Классный час «Толерантность и мы!»
классный час (8 класс) по теме

«Теперь, когда мы научились летать
 по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает
 только одного:
научиться жить на земле, как люди».
                                                          Б. Шоу

 

Цель:

  1. Познакомить  учащихся  с понятием  «толерантность», с основными чертами  толерантной и интолерантной личности.
  2. Развить  способности  адекватно и полно познавать  себя и других людей.

 

Задачи:

  1. Создать условия для  формирования терпимости  к различиям  между  людьми.
  2. Познакомить учащихся с декларацией принципов толерантности.
  3. Учащиеся должны  представлять  толерантное поведение в условиях конфликта интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tollerantnost_rim.docx51.08 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Толерантность и мы!»

«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает
только одного:
научиться жить на земле, как люди».
                                                         Б. Шоу

Цель:

  1. Познакомить  учащихся  с понятием  «толерантность», с основными чертами  толерантной и интолерантной личности.
  2. Развить  способности  адекватно и полно познавать  себя и других людей.

Задачи:

  1. Создать условия для  формирования терпимости  к различиям  между  людьми.
  2. Познакомить учащихся с декларацией принципов толерантности.
  3. Учащиеся должны  представлять  толерантное поведение в условиях конфликта интересов.

Форма проведения:  «деловая игра»  с сюжетно – ролевыми задачами  и проблемными вопросами

Ход:.  Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать  с разговора  о вечном, о любви.

    Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле  без подружки. Решила  обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне  Богом жизнь.

   Подумал волшебник  и сказал:

- Приходи ко мне  завтра  утром,  когда  первые птицы запоют  и роса еще не просохнет…

  Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных  девушек, одна  другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут  Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую -  Печаль, пятую – Доброта.

    Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они  все хороши, и ты  в жизни  еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери  одну  из них.  Она и будет  тебе подружкой  на всю жизнь.

    Подошла Любовь к  девушкам  поближе  и посмотрела  в глаза каждой. Задумалась Любовь.

         ?  А кого выбрали  бы вы?  Почему?    (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

         ?  Почему Любовь выбрала  Доброту?  (Ответы)

    Сегодня наш  разговор  посвящен толерантности. 16 ноября вся страна отмечает Международный день толерантности. Не всем , может быть , знакомо это слово, и , на первый взгляд, звучит оно  совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен  для существования и развития общества. Современный  культурный человек – это не только образованный  человек, но человек, обладающий  чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

? Что же такое толерантность? (Ответы)

   Термин «толерантность» объясняется  как терпимость, стремление и способность  к установлению  и поддержанию  общения с людьми.

   Определение  слова  «толерантность»  на разных языках земного шара звучит по разному:

   В испанском  оно означает способность признавать  отличные от своих  собственных  идеи и мнения;

  Во французском – отношение, при котором  допускается, что другие  могут  думать  или действовать  иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять, принимать, быть  по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском – способность  терпеть что- то  или  кого-то.

? Какое  из определений  вам нравится  больше всего?

    Очень часто  проблемы, с которыми  сталкиваются  ученики, это непонимание, как со стороны  взрослых, так и со стороны сверстников.

    Жизнь – это театр, у каждого  свои роли.

    Творческая работа.  Запишите  на листочке:  КТО Я?  И после этого  напишите  все свои  жизненные роли:  ученик, сын, внук и т.д.  Давайте посмотрим  на то, что  вы написали. Можно  добавить  к списку  «сосед», «пассажир», «знакомый»…… и т.д.  У каждого из нас их очень много. Одни  роли  приходят  и уходят, другие остаются  навсегда. Одни нам нравятся  , а другие нет, и мы хотим  от них скорее избавиться.

   Например, попал мячом  в окно, разбил стекло. Мама скажет:  «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «Мог  бы  догадаться, что стекло бьется, взрослый уже». Просто  все нас  воспринимают  по разному.

   А как же  мы сами  ведем  себя  по отношению  к чужим людям  и родственникам?

   Например, мы видим , что соседка  несет  тяжелую сумку. Мы поможем, даже если  она  не просит  о помощи, а если  мама попросит вынести  мусор  или сходить в магазин?

   Почему мы скорее  помогаем  чужому  человеку и не  всегда  внимательны к просьбам  родных.

   Если  бы  мы  с большим  терпением, уважением, симпатией, пониманием относились  бы друг к другу, то и роли  в жизни  нам исполнять было бы проще.

Толерантность:  

  • Терпимость к другим  людям, мнениям, к другим  поступкам;
  • Стремление  к полноценной  реализации своих способностей;
  • Умение понимать  и познавать других  людей;
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

   Давайте обобщим  слово толерантность  в виде солнца

Сценка  «Перед вами две дороги, выбирайте….»

    Молодой человек и его девушка гуляли  по городу. На бордюре  сидел плохо  одетый  пожилой мужчина. Возле него  валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах  стоят слезы.

 - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил  молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам – то что?  Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырывает руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем  отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я.. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь?  Нет, ты не понимаешь!

   Девушка оттолкнула парня  и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался  удержать  ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину.- Что с вашей ногой.

- Я сломал ее…кровь у меня. Я не знаю, что делать и где  в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.

- Спасибо, леди, спасибо…

- Послушай, - обратилась девушка  к молодому  человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

   Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него  и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась  и приблизилась к парню.

- Иди  отсюда!  Никогда больше  не звони мне  и не приходи! Я больше  знать  тебя  не  хочу.

- Неужели ты  из – за  какого – то бомжа, алкоголика  можешь так  поступить?  Глупая! Ты пожалеешь об этом.

   Девушка пожала плечами  и снова опустилась  на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она.- Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она  пошла к телефонному автомату

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно  найдете  себе  счастье.

     ? Почему  молодой человек  отказался помочь?

     ? А как бы вы поступили в этом случае?

     ? Как мы должны поступать  с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек  сам становится  лучше, чище, светлее. Если  мы будем  внимательны  к любому человеку , будь  то случайный  попутчик, бродяга, друг, - это и будет  проявление  доброты.

                      Работа по группам

   Мы видим, что есть два пути развития  личности – толерантный  и интолерантный.

   Сейчас  мы разделимся  на две группы:  1 группа  будет описывать  основные   черты, присущие  толерантной личности, 2 группа – интолерантной  личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что – либо  делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

конкурс. “Основные черты толерантной личности”

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.

- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.

Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности  

Учитель: 

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

 Игра за столом. «Чем я особенен?» «Чем особенен одноклассник?»

Ученикам раздаются листы бумаги и ручка. Задаётся вопрос: «Чем вы интересны одноклассникам». Даётся время на размышления. Обсуждение. Либо вариант: «Мне интересен одноклассник тем, что…..». Затем зачитывается без называния фамилий, а класс пытается угадать, о ком идёт речь.

Игра «волшебная рука».

- Обводите  на листе  свою руку.  На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в классе.)

   Мы  с вами  много  говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем  составить правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся  понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи  лучшие  аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Тезисы:

  • Мы не можем  в одночасье  сделать толерантным  ни свое поведение, ни поведение  других людей, и не надо корить себя за это.
  • Однако важен  даже самый маленький  шаг в этом направлении.
  • Важно не то, что мы говорим  и во что играли  на протяжении занятия, а то, что вы из него  вынесете в реальную жизнь, как измените  отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».

– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?

– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.

– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?

Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.

– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.

  •  

Игра «Комплименты».

Передаем импровизированный шарик соседу, сопровождая действие комплиментом в его адрес. Комплименты  только самые добрые!

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.

             Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, если вы найдете в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас.

             Чем чаще мы видим хорошее в себе, тем больше мы видим хорошее в других.

         

 

А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».

Я раздам вам листья, а вы напишете на них , что по вашему, надо сделать, чтобы  наша школа стала  пространством  толерантности, то есть  чтобы отношения  в ней  стали  как можно более  толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.

-  Мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

Китайская притча «Ладная семья»

   Жила – была на свете семья. Она была  не простая. Более 100 человек насчитывалось  в этой семье. И  занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы  скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили  в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

   Дошел  слух об этой  семье  до самого  владыки  страны. И он решил  проверить, правду ли молвят люди. Прибыл  он в село и обрадовался:  кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо  детям, спокойно старикам. Удивился владыка  и решил  узнать, как  жители  села добились  такого лада, пришел к главе  семьи, расскажи мол,  как ты добиваешься  такого согласия и мира  в твоей  семье. Тот взял лист  бумаги  и стал что-то писать. Писал  долго, видно не очень силен  был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал  разбирать  каракули старика. Разобрал  с трудом  и удивился. Три слова были написаны  на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце  листа : 100 раз  любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

    Прочел владыка и спросил: - и все?

- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи, и мира тоже.

 В заключении я прочитаю  вам молитву о встрече.

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы  соответствовать  твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы  соответствовать  моим ожиданиям.

Потому что  я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

А если  нет- ну что ж, ничего не поделаешь…»

Слайд «Любовь, прощение, терпение»

Заключительное действие – «Техасские объятия»

Все  встают  в круг лицом внутрь очень  тесно  друг другу. Затем  кладут  друг  другу  на плечи  руки, поднимают правую руку и вытягивают  ее к центру  круга и по команде  ведущего все  делают  шаг внутрь.

( очень интересно )

-А теперь подарите друг другу своё сердце и улыбку! (команды обмениваются своими эмблемами)

Слайд №6 – Дарите друг другу сердца и улыбки!

Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...