Программа дополнительного образования "Резьба по дереву" для детей 12-15 лет (5-7 классы)
рабочая программа по теме

Особенности программы заключаются в том, что она знакомит детей с одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества в таком диапазоне, что они изучают техники выполнения различных видов резьбы начиная с простой, и в дальнейшем, приобретенные ими навыки и умения, помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя все большее количества инструмента. При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организации деятельности детей является выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»

         

                 

 «Резьба по дереву»

Программа дополнительного образования детей 12-15 лет (5-7 классы) 

Срок реализации – 3 года

Автор-составитель:

Егорышев Александр Анатольевич,

учитель технологии,

высшая квалификационная категория

тел. раб.: 8(384)44-32-291

тел. дом.: 8(384)44-32-106  

моб.: 8-913-4395932

с. Усть-Серта

2013

Пояснительная записка

Направленность программы «Резьба по дереву»:

  • по содержанию является – художественно-эстетическая;
  • по функциональному предназначению — прикладная;
  • по форме организации — индивидуальная, групповая;
  • по времени реализации — трехгодичная.

Пройдя полный курс программы обучающиеся получают определѐнные знания и умения, которые, безусловно, увеличивают их профессиональные способности, которые в будущем помогут, более уверено определится с направлением начала своей профессиональной деятельности.

Основные критерии определения уровня прохождения программы –

участие в выставках школы, района, области.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное количество молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и проводит много времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем развитии. Они становятся более замкнутыми, им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они более раздражительны. Дети живут в каком-то своем выдуманном мире, не зная как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать своими руками. Другая категория современных детей предоставлена сама себе, уходит на улицы, в подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на созидание.

На своем кружке я пытаюсь расширить интересы детей, переключить их внимание на другие сферы деятельности, создаю условия для развития, увлекая различными видами деятельности при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Тем самым появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.

Педагогическая целесообразность программы.

Программа позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает у них интерес, к новым видам деятельности, расширяя их жизненный кругозор. Обучение проводится индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и возможностей детей.

Также индивидуально определяется сложность изготовления. На протяжении всего процесса обучения проводится контроль выполнения заданий и необходимая корректировка. Для успешного усвоения программы имеется необходимое оборудование инструменты, литература.

Цель программы: развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Образовательные: обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов; обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.
  2. Развивающие: способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
    развивать творческую активность и общую культуру ребенка.
  3. Воспитательные: воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине; применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.

Особенности программы заключаются в том, что она знакомит детей с одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества в таком диапазоне, что они изучают техники выполнения различных видов резьбы начиная с простой, и в дальнейшем, приобретенные ими навыки и умения, помогают легче освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать, используя все большее количества инструмента. При изготовлении деталей изделий, используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной формой организации деятельности детей является выполнение практических работ, ведь при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное усвоение необходимых практических знаний и умений.

Сроки реализации образовательной программы – три года. Объем программы – 128 часов в год (4 часа в неделю). Предлагаемая программа рассчитана на детей 12-15 лет (5-7 классы).

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа на базе комбинированной школьной мастерской образовательного учреждения.

Первый год обучения обучающиеся знакомятся с наиболее простыми видами резьбы по дереву: геометрической. Этот вид резьбы не требует сложных инструментов. Резную композицию практически можно выполнить одним резцом на любой из пород древесины.

Несмотря на простоту исполнения геометрической резьбы, резные работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют обучающимся приобрести определенные умения и навыки.

Кроме того обучающиеся получают общее представление о флористике, учатся собирать материал, выполнять его предварительную обработку: зачистку, шлифовку, выполнять простейшие поделки без изменения фактуры материала.

На втором году обучения обучающиеся знакомятся с разновидностями плосковыемчатой резьбы – скобчатой и контурной, а также с более сложным видом резьбы: плоскорельефной и ее разновидности.

На третьем году – с глухой и ажурной резьбой и с основами токарного дела.

Организационно-методическое обеспечение программы.

На базе кружка создано детское объединение, основанное на принципах самоуправления и самоопределения. Внутри объединения путем выборов избирается староста, заместитель старосты, а также консультанты. Разрабатывается график дежурства. В основе создания творческого объединения детей лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «родитель-ученик-педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе активно привлекаются родители, которые оказывают как моральную, материальную так и психологическую поддержку обучающихся.

Реализация программы предполагает применение различных форм и методов работы. В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

1. Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, пояснение, чертежи, образцы).

2. Репродуктивный (воспроизведение).

3. Проблемно-поисковый.

4. Анкетирование (проводится с целью выявления отношений обучающихся к занятиям объединения резьбы по дереву).

5. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей обучающихся к художественной деятельности; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации).

6.Экскурсия (по селу и предприятиям деревообработки).

Принципы обучения:

1. Доступность.

2. Системность и последовательность. Связь теоретических знаний с практической деятельностью.

3. Перспективность, нацеленность на конечный результат.

4. Наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и т.п.).

5. Развивающего обучения (поддерживать активность, заинтересованность, давать свободу выбора творческой деятельности).

Методика оценки полученных знаний и результатов.

За период обучения в объединении обучающиеся получают определенный объем знаний и умений, которые проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла, сдача зачетов. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Текущий контроль полученных знаний, умений и навыков предлагается осуществлять в форме коллективного обсуждения работ.

В конце каждого года обучения планируется проведение итоговой выставки работ по декоративно-прикладному творчеству.

Изделия ребят могут иметь общественно полезную направленность и находить применение в оформлении школы, дома и т.д.

Прогнозируемые результаты:

В результате прохождения обучающимися трехлетнего курса программы «Резьба по дереву» можно прогнозировать следующее:

- обучающиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;

- будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

- повысится статус ребенка в классе и в группе;

- должно быть сформировано умение планировать свою работу;

- развить творческое воображение, эстетический вкус обучающихся;

- дети смогут ориентироваться в выборе профессии;

- будут заложены основы для самовоспитания личности.

Учебно-тематический план (I год обучения)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теорет.

практ.

1

Вводное занятие. Экскурсия в местный краеведческий музей.

1

1

2

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

1

1

3

Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.

8

2

6

4

Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.

18

2

16

5

Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод

созданных рисунков на изделия из дерева.

30

2

28

6

Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

16

2

14

7

Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

50

50

8

Отделка готовых изделий.

2

2

9

Заключительное занятие.

2

2

Итого:

128

12

116

Учебно-тематический план (II год обучения)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теорет.

практ.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Копирование образцов народной резьбы по дереву.

4

4

3

Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной

резьбы.

4

1

3

4

Выполнение созданных изделий в материале.

16

16

5

Знакомство с художественными и техничес-кими приемами плоскорельефной резьбы по

дереву.

32

2

30

6

Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе.  Резьба по дереву с растительными элементами.

2

2

7

Вырезание фрагмента линейного растительно-го орнамента в низком плоском рельефе.

30

2

28

8

Оформление поверхности простых листьев и с насечками.

6

1

5

9

Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы и реализация их в материале.

31

1

30

10

Организация выставки работ обучающихся.

2

2

Итого:

128

14

114

Учебно-тематический план (III год обучения)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теорет.

практ.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.

3

1

2

3

Знакомство с художественными и технически-ми приемами глухой резьбы по дереву и осно-вами токарного дела.

30

2

28

4

Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.

40

2

38

5

Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы по дереву и выполнение

созданных композиций в материале.

52

2

50

6

Организация выставки работ обучающихся.

2

2

Итого:

128

8

120

Содержание курса

I год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.

Тема 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах.

Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трех направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования.

Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом.

Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.

Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.

Практическая работа. Начальные приемы геометрической резьбы.

Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки». Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба. Ее художественные и технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб). Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора и трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров «клинчик», «змейка», «витейка»,«бусы», «елочка»,» «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.

Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.

Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии обучающимися.

Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 8.Отделка готовых изделий.

Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.

Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.

Тема 9.Заключительное занятие.

Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.

II год обучения

Тема 1 . Вводное занятие.

Беседа с обучающимися о произведениях народного творчества в стиле резьбы по дереву. Зарисовка обучающимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при создании зарисовок.

Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву.

Постановка перед обучающимися разных задач при копировании народных образцов орнаментов. Образцы для копирования геометрической резьбы средней сложности на бытовых предметах.

Практическая работа. Выполнение зарисовок с народных образцов.

Тема 3. Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы.

На основе зарисовок узоров геометрической резьбы обучающиеся разрабатывают эскизы собственных композиций типа «сияние», «розетки» для оформления декоративных панно, шкатулок и коробок разных форм и размеров.

Практическая работа. Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка» для оформления панно, шкатулок и коробок карандашом на бумаге.

Тема 4. Выполнение созданных изделий в материале.

Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, полученные в школе на уроках технологии и изготовленных на кружке: разделочные доски, крышки шкатулок, доски декоративного панно.

Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 5. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву. 

Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.

Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.

Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 6.  Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе. Резьба по дереву с растительными элементами.

Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приемы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.

Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.

Тема 7. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.

Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая плетенка». Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.

Практическая работа. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.

Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и с насечками.

Технология выполнения простых листьев и насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки.

Практическое занятие. Выполнение простых листьев и насечки на поверхности листьев.

Тема 9. Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы и реализация их в материале.

Показать обучающимся изделия, выполненные в технике плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие образцы, фотографии). Анализ композиционных решений, показанных образцов.

Практическая работа. Копирование готовых рисунков, эскизов композиций плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д. Выполнение в материале разработанных композиций.

Тема 10. Организация выставки работ обучающихся.

Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций произведений декоративно-прикладного искусства на выставках. Обсуждение с обучающимися вариантов экспозиции выставки учебных работ в школе.

III год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Беседа об искусстве глухой резьбы по дереву. Показ иллюстраций и фотографий с изображением образцов глухой резьбы, используемой в оформлении речных судов, домов, ворот и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Художественные и технические особенности глухой и ажурной резьбы по дереву.

Тема 2. Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.

Знакомство обучающихся с сохранившимися узорами глухой и ажурной резьбы в оформлении домов. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования. Объяснение обучающимся заданий по созданию зарисовок орнаментов резьбы. Подготовка изобразительных средств для зарисовки.

Практическая работа. Опыт создания зарисовок используется обучающимися в рисовании элементов резного декора с иллюстраций и фотографий.

Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы по дереву и основами токарного дела.

Художественные и технические особенности приемов глухой резьбы. Орнамент глухой резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполнения работ в технике глухой резьбы по дереву.

Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов глухой резьбы. Знакомство с основами токарного дела. Правила техники безопасности при работе на токарном станке.

Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.

Художественные и технические особенности приемов ажурной резьбы по дереву. Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения ажурной резьбы.

Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении ажурной резьбы.

Тема 5. Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале.

Обсуждение с обучающимися выполненных ими зарисовок с народных образцов по иллюстрациям и фотографиям узоров глухой и ажурной резьбы. Создание на основе зарисовок и выполненных в материале технических приемов глухой и ажурной резьбы собственных композиций.

Практическая работа. На основе зарисовок обучающиеся создают собственные композиции орнаментов в технике глухой и ажурной резьбы по дереву. Эскизы композиции резьбы разрабатываются с учетом выполнения изделия для оформления резьбой  или изготавливаются столярные изделия по сделанным эскизам и зарисовкам.

Тема 6.Организация выставки работ обучающихся.

Обсуждение работ, отобранных на выставку, разработка плана экспозиции.

Практическая работа. Организация выставки работ обучающихся в помещении школы.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа  «Подвижные иг...

Программа дополнительного образования «Взгляд на Соединенное Королевство» для учащихся 6-х классов

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка, формирование и развитие  языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций средствами английско...

Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....

Учебная программа дополнительного образования по курсу «Математика на 5» для обучающихся 7 классов

Данный курс поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса, пред­назначен для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, и для их углу...

Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ

Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...

Программа дополнительного образования "Баскетбол" для детей дошкольного возраста

Основная идея программы – реализация тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников в составы команд мастеров первенств и чемпионатов Ро...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»...