Программа курса внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

 

Программа курса внеурочной деятельности (социальной направленности) "Большая перемена" для учащихся 8-10 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрено на заседании МО                                                                                     Утверждаю

Классных руководителей 1-4 классов                                              Директор МОУ «СОШ №4»

Протокол №____от_______________                                                  __________С.Е. Карчкова

_________ (Ф.И.О. руководителя МО)                                                        ____________ 2011 г.

Программа курса внеурочной деятельности

(социальной направленности)

Большая перемена

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся : 8-10 лет

Автор: Коваленкова Анна Ивановна,

педагог дополнительного образования

Южноуральск

2011 г.

Информационная карта

Ф.И.О. педагога:                Коваленкова Анна Ивановна

По типу создания:             типовая, адаптированная, авторская

По целевой установке:      развивающая или комплексная, учебная,

                                             воспитательная

По образовательной

области:                              профильная, многопрофильная (естествознание,

                                             искусство, духовная антропология, социальная

                                             практика, словесность, технология, эстетика)

По направлению

деятельности:                    ориентационная, фундаментальная, прикладная,                информационная, художественно-эстетическая

По способам реализации:  эвристическая, алгоритмическая,

                                             исследовательская, творческая

По уровням усвоения:      общекультурный, углубленный, профессионально-

                                            ориентированный                                                                       По направлениям

деятельности:                    социальное

По формам реализации:    групповые, индивидуальные, индивидуально-

                                             групповые

По продолжительности

 реализации:                       одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и т.д.

По полу:                              смешанное,   обучение для мальчиков, для девочек

По возрасту:                       для дошкольников, учащихся начальной,

                                             основной, средней школы, подростков.

Пояснительная записка.

        Данная программа внеурочной деятельности социальной направленности сформирована согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих стандарты второго поколения. Соответствует  Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ,  Программе воспитания и социализации личности, а также локальной воспитательной программе духовно-нравственного развития личности обучающегося МОУ «СОШ №4».

        Программа по изготовлению стенгазеты «Большая перемена» является комплексной, включающей в себя разные направления образования и развития обучающегося: материаловедение, краеведения, композицию, специальную технологию, развитие творческого воображения, технику безопасности, сплочение детского коллектива и др.

Актуальность программы

    Создавая газету своими руками для себя, своего коллектива, дети учатся разбираться в современной жизни, и таким образом понимают и чувствуют свою самозначимость.

Программа предусматривает формирование художественной культуры, творческой активности, развитие интересов к изобретательской, декоративно-прикладной деятельности, создание благоприятной среды для общения и творчества, учитывая уровень интересов, склонностей ребят.

Цель программы

Создание условий для творческого развития  детей средствами художественной деятельности по изготовлению стенгазеты.

Задачи:

Познавательная:

  Включать учащихся в познавательную деятельность по изучению и использованию текстового и изобразительного материала для создания коллективных работ.

Направлять познавательный интерес к ознакомлению с образцами оформительского искусства.

Развивающая:

  1. Развивать      коммуникативные способности, умение общаться друг с
    другом.
  2. Поощрять у детей желание коллективного творчества, проявление своего видения красоты.

4.Научить    анализировать    качество    изготовления    своих    работ
самостоятельно.

   5.Учить сравнивать, находить противоречия, решать их.

Мотивационная:

Создание комфортной обстановки для сотрудничества  педагога и детей.

Социально - педагогическая:

  1. Развивать чувство самозначимости.

 Обучающая:

1. Научить приёмам композиции стенгазеты.

2.Обучать работе с инструментами и материалами.

 Эстетическая:

  1. Воспитывать аккуратность, опрятность.
  2. Учить видеть и ценить красоту в окружающем и своих изделиях.

 Воспитательная:

1.Воспитывать   трудолюбие,   умение   доводить   начатое   до   конца,
обязательность.

 Оздоровительная:

  1. Обращать внимание детей на правильную осанку во время работы.
  2. Привлекать обучающихся к смене видов деятельности, к движению
    (игры, физминутки, прогулки и т.д.)

Программа внеурочной деятельности «Большая перемена» согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам: «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир» и  «Чтение».

Возраст   детей,   участвующих   в   реализации   данной   дополнительной

образовательной   программы: 8-10 лет.

Психолого-педагогическая характеристика возраста: 

Группа комплектуется из детей, как правило, разного возраста, но допустимы и группы, созданные на основе обучения отдельных классных коллективов. Набор детей проводится на основе желания детей, родителей (законных представителей), без вступительных конкурсов и тестирования.

       Данная  программа внеурочной деятельности школьников для первой  ступени общего образования основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, диалога культур.

   Формы обучения: индивидуальные и групповые.

   Формы организации занятий: тематические, интегрированные и др. Структура   занятий   включает   теоретическую   и   практическую   части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению технологии изготовления стенгазеты, выразительность различных цветовых приемов, использование материалов различных свойств и структур. Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера. Изучение основ строения газеты и плаката.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:

- проведения исследовательской поисковой работы;

- экскурсии в библиотеки города;

- прогулки с целью сбора природного материала;

  • разработку творческих эскизов - вариантов изделий;

Предполагается вариативность программы в зависимости от объема и содержания учебной   информации. Педагог может вносить определенные коррективы, связанные с изменением времени на изучение отдельных вопросов и числа практических  работ. При   этом направленность программы и логика изложения учебного материала должны сохраняться.

 

 Описание форм работы

  Основной формой  обучения является занятие продолжительностью 45    минут. Программа рассчитана на 216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Характерной особенностью способа работы является то, что воспитанники, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных  с ней знаний. Основная часть предусмотренного программой времени (около 70%) отводится на практическую деятельность, направленную на овладение умениями и технологическими навыками.

Ведущие методы, обеспечивающие освоение детьми материала.

     Главными методами являются теоретические и практические.                            

     Значительная доля практических работ реализуется методом коллективных творческих проектов - практической деятельности учащихся, направленная на выполнение или производство готового изделия, продукции, творческой работы, которая начинается с проработки проектного предложения, соответствующего  поставленной педагогом задаче, завершается анализом и оценкой сделанного.  Проект  способствует закреплению знаний по конкретной теме или разделу программы, выработке определенных умений и навыков. Кроме того, он способствует интеграции знаний, полученных учащимися в процессе изучения других наук. Проект может иметь сложную структуру и представлять собой совокупность подпроектов, связанных между собой единой логикой, целями, задачами, содержанием, проблематикой.

          Программа предусматривает выполнение проектов газет различных стилей и назначения с предварительным   изучением способов и основных приемов изготовления и декорирования. В качестве постановочных задач для индивидуального проекта по конкретной теме или разделу учащимся предлагается совокупность практических работ одинакового или близкого уровня сложности – дидактический ряд. Каждая из работ одного ряда преследует формирование индивидуального проекта по конкретной теме или определенных умений и навыков. Право выбора конкретного проекта остается за учащимися, что способствует повышению мотивации его на учение. Такой подход к выбору и выполнению проекта позволяет учитывать подготовленность учащегося, его склонности, способности, интересы, особенности характера, другие личностные качества, и обеспечивает индивидуальную скорость в обучении, а в целом - реализацию личностно-ориентированной модели образования. Программа курса предусматривает дифференцированную систему обучения, которая позволяет обеспечить  оптимальные условия для развития и самореализации личности.

           

Конкретные знания, ключевые  понятия и определения

Первую группу понятий можно обозначить  как художественную, ее термины пришли из живописи и скульптуры, архитектуры. Это такие понятия, как  композиция, стиль, цвет, форма, орнамент, эскиз, пропорции, пространство, пластика, ритм, контраст, фактура, декоративно-прикладное творчество, законы сохранения традиций, закон золотого сечения.

Другая группа понятий – техническая – пришла из техники, конструирования и строительства. К техническим понятиям относятся реконструкция, планировка, перспектива, масштаб, эскиз, чертеж, план.

   Прогнозируемый результат

   По окончании курса учащиеся должны знать:

- Роль композиции в оформлении газеты.  

- Стили оформления газеты.  

- Элементы оформления  газеты.

- Основные  технологические способы и приемы изготовления и декорирования элементов газеты.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- Организовать свое рабочее место, выполняя правила техники безопасности.

- Выбирать материалы, инструменты, приспособления  для изготовления элементов оформления газеты.

- Гармонично использовать цвет и свет при составлении  композиций.

- Применять изготовленные элементы для оформления газеты.

- Осуществлять проектную деятельность: самостоятельно выбрать тему, составлять план и организовывать работу, поэтапно контролировать работу и анализировать результат.

По окончании курса учащиеся должны быть ориентированы на общечеловеческие ценности: добро, красоту, труд. Должны осознавать себя носителями этих понятий,  свою принадлежность к миру искусства и созидания.

Условия реализации  программы.

       Важнейшим условием реализации программы является создание  развивающей образовательной среды  как комплекса комфортных психолого-педагогических и социальных условий,  необходимых для развития  интересов  и творческой активности учащихся; проявления их потенциальных возможностей; развития способностей  к проектированию газеты, объемно-пространственного мышления; формирования разносторонне развитой личности – субъекта собственного развития.

     Для занятий  необходим просторный светлый  кабинет, столы, демонстрационные стенды, инструмент.  

Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

  1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу, справочники, фото и видеоматериалы.
  2. Алгоритмы деятельности: алгоритмы ответов и деятельности,  инструкционные карты, демонстрационный материал.

 Формы  подведения итогов реализации программы.

    Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются  в ходе контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся.

    Основными формами подведения итогов реализации программы являются   тестирование  и    самоанализ учащимися своих достижений    по алгоритмам, которые    применяются  в конце изучения наиболее важных тем.

Список литературы:

1. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит.,1987.

2. Конев А.Ф. Рисуем  открытку – Мн.: Харвест,2003.

3. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М.:Плакат,1980.

4. Финогенов А. Мой труд вливается в труд моей республики. Тула: Коммунар, 1985.

 5. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, плакатов и карт. М.: Нерпа,1987.



Предварительный просмотр:

Приложение.

История письменности

Терминология. Классификация шрифтов. Различие шрифтов по начертанию

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепления ее во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа и — шире — частью мировой культуры.

История мировой письменности знает четыре основных  вида письма:

пиктографическое (картинное) — самое древнее письмо в виде наскальных рисунков  первобытных людей;

идеографическое        (иероглифическое) — письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма — идеограммы (иероглифы) — представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия;

слоговое (один письменный знак — слог) — письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;

буквенно-звуковое        (фонематическое) — письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи  и в зависимости от произношения могут варьироваться (сравните: мел — мель, буквы «е» и «л» звучат по-разному). Это означает, что фонематический состав языка количественно отличается от фонографического состава, т. е. от алфавита. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

Так, например, русский алфавит имеет 33 знака, тогда как фонематический строй языка состоит из  39  фонем.

Буквенно-звуковая система письма — основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так, в латинском алфавите — 23 знака, в итальянском — 21, чешском — 38, армянском — 39 и т. д.Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований). Графематический состав буквенно-звукового алфавита (греческого, латинского, славяно-русского и др.) складывался в течение многих веков на основе требований  того  или  иного  язы-ка, требований удобства написания.

Первый же буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI века до н. э. Семитские племена, кяашие на Синайском полуострове, перенявшие из египетского письма целый ряд идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное  письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам, где оно преобразовалось согласно требованиям древнегреческого языка. Таким образом, мы видим, что графическая структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Современный алфавит давно утратил смысл образных ассоциаций своих знаков, стал условной графической схемой.

Древнейшие греческие капитальные (capitalis — главный) буквы появились в VIII веке до н. э., но только к IV веку до н. э. они обрели относительную завершенность: графическую простоту и ясность. Отдельным элементам и общему строю в строках не хватало еще однородности    и    геометрической    точности.

Рабочие материалы

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Поздравительная газета должна быть очень выразительной. Поэтому, для того чтобы она получилась «живой» и верно передавала ваш замысел, нужно правильно выбрать материал для рисования.

В своей работе художники используют различные материалы, которые и определяют технику рисования. Техника в искусстве — это совокупность специальных способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Например, газета, сделанная цветными карандашами, отличается от газеты, выполненной фломастерами или пером и тушью. Вместе с тем техника рисования подчиняется общему замыслу, помогает решить творческие задачи и поэтому не должна быть заметна. Владение техникой рисования, применение того или другого материала позволяет наилучшим способом оформить открытку.

Графитные карандаши разделяются на мягкие и твердые. На твердых карандашах написано: Т, 2Т, ЗТ и т. д. Буква «Т» говорит о том, что карандаш твердый, а цифры 2, 3 — о степени твердости. Так, карандаш 2Т тверже, чем просто Т, а ЗТ тверже, чем 2Т.

     На мягких карандашах написана буква «М». Рядом с буквой «М» тоже стоят цифры: 2М, ЗМ, 5М. Чем больше цифра, тем мягче карандаш. Если на карандаше проставлены буквы МТ, то этот карандаш занимает промежуточное положение между твердыми и мягкими карандашами. На карандашах зарубежных марок вместо М ставят В, вместо Т — Н. При рисовании мягким карандашом без нажима можно получить слабую, едва заметную линию. Если же усилить нажим на мягкий карандаш, то линия становится более темной, насыщенной по тону. При нажиме на твердый карандаш насыщенность линии меняется мало. Графитные карандаши используют для рисования линий и различного способа закрашивания: тушевки и штриховки.

 Тушевка — это техника рисования, при которой участок изображения покрывается одним тоном без нажима. Если нажим усиливать, то образуются отдельные штрихи, которые разбивают сплошное покрытие. Поэтому карандаш надо держать свободно, плоско по отношению к бумаге. Для получении более темного тона поверхность тушуется несколько раз.

Штриховка — это техника рисования, при которой участок изображения заполняется короткими линиями (штрихами), направленными в одну или в разные стороны. Штриховка может быть сплошной или с промежутками. При сплошной штриховке линии сливаются друг с другом и плоскость кажется ровно заполненной. При штриховке с промежутками, когда отдельные штрихи находятся на расстоянии друг от друга, поверхность слегка вибрирует или кажется по-разному освещенной (незаштрихован-ная бумага — свет, заштрихованная бумага — полутона или тень)


Графитный карандаш — лучший материал для выполнения эскиза открытки. Также с его помощью легко наметить контуры будущего изображения или текста. Ошибочно нанесенные карандашные линии можно удалять ластиком. Когда изображение и шрифтовая надпись уже прорисованы, то поверх карандашных линий можно нанести тушь.

Тушь

Тушь — это жидкая черная краска. Но бывает она также и в плитках. Тушь можно приготовить и самому, смешивая сажу с клеем, водой и душистыми веществами, как это делают японские художники. Из этой смеси формируют небольшие плитки, величиной со спичечный коробок, и сушат, пока смесь не затвердеет. Перед работой плитку туши растирают о мокрое стекло или тарелку и получают черную краску. Чтобы получить более светлые оттенки, ее разбавляют водой.

Тушь может быть не только черной, но и разноцветной. Разноцветная тушь, как и перья, появилась у египтян около 4000 лет назад.

В европейских странах тушь применяется в водном или спиртовом растворе. Рисуют и пишут ею преимущественно перьями или кистью.

Рисунок тушью при помощи пера представляет собой огромное количество штрихов, тонких линий и точек. Рисунок тушью, выполненный кисточкой, получается более плавный, линии — разной толщины, часто используются закрашенные полностью черные элементы рисунка. Кроме этого, существуют интересные техники рисунка тушью с использованием тонкого пера по смоченной водой бумаге или «проскребывание» сухим пером по высохшей туши, предварительно нанесенной и высушенной на восковом фоне. Требуемый восковой фон получается, если равномерно раскрасить бумагу цветными восковыми мелками, кусочком свечки или парафина. Шрифтовую надпись выполняют тушью с помощью специальных перьев с различными наконечниками.

Бумага

До сих пор еще нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что изобретена она была во II веке нашей эры в Китае. Там впервые придумали способ делать бумагу из спрессованных волокон тщательно растертых тряпок. В наше время бумагу делают уже не из тряпья, а из древесины. Существуют разные сорта бумаги: и тонкие, и толстые, и шершавые, и гладкие. Поверхность бумаги для рисунка может быть различной по цвету, тону и фактуре. Вместе с остальными материалами для рисования бумага является одним из средств достижения выразительности рисунка. Рисунок желательно выполнять на тех сортах бумаги, которые позволяют с наибольшим эффектом работать в данной технике. Например, для выполнения открыток тушью хороша гладкая плотная глянцевая бумага: на нее хорошо ложится штрих и на ней не расплываются линии. Для выполнения открыток цветными карандашами более подходит слегка шероховатая бумага. Очень эффектные открытки получаются на слегка тонированной или цветной бумаге.

Своеобразие поздравительной открытки состоит в том, что и шрифтовая надпись, и само изображение могут не заполнять всей плоскости листа. Очень часто изображение и надпись даются без окружающего их фона, т. е. изображение и надпись окружает тот фон, который присущ данной бумаге.

Чаще всего открытки выполняют на белой бумаге, но в зависимости от стоящих задач может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая и т. п. Для кроющих материалов (тушь, гуашь) можно использовать насыщенный цветной фон. Фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным.

                                                    Шрифты

Среди тех художественных средств, владение которыми необходимо для оформления поздравительной открытки, культура шрифта — одно из самых важных. Подавляющее большинство открыток не обходится без тех или иных надписей, а иной раз сама надпись, художественное исполнение текста составляет суть поздравления. Но и там, где текст не играет самостоятельной роли, надпись тоже должна быть не простым добавлением, а органической частью целого. Построение каждой буквы, ее форма и связь с другими элементами композиции не могут быть случайными.

Для того чтобы выполнить шрифтовую композицию, недостаточно просто уметь писать. Для этого нужно владеть особыми графическими и композиционными приемами.

Может показаться, что шрифт по сравнению с рисунком очень беден, ведь все буквы нам уже заранее заданы алфавитом. Действительно, вариантов букв немного, однако при помощи фантазии эти скупые средства могут одухотворить надпись, внести в нее все сложное богатство интонаций и оттенков вашего голоса.

Всякий шрифт фиксирует человеческую речь в ее письменной форме. Это его главная задача. Но при этом у шрифтовой надписи есть свой художественный мир, свой голос, который должен быть слышен и понятен каждому. Знакомство с этим миром, с художественной культурой шрифта и составляет тему следующей главы.

                                         Шрифтовые инструменты

В работе перьями применяется тушь чертежная черная, разбавленная водой, чтобы не засыхала быстро на пере и не портилась. Цветную тушь в том виде, в каком она продается в магазинах канцелярских товаров, применять надо осмотрительно, так как она неравномерно впитывается в бумагу, высыхая, делается пятнистой и к тому же бывает некрасива по цвету. Кроме туши, применяются акварель и другие водяные краски, которые делают изображение нарядным и праздничным. Для работы пригодна бумага гладких сортов, но не мелованная и не глянцевая.

Ширококонечные шрифтовые инструменты

К этой категории относятся плакатные перья. При работе ширококонечными инструментами нужно соблюдать следующие правила:

  • сохранять постоянное положение руки и глаз по отношению к листу бумаги;
  • нельзя выполнять штрихи снизу вверх и слева направо: это неудобно и, кроме того, перо может врезаться в бумагу;
  • каждая буква состоит из нескольких штрихов, каждый из которых следует выполнять за один прием;
  • сохранять угол наклона пера.

Круглоконечные шрифтовые инструменты

К этой категории относятся перья типа «редис». Почти все требования при работе ширококонечными инструментами применимы и к перьям с круглым диском, в процессе работы которыми важно следить за тем, чтобы пишущий диск скользил по бумаге всей своей площадью. Этим достигается равномерная толщина всех штрихов. Последовательность начертания штрихов та же, что и при работе широким пером.

ОСТРОКОНЕЧНЫЕ ПЕРЬЯ (ЧЕРТЕЖНЫЕ И ДР.)

Остроконечными перьями выполняются рукописные шрифты типа каллиграфических. Остроконечные перья также служат для всевозможных дорисовок, исправлений неровностей, шероховатостей, отрисовки контура букв.

Выполнение каллиграфической надписи требует большого опыта, мастерства и отличного владения техникой работы перьями. Все это приходит со временем, а на первых порах попробуйте делать эскизы надписи.

Для этого легко прорисуйте буквы, уточните их начертание, размер, межбуквенные пробелы. В этом случае очень удобно пользоваться сдвоенными карандашами, связав их так, чтобы кончики грифелей повторяли срез пера. Когда надпись будет найдена, можно обводить ее пером с тушью или раскрашивать красками.

Другие вспомогательные инструменты

К этой категории относятся фломастеры, шариковые и гелевые ручки. Применяя эти инструменты, можно нарисовать оригинальные, яркие, образные надписи.

При использовании фломастеров прежде всего намечают графитным карандашом контуры букв. В данном случае неважна точность построения: буквы рисуют, а не пишут. Затем обводят контурные линии или темным цветом, или тем цветом, которым будет закрашена буква, а на завершающем этапе закрашивают каждую букву.

При использовании шариковых или гелевых ручек можно применить ту же технику выполнения надписи, как и при использовании фломастеров. Также можно придумать и свою оригинальную технику.

Цветовая гармония

Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, особенностями человеческого зрения — захватывать глазом одновременно группу букв или даже слов, скоростью опознания   букв   и   осмысления   слов,   т.   е. скоростью чтения. Это чрезвычайно важные  требования  к  любому плакатному шрифту.

Четкость определяется контрастом отношения  цвета шрифта к цвету фона.

Приведем усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем  дневного освещения. (В таблице сочетание цветов приводится в последовательности по ухудшению четкости, а следовательно, понижению удобочитаемости шрифта.)

Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их  графики.

Удобочитаемость — это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.

Черный

Зеленый

Красный

Синий

Белый

Черный

Желтый

Белый

Белый

Белый

Красный

Зелёный

Красный

Желтый

Белый

Белый

Белый

Синий

Белый

Черный

Красный

Зеленый

Черный

Желтый

Красный

Зелёный

Эти данные дают приблизительное соотношение, так как на четкость и удобочитаемость влияют различная тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры шрифта, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная или зеркальная), расстояние и многое  другое.

Ритмический строй надписи

Выполнение поздравительной надписи не механическая работа. Приступая к прорисовке букв, вам нужно найти ритм строки и всей композиции. Принцип такой: от целого — к деталям. Для улучшения ритмического строя надписи мы советуем вам прислушаться к нашим рекомендациям.

1. Некоторые буквы имеют выносные элементы. Постарайтесь построить надпись так, чтобы эти элементы были уравновешены.

  1. Старайтесь найти между строчками такое расстояние, чтобы интонация надписи соответствовала вашему замыслу. Учтите, что увеличение расстояния между строками придает большую торжественность и значимость каждому слову, усиливает звучание всей надписи. Уменьшение расстояния между строками делает надпись более цельной, превращает ее в декоративный элемент.
  2. В зависимости от вашего творческого замысла надпись может быть выполнена единым типом шрифта либо разными шрифтами. Во втором случае надпись становится своеобразным декоративным элементом. Не бойтесь экспериментировать со шрифтами.
  3. Совершенно необязательно располагать поздравительную надпись строго под линейку. Направление текста может быть различным — подчиняться движению дуги, волны, спирали и т. д.
  4. Поздравительная надпись выполняется на плоскости открытки, и буквы имеют плоскостной характер. Однако надпись можно сделать рельефно-объемной. Такая надпись отличается своей фактурой, обогащенной игрой света и тени. Для выполнения рельефно-объемной надписи вам нужно представить каждую букву как реально существующий объект, вырванный из плоскости листа. Когда у вас это получится, вы легко нарисуете всю надпись целиком или только заглавную букву, которые будут «парить» над плоскостью.

                                           Трансформация шрифта

В этой главе речь будет идти о различных способах применения шрифта в декоративном оформлении газеты, о способах изменения формы буквы и приемах органического сочетания шрифта с изображением.

Выполнение поздравительной газеты, в которой шрифт играет не только смысловую, но и декоративную роль, — очень интересная и творческая работа. Ведь шрифт — очень своеобразное искусство. Во-первых, шрифт носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, он существует преимущественно на плоскости, в двух измерениях и этим резко отличается от изображения трехмерных, имеющих объем предметов. Наконец, в-третьих, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо. Все это делает композицию шрифтовой надписи очень специфичной, отличает ее от композиции большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем видоизмененный шрифт может служить великолепным украшением. При желании вы можете соединить шрифт и предметное изображение, что придаст надписи дополнительное смысловое значение.

Главное, чтобы все элементы поздравительной надписи оставались частями одного целого, жили вместе и не спорили, не мешали друг другу.

            Изменение формы букв в поздравительной надписи

Если вы собираетесь выполнить поздравительную газету, которая будет состоять только из шрифтовой надписи, то вам полезно будет познакомиться с некоторыми приемами изменения формы букв. Ведь каждая буква в алфавите очень пластична, и вы легко, как из пластилина, можете вылепить из нее любую форму. Однако соблюдайте разумные пределы: при любых изменениях буква должна оставаться буквой — быть читаемой и не нарушать строя остальной надписи в целом.

В качестве упражнения поставьте перед собой творческую задачу и попытайтесь изменить характер какой-нибудь буквы. В случае удачного решения вы сможете позже использовать эту букву в качестве инициала.

Замена буквы предметным изображением

Чтобы придать дополнительный смысл поздравительной надписи, а также ввести в газету декоративные элементы, вы можете заменить одну или несколько букв в надписи каким-либо предметным изображением. Однако к выполнению такой газеты нужно подходить очень осторожно, чтобы не нарушить стилевое единство: шрифтовая надпись и предметное изображение должны составлять единое целое, а изображение — напоминать букву.

Перед началом работы вам нужно выяснить для себя, какого рода изображение вы хотите ввести в поздравительную надпись. Это может быть что угодно. При выборе можно исходить из праздничных символов (свеча на торте, салют, цветок, воздушные шары), из особенностей характера или увлечений именинника (футбольный мяч, компьютер, цветоводство, домашние животные-любимцы) и т. п.

Изготовление тематических газет

Часто поставленная творческая задача требует связать поздравительную надпись с изображением самого разного характера — плоскостным, объемным, пространственным. Фантазии, умения писать шрифты, навыков рисования, взятых порознь, для этого недостаточно. Вы должны владеть принципами изобразительно-декоративной композиции.

Слово «композиция» происходит от латинского compositio, что означает «составление, соединение». Композиция — это определенное расположение объекта в пространстве листа и его связь с другими объектами соответственно содержанию. Выполнение любой газеты начинается с поисков композиционного решения: где в формате листа находится рисунок, каковы его размеры, как он связан с поздравительной надписью.

Поиски композиционного решения заключаются в том, что вы так располагаете изображение и текст на плоскости бумажного листа, чтобы имениннику был понятен ваш художественный замысел.

Для сохранения стилевого единства изображение и шрифтовая надпись должны быть выполнены одним и тем же инструментом, близким пластическим приемом, подчинены общему пространственному ритму. В вашем распоряжении есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению и, напротив, изображения — шрифту. Так, шрифт может быть определенными приемами выведен из плоскости и помещен как бы прямо в изобразительное пространство рисунка. В свою очередь открытка может содержать изображение, которое подчиняется характеру шрифта, направленности горизонтальных строчек текста.

Выразительное композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осознанном, умело примененном контрасте. Интересные открытки нередко создаются при использовании принципиально несхожих по характеру изображений и шрифтов.

Прежде чем вы начнете выполнять свою открытку, полезно познакомиться с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера. Предлагаемые нами рекомендации содержат, разумеется, лишь малую часть возможных конкретных решений, но в них систематизированы и представлены основные принципиальные способы решения подобной задачи.

Единство стиля

Итак, шрифт и изображение в одном произведении есть части единого целого. Что это значит? Прежде всего, что в работе над газетой вы должны решать вопрос изображения и шрифта одновременно, в неразрывной связи того и другого. Вы спросите: есть ли такие правила, которые дают исчерпывающие ответы на все вопросы, возникающие в процессе работы? Правил нет. Но есть определенные принципы, которым мы и посвятим нашу беседу.

Следует сразу же оговориться: принципы не рецепт, освобождающий вас от творческих поисков в работе, но, пользуясь ими, вы сможете идти в своих поисках наиболее правильным путем. Теперь перейдем к нашей теме.

Итак, мы начали разговор о единстве. В чем оно должно проявляться? Во-первых, конечно, в единстве стиля. Надпись нельзя назвать просто буквами, годными лишь для прочтения. Нет. Буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало.

Вторым важным признаком стилевого единства открытки следует считать единство смысловой логики изображения и надписи. С этим дело обстоит, казалось бы, проще. Каждому, даже не очень опытному, художнику ясно, что к шутливой и веселой картинке более всего подходит такой же «шутливый» шрифт. Например, можно даже, вопреки правилам, дать текст разными по стилю буквами, причем сделать это можно подчеркнуто, чтобы передать юмор и разнообразие пожеланий. Юмор, торжественность, праздничность, лиричность — все это должно находить свое воплощение и в характере шрифта.

В работе над поздравительной газетой не следует, сначала выполнив рисунок, «пришивать» к нему шрифт. В этом случае шрифт всегда будет в известной мере чужим. И это может получиться даже помимо вашей воли, поскольку метод работы изначально нарушен в смысле единства. Если композиция уже в вашем сознании представляется разделенной на две части, то одного этого достаточно для заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над газетой, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Следует постоянно помнить, что надпись и изображение — это нерасторжимые части одного организма. Для успешной работы в этом направлении нужно уметь не только практически выполнять и шрифт и рисунок, но и уметь правильно методически мыслить. Только на основе такого мышления рождается единство всех частей композиции.

В любой газете с национально-исторической тематикой изображение и шрифт обязательно должны сочетаться, выражать своими стилевыми чертами принадлежность к той или иной эпохе. И это касается не только исторических тем, но и тем современных.

Масштабное единство композиции

Есть и еще один признак, помогающий найти цельное решение сюжетно-шрифтовой композиции газеты. Это — масштабное единство композиции.

В чем оно заключается?

Уже на первой стадии работы над эскизом вы должны знать, что будет главным в композиции: поздравительная надпись или изобразительные элементы, как то и другое будут соотноситься между собой и что это соотношение эмоционально выразит. Осознанная идея будущей газеты— вот что должно ясно и внятно указать направление поисков масштабного единства изобразительной и шрифтовой частей композиции.

Что случится, если это правило своевременно не учтено?

А то, что надпись и изображение окажутся друг с другом в отношении неопределенном и случайном. Или изображение будет чрезмерно огромным, а надпись ютиться с краю, или, наоборот, надпись подавит изображение. В любом случае пострадает единство композиции, а тем самым и сила эмоционального воздействия открытки.

 Единство шрифта и изображения это вопрос не только количественного соотношения того и другого. Большое значение здесь имеет и цвет. Так, если изображение выполнено в сдержанных тонах, а шрифт — по масштабу даже значительно меньший нарисован сочно, жирно и цветно, то текст, естественно, будет главнее, чем изображение. Так что вопрос должен решаться одновременно в двух аспектах: масштаба и цвета. Такой подход можно считать наиболее правильным.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Тема и содержание занятий

Форма организации деятельности детей

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Мы мастерим газету. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты.    Рабочее место. Правила поведения на занятиях. Содержание обучения.   Просмотр  журналов и материалов.

Беседа. Работа в группах

2

1

1

2

Классификация стенных газет. Знакомство с основными видами стенгазет и их отличительными особенностями: тематическая стенгазета  фотогазета, плакат, развивающая стенгазета

Беседа. Работа в группах

Игра «Умники и умницы»

5

1

4

 3

Техника оформления стенгазет. Понятие заметка, макет, композиция, аппликация и выполнение объемной аппликации, коллаж. Этапы подготовки материала для стенгазеты. Планирование этапов оформления.

Беседа. Работа в группах

12

2

10

4

Спектр

Игры «Цветик-семицветик», «Краски»

1

1

5

Контраст светлого и тёмного Выразительность приёма и примеры его использования.

Контраст тёплого и холодного Выразительность приёма и примеры его использования.

Беседа. Работа в группах

2

1

1

6

Ритмический строй надписи: основные закономерности принципы от целого — к деталям

Беседа. Работа в группах

1

1

7

Замена буквы предметным изображением придача дополнительного смысла поздравительной надписи, а также введение  в газету декоративных элементов. Замена одной или нескольких букв в надписи каким-либо предметным изображением.

игра. Работа в группах

1

1

8

Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера. Решение творческих задач связанных с изображением самого разного характера — плоскостным, объемным, пространственным.

Творческие проекты:

День пожилого человека;

День Учителя;

День матери;

Новогодний калейдоскоп;

Татьянин день;

День защитников отечества;

Праздник весны;

День земли;

Победа деда – моя победа;

Индивидуальная работа над проектом; экскурсии; тематические прогулки; групповая работа.

алгоритм работы над проектом.

1

18

18

24

24

21

21

21

21

21

1

18

18

24

24

21

21

21

21

21

Чему мы научились Организация выставки

Презентации проектов

2

2

итого

216

6

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

№ п/п

Тема раздела

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Мы мастерим газету.

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Классификация стенных газет.

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Техника оформления стенгазет.

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

4

Спектр

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Контраст

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

6

Ритмический строй надписи

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

7

Замена буквы предметным изображением

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

8

Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

9

Творческие проекты

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


п/п

Тема занятия

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуника

тивные УУД

Регулятив

ные УУД

1

Мы мастерим газету.

Формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы).

Знакомство с учителем и одноклассниками. Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

2

Классификация стенных газет.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

3

Техника оформления стенгазет.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение адекватно принимать оценку учителя.

4

Спектр

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи

Подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение адекватно принимать оценку учителя.

5

Контраст

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

6

Ритмический строй надписи

Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения

7

Замена буквы предметным изображением

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формировать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

8

Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение радоваться успехам других

Умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.

9

Творческие проекты

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя.



Предварительный просмотр:

Тема (кол-во ч.)

Теория

Практика

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Контроль

Мы мастерим газету (1)

Задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты.    Рабочее место. Правила поведения на занятиях. Содержание обучения.   Просмотр  журналов и материалов.

Диагностика способности школьника  к профессиональному самоопределению.

Иструменты и

 материалы для

художественно

прикладного

творчества.

Наглядные

материалы.

Творческие

испытания

Терминология (2)

Письменность и звуковая речь,  4 основных  вида письма

Различие шрифтов по начертанию (2)

Применение шрифтов

Упражнения направленные на выработку и закрепление навыков.

Традиции оформления СМИ г. Южноуральска (2)

Анализ особенностей

Составление творческого каллажа

Чертёжные (1)

Линейки, угольники, циркули, тушь.

Техники рисунка тушью с использованием тонкого пера по смоченной водой бумаге или «проскребывание» сухим пером по высохшей туши, предварительно нанесенной и высушенной на восковом фоне

Графические (2)

Графитные карандаши

Владение техникой рисования, применение того или другого материала

Живописные (2)

Акварель, гуашь, цветные материалы

Знакомство с живописными техниками

Вспомогательные (1)

Штампы, растушевки, разбрызгиватели.

Придумать свою оригинальную технику

Скорописный (3)

Графематический состав алфавита

Упражнения направленные на выработку и закрепление навыков.

Перья (3)

плакатные перья,

остроконечные перья,

перья типа «редис».

Знакомство с приёмами работы.

Спектр (2)

Знакомство с теорией цвета.

Колористические упражнения.

Контраст светлого и тёмного (2)

Знакомство с теорией цвета.

Выразительность приёма и примеры его использования.

Контраст тёплого и холодного (2)

Знакомство с теорией цвета.

Выразительность приёма и примеры его использования.

Ритмический строй надписи : основные закономерности (3)

Принципы от целого — к деталям

Нахождение ритма строки и всей композиции.

Изменение формы букв (2)

Приемы изменения формы букв

Творческая задача и по изменению характера какой-нибудь буквы. В случае удачного решения использовать эту букву в качестве инициала.

Замена буквы предметным изображением (2)

Придача дополнительного смысла поздравительной надписи, а также введение  в газету декоративных элементов.

Замена одной или нескольких букв в надписи каким-либо предметным изображением.

День учителя (9)

Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера.

Решение творческих задач связанных с изображением самого разного характера — плоскостным, объемным, пространственным.

Народное единство (9)

Я гражданин (9)

Новый год (9)

Береги себя (9)

Защитники отечества (9)

Женский день (9)

Экологическая безопасность (9)

алгоритм работы над проектом.

День победы (9)

Чему мы научились(1)

Организация выставки «Штаб печати».



Предварительный просмотр:

Тема (кол-во ч.)

Теория

Практика

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Контроль

Мы мастерим газету (1)

Задачи курса. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты.    Рабочее место. Правила поведения на занятиях. Содержание обучения.   Просмотр  журналов и материалов.

Диагностика способности школьника  к профессиональному самоопределению.

Иструменты и

 материалы для

художественно

прикладного

творчества.

Наглядные

материалы.

Торческие

испытания

Терминология (1)

Письменность и звуковая речь,  4 основных  вида письма

Классификация шрифтов (2)

Буквенно-звуковая система письма — основа письма многих народов мира

Графематический состав буквенно-звукового алфавита (греческого, латинского, славяно-русского и др.)

Традиции оформления  СМИ г. Южноуральска (2)

Анализ особенностей

Составление творческого каллажа

Чертёжные (1)

Линейки, угольники, циркули, тушь.

Техники рисунка тушью с использованием тонкого пера по смоченной водой бумаге или «проскребывание» сухим пером по высохшей туши, предварительно нанесенной и высушенной на восковом фоне

Графические (2)

Графитные карандаши

Владение техникой рисования, применение того или другого материала

Живописные (2)

Акварель, гуашь, цветные материалы

Знакомство с живописными техниками

Вспомогательные (1)

Штампы, растушевки, разбрызгиватели.

Придумать свою оригинальную технику

Рубленый (3)

Графематический состав алфавита

Упражнения направленные на выработку и закрепление навыков.

Перья (2)

плакатные перья,

остроконечные перья,

перья типа «редис».

Знакомство с приёмами работы.

Кисти (3)

Беличьи, щетинные, колонковые кисти и пр.

Знакомство с приёмами работы.

Дополнительные цвета (1)

Знакомство с теорией цвета.

Выразительность приёма и примеры его использования.

Контраст светлого и тёмного (2)

Знакомство с теорией цвета.

Выразительность приёма и примеры его использования.

Контраст тёплого и холодного (2)

Знакомство с теорией цвета.

Выразительность приёма и примеры его использования.

Ритмический строй надписи : основные закономерности (3)

Принципы от целого — к деталям

Нахождение ритма строки и всей композиции.

Изменение формы букв (2)

Приемы изменения формы букв

Творческая задача и по изменению характера какой-нибудь буквы. В случае удачного решения использовать эту букву в качестве инициала.

Замена буквы предметным изображением (2)

Придача дополнительного смысла поздравительной надписи, а также введение  в газету декоративных элементов.

Замена одной или нескольких букв в надписи каким-либо предметным изображением.

День учителя (9)

Знакомство  с огромным опытом, который накопило искусство в области создания изобразительно-шрифтовых композиций разного характера.

Решение творческих задач связанных с изображением самого разного характера — плоскостным, объемным, пространственным.

Народное единство (9)

Я гражданин (9)

Новый год (9)

Береги себя (9)

Защитники отечества (9)

алгоритм работы над проектом.

Женский день (9)

Экологическая безопасность (9)

День победы (9)

Чему мы научились (1)

Организация выставки «Штаб печати».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...