Программа "Сказочный поролон"
рабочая программа на тему

Валентина Михайловна Клевакина

      Для детей изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретения жизненных навыков. В процессе такой работы дети приобретают знания и умения, необходимые для дальнейшей учебы:

- воспитывается усидчивость, аккуратность, вкус, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к своему и чужому труду;

- развиваются образное и пространственное мышление, внимание, память, воображение, координация движений, глазомер, согласованность действий глаз и рук, мелкая моторика;

-ребенок обучается владению инструментами, технологическими операциями.

-получает дополнительные знания по  предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РАССМОТРЕНО

 Протокол  методического совета

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

№ 1  от 30.09.2011 г.

                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

                                                           Директор МКОУ ДОД

                                                           «Центр детского творчества»

                                                      ____________  Л.Г. Иванова

                             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

«Сказочный поролон»

                                       Кружок «Забавное рукоделие»

                                                            Возрастной состав обучающихся: 7-12 лет

                                                            Продолжительность обучения: 2 года

                                                                          Составитель: Клевакина Валентина Михайловна,  педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

                                             

р.п. Большеречье

2013

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

     Введение к образовательной программе «Сказочный поролон»

       Конструирование   из поролона является новым нетрадиционным направлением в декоративно-прикладном искусстве.  Игрушки из поролона  многие дети  видят  в своей жизни впервые.

        Поролон,  материал  из которого дети начинают с удовольствием мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Он известен всем с самого детства.         Устойчивый интерес детей к творчеству из поролона обуславливается еще и тем, что данный материал открывает огромный  простор  творчеству. Помогает ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное, немного волшебником.

          История появления поролона весьма забавна. В 1937году немецкий химик-биолог Отто  Баейр работает над созданием твердых полимеров из синтетического сырья. Во время одного из опытов в материал попадает воздух, в итоге получилась вспененная масса. Данный результат стал прототипом поролона. На сегодняшний  день поролон (полиуретан) представлен многочисленными марками, различающимися по своей структуре, свойствам, составу. Что позволяет применять данный материал в самых разнообразных сферах:  в производстве мебели, в промышленности, в строительной отрасли, в самолетостроении, кораблестроении, в быту и  даже в декоративно-прикладном творчестве.

       Пластичность поролона, простота его обработки (технологичность) и окраски позволяют заниматься художественным конструированием игрушек, сувениров,  настенных панно и композиций и т. д.  

Изготовление игрушек-самоделок – это замечательный способ научить ребенка работать с удовольствием и хорошим настроением. Возможность объединить игру, труд и творческую деятельность.

Такие занятия воспитывают в детях активность, фантазию, изобретательность, увлеченность, формируют эстетический вкус, стремление к познаниям, закладывают серьезную основу для дальнейшей творческой  деятельности.

      Для детей изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретения жизненных навыков. В процессе такой работы дети приобретают знания и умения, необходимые для дальнейшей учебы:

- воспитывается усидчивость, аккуратность, вкус, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к своему и чужому труду;

- развиваются образное и пространственное мышление, внимание, память, воображение, координация движений, глазомер, согласованность действий глаз и рук, мелкая моторика;

-ребенок обучается владению инструментами, технологическими операциями.

-получает дополнительные знания по  предметам.

         Направленность образовательной программы

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным звеном в развитии и воспитании ребенка. Являясь наиболее доступным для детей,  «поролоновое» творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

      Новизна образовательной программы

Новизна данной образовательной программы предполагает обучение детей  конструированию изделий   из поролона, приобретению ими умений и навыков  работы в новом нетрадиционном направлении декоративно-прикладной деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является: обогащение мировосприятия воспитанника,    т. е. развитие творческой культуры ребенка.  Развитие творческого, нестандартного  подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности,  радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

      Дополнительная образовательная программа «Сказочный поролон» не ограничивается в своей деятельности конструированием из поролона, она выполняет личностно-ориентированную функцию развития ребенка, организует индивидуальный подход  к нему, создает благоприятные условия для развития  самостоятельности и творческой активности.

        Актуальность образовательной программы

    «Сказочный поролон»- так называется курс. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая «свой мир игрушек» из поролона, ребенок готовится стать созидателем доброго,  волшебного мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Ведущая идея данной программы: создание комфортной среды  для общения, развитие способностей, творческого потенциала ребенка.

     Педагогическая целесообразность образовательной программы

    В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образование, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном обществе, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонней личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

 Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят, он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения.  У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как  наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, Комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п.- все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Цели и задачи дополнительной образовательной программы

      Цель. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его нетрадиционным  прикладным видом творчества - создание поделок  из поролона.

    Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

         -сформировать необходимые знания, умения  и навыки работы с  поролоном;

- создавать благоприятные условия для развития самостоятельности и творческой деятельности;

-  воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим                    (чувство товарищества, чувство личной ответственности, умение управлять своими эмоциями);

- способствовать  развитию в процессе общения чувства любви, красоты и гармонии.

 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

 

При разработке   данной  программы за основу была взята авторская программа    « Конструирование из поролона» педагога высшей категории   Парыгиной  В. Д..   Настоящая программа,  от выше названной,  отличается структурным построением,  выбраны другие формы проведения занятий, изменены сроки реализации программы,  добавлена тема аппликации из цветного поролона.  

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована детям 8-12 лет, условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет  10-12   человек, независимо от года обучения.

Сроки  реализации программы  

 

Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы первого года обучения следует создавать с учетом возрастных особенностей детей – не ранее 7-летнего возраста. На полное освоение  программы требуется 216 часов, по 108 часов в год, включая индивидуальные консультации,  подготовку к выставкам,  конкурсам, а также участие детей в проводимых мероприятиях Центра детского творчества.

  Формы и режим занятий

   

    Формы  организации деятельности учащихся на занятии:

 групповая, фронтальная, индивидуальная.

             

                                                                                                                                                                                 Формы проведения занятий:

     аукцион,  беседа,  викторина, выставка, дискуссия, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, конкурс, консультация, эвристическая лекция,  открытое занятие,  праздник,  практическое занятие, презентация,  поход,  творческая мастерская,  творческий отчет, тренинг,  ярмарка.

       Режим занятий:

  занятия по программе "Сказочный поролон" проводятся 2 раза в неделю: 2 и 1 часа,  независимо от года обучения.

          Принципы реализации программы

   Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний, позволяет повысить уровень знаний и умений воспитанника, следуя логике «от простого к сложному»;

- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

- принцип систематичности: в программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего;

- принцип индивидуализации: личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;

 

     - принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически наглядным материалом,   просмотром презентаций;

     - принцип доступности:  обучение по программе ведется на доступных для понимания воспитанников уровне, способствует повышению интереса и желания учиться.

   

 Формы и методы обучения:

- дифференцированное обучение с учетом  индивидуальных способностей учащихся.    Такая форма обучения решает задачу создание условий для развития ребенка;

- объяснительно – иллюстративный метод дает знания за пределами программного материала, тренирует память и решает задачу  интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- частично – поисковый метод  применяется при самостоятельной работе обучающихся,  заключается в подготовке  презентации по выбранным темам с использованием ИКТ. Такой метод  позволяет не только расширить кругозор у учащихся, но и развить  умение  добывать информацию. Данный метод позволяет на занятиях сохранять высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Использование этого метода решает задачу развития мотивации к познанию и творчеству;

- практико-ориентированный метод направлен на использование  знаний и умений на практике, дети   изготавливают  своими руками различные   поделки в разной технике;

- выставка – процесс демонстрации изделий,  выполненных своими руками, позволяет детям укрепить  психическое и физическое здоровье, создает  условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

         

         Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения воспитанники

будут знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

- технологию обработки поролона;

- смысловую связь элементов;

будут уметь:

- пользоваться инструментами, материалами и  приспособлениями;

- экономно и правильно раскраивать поролон по шаблонам;

- красить поролон в нужный цвет;

- изготавливать аппликации, панно, плоскостные и полуобъемные игрушки;

- сочетать различные цвета.

у них будут развиты:

- свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, контраст, форма,  пропорции, плоские и объемные тела)

- воображение, творческая активность;

- умение анализировать, давать оценку;

- самостоятельность при изготовлении поделок.

будут обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление и творческая деятельность;

-ответственное отношение к учению, умение управлять своими эмоциями;

- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.

К концу второго года обучения воспитанники в результате  обучения по программе " Сказочный поролон"

будут знать:

         -  правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

- технологию обработки любого по толщине поролона;

- основы художественного конструирования поделок из поролона;

будут уметь:

             - пользоваться инструментами, материалами и  приспособлениями;

             - обрабатывать поролон любой толщины;

            - красить поролон в нужный цвет;

           - изготавливать сложные полуобъемные и объемные игрушки;

            - изготавливать каркасные игрушки, настенные и настольные композиции;

- умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;

- владеть средствами выразительности;

- передавать пространственное положение объектов;

- изготавливать цветы и растения максимально приближенные к натуральным  по форме и окраске.

у них будут развиты:

- свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, асcиметрия, гармония, контраст, форма, цвет,  пропорции, композиция);

- образное мышление при создании ярких выразительных образов;

- воображение, творческая активность, фантазия;

- умение анализировать, давать оценку;

- самостоятельность при изготовлении поделок.

будут обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление и умение отстаивать свое мнение;

- ответственное отношение к учению, чувство товарищества;

- владение культурой речи и культурой общения;

 - умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;                                                                                                                                                        

        - любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение      традиций своего народа.

Способы проверки результатов ДОП

Вид контроля

Формы контроля

Стартовый  (выявление  уровня

знаний, умений, навыков)

Диагностическое анкетирование или собеседование

Текущая проверка в процессе

 изучения темы

Вопросы по программе.

Участие в играх.

Составление алгоритмов.

Периодическая проверка в конце

каждого раздела

Контрольное упражнение.

Зачет.

Открытое занятие.

Итоговая годовая проверка и учет полученных знаний умений, навыков

Защита работы.

Участие в конкурсах, выставках.

Количество и качество

 изготовленных работ.

Формы проведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы.

  1. Персональные выставки кружковцев.
  1. Выставки работ в Центре детского творчества.
  1. Выставки работ в организациях поселка.
  1. Конкурс на лучшую работу кружка.
  2. Конкурс лучших работ района.
  1. Выставка  лучших работ в области.
  1. Презентации лучших работ.
  1. Конференция НОУ.
  1. Награждение.
  1. Присвоение почетного звания «Молодец».
  1. Вручение дипломов (выпускникам).

                                           Тематический план

                                   

                                          первого года обучения



                 Тема занятий

Всего

часов

   В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Аппликация из цветного поролона

10

1

9

3

Плоскостные поделки

10

1

9

4

Полуобъемные поделки ( толщина поролона до 20 мм)

15

2

13

5

Мастерская Деда Мороза

12

1

11

6

Панно

8

1

2

7

Творческая мастерская «Подарки своими руками»

10

-

10

8

Полуобъемные поделки (толщина поролона до 40 мм)                            

15

2

13

9

Сувенирные игрушки

10

1

9

10

Выставки и конкурсы

10

1

9

11

Массовые мероприятия с воспитанниками

5

5

-

12

Итоговое занятие

1

1

-

Итого:                            

108

17

91

                                       Тематический план

                                      второго года обучения



                 Тема занятий

Всего

часов

   В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Полуобъемные игрушки (толщина поролона свыше 40 мм)

15

1

14

3

Объемные игрушки

15

1

14

4

Мастерская Деда Мороза

10

1

9

5

Творческая мастерская «Подарок своими руками»

10

-

10

6

Каркасные игрушки

10

1

9

7

Настенные композиции

11

1

10

8

Настольные композиции

10

1

9

9

Выставки и конкурсы

5

-

5

10

Индивидуальные поделки

10

1

9

11

Массовые мероприятия

5

5

-

12

Итоговое занятие

1

1

-

 

Итого:

108

14

94

        

                    Содержание программы

                                    1   год   обучения

  1. Вводное занятие –2 ч.

.* Беседа «Сказочный  поролон».

Знакомство с детьми. Показ  поделок из поролона.  План работы кружка, цели и задачи. Материалы и инструменты. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с поролоном.

    *Тесты по охране труда.    * Игра «Сказочка по кругу».

  1. Аппликация из цветного поролона – 10ч.

   *Беседа  «Мудрость человеческая на кончиках пальцев».

* Презентация:  «Чудо ножницы». Знакомство  с цветом - "радуга - дуга".

Технология изготовления аппликации: выбор основы; перевод контура рисунка по шаблону или с помощью кальки; выбор цвета; нарезка поролоновых кусочков; приклеивание; оформление аппликации. Выстраивание алгоритма  выполнения аппликации.   Оценивание результатов.

                                         

#  Выполняемые  аппликации.  «Солнышко», «Зайчик», «Тучки», «Мимоза»,  «Ландыши», «Корзина с фиалками»,  «Жираф», аппликации по картинкам из «разукрашек».

     3. Плоскостные поделки – 10 ч.

*Беседа « Роль игрушки в жизни человека».

Знакомство с характеристикой цветов. Ахроматические и хроматические цвета.

Технология изготовления игрушек из поролона: снятие лекал; изготовление шаблонов; перевод контура шаблона на поролон. Экономное и правильное  выкраивание деталей. Выбор толщины поролона. Приемы  обработки поролона. Окрашивание поролоновых деталей. Соединение - склеивание. Художественное оформление готовой игрушки.  Зачет.

# Изготавливаемые игрушки. Коллективная работа: «Дерево удачи», «Хризантема», «Розочка»,  «Сердечко»,  «Божья коровка», «Хрюша», « Зайка», «Грушенька», «Мухоморчик» и др.

4. Полуобъемные  поделки (толщина поролона 20 мм)- 15ч.

*Игра « Магазин игрушек».  Покупка игрушек по описанию их особенностей.  Технология обработки деталей, выкроенных из поролона толщиной 20 мм (черновая, чистовая обработка, шлифовка). Конструирование из поролона. Геометрические тела. Симметричные фигуры. Эскиз, рисунок, чертеж. Деталировка и сборка деталей. Подбор цвета. Внешнее декоративное оформление. Анализ работы.

#  Изготавливаемые игрушки: «Зайка с морковкой»,  «Поваренок», «Пес с сердечком», «Колокольчики», «Воробышек», «Большое сердечко»,  « Девица –красавица» и др.

5. Мастерская деда Мороза –12 ч.

*Беседа « Как встретить Новый год?».

 Технология изготовления поролонового кубика и шара.

Изготовление подарков и украшений для елки. Правила применения дополнительных материалов для художественного оформления игрушек.

# Коллективная работа «Елочка-красавица». «Маленькая елочка». Украшения для Новогодней елки. «Змейка».

6. Панно -8ч.

*Беседа «Любите мир и он полюбит вас». Виды панно. Выбор основы. Технология изготовления:   подготовка основы; выкраивание  деталей из поролона;  их обработка (черновая и чистовая); окраска подготовленных  деталей; шлифовка высушенных деталей; компоновка деталей на панно; приклеивание; художественное оформление готового панно. Зачет.

# Примерный перечень  изготавливаемых панно. «Черный кот», «Божья коровка на веточке», «Солнышко смеется», « Колобок», «Веселая семейка», «Ваза с цветами».

7. Творческая мастерская «Подарки своими руками»-10ч.

* Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Организация индивидуальной работы, выбор поделки, составление алгоритма изготовления,  выбор поролона по толщине, цветовое  решение, художественнее оформление готовое работы. Контрольное упражнение.

# Примерный перечень работ, выполняемых по выбору воспитанников:  «Валентинки», «Звездочка»,  « Букетик»,  сувенирный «Сланец», «Золотая рыбка», «Ангелочек», «Чайник слоник» и др.

  1. Полуобъемные поделки (толщина поролона до 40 мм)-15ч.

     *  Игровое занятие «Ищем эрудита».

Технология обработки «толстого» поролона. Раскрой. Окрашивание. Художественное конструирование игрушек.  Оформление готовой  игрушки.

# Примерный перечень выполняемых работ: «Ласковое солнышко», «Царевна-лягушка»,  «Близнецы», «Сердечко на ножках», « Пес Марсик»,  «Мышка-норушка» и др.

     9.  Сувенирные игрушки –10ч.

*Беседа «Творим из поролона». Технология изготовления сувенирной игрушки. Повторение понятий: радиус, диаметр, окружность, круг, цилиндр, шар, поверхность. Составление алгоритма обработки сувенирной игрушки.  

 Самооценка и взаимооценка.     Презентация изготовленных игрушек.

            # Примерный перечень выполняемых работ: «Поросенок», «Бельчонок», «Тигренок», «Зайчонок», «Котеночек» и др.

       10.  Выставки и конкурсы –10ч.

     * Беседа «Личная ответственность и чувство товарищества».

Знакомство с положениями о конкурсах и выставках. Выбор лучших работ на выставку ЦДТ.    Выполнение работ согласно положению для городских и областных  конкурсов. Организация выставок кружка.  

11.Массовые  мероприятия - 5ч.

Игровые занятия на каникулах  в ЦДТ. Досуговые и массовые мероприятия, проводимые  по плану ЦДТ.

          12.Итоговое занятие  -1ч.

Праздник кружка «Творенье рук – души творенье». Выставка лучших работ воспитанников кружка. Награждение детей. Вручение благодарственных писем родителям.

         

                           Содержание   программы

                                         2 год обучения

  1. Вводное занятие –1ч

  * Беседа «Творчество – результат  хорошего настроения».

   План работы кружка, цели и задачи. Материалы и инструменты. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с поролоном.

     2.   Полуобъемные  игрушки (толщина поролона свыше 40 мм) – 15ч.

Повторение. Технология изготовления игрушек из поролона. Приемы  обработки поролона толщиной свыше 40мм. Окрашивание поролоновых деталей. Соединение - склеивание.   Применение  выжигателя  для                        художественного  оформления   готовой  игрушки. Анализ работы. 

#  Примерный  перечень  изготавливаемых  работ: «Собака  Шарик»,  «Мышь в кепке», « Мишка с бантиком», Корова  Милка»,  «Пес с сердечком»  и др.

       3. Объемные игрушки – 15 ч.

     Технология обработки объемной игрушки. Выстраивание  алгоритма  сборки деталей.  Введение   понятия   баланса   изделия.  Назначение  и  применение проволочных каркасов. Особенности художественного оформления игрушки. Контрольное упражнение.

# Примерный перечень изготавливаемых работ: «Котик»,  «Обезьяна Анфиска»,   «Кукла Иришка»,  «Балерина»,    «Клоун» и др.

        4.   Мастерская Деда Мороза – 10 ч.

*Беседа «Праздник исполнения желаний». Изготовление украшений для елки. оформления игрушек. Приемы работы с   бумагой.

# Коллективная работа «Праздник делаем сами». Новогоднее  оформление кабинета. Изготовление подарков  и сувениров (по выбору детей). Изготовление «Игрушки Года» - по знаку Зодиака.

5. Творческая мастерская «Подарок своими руками» -10ч.

  * Беседа «Душа – это наше творение».

 Организация индивидуальной работы, выбор поделки, составление  алгоритма изготовления,  выбор поролона по толщине. Цветовое  решение, художественнее оформление готовой работы.  Контрольное упражнение.

#  Примерный перечень изготавливаемых работ. Панно: «Трое в деревне», «Цветок лотоса». Поделки: « Близнецы (большие)»,  «Подсолнух» и др.

  1. Каркасные игрушки – 10 ч.

   *  Игра  «Угадай – что в мешке». Назови геометрические фигуры и тела.

   Повторение.  Понятие об осевой симметрии.  Понятие о геометрических телах     (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед, призма).  Элементы        геометрических тел: основание, боковая поверхность,  вершина, ребро, грань. Развертки геометрических тел. Сопоставление окружающих предметов в быту, в природе. В игрушках с геометрическими телами. Назначение каркасов, виды, способы изготовления. Преимущества каркасных игрушек.  Зачет.

# Примерный  перечень изготавливаемых работ: «Снегурочка»,    «Розовая  Лори»,  «Глюкоза», «Утенок» и др.  

  1. Настенные композиции – 11 ч.

* Беседа «. Когда солнышко тебе улыбается».

Основные понятия о композиции. Типы композиции: замкнутая, открытая, симметричная,  ассиметричная.  Средства композиции: формат, масштаб,  пространство, контраст, светотень, декоративность, пропорция, конструкция.  Цвет в композиции.

Главные цвета: красный, желтый, синий.  Вторичные цвета: оранжевый, зеленый,   фиолетовый. Хроматический ряд. Ахроматический ряд. Теплые и холодные цвета. Контрастные цвета. Настенные композиции, Технология изготовления настенных композиций.  Анализ работ.

# Примерный перечень изготавливаемых работ: « Лотос», «Подсолнухи»,  «Лесная полянка»,  « Цветы для любимой» и др.

  1. Настольные композиции – 10 ч.

*Беседа «Отворите волшебные двери добра и доверия».                                         Повторение предыдущих тем.  Композиции и  их типы. Цвет в композиции.

Понятие о настольных композициях. Технология их изготовления.

#  Примерный перечень изготавливаемых работ:  «Грибы на полянке», «Мухоморчик», «Мышка с сыром», «Ромашки», «Колобок на пенечке» и др.

  1. Выставки и конкурсы - 5ч.  

     * Беседа «Любим добрые поступки».              

Знакомство с положениями о конкурсах и выставках. Выбор лучших работ на выставку ЦДТ.    Выполнение работ согласно положению для городских и областных  конкурсов. Организация выставок кружка.  

11.Массовые  мероприятия -  10ч.

Игровые занятия на каникулах  в ЦДТ. Досуговые и массовые мероприятия, проводимые  по плану ЦДТ.

          12.Итоговое занятие  - 2ч.

Подведение итогов года. Выставка лучших работ выпускников кружка. Награждение детей. Вручение благодарственных писем родителям.

               Методическое обеспечение  программы

  1. Описание приемов и методов организации  учебно–воспитательного процесса.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

  Информационно-рецептивная деятельность воспитанников предусматривает освоение учебной информации через  рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

    Репродуктивная деятельность направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов  поделок и выполнения работы по заданному алгоритму. Эта деятельность способствует  развитию усидчивости, аккуратности и  сенсомоторики  учащихся.

   Творческая  деятельность предполагает самостоятельную  или почти  самостоятельную художественную работу учащихся.

  Взаимосвязь этих видов деятельности дает  учащимся возможность  научиться новым видам декоративно-прикладного творчества.

 При обучении  используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые .Выбор методов(способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных  особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методики используются  в теснейшей взаимосвязи.

   Методика проведения занятие предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости, от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

  Этому способствуют  совместные обсуждения технологии выполнения  поделок,  а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

   Важными условиями творческого самовыражения воспитанников  выступают реализуемые  в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

  Воспитанникам предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения  ( индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного материала.

2.Материальально-техническое обеспечение программы.

Помещение.

Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными  нормами: столы и стулья для педагога и учащихся.   шкафы и  стеллажы  для хранения учебной литературы. Образцов и наглядных пособий.

  Материалы и инструменты.

  1. Поролон различной толщины от 5 до 100 мм.
  1. Ткани, мех
  2. Проволока толщиной 1-1,5 мм – для придания формы деталям.
  3. Клей «Момент», ПВА.
  4. Краски: гуашь, акварель, тушь.
  5. Фломастеры.
  6. Ножницы.
  7. Иглы.
  8. Кусачки -  для работы с проволокой.
  9. Обрезки кожи различных цветов для изготовления деталей.
  10. Картон - для изготовления оснований панно.
  11. Цветная бумага - для оформления оснований панно.
  12. Тесьма, шнур – для окантовки оснований панно шириной 5-10 мм.
  13. Провод сечением 0,5-2 кв. мм для изготовления стебельков.

 

  1. Дидактическое обеспечение курса.

Образцы готовых изделий, лекала и шаблоны изготавливаемых поделок, подборки рисунков и фотографий  изделий, журналы, альбомы для творческих работ.

            Образовательно-воспитательная работа

Задачи

Дела кружка по решению поставленных задач

Сроки

Воспитательная работа:

  • знакомство учащихся с историей и культурой района.
  • работа по профориентации.
  • участие в мероприятиях и выставках.

Посещение выставочного центра «Старина Сибирская».

Экскурсия в музей.

Беседа «Русская народная игрушка».

Экскурсия в ПУ.


Декада открытых дверей «Здравствуй страна знаний».

Клуб выходного дня.

Семейная гостиная.

Выставки.

Творческий отчет.

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Ноябрь

Январь


Сентябрь


Декабрь

Февраль

Декабрь

Март

Январь

Март

Май

Общественно-полезная работа.

Конкурс на лучшее оформление кабинета.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

Подарки ветеранам.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Апрель

Май

Работа по созданию коллектива кружка.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Традиции в кружке:

- чаепитие 8 Марта;

- поздравление именинников;

- подведение итогов работы кружка.

Сентябрь


Март

Каждая четверть

Май

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи с родителями.

Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ЦДТ.

В течение года

                        Список литературы

                 -для составления программы:

1. Мастерим  игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий  для детей  (7-14 лет)/ авт.- сост. Н.В. Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010.

2.Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально- образовательные проекты из опыта работы /авт.- сост. Т.Н. Ковязин., Н.Е. Голицына.- Волгоград: Учитель,-2010.

3. Программа дополнительного образования: от разработки до реализации.- М.: Айрис- пресс,2004.

4. Фришман И.И.Методика работы  педагога дополнительного образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: Аукцион методических идей/авт.- сост. А.В. Третьякова и др.- Волгоград: Учитель 2009.

 

     -  для реализации программы:

1.Белова Н.Р.Игрушки к празднику. – М.: Изд-во Эксмо, СПб: Изд-во Домино, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование поролоном

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой....

Программа "Сказочный поролон".Презентация

• Конструирование   из поролона является новым нетрадиционным направлением в декоративно-прикладном искусстве.  Игрушки из поролона  многие дети  видят  в своей жизни впе...

Зайка из поролона

Мастер – классКлевакиной Валентины Михайловны,педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества»р.п. Большеречьефевраль 2014г....

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Нетрадиционная техника рисования "Рисование поролоном"

Рисование губкой для детей — оригинальная и увлекательная техника, способствующая развитию воображения и улучшению моторики пальцев, положительно влияющая на психоэмоциональное состояние. Необыч...