Методические рекомендаци по самообразованию
методическая разработка на тему

Кущий Ирина Дмитриевна

В представленном материале обобщен опыт работы по организации работы по самообразованию педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_samoobrazovaniyu.docx36.44 КБ
Office presentation icon samoobrazovanie.ppt720.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 сл. Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

2 сл. «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

Самообразование педагога.

Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.   Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.

3 сл. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.

• Изменение нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательно-воспитательный процесс в дополнительном образовании.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, хотят отдать своего ребенка конкретному педагогу.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно.

4 сл. Источники самообразования.

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

5 сл. Формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

6 сл. Этапы самообразования

Интерес

- определение проф. потребностей;

- формулировка темы, постановка цели;

Чего хочу?

Чему хочу научиться, что узнать?

Чего хочу достичь?

План

- отбор действий;

- установка их последовательности;

- определение сроков;

Как достигну?

Что надо сделать?

В какой последовательности?

 Когда?

Работа

- обучение и воспитание;

- оснащение учебных занятий и мероприятий;

- сбор информации для анализа;

Что делаю?

С помощью чего?

Как получается?

Анализ

- подбор методик анализа;

- проведение анализа;

- выводы, задачи на будущее;

Что получилось?

Что не получилось и почему?

Что дальше делать?

7 сл. Выбор направления для самообразования.

Только педагог может знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Методист может посоветовать  провести элементарную самодиагностику.

Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.

После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.

8 сл. Как правильно сформулировать тему:

1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и т.п.

На музыкальных занятиях

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: 

«Развитие культуры речи детей старшего дошкольного возраста в ходе занятий в детском объединении »

Формулировка темы по схемам:

¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников»

«Использование потенциала хореографического искусства в воспитании школьников»

«Использование проектных технологий в дополнительном образовании»

Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

9 сл. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

10 сл. Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

4. Составление картотеки по проблеме;

5. Изготовление игр и пособий;

6.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

7. Составление перспективного плана работы с детьми;

8.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

9. Творческий отчет

10.Оформление передового педагогического опыта.

11. Публикация

12. Методическое пособие с обоснованием и описанием

11 сл. Содержание папки по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)

1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2. Актуальность выбранной темы.

3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.

4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

        12 сл. В начале учебного года каждому педагогу необходимо разработать индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и  годовым планом работы учреждения.  Совместно с методистом выбираются формы отчета по данной теме.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨ Включите современные взгляды на проблему

¨ Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)

Содержание вопроса

Варианты ответа

Знание возрастных особенностей учащихся, необходимых для построения образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования

Владение педагогической диагностикой

Выбор типа занятия и темпа его проведения

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Использование здоровьесберегающих технологий

Обеспечение благоприятных условий в детском объединении:
- гигиенических,
- эстетических

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Варианты ответа: Не владею, Владею частично, Владею свободно.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

_____________________(стаж работы) ____________________(категория)

Год

Тема

Этап

Содержание работы

Результат/

форма

отчетности

Перспектива

1

2

3

Методические рекомендации по самообразованию педагогических работников

Памятка для анализа процесса самообразования

1.Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ЦДТ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская, проектная работа;

2.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.;

3.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.);

4.Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами ЦДТ);

5.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы;

6. Постановка новых задач.

Литература:

1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

Интернет ресурсы:

1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm

          2. http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .  Болта Галина Николаевна).

Resource id #2558

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САМООБРАЗОВАНИЕ педагога дополнительного образования

Слайд 2

САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. (источник:педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Слайд 3

Ежедневная работа с информацией Желание творчества Изменения нормативно-правовой базы Изменения, происходящие в жизни общества Конкуренция Общественное мнение Материальное стимулирование Интерес Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :

Слайд 4

Источники самообразования: Телевидение, газеты, журналы, литература, интернет, видео, аудио информация, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации

Слайд 6

Этапы самообразования сроков

Слайд 7

Содержание вопроса Варианты ответа Знание возрастных особенностей учащихся, необходимых для построения образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования Владение педагогической диагностикой Выбор типа занятия и темпа его проведения Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) Умение планировать учебно-воспитательный процесс Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения Использование методов, направленных на развитие воспитанников Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии учащихся Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению Использование здоровьесберегающих технологий Обеспечение благоприятных условий в детском объединении: - гигиенических, - эстетических Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития учащихся Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями учащихся и социумом АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 8

Изучаемый процесс Предмет исследования Условия Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. На музыкальных занятиях В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. Как правильно сформулировать тему

Слайд 9

Содержание деятельности исследования Частичный предмет деятельности Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. Схема формулирования задач

Слайд 10

Форма завершения самообразования 1. Консультация для педагогов по теме самообразования; 2. Выступление на заседании совета педагогов; 3. Проведение открытого просмотра; 4. Выступление по итогам работы и обмену опытом; 5. Составление картотеки по проблеме; 6. Изготовление игр и пособий; 7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; 8. Составление перспективного плана работы с детьми; 9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; 10. Творческий отчет; 11.Оформление передового педагогического опыта; 12. Публикация; 13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.

Слайд 11

1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования). 2. Актуальность выбранной темы. 3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой. 4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой. 5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее. Содержание папки по самообразованию

Слайд 12

Примерный план работы по самообразованию

Слайд 13

« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"

Материал в помощь педагогам дополнительного образования...

Методические рекомендации для выбора и формулирования тем самообразования

Методические рекомендации для выбора и формулирования тем самообразования1.           Как выбирается тема. 1.1...

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...

Методические рекомендации по самообразованию

Структура методической разработки представлена в соответствии с требованием к составлению методических разработок и содержит следующий материал: планируемые результаты применения рекомендаций, периоды...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В данной разработке предложены методические рекомендации  по выбору темы  и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем....

Методические рекомендации "Составление плана работы по самообразованию педагогов дополнительного образования"

Методические рекомендации помогут педагогам написать программу по самообразованию....