ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Гнетова Инна Юрьевна

Инновационная работа в нетиповом образовательном учреждении, где одновременно реализуются основные и дополнительные образовательные программы, является основополагающей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_innovatsionnykh_metodov_obucheniya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Основной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации всего учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Инновационная работа в нетиповом образовательном учреждении, где одновременно реализуются основные и дополнительные образовательные программы, является основополагающей. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

В нашем образовательном учреждении образовательные инновации внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения  коснулись  непосредственно педагогической деятельности и оценки качества образования. Отсюда – очередной этап поиска перспективных направлений развития образования.

На наш взгляд, Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся).

Современная школа должна стать передовой площадкой и в части информационных технологий, местом, где ребенок получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса  подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. В современной школьной методической системе появляются все новые информационные технологии, а выпускники школы имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Использование ИКТ технологий в образовательном  процессе в нашем образовательном учреждении начинается еще с дошкольного возраста.

Формы работы с детьми дошкольного возраста: традиционные (беседы, экскурсии, викторины) и инновационные:

- медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации)

- электронные презентации (цель:  заинтересовать ребенка,  развить лидерские способности)

- медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления познавательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.

К инновациям относится  внедрение ИКТ и в воспитательный процесс, программное обеспечение, материально-техническое оснащение учреждения.

Особое внимание в процессе обучения педагоги уделяют внимание следующим образовательным технологиям: личностно – ориентированным технологиям в преподавании предмета  и информационно – аналитическому обеспечению учебного процесса и управление качеством образования школьника.

Личностно-ориентированные технологии  ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение для него комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы учреждения, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Это проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ (индивидуальный образовательный маршрут, дополненный дополнительными образовательными программами в соответствии с их возможностями и потребностями).

А применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения  позволила педагогам учреждения, реализующим основные и дополнительные образовательные программы, объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, учреждения в целом. При внесении некоторых изменений такая технология может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя вышеперечисленные технологии в инновационном обучении, педагоги нашего учреждения делают процесс образования более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей интеграция (основного и дополнительного образования) просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия  обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса  /  Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин. -  СПб. - 2001.

2. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика  /  А.С. Большаков,

В.И. Михайлов. - СПб. : Питер. - 2000.

3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов  // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. — № 5. —  33—37 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Текст выступления учителя русского языка и литературы Расова В.А. по внедрению инновационных методов работы.

Современный учитель в своей профессиональной деятельности обязан использовать новые методы и приёмы преподавания. Метод "критического мышления" - один из них. Уже несколько лет я занимаюсь изучением д...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Технология «Педагогика сотрудничества» как условие формирования лексико-грамматического строя и связной речи у педагогически запущенных учащихся младших классов средствами классической ...

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка

Введение инновационноых форм обучения  для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....