Специфика обучения английскому языку на ранних этапах в системе дополнительного образования
статья по теме

Горская Татьяна Юрьевна

Процесс организации учебной-воспитательной деятельности детей на раннем этапе обучения  имеет свои специфические особенности. В данной работе приводятся основные положения и принципы, которыми следует руководствоваться при обучении английскому языку детей 6-7-летнего возраста, а также предоставляется методическая разработка открытого занятия "Моя первая встреча с английским".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика обучениЯ английскому языку на ранних этапах

 в системе дополнительного образования

Горская Т.Ю. – педагог дополнительного образования

ЦДТ «Свиблово» СВУО

Социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране в течение последних лет, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. Английский язык стал реально востребованным. Знание его является большим плюсом во многих профессиях. Поэтому школа и семья стремятся как можно раньше приобщить детей к иностранному языку, дав тем самым им дополнительную возможность сориентироваться в изменившемся мире.

Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что 6-7-летний возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка в силу таких психических особенностей ребенка, как интенсивное формирование познавательных процессов, природная любознательность, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера (страха) и ряда других особенностей, которые после 9-летнего возраста теряют свою силу.  

Однако, в настоящее время не во всех общеобразовательных школах возможно обучение иностранному языку с 6-7 лет. В рамках же системы дополнительного образования данная задача может иметь успешное решение.

        Современный  ребенок 6-7 лет, начиная изучать английский язык, приходит в учреждение дополнительного образования с огромными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства, нужен целенаправленный учебно-воспитательный процесс, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей данного возраста и поэтому имеющий свою специфику. Таким образом, при обучении иностранному языку детей 6-7 лет необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • Принцип коммуникативной направленности является ведущим принципом организации процесса обучения. Коммуникативная направленность определяет отбор содержания, выбор приемов и методов обучения, структуру занятий. Отбор языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, значимости и типичности для ситуации общения детей 6-7 лет.
  • Занятие  имеет свою специфику и отличается  структурой, преобладающими способами действий. Каждое занятие должно строиться как организация  совместного дела с детьми, как целостная ситуация общения. Большое внимание    на занятиях уделяется индивидуальному подходу к учащимся в группе, учитываются их способности и интересы. Наравне с индивидуальной  формой работы на занятиях широко практикуются работа по парам, групповые и коллективные формы работы.
  • Помимо обычных учебных занятий применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности с выходом за пределы классной комнаты, а именно: проведение различных викторин, страноведческих турниров, экскурсий, конкурсов, тематических вечеров и праздников и т.д.
  • Деятельность учащихся на занятии должна быть обязательно разнообразной, с частой сменой ее видов. При первых признаках снижения внимания проводится подвижная игра под музыку.
  • Познавательная деятельность учащихся при обучении иностранному языку организуется с помощью проблемной ситуации. На занятии детям предлагается интересная «проблемная история», в ходе активного восприятия которой ребенок сам «добывает» нужную информацию.
  • Учебно-речевая и речевая деятельность детей организуется с помощью игры. Игра во всем своем разнообразии используется  на занятии в качестве важного методического приема  и является основным способом решения учебных задач – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
  • На занятиях широко используются возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности. Дети часто рисуют в конце занятия, отрабатывая новую лексику, а также поют, танцуют, инсценируют стихи и сказки.
  • Контроль и оценка деятельности  детей на I этапе обучения применяется в скрытой форме. Текущий контроль за усвоением учебного материала осуществляется на каждом занятии путем проведения ролевых и сюжетных игр, рассказа ребенка по теме, подготовленном дома, ответов на вопросы “сказочных героев”. Рекомендуется система содержательных оценок, которая ориентирована на успехи детей, поощрение и поддержку.
  • Важнейшим методическим обеспечением занятия на I этапе обучения являются средства наглядности. На каждом занятии широко используются различные игрушки, картинки, карточки, постеры и плакаты, муляжи овощей и фруктов, мячик и т.д. Дети приносят на каждое занятие необходимые для организации общения свои игрушки, карточки, фотографии.
  • Технические средства обучения, такие как магнитофон, DVD-плейер, компьютер,  лингафонное оборудование и др. играют тоже немаловажную роль, т.к. помогают учителю проводить занятия более эффективно. Использование информационно-коммуникационных технологий повышает познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор.

Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз подчеркнуть, что процесс организации учебной-воспитательной деятельности детей на раннем этапе обучения  имеет свои специфические особенности. При этом отношение детей к английскому языку и успех обучения во многом будут зависеть от того, насколько интересно, ярко и эмоционально пройдет первое занятие. Учитель английского языка должен постараться     увлечь детей своим предметом с самого первого занятия. Ведь именно от учителя зависит, насколько положительной будет у ребенка мотивация к изучению иностранного языка и  будет ли ребенок и в дальнейшем изучать язык с радостью и интересом.  

Далее приводится конспект открытого занятия для детей 6-7 лет по теме «Первая встреча с английским».

Открытое занятие по теме «Первая встреча с английским»,

или «Здравствуй, мишка Винни-Пух!»

Цель: Познакомить учащихся с новым учебным предметом, заинтересовать их, рассказать о пользе изучения иностранного языка.

Основные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с англоязычными странами. Научить детей здороваться и прощаться на английском языке. Ознакомить учащихся с речевым образцом I am…(Sasha), словами Yes/No и отработать их употребление. Научить детей понимать на слух слова-команды: Stand up! Sit down! Swim! Fly! Clap! Познакомить учащихся с отдельными английскими звуками.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к изучению иностранного языка, понимание и уважение к другой культуре; создать положительную мотивацию для изучения иностранного языка.

Развивающие: Развивать лингвистические способности учащихся (фонематический слух, имитационные способности, языковую догадку). Тренировать психические функции учащихся, связанные с речевой деятельностью (воображение, внимание, память, мышление). Развивать эмоциональные, творческие качества детей, чувства радости познания и любознательности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, диски, наглядные пособия: игрушечный Винни-Пух, мяч, кубики.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя по-английски с последующим переводом.

T.: Hello, my dear children! I’m glad to see you. My name is… I'll teach you English.

T.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Я буду заниматься с вами английским языком. Давайте познакомимся.

Дети по очереди называют себя.

2. Беседа о родном и иностранном языках, о разных странах.

T.: Ребята, в какой стране мы живем? Правильно, мы живем в России.  Наша страна очень большая и красивая. А на каком языке мы говорим? На каком языке вы говорите дома с мамой? На каком языке говорят по радио, в телевизионных передачах?

Дети рассказывают, что они живут в России, говорят на русском языке. 

T.: В мире существует много других стран, в которых люди говорят не на русском, а на других языках. Какие страны вы знаете?

Дети называют разные страны.

T.: Молодцы, ребята, много стран назвали. А теперь я вам назову страны, в которых люди говорят по-английски.

Учитель, испольуя мультимедийную презентацию, рассказывает детям об англоговорящих странах,  показывает их на карте, выведенной на экран.         

T.: Первая страна, где говорят по-английски, это Великобритания. Это очень красивая страна. Она со всех сторон окружена водой -  ведь Великобритания находится на островах. Главный город Великобритании, ее столица – Лондон. Это очень красивый город. Там ездят вот такие замечательные двухэтажные автобусы.

И именно в Англии, в Великобритании, живет веселый мишка Винни-Пух. На самом деле он говорит со своими друзьями на английском языке, потому что сказку о нем написал английский писатель А.А.Милн.        

- Следующая страна, где тоже говорят по-английски, это США – Соединенные Штаты Америки. Это замечательная страна, где есть высокие горы и быстрые реки, глубокие озера и  густые леса.  В Америке находится знаменитая Статуя Свободы, которая издалека видна всем людям, кто приплывает в Америку по морю. Высота Статуи от земли до кончика факела– 93 м: сама Статуя - 46 м, т.е. почти с 16-этажный дом! А пьедестал и того выше!

        Именно в Америке жил знаменитый режиссер Уолт Дисней, который создал более 300 мультфильмов. И все его герои говорят на английском языке. А какие мультфильмы У.Диснея вы знаете?

         Ребята, в Америке много хороших людей, которые хотят жить в мире. На каком языке мы скажем им, что мы тоже не хотим войны, хотим жить в мире? Правильно, на английском!

        - Недалеко от США находится еще одна страна, где тоже говорят на английском языке – Канада. Это  страна с очень красивой природой. В Канаде находится самый широкий в мире Ниагарский водопад. А еще в Канаде очень любят играть в хоккей, и тренер дает спортсменам команды на английском языке.

        - Очень далеко от нас находится страна Австралия, которая занимает целый континент. Это удивительная страна, которую часто называют  - “The upside down world ” - «мир кверх ногами». Когда у нас зима, в Австралии – лето, а когда у нас лето, в Австралии самый разгар зимы. И Новый год  с Рождеством австралийцы отмечают в 40-градусную жару!

        В Австралии живут удивительные животные, которых вы нигде больше не увидите: вот такие забавные мишки коала, сумчатые лисицы, волки и даже белки и конечно же огромное количество кенгуру разных видов. А по улице в Австралии летают попугаи – 300 видов разных попугаев! И дрессировщик в цирке отдает команды кенгуру и попугаям по-английски.

3. Первичное закрепление полученных знаний об англоговорящих странах. 

T.: А сейчас мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие на самолете по странам и континентам. Ваша задача – сказать на каком языке говорят люди в каждой стране: если на английском – вы поднимаете руки вверх, на любом другом – руки вниз. Stand up, please! Полетели! Let’s fly!

Учитель называет англоязычные страны вперемежку с неанглоязычными.

На экране – слайды с видами стран.

4. Беседа о пользе изучения английского языка.

T.: Как вы видите, ребята, во многих странах люди говорят по-английски: это их родной язык. В других странах люди учат английский, чтобы понимать друг друга. И мы с вами начинаем изучать этот язык. Как вы думаете, зачем нам нужно изучать английский язык? (Ответы детей). Совершенно верно. Английский язык распространен в мире как язык международного общения, поэтому если мы его будем знать, мы сможем поближе познакомиться с жителями других стран, с их культурой и традициями. Английский язык может пригодиться вам в будущей профессии. Английский – это язык компьютера и Интернета, с помощью которого вы можете познакомиться с детьми из разных стран и переписываться с ними. Вы сможете читать английские книги и смотреть фильмы на английском языке. Например, этот мультфильм.

 Просмотр фрагмента музыкального видеоклипа У.Диснея о Винни-Пухе на английском языке (не более 1 мин.). Появление игрушечного Винни-Пуха. 

  1. Ознакомление детей со словами-приветствиями Hello! Hi! и отработка их употребления в режиме диалога.

T.: Винни-Пух приехал к нам из Англии и очень хочет с вами подружиться! Но он умеет говорить только по-английски! Давайте послушаем, как Винни будет с нами здороваться, и научимся приветствовать друг друга на его родном языке!

        Winnie-The-Pooh (W.): Hello, Tatiana Yurievna!

Teacher (T.): Hello, Winnie!

W.: Hello, children!              Ch.: Hello, Winnie!

 Винни –Пух  здоровается по-английски с каждым ребенком по очереди.

W.: Hello, Sasha!                  Pupil (P.)1: Hello, Winnie!   Etc.

Затем дети здороваются друг с другом.

6.  Знакомство детей с перспективами работы по образовательной программе «Говорим по-английски». Мотивация на успех. Просмотр фрагмента видеоролика из сказки «Теремок».

T.: Винни-Пух будет нашим постоянным и верным спутником в Волшебной стране английского языка – English Fairy-Land, куда мы с вами отправимся. Впереди нас ждет много веселых песен, игр и смеха. Вместе с Винни мы побываем в гостях у Карлсона и Незнайки, заглянем в веселый Зоопарк и Театр Зверей, встретимся с лесной волшебницей и Санта Клаусом, поиграем в Волшебный магазин и другие замечательные игры. Впереди у нас много нового и интересного. Мы с вами даже побываем сами в роли артистов, будем выступать на сцене и участвовать в постановке сказки.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой отрывок из сказки «Теремок» - “The House in The Wood”. На сцене выступают дети – ваши ровесники, дети 6-7 лет. И вы тоже научитесь так же хорошо говорить и петь по-английски, если будете стараться. Let’s see our Fairy-tale “The House in The Wood”!

Просмотр яркого фрагмента видеоролика из сказки «Теремок». 

7.  Введение речевого образца I am… (Sasha) и его отработка. Прослушивание английской песенки-знакомства.

T.: Ребята, Винни очень хочет научить вас называть себя по-английски. Послушайте, как он будет это делать.

        W.: I am Winnie.  T.: I am Tatiana Yurievna.

         - Мы говорим: «Я (выкладываем кубик) – Маша, я (другой кубик) – Саша». Сколько слов мы говорим каждый раз? Правильно, два. А чтобы представить себя по-английски, надо добавить еще одно слово: Я (кубик) есть (кубик) Саша (кубик). Сколько слов мы назвали? Правильно, три. А на

английском языке это будет звучать так: I (кубик) am (кубик) Sasha (кубик).

        Давайте теперь послушаем, как знакомятся английские дети.

Звучит аудиозапись. Дети слушают, а затем повторяют за диктором.

        - Расскажите пожалуйста Винни по-английски, как вас зовут.

        W.: I am Winnie.           P1: I am Masha.

        W.: I am Winnie.           P2: I am Sasha.   Etc.

        А теперь давайте послушаем песню о том, как знакомятся английские дети. Звучит песня “I am Nick”.

8. Демонстрация учащимся того, как много английских слов, окружающих их в повседневной жизни,  они уже знают. Мотивация на успех.

T.: На самом деле, ребята, вы знаете уже много английских слов, слышите их каждый день по радио и телевидению, пользуетесь ими в повседневном общении, сами того не подозревая. Конечно, на английском языке эти слова звучат немного иначе, но их легко можно узнать. Догадайтесь о значении слов: football, volleyball, tennis, basketball, doctor, etc.

А сейчас найдите пожалуйста на рисунке предметы, которые я назову: flag, piano, cap, vase, lamp, telephone, radio, TV, cassette, computer, sofa, etc.

Дети слушают произнесенные учителем названия предметов, которые звучат похоже на английском и русском языках, сравнивают языковые явления (звуки, слова), догадываются о русском эквиваленте и находят изображение этого предмета на экране.

9. Динамическая пауза. Ознакомление детей со словами-командами: Stand up! Sit down! Clap! Step!

T.: Винни-Пух хочет с вами немного поиграть и познакомить вас с новыми английскими словами-действиями.

W.: Children, stand up, please! Sit down! Stand up! Clap! Step! (Показывает жестами, что надо делать). Good! Well done!

  1.  Фонетическая зарядка. Знакомство детей со сказкой о Mr. Tongue – английском язычке. Отработка произношения отдельных английских звуков: [d], [t], [m], [h], [w], [n] и некоторых других.

T.: Ребята, Винни хочет открыть вам один секрет: оказывается у нас в ротике живет веселый язычок, по-английски Mr. Tongue, который научит нас правильно произносить английские звуки.  Наш рот – это его уютный домик, в котором есть стенки (учитель показывает, дети повторяют), пол и потолок (язык – на альвеолах). Mr. Tongue очень любит там сидеть и играть в свои кубики: [d], [t], [l], [n].

Mr. Tongue встает утром, смотрит в окно и радуется [ai]-[ai]-[ai]. Потом он принимается за уборку, вытряхивает пыль из коврика [t]-[t]-[t]- [sit], а потом из дивана [d]-[d]-[d]-[stænd]. Потом наш язычок пошел гулять, подошел к озеру и начал бросать в него камешки [b]-[p], [bai]-[bai], [step]-[step]. А потом вдруг решил искупаться, прыгнул в воду и поплыл [w]-[w]-[w]-[swim]. А вода холодная. Выскочил язычок из нее и побежал скорее домой греться. Залез под одеяло и уснул, засопел [h]-[h]-[h]-[hai]. Не будем ему мешать.

11. Динамическая пауза. Тренировка детей  в понимании на слух слов- команд: Stand up! Sit down! Clap! Step! Введение новых команд Swim! Fly!

W.: Children, stand up, please! Sit down! Clap! Step! Sit down! Поочередно вводятся команды Swim! Fly!

W.:Good! Well done!

  1.  Ознакомление учащихся с новыми английскими звуками, которых нет в их родном языке, с понятием долгих и кратких звуков.

T.: Английский язык – это удивительный язык, в котором есть звуки, совершенно не похожие на русские звуки. Это звук «дудочки» [w], звук «английской пчелки» [ð] и звук «доброй английской змейки» [θ].

В английском языке бывают звуки долгие и краткие,  например [i] и [i:]. [∫i:p] – это овечка, а [∫ip] – кораблик. И надо быть очень внимательным, а не то овечка превратится в кораблик и уплывет от нас!

                               

  1.  Ознакомление с новыми словами yes, no и тренировка детей в их употреблении.

T.: Винни хочет нас познакомить с двумя маленькими, но очень важными словами, без которых нам не обойтись: Yes (киваем головой) и no (качаем головой из стороны в сторону). Догадались? Правильно, это слова «да» и «нет».

        Далее учитель задает детям вопросы типа «Рыбки умеют плавать?», «Крокодил – синий?». Дети отвечают по-английски “Yes”, “No”.

        T.: А теперь давайте поиграем в мячик в игру «Yes-no». Let’s play our “yes-no” game! Children, stand up, please!

        Учитель кидает детям по очереди мяч,называя слово по-английски и при необходимости его переводя. Дети ловят мяч  и говорят «yes» в случае съедобного и «no» в случае несъедобного предмета.

         T.: a banana, a lamp, jam, a zebra, a crocodile, a lemon, chocolate, etc.

  1.  Динамическая пауза. Прослушивание песни ”Clap-clap”. Выполнение действий под музыку.

T.: Ребята, Винни-Пух – очень веселый медвежонок. Он любит петь и танцевать под музыку. Он хочет, чтобы вы послушали его любимую песенку. Let's sing and dance! (Дети повторяют за учителем действия).

  1. Закрепление изученного материала и проверка качества его усвоения.

T.: Сейчас посмотрим, как вы запомнили страны, в которых говорят по-английски. Давайте их отгадаем. Молодцы, ребята! Very good! (На экране – кроссворд. Дети отгадывают по краткому описанию учителя страны, буквы вылетают, заполняя клетки кроссворда).

 16. Подведение итогов занятия и прощание.

         T.: Cегодня мы узнали много нового и интересного. Мы познакомились со странами, где говорят по-английски. Какие это страны? Мы выяснили, зачем нужно изучать английский язык. Узнали, как здороваются и  представляют себя люди по-английски, узнали и некоторые другие английские слова: «Да», «нет», слова-команды.

А теперь наше занятие подошло к концу, и пришло время прощаться. Послушайте, как Винни говорит нам «до свидания» по-английски.

W.: Goodbye, Tatiana Yurievna!            T.: Goodbye, Winnie!

W.: Goodbye, сhildren!                     Ch.: Goodbye, Winnie!

Далее Винни прощается со всеми детьми по очереди.

T.: Our first lesson is over. Наш урок окончен. Goodbye, my dear сhildren!

Cписок литературы.

  1. Биболетова М.З. и др. Книга для учителя к учебнику английского языка “Enjoy English- 2 кл.”- Обнинск, Титул, 2007.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. – М., Айрис Пресс, 2004.
  3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса – М., “Просвещение”, 2007.
  4. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса (1-4) - М., “Просвещение”, 2003.
  5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для младших школьников, под ред. Н.А.Бонк. Руководство для преподавателей и родителей - М., Росмэн, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость н...

Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"

                    «Специфика обучения...

Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»

«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

В данной работе я попыталась обобщить свой опыт преподавания английского языка в начальной школе. Материал представлен в виде вопросов и ответов...

Игровые методики в обучении английскому языку на ранем этапе.

Языковые игры предназначены  для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков  и тренировки употребления  языковых явлений  на подготовительном, предкоммуник...