Программа дополнительного образования "Кружок "Сделай сам"(художественная обработка древесины).
рабочая программа (6 класс) по теме

Лукашенко Юрий Ростиславович

В основу прграммы положено обучение,основанное на развитии интереса и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка по технологии69 КБ

Предварительный просмотр:

               Шлиссельбургская средняя школа № 1 Кировского района ЛО

Принята  КО                                                                         Утверждена

Кировского р-на        педсоветом ШСОШ №1

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРГРАММА        ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                  «СДЕЛАЙ САМ»

Художественная обработка древесины

        144 часа

        Возраст детей:12-15 лет

Автор:Лукашенко Юрий Ростиславович

        Учитель технологии

                         2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная обработка древесины издавна  востребована у многих народов.Быт русских людей был тесно связан с лесом, из которого изготавливали мебель,предметы домашнего обихода и многое другое.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих способностей детей. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны с точки зрения политехнического обучения,имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.

Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

        Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе.

Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.

Работа в кружке направленная на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.

         ЗАДАЧИ ПОГРАММЫ:

1 Обучающие: сформировать практические навыки и умения в различных областях художественной обработки древесины,ориентировать на требования рынка труда и подготовку к учебе в специализированных учреждениях.

2 Развивающие: мотивировать познавательные интересы,техническое мышление,пространственное воображение,организаторские способности и самостоятельность у воспитанников.

3  Воспитательные: развить трудолюбие и аккуратность ,воспитать чувство прекрасного, развить навыки самопознания и самоанализа.

В ходе выполнения     программы кружка «Селай сам» учащиеся приобретают и закрепляют знания:

  • представления о современных производствах;
  • о видах художественного оформления поделок:
  • о ручной и механизированной обработке древесины;
  • об разнообразных видах ручного и электрического инструмента;

Умения:

  • работы по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)
  • работы столярным инструментом,;

-        работать на разнообразных станках с применением
инструментов  подереву, знать технику безопасности работы
на станке.

-        уметь художественно оформить (украсить, оформить) поделку.

Учащиеся должны овладеть навыками

-        самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;

  • уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;
  • совершенствовать навыки в применении разнообразных инструментов при токарной обработке древесины, знать технику безопасности работы на станке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Образцы готовых изделий;

Станки, станочное оборудование.

Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.

Столярные инструменты.

Технологические карты.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Вводное занятие

2

2

0

2.Краткое знакомство с народными художественными промыслами

4

4

0

3.Технология изготовления изделия

38

8

30

4.Технология художественной обработки древесины

42

8

34

5.Общие основы художественного конструирования

12

4

8

6.Отделка древесины лакокрасочным материалами

10

2

8

7.Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием

36

6

30

Итого:

144

34

110

Содержание программы.

1.Вводное занятие
Правила внутреннего распорядка. Планирование работы. Материал и знакомство с декоративными и  технологическими разновидностями художественной обработки древесины. Физико-механические свойства древесины.
2. Краткое знакомство с художественными народными промыслами.
Рассмотрение различных предметов народного быта, оформление интерьера. Деревянные подставки под горячую посуду, подсвечники, солонки и т.д.

3.Технология изготовление изделия.
Обработка поверхностей детали  ручными инструментами. Механизированная  подготовка  поверхностей . Приспособления  для механизированной  шлифовки древесины , шлифовальный станок , ручное и механическое выпиливание . Подготовка под следующую отделку.

4.Технология художественной обработки древесины
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов : растительный, геометрический и др. Виды узоров . Основы построения узоров. Выжигание. Сущность выжигания . Инструменты  и приспособления , используемые при выжигание. Нанесения рисунка. Технология  выполнения операций  по выжиганию с применением выжигательного аппарата. Мозаика по дереву . Понятие о видах мозаики по дереву.

5. Общие основы художественного конструирования
Теория
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании, дизайне.
Требования технической эстетики  к промышленным изделиям.
Практика .
Исходные принципы художественного  конструирования . Понятии о композиции. Закономерности и средства композиции в художественном  проектировании . Виды композиции .

6. Отделка древесины лакокрасочными материалами
Теория
Виды лаков , область их применения , технология покрытия поверхности лаками , условия и правила безопасного труда.
Практика
Лакирование . Полирование. Отделка изделий красящими веществами .

7.
 Индивидуальная работа над проектом изделия , защита проекта. Работа над зачетным изделием
Теория
выбор или самостоятельная разработка эскизов  изделий для художественной последующей отделки .
Практика
Подготовка поверхности изделия под художественную обработку . Нанесения рисунка на поверхность изделия . Художественная отделка поверхностей изделий,отделка древесины различными способами.


Примерный перечень изделий:

ирушка шкатулки, шахматные доски , разделочные доски , подсвечник ,  подставки под горячую посуду , полочки  , подносы  , солонки  , рамки , декоративные панно  , украшения.

К концу обучения
Обучающие должны знать:
-традиционные виды ремесел  , народных промыслов ;
-основы технологическое  понятие ; назначение и устройство применяемых ручных инструментов  , приспособлений  , приемы и последовательность выполнения технологических операций ;
-столярная подготовка поверхности древесины к отделке ;
-отделка древесины ;
-общие основы художественного
-виды декоративной отделки изделий  виды орнаментов и узоров;
-методы защиты  материалов от воздействия окружающей  среды;
Обучающиеся должны уметь:
- рационально организовать рабочее место и соблюдать требования охраны труда
-подгота вливать поверхности под художественную обработку;

-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов;

-проводить разработку проекта изделия;

-выполнять отделку изделия для защиты от окружающей среды;

-осуществлять художественную отделку поверхности;

                РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРИНЦИПА  ВАРИАТИВНОСТИ.

Содержание технологических процессов, оставляющих основу стандарта, позвляет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, соласуя их с возврастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья воспитанников.

Большая роль в обучении технологии художественной обработки древесины отводится самостоятельной работе воспитанников. В связи с этим основное внимание было уделено включению в состав требований средств обучения, обеспечивающих самостоятельную творческую работу воспитанников. Наряду с традиционными для процесса преподавания демонстрационными средствами обучения в требования включено учебное оборудование, обеспечивающее процесс учения. Эту функцию призваны выполнить большое количество дидактических раздаточных материалов, экранно-звуковые средства обучения и КТ.

В настоящее время в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации. Значительная часть новых учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования собственной библиотеки электронных изданий. Поэтому желательно создать технические условия для использования компьютерных и  информационно-коммуникативных мультимедийных средств обучения.


                ЛИТЕРАТУРА

«Резьба по дереву» О. Ларина. Москва - 2008.

«Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева» В. Гришин «Мартин» Москва - 2007 г.

«Резьба по дереву» Крис Пай ТД «Издательство Мир книги» - 2007 г.

«Основы мастерства резчика по дереву» Л. А. Логачёва Москва Народное творчество - 2007 г

«Резьба по дереву» Денис Мур. Москва «АСТ - ПРЕСС » - 2007 г.

«Домовая резьба» И. Алексеев  Москва - 2000 г.

«Внеклассная работа по труду» Москва -1981

            «300 ответов любителю художественных работ по дереву» Д.М. Гусарчук-1976

            «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Ильяев -1996

            «Русская народная резьба и роспись по дереву» О.В. Круглова-1974

            «Резьба по дереву»Л.П. Левин-1957

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...

Программа дополнительного образования детей Творческого объединения "Художественная обработка древесины". Направление "Резьба деревянных ложек"

    Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка древесины »  направлена на закрепление и развитие знаний, навыков и умений в области художествен...

Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...

Рабочая программа дополнительного образования внеурочной деетельности "Художественная обработка древесины "5-6 класса

Образовательная  дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения,  носит как индивидуальный, так и груп...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана для учащихся  4-5 классов, срок реализации 1 год. Составлена на основе примерной  пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Актуальность программы заключается в следующем:·  программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;·  в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают...