Методическая разработка урока по учебному предмету "Сценическая речь"
учебно-методический материал по теме

Дурнова Татьяна Викторовна

 

Урок по теме  «Речевой тренинг» (элемент разминки) проведён с учащейся 3 класса.

Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  • знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Оборудование и материалы: зеркало, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_stsenicheskoy_rechii.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района

 Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

Составитель

Дурнова Татьяна Викторовна, преподаватель I квалификационной категории

отделения «Театральное искусство»

2014 г

Класс: 3 класс

Форма: индивидуальная

Ф.И.О.  учащегося: Потапова Елена

Тема урока: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  • знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • научить самостоятельно работать над исправлением индивидуальных недостатков дыхания, артикуляции и дикции.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Оборудование и материалы: зеркало, карточки с заданиями.

Литература:

Ласковая Е.В. «Сценическая речь»

Соболева А.В. Скороговорки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минут
  2. Основная часть - практическая – 33 минуты
  3. Подведение итогов урока- 5 минут

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Педагог приветствует учащегося, объявляет тему урока, проверяет готовность к уроку.
  2. Основная часть - практическая.

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

   Постукивание. Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

   Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

   Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

   Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт.   Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркало.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

 «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Всего 8 пар движений.

 «Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  • «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  • «м» - возвращается на место;
  • «з» - нижняя губа опускается вниз.

   Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

   Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы  ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

 «Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди

  1. «Рыбка»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

   «Соединение гласной и согласной».  В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.  Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»;  буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

 

 «Парные» согласные». Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п,  в – ф, ж – ш, з – с.

   

«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо». Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЭ-ТРИ-ТРЫ

ДРУ-ДРО-ДРА-ДРЭ-ДРИ-ДРЫ

ТРУ-ДРУ

ТРО-ДРО

ТРА-ДРА

ТРЭ-ДРЭ

ТРИ-ДРИ

ТРЫ-ДРЫ

«Чистоговорки»

    В сценической речи используются  ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а ученик повторяет за мной.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купи кипу пик.
  • От топота копыт, пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговарить.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе,

копна под попом, поп под колпаком.

  • Бык тупогуб,  тупогубенький бычок,

            У быка бела губа была тупа.

  • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

            Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

«Чистоговорка в образе»  (из упражнений Е. Ласкавой).

 Учащаяся выходит вперёд и произносит одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

  1. как обиженный ребенок
  2. как скандальная бабка
  3. как робот
  4. как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  • Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  • Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой  ноздре, то по левой.

  «Больной зуб». Ученице предлагается представить, что у неё очень болит зуб, и она начинает постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении нужно добиваться, чтобы дрожали ноздри, а губам было щекотно.

  «Капризуля». Ученица изображает капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

Выращивание цветов

   Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребёнок представляет, что выращивает цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

 «Свечка». Участник ставит палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участник ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

 «Снайпер».  То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик». Руки в стороны. Звук  «з – з – з – з» произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

 «Егорка». «Как на горке на пригорке жили тридцать три  Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.  Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученик смог продвинутся по сравнению с прошлым разом.

   Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка.

«Дровосек» Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох  со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

   Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве,  посредством физических движений,  помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

3.Подведение итогов урока.

На этом  речевой тренинг закончен.

Домашнее задание: повторить упражнения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Косвенная речь"

Первый урок по теме "Косвенная речь " в 8-ом классе....

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Методическая разработка урока чтения и развития речи для учащихся 6 классов (школа VIII вида)

Данная методическая разработка предназначенна для учащихся воспитанников 6 классов...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...