Система ожиданий РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК в дополнительном образовании
статья на тему

Кривова Ольга Зинуровна

Статья написана по итогам анкетирования детей, родителей и педагогов учреждения дополнительного образования и отражает ожидания всех участников учебно-тренировочного процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ozhidaniy_roditel_-_pedagog-rebenok.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Система ожиданий РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК

в дополнительном образовании

Кривова О.З. методист ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»

Педагоги дополнительного образования (тренеры-преподаватели), говоря о результатах свой   и чужой  профессиональной  тренерской деятельности, часто говорят:  «Я же должен показать результат!» или «И где же результат?». При этом под результатом они в первую очередь понимают  спортивные успехи и достижения своих воспитанников: победы в соревнованиях, полученные спортивные разряды, завоеванные титулы и медали.

При таком фокусе внимания педагога (тренера) главным становится развитие физических качеств юных спортсменов. Недостаточное внимание  при этом уделяется тому, какие убеждения  формируются в голове  у воспитанника, какие нравственные качества он несет в себе. Не секрет, что в лихие «90» лидерами многих преступных группировок были спортсмены, да еще с громкими именами, да и сегодня нередко по уголовным делам проходят  многие молодые люди, успешно выполнившие образовательные программы  по определенному виду спорта.

Ненецкий автономный округ занимает печальное 4 место в рейтинге субъектов Российской Федерации  по уровню подростковой преступности. Работа по профилактике правонарушений  является приоритетной для округа, и в частности, для наших работодателей -  управлений образования города Нарьян-Мара, Заполярного района и округа.

Поэтому они в качестве первоочередных  задач ставят  перед  учреждениями дополнительного образования не  только спортивную, а нравственную  задачу: научить детей вести здоровый образ жизни,  соблюдать спортивный режим, выбирать себе хороших друзей. Это ожидания наших работодателей.

Каковы ожидания родителей, которые приводят детей в спортивные группы?

В Ледовом дворце спорта  «ТРУД» было проведено анкетирование среди  родителей и детей, занимающихся в группах спортивной направленности.

По итогам опроса родители проранжировали заданные утверждения,  и их выбор выглядит так:

1.Ребенок станет  здоровым и будет меньше болеть

2. Ребенок станет физически крепким, приобретет  красивое тело, осанку

3. Ребенок научится следовать правильному режиму,  здоровым привычкам

4. Ребенок станет увереннее в себе и успешнее

5. Ребенок сможет получить спортивные разряды, медали, грамоты

6. Ребенок будет занят и приобретет хороших друзей

7. Ребенок сможет в будущем сделать спорт своей профессией

8. Ребенок будет выезжать на соревнования.

В анкетировании приняло участие  99 родителей.

При этом надо отметить, что по группам  видов спорта, которыми занимаются дети, мнения родителей все-таки варьировались. Так, на 5 позицию поднялось утверждение Ребенок сможет получить спортивные разряды благодаря родителям  юных хоккеистов, т. к. по их ранжированию это утверждение стоит на третьем месте после правильного режима (1 место) и ценностей здоровья  (2 место). Вероятно,  на такой выбор повлияли две поездки на соревнования в Вологду  (соревнования «Золотая шайба»)  и в Архангельск (турнир  на приз губернатора Архангельской области), которые состоялись у детей в течение учебного года. Родители  детей, занимающихся бальными танцами, настольным теннисом и пауэрлифтингом,   в ведущую пятерку выбирают здоровье,  правильный режим,  красивое тело,  уверенность и успешность,  занятость и  друзей.

Дети  (131 анкета) в целом ожидают от занятий в Ледовом дворце спорта  по нисходящей:

1. Я стану  здоровым и буду меньше болеть

2. Я стану физически крепким, у меня будет  красивая фигура, осанка

3.  Я   буду выезжать на соревнования.

4. Я  стану увереннее в себе и успешнее

5. Спорт, возможно,  станет  моей  профессией

6.   Я буду занят интересным делом и  приобрету хороших друзей

7.  Я научусь правильному режиму, здоровым привычкам

 8. Я  смогу получить спортивные разряды, медали, грамоты

Причем общая картина тоже  отличается от выборов детей в зависимости от  вида спорта, которым они занимаются. Спортивные разряды важны для  ребят, занимающихся настольным теннисом,  а также для детей, пришедших в группы бальных танцев (3 и 4 позиция). Этот выбор не очень важен фигуристам, у них  в пятерку выборов эта позиция не вошла, и не важен хоккеистам - она  у них на восьмом месте.

Что касается выездов на соревнования, то это важно юным хоккеистам и фигуристам: 3  и 5 позиции соответственно.

Так что выборы детей и родителей совпадают только  в первых  двух   позициях (здоровье, красивое тело и осанка),  в дальнейшем расходятся. Педагогам и родителям  групп конкретных видов спорта  важно это  учитывать,  а также обратить внимание на то, что на  предпоследнее  место дети поставили правильный режим и здоровые привычки, а также  не связали  желание выезжать на соревнования (3 позиция)  и  стремление сделать спорт своей профессией (5 позиция)  с  полученными спортивными результатами (8 место в рейтинге). Возможно,  такие  результаты анкетирования  отражают нереалистические ожидания наших детей, сформированные рассказами  «глянцевых»  СМИ о  «звездной» жизни профессиональных  спортсменов.  

Общий вывод:  родители и дети в первую очередь нацелены на внутренний результат (здоровье и  внешность).  Значимость спортивных результатов у детей на восьмом, а у родителей на пятом месте.

Позиции педагогов и родителей   совпали по  первому утверждению. – здоровье детей.  На второе место педагоги  ставят спортивный  режим, правильные привычки, а родители – спортивное тело, осанку.  На третье место педагоги ставят уверенность, успешность,  затем спортивное тело и о красивую осанку, на пятом месте – занятость интересным делом и друзья. Позиция пятая отличает педагогов и родителей, т. к.  родители на это место ставят спортивные успехи (разряды, медали).

Исследование выявило основное противоречие: оно между детьми и взрослыми (родителями и педагогами)  и касается оно  выездов на соревнования, спортивного режима и  формирования правильных привычек, а также стремления в будущем зарабатывать на жизнь при помощи спорта, не заботясь, впрочем, о спортивных результатах. Дети отводят  спортивному   режиму предпоследнее место, а взрослые обоснованно  выводят на первые позиции.  Причем в лице родителей педагоги получают  мощную поддержку,  так как в  целом выборы наших педагогов почти полностью соответствуют выбору родителей. Педагоги в соответствии с компетентностным подходом  в первую очередь ставят перед собой задачу сформировать у детей базовые компетенции в здоровом образе жизни, формировать физическую культуру воспитанников, повышать их самооценку.

Понимание  всего вышеизложенного  требует от вдумчивого педагога некоторой корректировки учебно-тематического плана, чтобы  не только обеспечить тот результат, который ожидают от него работодатели, родители и дети,  но и повлиять на систему ожиданий  своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

«Система повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования»

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. ДистервегКлючевая фи...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...