: «Хореография» «Движения экзерсиса по классическому танцу»

В разработке представлено подробное описание упражнений по классическому танцу....