Образовательная программа курса "Работа с пряжей"
рабочая программа по теме

Сафронова Светлана Александровна

Программа предназначена  для обучения   детей 5-7 лет

При вывязывании изделий, а иногда и при реставрации старых  вязаных изделий, часто остаются небольшие клубки пряжи. Из этих остатков могут получиться оригинальные игрушки, картины, панно. Многие педагоги на занятиях такой вид деятельности используют как декоративные паузы.

         В качестве основного материала для изготовления конечной продукции используют остатки пряжи и трикотажные изделия, бывшие в употреблении. Работая по этой программе,  дети научатся не только выполнять большой ассортимент работ из пряжи, но и различать виды пряжи, научатся готовить пряжу к работе, познакомятся с историей вязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malyshi.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников

                                                                      Утверждаю:

                                                                     Директор МБОУ ДОД ДПШ

                                                                      ------------------Н.И.Петрова

                                                                      «___»__________200   год.

           ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

                    Курса  «РАБОТА С ПРЯЖЕЙ»

   

                    Для детей  5-7 лет,

                         Срок реализации: 1 год

                         Направленность: художественно-эстетическая

                         Вид программы: эксперементальная.

                                                            Автор: педагог дополнительного

                                                                         образования (1 кв. кат.)

                                                             Сафронова Светлана        

                                                                               Александровна

                                                 

                                                          Программа обсуждена и принята

                                                           На________________________

                                                           Протокол № ___ от _________

Шира

2012

Пояснительная записка

         Старинное рукоделие теряется в глубинах истории. Первые вязаные вещи обнаружены в III веке до нашей эры. В настоящее время изящные трикотажные изделия можно приобрести в магазине, но ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а работы художественно-оформленные пряжей пользуются большим успехом.

        При вывязывании изделий, а иногда и при реставрации старых  вязаных изделий, часто остаются небольшие клубки пряжи. Из этих остатков могут получиться оригинальные игрушки, картины, панно. Многие педагоги на занятиях такой вид деятельности используют как декоративные паузы.

        Новизна данной программы в том, что  в качестве основного материала для изготовления конечной продукции используют остатки пряжи и трикотажные изделия, бывшие в употреблении. Работая по этой программе,  дети научатся не только выполнять большой ассортимент работ из пряжи, но и различать виды пряжи, научатся готовить пряжу к работе, познакомятся с историей вязания.

         Программа экспериментальная и  имеет художественно-эстетическую направленность.

Цель: Создание условий для развития художественно-эстетического вкуса у воспитанников и обучения их навыкам работы с пряжей.

Задачи:

Обучающие:

-научить изготавливать игрушки-сувениры, картины, оформленные пряжей;

-научить работать со старой пряжей, правильно сматывать клубки;

-познакомить воспитанников с краткой историей вязания, различными видами творчества;

Развивающие:

- прививать практические трудовые навыки;

- развивать творческую активность;

- развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

- воспитывать у детей художественный вкус;

- приучить воспитанников к аккуратности, усидчивости в работе.

 

         Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:

-привить интерес к художественному вязанию;

-подготовить детей к дальнейшему занятию в различных кружках.

          Ключевые понятия, которые изучаются в процессе реализации программы:

- нить;

- основа;

- клубок;

- моток.

В кружке занимаются дети 5-10 лет 2 раза в неделю. Длительность занятий для дошкольников 1 час, для младших школьников  - 2 часа. Срок реализации программы – 2 года. Состав групп постоянный, набор детей свободный. Занятия групповые.   На каждом занятии проводятся игровые паузы, физминутки. Количество детей в группе  12-15 человек.

К концу первого года обучения дети должны:

Знать: - основные виды пряжи;

             - последовательность выполнения игрушек – сувениров;

             - технологию выполнения помпонов, крепление нитей к основе;

             - безопасные приемы при работе с иглой, клеем, ножницами;

             - краткую историю вязания.

Уметь: - различать основные виды пряжи;

              - самостоятельно выполнять сувениры, открытки из пряжи;

              - выполнять помпоны, оформлять из них игрушки;

              - крепить нити к основе ( волосы, хвост, грива и.т.д.);

              - работать с иглой, клеем и ножницами.

              - проявлять творческую активность.

          Работая по данной  программе, у ребенка развиваются такие качества как: терпение, воля, усидчивость, любовь к труду. Все эти качества отслеживаются в течение учебного года в форме «мониторинга личностного развития». Знания отслеживаются в форме: входящей, промежуточной и итоговой аттестаций.

         Аттестация может проходить в форме: тестов, зачетов, экзаменов, выставок, соревнований, различных конкурсов, участия в республиканских конкурсах.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся будут иметь представление об основных видах пряжи;

- приобретут навыки работы с пряжей;

- получат навыки изготовления игрушек, сувениров, открыток, помпонов из пряжи;

- будут стремиться работать аккуратно;

- будут стремиться анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

- будут владеть безопасными приемами работы с инструментами.

Учебно–тематический план

Тема, раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Материаловедение

1

1

3

Работа с пряжей

26

Кукла - сувенир

1

1

Сувениры

8

16

4

Декоративная пауза

2

2

5

Академия Деда Мороза

2

2

6

Игрушки из помпонов

6

1

5

7

Работа с пряжей

32

Открытка (подарок маме)

1

1

Игрушки-сувениры

                                               

8

22

8

Итоговая аттестация

1

1

9

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

22

50

       

Программное содержание

  1.  Вводное занятие:

Теоретические знания: знакомство детей с планом работы на год,        

безопасными приемами охраны труда на занятиях.

  1.  Материаловедение:

Теоретические знания: Знакомство детей с краткой историей вязания, видами пряжи – шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная.

  1.  Работа с пряжей:

Теоретические знания:

Технология изготовления сувениров, крепление деталей между собой, подбор пряжи для игрушек и сувениров. Знакомство с хакасской одеждой.

Входная диагностика.

Практические навыки:

Изготовление сувениров из пряжи ( колобок, лошадка, осьминог, змейка, ящерка, домовенок, птичка, кукла-сувенир), крепление деталей между собой,  оформление сувениров.

  1.   Декоративная пауза:

Практические навыки:

Знакомство с другими видами декоративно-прикладного искусства (мягкая игрушка – колобок).

Промежуточная диагностика.

5. Академия Деда Мороза: Подготовка и проведение новогодних утренников, оформление кабинетов к Новому году.

6.  Игрушки из помпонов:

Теоретические знания: 

Техника выполнения помпона, крепление между собой двух и более помпонов.

Практические навыки:

Изготовление помпонов, изготовление из них игрушек (птичка, колобок)                                                            

7.  Работа с пряжей:

Теоретические знания:

Технология выполнения игрушек в которых есть одновременно помпоны и клубки, крепление деталей между собой, техника изготовления открытки, основой которой является картон.

Практические навыки:

Изготовление подарочной открытки ( основа открытки – картон) при помощи клея, пряжи, цепочек из воздушных петель.

Изготовление  игрушек, в которых есть одновременно помпоны и клубки. (снеговик, петушок, зайчик, божья коровка.)

8.  Итоговая аттестация.

9.  Итоговое занятие: Подведение итогов работы за год. Задание на лето.

                         

Методическое обеспечение программы

         Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, которое проводится в форме:  беседы, игры, экскурсии, праздника, выставки, практического занятия.

         В процессе обучения учитывается последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности.

         При организации учебно-воспитательного процесса используются такие методы обучения как: словесный, наглядный, метод игры.

Характеристика средств, необходимых для реализации программы: 

Программа «Работа с пряжей»  может быть реализована любым объединением, созданным на базе  школе, клубе, доме творчества и не требует каких – либо серьезных финансовых капиталовложений. Для реализации программы необходимо:

  1. Определить место для занятий с достаточно хорошим освещением;
  2. Набрать группу для занятий. Работу по набору детей необходимо проводить после проведения дней открытых дверей, выставок работ, чтобы наглядно показать специфику работы кружка и тем самым завлечь детей;
  3. Приготовить остатки пряжи или пряжу бывшую в употреблении, бусы, пуговицы, проволоку, ножницы, штопальные иглы, методическую литературу.

Перечень дидактических материалов.

  1.  Методическое пособие  «Сувениры».
  2.  Наглядное пособие  «Игрушки».

                       

Литература:

Для педагога

  1.  Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2.  Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
  3.  Методическая папка «Сувениры».
  4.  Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998.
  5.  Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
  6.  Смотрова Н.А. Нитяные игрушки, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2006.
  7.  Цамуталина Е.Е., 100 поделок из ненужных вещей, Ярославль, 1999.

Для родителей и обучающихся

  1.  Бурундукова Л.И. Волшебная изонить, М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  2.  Кондратюк Л.С. Учись вязать, К.Ф.В НИИ полиграфии, 1992.
  3.  Методическая папка «Сувениры».
  4.  Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, 1998.                                                                                        
  5.  Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей, Ярославль, 2000.
  6.  Смотрова Н.А. Нитяные игрушки, Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2006.
  7.  Цамуталина Е.Е., 100 поделок из ненужных вещей, Ярославль, 1999.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа курса по выбору в 9 классе "Функции, их графики и свойства"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание учебного материала...

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Образовательная программа курса «Иностранный (немецкий ) язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

Образовательная  программа курса  «Иностранный (немецкий ) язык» для 5-9  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС

Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...