Описание мастер-класса "Кто Я?"
методическая разработка по теме

Устянина Злата Юрьевна

Описание небольшого мастер-класса по проведению занятий по самоидентификации личности на занятиях по журналстике.  Информационный материал для педагога.Тренинги и упражнения для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_masterklassa.docx371.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Центрального района г. Кемерово

Мастер-класс

«Кто Я?»

для педагогов,

реализующих дополнительные образовательные программы по журналистике

Составила: Устянина Злата Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Кемерово 2012

МАСТЕР-КЛАСС «Кто Я?»

Направленность: социально-педагогическая.

Дополнительная образовательная программа: «Обучение юных корреспондентов» (рассчитана на детей 11-18 лет, срок реализации – 4 года).

Тема педагогического исследования, в рамках которого разработан мастер-класс: «Самоидентификация юных корреспондентов как условие успешного освоения и развития навыков ведения и оформления интервью». 

Тема мастер-класса: «Воздействие на процессы формирования самооценки и самоидентификации личности юнкоров с помощью специальных упражнений».

Цель: распространение опыта педагога по формированию и развитию навыка самооценки и коммуникативных навыков обучающихся.

Ожидаемый результат: участие коллег в обсуждении используемых ими форм работы по формированию и развитию навыков подготовки, ведения и оформления интервью у обучающихся. Создание условий для дальнейшего сотрудничества и возможности делиться секретами педагогического мастерства на других профессиональных встречах.

МАТЕРИАЛЫ К БЕСЕДЕ

Личная идентификация — ответ на вопрос об отношении личности к себе. Самоидентификация – уподобление себя конкретному человеку или образу.

Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей. В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами.

На формирование и содержание самоидентификации оказывает влияние стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (и перед собой) за дурные поступки. Негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности. Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так, уподобление образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество "быть ленивым = быть собой".

Отождествление – это уподобление себя объектам внешней и внутренней среды, благодаря чему формируется Ваша самоидентификация, как чувство «я». Чтобы в этом разобраться, ответим на вопрос: каким образом происходит отождествление? Человек не всегда понимает, что в нем является ложным, а что истинным, где он сам, а где уподобление чему-либо (отождествление). Человек принимает решения, которым не способен следовать, потому что его «я» не целостно, и, по сути, представляет собой нагромождение иллюзорных образов и ложных личностей, которые часто противоречат одна другой. Важно помнить, что чем мы более осознанны, тем меньше неприятностей нам суждено пережить.

Можно назвать это мудростью, когда человек движется без кнута за спиной, самостоятельно, совершая сознательные шаги, устраняя ложные отождествления. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание — милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность «пинает» не так сильно, пробуждение проходит естественно. Мир неизмеримо богаче и удивительней того, что мы можем представить. Все отождествления – искусственны.

Может возникнуть закономерный вопрос: много ли в нас от нас самих? В каком-то смысле – ничего! Все, что мы ощущаем, любая форма – это отождествление. В ином смысле, «я» – это всегда «я», и все, чем наше «я» истинно является всегда с нами. Стоит протереть пыль ложных личностей с зеркала сознания, и мы увидим собственное отражение. Разделение происходящего на внутренний и внешний мир – условно. Истинное «Я» - это ощущение жизни.

Применительно к профессиональной сфере, это означает важнейший выбор человека, работающего с людьми. Чтобы воплотить образ другого человека, актёр сам должен обладать незаурядной личностью, глубиной и мощью характера. Чтобы писать о других людях, встречаться с ними и разговаривать, обрабатывать и затем представлять на суд общественности интервью, журналист должен знать, кто он сам, каковы его принципы, позиция, его мнение. Прежде чем спросить кого-то: «Кто вы?», а затем попросить рассказать человека о его работе или творчестве, журналист должен ответить себе на вопрос «Кто Я?». Тем более, что профессия журналиста предполагает сочетание объективности и авторского взгляда при описании событий, явлений и личностей других людей. Письменная работа – всегда слепок личности. А вот какой – на этот вопрос дети и должны учиться отвечать.  

Алгоритм проведения упражнения

на формирование адекватной самооценки «Павлин»

  1. Ситуация: педагог предлагает ребятам импровизированную ситуацию ролевой игры: «Ваш редактор получил вам взять эксклюзивное интервью у Папы Римского (Королевы Елизаветы, Владимира Путина и т.п.)».  У многих сразу же сработало стереотипное «рабское» мышление: «Кто он, а кто я», «Где он, а где я». Чтобы этого не произошло, рисуем Павлина: обводим ладошку и на её основе рисуем птицу, похожую на курицу или на павлина.
  2. Вписываем в середину ладошки букву Я, затем своё имя. В каждый палец вписываем качества, которыми гордимся или одобряем в себе: умный, активный, инициативный, смелый, честный, пунктуальный, коммуникативный, умею играть на гитаре и пр..
  3. Начинаем тренинг. Зажимаем ладонь в кулак и мысленно повторяем все свои положительные качества и умения, добавляя при этом: «Я ___, ___, ___, ___, ___, поэтому я могу подойти к любому человеку и заговорить с ним! Я ничем не ниже его, просто я иду своей дорогой, на которой я тоже добьюсь успеха!»
  4. Ситуация: педагог хочет на каникулах познакомить ребят из двух групп своего объединения, которые занимаются в разные смены. Игра «Павлин» поможет каждому ребёнку не только назвать своё имя, но и рассказать о себе.

Алгоритм проведения упражнения «Кто Я?»,

основанного на рисуночном тесте.

  1. Чтобы писать о других людях, встречаться с ними и разговаривать, обрабатывать и затем представлять на суд общественности интервью, журналист должен знать, кто он сам, каковы его принципы, позиция, его мнение. Прежде чем спросить кого-то: «Кто вы?», а затем попросить рассказать человека о его работе или творчестве, журналист должен ответить себе на вопрос «Кто Я?».
  2. Заполняем рисуночный тест. Каждый сам, не оглядываясь на других, быстро.

Дорисуйте рисунок в каждом квадрате, чтобы получилась законченная композиция.

1

2

3

4

5

6

  1. Записываем в боковых колонках (1-6) интерпретацию теста. Обдумываем.
  2. Пишем на основе теста и упр. «Павлин» портретный очерк «Кто Я?» (см. Памятку).

ПАМЯТКА К РИСУНОЧНОМУ ТЕСТУ

Интерпретация рисуночного теста:

  1. Люди для меня
  2. Я для людей
  3. Я такой, как я есть
  4. Как я отдыхаю
  5. Моя карьера
  6. Я в любви (дружбе)

Теперь задумайтесь и объясните рисунки в соответствии с интерпретацией текста.

Напишите портретный очерк на тему «Кто я». Можете использовать результаты рисуночного теста, а можете опираться на внутреннее знание самого себя.

О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы. Публицистический очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Автор очерка часто переходит от одного явления к другому, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица, что даёт возможность многообразных сопоставлений, уподоблений, публицистических рассуждений, научных обобщений, статистики.

Виды очерков: портретный, проблемный, путевой.

  1. Портретный очерк. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МАСТЕР-КЛАССА «КТО Я?»

  1. Считаете ли Вы необходимым работать на занятиях (уроках) над формированием самоидентификации личности обучающихся? (Да/Нет) ______.
  2. Какое из предложенных упражнений на формирование самооценки и коммуникативных навыков вы бы использовали на своих занятиях (уроках)?

__________________________________________________________________

  1. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, работающий с другими людьми? ___________________________________.
  2. Какие качества личности Вы стараетесь воспитывать в своих учениках?

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....