«… и Германия станет ближе»
методическая разработка (6 класс) по теме

Довгалева Александра Ивановна

Дополнительная образовательная программа для детей в возрасте 12-15 лет, изучающих немецкий язык (в качестве приложений выступают конспекты занятий, материалы итоговой аттестации и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПИЧЕРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждено:

на заседании методического совета

протокол № 5 от 13.05.2008 г.

Директор школы:

Е. А. Трушина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«… и Германия станет ближе»

Возраст детей: 12 - 15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Довгалева Александра Ивановна,

учитель немецкого языка

с. Пичер, 2008 г.

Современные условия развития общества определяются активным расширением связей нашей страны с другими государствами. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо, помимо владения иностранным языком, хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии той, страны, язык которой он изучает. Поэтому в основе данной программы заложен лингвострановедческий принцип, направленный на раскрытие и объяснение специфических черт немецкого и австрийского образов жизни, истории и культуры средствами русского и немецкого языков.

Для расширения кругозора и эрудиции воспитанников в программе заложена возможность активизировать умственную деятельность путем проведения различных соревнований, викторин, конкурсов и участия в театральных проектах.

Воспитанники могут участвовать в различного рода мероприятиях и видах деятельности, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народа стран изучаемого языка и воспитывающих уважение к нему.

Достаточно обширный и порой непростой для понимания материал подается легко, просто и интересно, пробуждая тем самым живой интерес детей.

Работа с детьми строится на принципах добровольности, активности и интереса. Вместе с тем основная роль в организации работы принадлежит учителю немецкого языка.

Новизна и актуальность данной программы заключается в экстралингвистической направленности, способствующей расширению кругозора, развитию эмоциональной сферы, лингвистического диапазона воспитанников в рамках диалога культур, проникновению в этические и эстетические ценности народов и ориентированной на воспитание современного человека, ответственного за себя и судьбу своей Родины, осознание проблем современной жизни, их преодоление.

    Главное отличие данной программы от уже существующих программ, основанных на изучении страноведческого материала, заключается в том, что на занятиях воспитанники не только открывают для себя немецкоязычные страны – Германию, Австрию, знакомятся с нравами, обычаями, особенностями и условиями жизни населения этих стран, но и изучают историю, географию своей страны, знакомятся с культурой и искусством своего народа. Это позволяет не только расширить кругозор воспитанников, но и воспитывать терпимость, бережное отношение к истории и жизни не только своей страны, но и других стран мира.

Данная образовательная программа способствует изучению и пропаганде:

- истории нашей многонациональной Родины;

- истории, культуры и искусства народов стран изучаемого иностранного языка;

а также организует:

- участие воспитанников в театрализованных постановках на иностранном языке;

- участие школьников в различных  олимпиадах, конкурсах, викторинах.

Цели и задачи образовательной программы.

Основной целью данной программы является содействие формированию общественно-политической активности воспитанников, приобщению их к патриотическим и интернациональным традициям народов Российской Федерации, а также развитие способностей школьников к общению на немецком языке и формирование толерантности.

В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности воспитанников, конкретизируется в данном курсе следующими задачами:

  1. образовательная: расширять страноведческий кругозор воспитанников и их общую эрудицию;
  2. развивающая: развивать познавательный интерес воспитанников в области страноведения и интерес к жизни зарубежных сверстников в Германии и Австрии;
  3. воспитательные:

- воспитывать осознанное мотивированное отношение к изучению иностранного языка, толерантность по отношению к своим сверстникам за рубежом, потребность в практическом использовании немецкого языка;

- создавать  благоприятные условия для личностной самореализации воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- заметное расширение страноведческого кругозора воспитанников и их общей эрудиции;

- сформированность устойчивого познавательного интереса воспитанников в области страноведения и интереса к жизни зарубежных сверстников в Германии и Австрии;

- сформированность осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка, развитие толерантности по отношению к своим сверстникам за рубежом, потребности в практическом использовании немецкого языка;

- кроме того, планируется повышение качества знаний по немецкому языку, использование страноведческого материла в обучении немецкому языку на уроках, а также участие школьников в различных конкурсах.

Оценочный критерий не является решающим. Зачетная система освоения программы учитывает накопление страноведческой суммы знаний, ее творческую, исследовательскую проработку и выход в форме выступлений, сообщений, рефератов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

праздник Дружбы народов + выставка работ воспитанников (рефератов, выступлений экскурсоводов).

Широко используются следующие формы и методы работы:

- подготовка и проведение заочных путешествий и экскурсий по Германии и Австрии;

- проведение лекций, бесед, устных журналов, викторин и конкурсов по страноведческому материалу;

- сбор материала на русском и немецком языках и работа с ним;

- работа со справочной литературой.

Основными формами, методами и приемами являются:

  1. Исследовательская деятельность. (Данная деятельность основана на изучении, сопоставлении страноведческого материала Германии, Австрии, России, на получении определенных выводов о сходствах и различиях условий жизни и развития, традиций, обычаев и реалий этих стран).
  2. Организационная деятельность. (Организация и проведение заочных экскурсий и путешествий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  3. Индивидуальная работа с воспитанниками. (Оказание помощи в подготовке рефератов, выступлений для проведения экскурсий (речи экскурсовода), учет психологических особенностей воспитанников, подготовка ведущих для проведения праздника).
  4. Методическая работа (составление заданий к практическим занятиям; викторин, игр, сценария праздника).

На основе определенных задач и ориентируясь на предполагаемый конечный результат, в программе определены тактические шаги по реализации представленного содержания в виде нескольких этапов:

  1. Изучение истории немецкого языка как одного из языков международного общения.
  2. Изучение страноведческого материала Германии и Австрии, а также изучение истории, географии нашей Родины.
  3. Культура и искусство стран изучаемого языка, а также России.

На всех этапах реализации данной программы предполагается участие детей в различных викторинах, конкурсах, театрализованных постановках на иностранном языке.

Сроки реализации программы: 1 год.

Занятия в рамках данной программы рассчитаны на 2 часа в неделю (72 часа – в год).

Данная образовательная программа предназначена для детей 12 – 15 лет, проявляющих интерес к изучению немецкого языка.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов по каждому разделу

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

I.

Немецкий язык как язык международного общения.

10

6

16

II.

География и история нашей Родины, Германии и Австрии.

14

8

22

III.

Культура и искусство.

20

12

32

IV.

Итоговое занятие – праздник Дружбы народов.

-

2

2

Итого

44

28

72

Содержание изучаемого курса

  1. Немецкий язык как язык международного общения.

  1. Вводное занятие. Основные понятия истории языка.

Основные понятия истории языка - языковые  изменения, соотношение эволюции языка и языковой преемственности. Основные этапы в становлении современного немецкого языка.

  1. Немецкий и русский языки.

Особенности немецкого языка и перевода с немецкого языка на русский язык и с русского языка на немецкий. Немецкоязычное население нашей планеты.

Практическое занятие: выполнение тренировочных упражнений по переводу с русского языка на немецкий и с немецкого языка на русский.

  1. Немецкий язык и формы его существования.

Различные формы существования немецкого языка – наречия и диалекты, разговорный язык и стандартный язык, устный язык и письменный язык (языки в языке); профессиональные жаргоны, социолекты, специальные языки (особый словарь в языке); отношения между данными группами.

  1. Тенденции развития современного немецкого языка.

Основные тенденции развития современного немецкого языка: стандартизация, дифференциация, индивидуализация, упрощение языка.

  1. Современная реформа правописания.

Основные изменения звукобуквенных соответствий: единичные случаи удвоения согласной после краткой гласной, сохранение основного написания при словосочетании, сближение написания иностранных слов с немецкими словами, знаки препинания, перенос слов в конце строки.

Практическое занятие: выполнение тренировочных упражнений по правописанию.

  1. Зачетное занятие: защита рефератов по теме.

II. География и история нашей Родины, Германии и Австрии.

  1. ФРГ, Австрия, Россия – географическое положение, административное устройство.

Географическое положение Германии, Австрии и России (государства, с которыми граничат Германия, Австрия и Россия, протяженность границ, ландшафт); административное устройство, государственное устройство (законодательные и исполнительные органы, их функции) и политика.

  1. История образования государств, государственная символика.

История образования Германии, Австрии и России; наиболее значимые исторические даты, государственная символика – герб, гимн, флаг.

  1. Заочные экскурсии по столицам Германии, Австрии и России.

Проведение заочных экскурсий предполагает разработку маршрутов, заданий с целью более глубокого изучения истории, географии, культуры и искусства нашей Родины, а также Германии и Австрии.

Столицы Германии, Австрии, России – Берлин, Вена, Москва, их достопримечательности, особенности жизни иностранцев в этих городах.

Практическое занятие: подготовка речи экскурсовода.

  1. Заочные экскурсии по крупным историческим, культурным и промышленным центрам этих государств.

Крупнейшие города – исторические, культурные и промышленные центры, федеральные земли, области, края и другие субъекты, их особенности.

 Практическое занятие: викторина по городам Германии, Австрии, России.

  1. Образование в Германии, Австрии, России.

Особенности школьного, а также профессионального образований в Германии, Австрии, России: правила и условия поступления, особенности обучения в ВУЗах.

  1. Праздники, обычаи, традиции и нравы.

Основные календарные праздники (зимние, весенние, летние и осенние германские праздники; народный праздник в Пратере, новогодний праздник во Внутреннем городе, императорский бал в Хофбурге), традиции и обычаи, нравы.

Практическое занятие: игра «Угадай-ка!».

  1. Зачетное занятие: выступления экскурсоводов.

 

III. Культура и искусство

  1. Музыка.

Жанры музыкальных произведений. Немецкие, австрийские и русские композиторы – основные факты биографий и их произведения.

  1. Живопись.

Живопись. Графика. Известные художники, их произведения. Картинные галереи мира (заочная экскурсия).

Практическое занятие: описание картины известного автора.

  1. Архитектура.

Особенности и отличия архитектурных стилей. Архитектурные стили разных стран.

  1. Литература.

Жанры художественной литературы. Произведения и авторы немецкой, австрийской и русской классической литературы. Шедевры мировой художественной литературы.

Практическое занятие: конкурс чтецов.

  1. Театр.

История театрального искусства. Театр в Германии, его особенности и персонажи. Театр в России и Австрии.

Практическое занятие: подготовка театрализованной постановки.

  1. Наука.

Понятие научно-технической революции. Имена известных ученых из Германии, Австрии и России и их открытия.

  1. Зачетное занятие: подготовка выступлений устного журнала.

Итоговое занятие – Праздник Дружбы народов (инсценирование сказки, чтение стихов, исполнение песен на иностранном языке, соревнование двух команд на лучшее знание страноведческого материала).

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое и дидактико-методическое оснащение:

- кабинет;

- компьютер с подключенным интернетом (1 – 2 шт.);

- магнитофон (1 шт.);

- аудиокассеты или CD-диски с записями произведений классической музыки (2 – 3 шт.);

- репродукции картин, изображения памятников архитектуры (в том числе и в электронном виде) («Живопись», «Архитектура», «Театр»);

- сборники текстов на немецком языке («Литература», «Праздники, обычаи, традиции и нравы», «Наука», «Образование в Германии, Австрии и России», «ФРГ, Австрия, Россия: административное и государственное устройства»);

- канцтовары;

- костюмы (или средства на их изготовление или приобретение);

- карточки с заданиями по темам: «Немецкий и русский языки», «Современная реформа правописания»;

- таблицы, плакаты – «Немецкий язык и формы его существования», «Тенденции развития современного немецкого языка», «Образование в Германии (в Австрии, в России)»;

- политические карты мира, Европы, Германии, Австрии, России; физические карты Европы, Германии, Австрии, России;

- наборы открыток с видами «Достопримечательности городов Германии», «Достопримечательности городов Австрии», «Достопримечательности городов России»;

- изображения государственной символики Германии, Австрии, России;

- изображения костюмов народов этих стран;

- тематика рефератов;

- разработки (сценарии) викторин, игр, праздников по страноведению.

Литература

  1. Для педагога:
  1. Иностранные языки в школе. – 2000-2008.
  2. Интернет-ресурсы (в том числе Бах, А. История немецкого языка. Серия «История языков народов Европы», 2005).
  3. Методическая мозаика, приложение к журналу «Иностранные языки в школе», 2000-2008.
  4. Психология подростка. Под ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

  1. Для детей:
  1. Бориско, Н. Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник. – Киев: «Логос», 2002.
  2. Die Schreibschule: сборник упражнений для подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче письменного компонента ЕГЭ. – Тамбов, 2006.
  3. Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники.
  4. Устные темы с переводом 5 – 11 класс. – Тула: «Маяк», «Кира», 1999.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в системе дополнительного образования детей

Кружок «... и Германия станет ближе»

Тема занятия: «Заочная экскурсия по столице Германии – городу Берлину»

Возраст: 12 – 15 лет

Ф.И.О. педагога: А. И. Довгалева

Форма занятия: заочная экскурсия, путешествие

Используемые технологии, методы, приемы: на занятии были использованы элементы информационной технологии, которые достаточно гармонично сочетались с традиционным объяснительно-иллюстративным методом подачи материала, кроме того, применялись и игровые технологии (работа по составлению текстов-загадок с достопримечательностями Берлина)

Цель: знакомство воспитанников с наиболее значимыми достопримечательностями столицы Германии – Берлина

Задачи:

- расширить  знания страноведческого материала;

- тренировать в употреблении изученной лексики в устной речи;

- тренировать в умении правильно строить предложения с прямым и обратным порядком слов;

- развивать интерес к изучению немецкого языка через знакомство с достопримечательностями Берлина;

- воспитывать терпимое и приветливое отношение к жителям других государств, уважение к их истории и культуре, а также потребность  в постоянном  самосовершенствовании и познании окружающего мира

Оборудование педагога: политическая карта Германии, презентация PowerPoint

Оборудование воспитанников: карточки с информацией об истории города Берлина, план города

Ход занятия

  1. Оргмомент: Guten Tag! Wer fehlt heute? … Wie ist das Wetter heute? …
  2. Основная часть занятия:

Unser Thema heute heiβt «Durch die Städte Deutschlands. Berlin». Heute sprechen wir über die Hauptstadt Deutschlands, über Berlin.

  1. Знакомство с Германией и с Берлином (небольшое аудирование с последующим комментированием и работа с картой).

Die Bundesrepublik Deutschland ist ein hochentwickelter kapitalistischer Industriestaat in Westeuropa. Deutschland hat eine  Fläсhe von 356000 Quadratkilometern und zählt über 77 Millionen Einwohner.

Die Bundesrepublik Deutschland besteht aus 16 Bundesländern: Bremen, Hamburg, Bayern, Brandenburg, Berlin, Thüringen, Sachsen und anderen.

Es gibt viele Seen, die die Landschaft sehr malerisch machen. Der wichtigste Fluβ ist der Rhein. Der höchste Berg ist die Zugspitze.

Die gröβten Städte der BRD (in Deutschland) sind Berlin, Köln, München und Frankfurt am Main.

Jetzt machen wir eine kleine Reise durch Deutschland. Unser erster Aufenthalt ist in Berlin.

Berlin ist die Hauptstadt der BRD. Es wurde 1237 im 13. Jahrhundert gegründet. Berlin hat 3,4 Millionen Einwohner und ist die gröβte Stadt der BRD.

Berlin liegt in einer malerischen Gegend.

  1. Работа с раздаточным материалом по истории города Берлина, а также с его планом (Приложения № 1, 2).
  2. Расширение знаний страноведческого материала – работа с материалом презентации PowerPoint (Приложение № 3).
  3. Игра «Отгадай!»: дети делятся на несколько групп по 3-4 человека, и каждая из групп должна рассказать об одной из достопримечательностей города Берлина по-немецки, не называя ее. Остальным нужно отгадать, о чем идет речь.
  4. Далее ребята работают со статьями из «Berliner Zeitung». Они читают статьи (заранее распечатанные с сайта газеты или непосредственно с экранов компьютеров), выбирают наиболее интересные, обмениваются мнениями о прочитанном, как на русском, так и на немецком языке.
  1. Подведение итогов занятия. 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в системе дополнительного образования детей

Кружок «... и Германия станет ближе»

Тема занятия:  Практическое занятие: игра «Угадай-ка!»

Возраст: 12 – 15 лет

Ф.И.О. педагога: А. И. Довгалева

Форма занятия: страноведческая викторина

Цель: проверка знаний страноведческого материала

Ход занятия

Данная игра имеет определенное сходство с известной телеигрой «Кто хочет стать миллионером». Отличие заключается в том, что соревнуются 3 команды. Отборочный тур определяет последовательность, в которой команды отвечают на вопросы каждого из 11 туров. Далее 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов, встречаются в финале – фото-викторине, где нужно назвать по фотографиям 10 достопримечательностей Берлина, Вены или Москвы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всей игры.

Отборочный тур (die Auswahlrunde)

  1. Das Hauptwerk von … heiβt «Faust».
  1. Schiller              b) Goethe           c) Lessing               d) Heine
  1. Der Autor von «Kabale und Liebe» ist …
  1. Goethe              b) Schiller                c) Heine             d) Lessing
  1. Der Verfasser von Loreley-Lied ist …
  1. Goethe             b) Lessing               c) Schiller            d)  Heine

Hier sind 11 Fragen. Ihr habt 3 Helfer: ein Gespräch mit dem Freund, 50*50, eine Hilfe des Auditoriums. Ihr bekommt die Noten.

1. Frage (2 б.):

1. Die BRD besteht aus … Bundesländern.

a) 16           b) 17          c) 9                d) 20

2. Der längste Fluβ der BRD heiβt…

a) der Rhein      b) die Elbe      c) der Neckar        d) die Donau

3. Die gröβte Stadt in der BRD ist…

a) Essen           b) Kiel             c) München             d) Berlin  

2. Frage (3 б.):

1. Die Stadtmusikanten sind ein Wahrzeichen von…

a) Bremen      b) Berlin         c) Hannover              d) Hamburg

2. Das Bundesland, dessen Hauptstadt München ist, heiβt…

a) Sachsen         b) Berlin          c) Bayern              d) Hessen

3. Das Schulsystem in Deutschland hat … Stufen.

a) 4            b) 1         c) 2             d) 3

3. Frage (5 б.):

1. Der Fluβ, dessen Nebenflüsse der Neckar, der Main und die Mosel sind, heiβt …

a)  die Donau           b) der Rhein      c) die Oder             d) die Elbe      

2. Auf dem Wappen von Berlin ist …

a) ein Tiger                b) eine Katze                   с) ein Bär                  d) ein Elefant

3. Berlin wurde im Jahre … gegründet.

a) 1237               b) 1990                c) 1770                     d) 2002

4. Frage (5 б.):

1. Ein Symbol des Brockens ist …

a) der Gnom           b) die Hexe             c) der Hase           d) der Löwe

2. Der Brocken befindet sich im …

a) Harz            b) Thüringer Wald      c) Schwarzwald        d) in den Bayerischen Alpen

3. Köln liegt …

a) an der Elbe       b) am Rhein      c) am Main       d) an der Spree

5. Frage (6 б.):

1. Der Rhein flieβt …

a) zur Ostsee       b) zur Nordsee       c) zum Bodensee        d) zum Mittelmeer

2. Die X-Strahlen wurden von … entdeckt.

a) Koch       b) Gutenberg       c) Röntgen            d) Liebig

3.  Der erste Motor wurde von … erfunden.

a) Daimler             b) Benz          c) Diesel             d) Humboldt

6. Frage (7 б.):

1. Das Brandenburger Tor befindet sich in …

a) Bremen       b) Bonn         c) Berlin            d) Lübeck

2. Der Rhein flieβt nach …

a) Norden         b) Süden          c) Osten         d) Westen

3. Der Zwinger liegt …

a) in Hamburg       b) in Bonn          c) in Dresden           d) in München

7. Frage (7 б.):

1. Ostern feiert man im …

a) Winter       b) Frühling         c) Sommer         d) Herbst

2. Wann war die Wiedervereinigung Deutschlands?

a) am 3. Oktober 1990     b) am 31. August 1991    c) am 7. November 1991       d) am 30. Oktober 1991

3. Welche Berge liegen im Süden des Landes?

a) Harz          b) Alpen          c) Erzgebirge            d) Schwarzwald

8. Frage (9 б.):

1. Wie groβ ist die Einwohnerzahl der BRD?

a) 81,3 Mio               b) 16,48 Mio              c) 201, 4 Mio                d) 30,9 Mio

2.  Wie heiβt der Bundeskanzler der BRD?

a) H. Kohl                b) K. Kinkel           c) G. Schröder                d) A. Merkel

3. An welchem Fluβ liegt Dresden?

a) an der Spree           b) am Neckar        c) an der Elbe                      d) am Main

9. Frage (10 б.):

1. Der höchste Gipfel Deutschlands heiβt …

a) der Walzmann         b) die Zugspitze           c) der Feldberg          d) der Brocken

2. Die Zugspitze befindet sich …

a) im Harz         b) in den Alpen              c) im Schwarzwald                d) im Erzgebirge

3. Österreich besteht aus … Bundesländern.

a) 9           b)6          c) 7                d) 16

10. Frage (11 б.):

1. Durch «Eau de Cologne» ist die Stadt … bekannt.

a) Dresden           b) Kiel          c) Köln          d) Berlin

2. Martin Luther war ..

a) ein Reformator            b) ein König             c) ein Kurfürst                   d) ein Dichter

3. Conrad Röntgen  war …

a) Chemiker              b) Musiker               c) Arzt                 d) Physiker

11. Frage (13 б.):

1. Albert Einstein war …

a) Physiker              b) Historiker              c) Chemiker                d) Komponist

2. Johannes Gutenberg war …

a) Komponist          b) Erfinder des Buchdrucks            c) Dichter             d) Kurfürst

3. Max Planck war …

a) Biologe            b) Physiker            c) Maler                 d) Dichter

Фото-викторина (с правильными ответами) (Приложение № 1)



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

TEST IN LANDESKUNDE

        Wählen Sie die richtige Variante:

1. Aus wieviel Bundesländern besteht Deutschland?

а) 15

      b)19

   с) 16

2. Was ist auf dеm Staatswappen der BRD geschildert?

а) Adler

b) Bär

с) Löwе

3. Aus welchen Farben besteht die Staatsfahne der BRD?

а) schwarz - rot - gelb

b) braun - rot - weiß

           с) schwarz - rot – gold

4. Wann wurde Deutschland wiedervereiningt?

а) аm sechsten Dеzеmbег 1989

b) аm dritten Oktober 1990

с) аm dritten Mai 1992

5. Das Раrlаmеnt der BRD besteht aus:

а) dеm Bundestag und der Вundеsvеrsаmmlung

b) dеm Bundestag und dеm Bundesrat

с) dеm Bundesrat und dеm Bundesverfassungsgericht

6. Wie heisst der gгößtе See der BRD?

а) Аmmеrsее

b) Bodensee

с) Сhiеmsее

7. Der höchstе Berg des Harzes (des Mittelgebirges Norddeutschlandes) ist …

а) Brocken

b) Eifel

с) Taunus

8. In wеlсhеm Bundesland befindet sich das größtе Waldgebiet der Schwarzwald?

а) Bayern

b) Saarland

с) Baden - Württеmbеrg

9. In Obernbayern аn der Grenze nach Östеrrеiсh befindet sich ... - der höсhstе Berg Deutschlands.

а) der Harz

b) die Zugspitze

с) der Ural

10. Welche deutsche Stadt wird oft auch Elbf1orenz genannt?

а) Leipzig

b) Наmbuгg

с) Dresden

11. Der höсhstе Gipfel Deutschlands heisst die Zugspitze, er befindet sich ... .         .

а) im Harz

b) in den А1реп

с) im Thüringer Wald

12. Wie heisst das deutsche Kleingeld?

а) Groschen

b) Pfennig

с) Marke

13. Zwei deutsche Städte habеn den gleichen Nаmen, аbеr liegen аn verschiedenen Flüssen.

Wie heissen diese Städte?

а) Наmburg

b) Essen

с) Frankfurt

14. Im Norden der BRD liegen 3 Hansestädte: Наmbuгg, ... und Lübeck.

а) Rostock

b) Вrеmеn

с) Hannover

15. Wo befindet sich der Sitz der Regierung der BRD?

а) in Berlin

b) in Мünchеn

с) in Воnn

16. Wer ist der Autor des Rоmans in Вriefform „Die Leiden des jungen Werther"?

а) H. Heine

b) Schiller

с) Goethе

17. In we1cher Stadt befindet sich das Goethе - Schiller - Denkmal?

а) Wеimаr

b) Berlin

с) Dresden

18. Wissen Sie, dass ... vоm großen deutschen Physiker Wilhеlm Conrad Röntgеn entdeckt wurden?

а) den Buchdruck

b) die Х - Strahlen

с) die Соmрutеr

19. Wer legt den deutschen Kindern Süßigkeiten und Obst in den Stiefel und wann?

а) der Wеihnасhtsmаnn zu Weihnachten

b) der Hase zu Ostern

с) der Fuchs zu Fasching

20. In welcher Stadt befindet sich die berühmte deutsche Gеmäldеgаlеriе?

а) in Leipzig

b) in Наmbuгg

c) in Dresden

21. Aus welchem Land stammte die russische Zarin Katharine II?

а) aus Sachsen

b) aus Sachsen-Anhalt

с) aus Bayern

22. Auf welchem Gebiet der Wissenschaft ist Georg Simon Ohm weltbekannt?

а) auf dem Gebiet der Chemie

b) auf dem Gebiet der Sprachwissenschaft

с) auf dem Gebiet der Physik

23. Nach der Hauptschule können Jungen und Mädchen ... weiter lernen.

а) in der Grundschule

b) im Gymnasium

с) in der Berufsschule

24. Auf die Universität oder auf die Hochschule bereitet in Deutschland...vor.

a) die Realschule

b) die Hauptschule

с) das Gymnasium

25. Die Note 5 heisst im deutschen Zeugnis... .

а) mangelhaft

b) sehr gut

с) befriedigend



Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация

по программе дополнительного образования

«… и Германия станет ближе»

Итоговое занятие – Праздник Дружбы народов:

  1. Соревнование двух команд на лучшее знание страноведческого материала (Приложение № 1)
  2. Инсценирование сказок (Приложение № 2, 3)
  3. Чтение стихотворений немецких и русских поэтов о любви, о природе, о Родине, о дружбе и др. (по выбору воспитанников)
  4. Исполнение песен на немецком языке («Katjuscha», «Leise zieht…»), на русском языке (по выбору воспитанников)
  5. Подведение итогов работы кружка – обмен мнениями
  6. Награждение участников праздника



Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ

«СТРАНОВЕДЕНИЕ»

Abitur  n          экзамены в конце гимназического курса, которыми завершается школьное (среднее) образование в Германии. Сданные экзамены дают право учиться в немецких университетах и других вузах.

Advent  m; Adventszeit  f          предрождественское время (начинается с 4-го воскресенья до Рождества)

Adventskalender  m          предрождественский детский календарь

Adventskranz  m          рождественский венок (из еловых веток)

Alpenvorland  n          предгорье Альп

Arbeitslosenversicherung  f                                  страхование по безработице

Aschermittwoch  m          среда на первой неделе великого поста

Bachelor  m          бакалавр: эта степень присваивается после завершения шести или семи семестров. После получения степени бакалавра студенты могут начать работать или же продолжить обучение до получения степени мастера или диплома.

Bafög  n  

(das Bundesausbildungsförderungsgesetz)        ссуда, предоставляемая студентам в соответствии с Федеральным законом о содействии образованию. Право на получение этой беспроцентной государственной материальной помощи (стипендии) зависит от наличия собственного дохода и от дохода родителей или супруга.

Baumwollindustrie  f          хлопчатобумажная промышленность

Baustoffindustrie  f          промышленность строительных материалов

Bayerische Alpen  pl          Баварские Альпы

Bayerischer Wald  m          Баварский лес (горы)

Bayern  n          Бавария (федеральная земля в ФРГ)

Berufsschule  f          профессиональное училище

Belgien  n          Бельгия

Bodensee  m          Боденское озеро

Bowle  f          напиток из шампанского, сахара и фруктов

Brandenburger Tor        Бранденбургские ворота – символ Берлина, символ объединенной Германии

BRD f         ФРГ

(die Bundesrepublik Deutschland)        (Федеративная республика Германия)

Bundesland  n          федеральная земля

Bundesrat  m          бундесрат (орган представительства земель в ФРГ)

Bundestag  m          бундестаг, федеральный парламент

Christkindlmarkt  m                                          рождественский базар

„Elbflorenz“                 «Флоренция на Ельбе», так называют Дрезден из-за художественных произведений и его прекрасного расположения

Fachbereich  m          отделение: примерно соответствует факультету в Fachhochschulen или является подразделением специализации на факультете (как правило, в университетах).

Fachschule  f          среднее специальное учебное заведение (ссуз), техникум

Fachhochschule  f  (FH)         высшая специальная школа. Вуз данного типа – специфическое немецкое явление: в отличие от университетов программа FH в большей степени ориентирована на практику, большое место в ней занимают прикладные исследования.

Fakultät  f          факультет: подразделение университета (и некоторых Fachhochschulen), юридический факультет, факультет естественных наук и др.

Fasching  m; Faschingszeit  f          масленица, карнавал

Faschingsumzug  m          карнавальное шествие

Fastnachtdienstag  m          последний день карнавала; канун великого поста

Feinmechanik  f          1. точная механика 2. оборудование для точной механики

Fehmarn  n                                                  о-в Фемарн в Балтийском море

Festordner  m          распорядитель на празднике

Flitterwochen  pl          медовый месяц

Gesamtschule  f          школа (с 5 по 10 – (13) классы), которая включает в себя все типы школ: основную, реальное училище и гимназию

Grundschule  f                  четырехлетняя школа первой ступени, соответствующая нашей начальной школе

Gymnasium  n                  школа гуманитарного или естественно-математического профиля (с 5 по 13 классы), готовит к сдаче экзаменов на аттестат зрелости и право поступления в вуз

Hauptschule  f                  основная школа, школа второй ступени общего типа (с 5 по 10 классы), не дающая права поступления в вуз

Heiligabend  m          рождественский сочельник

Helgoland  n          о-в Хельголанд или Гельголанд в Северном море

Hochzeitsbitter  m          человек, который приглашает на свадьбу

Karfreitag  m          страстная пятница

Karwoche  f          страстная неделя

Krankenversicherung  f          страхование на случай болезни

Lebkuchen  m          медовый пряник, коврижка

Luft- und Raumfahrtindustrie  f          космическая промышленность

Magister  m          магистр: наиболее распространенная степень, присуждаемая после окончания учебы на гуманитарных факультетах. Курс обучения подразумевает определенную комбинацию предметов. Требуется сдать экзамены или по двум основным специальностям, или же по одной основной и двум дополнительным.

Master  m                  мастер (магистр): степень, получаемая бакалаврами после окончания дополнительной учебы. От двух до четырех семестров бакалавры специализируются в той или иной конкретной области и затем получают степень мастера. Эта степень дает право на учебу в аспирантуре.

Mittelgebirge  n                                          среднегорье, горы средней высоты

Nahrungs- und Genussmittelindustrie  f          пищевая и вкусовая промышленность

Norddeutsche Tiefland  n          Северо-Германская низменность

Nordsee  f          Северное море

Oktoberfest  n  (Bierfest  n)        октябрьские народные гуляния (в Мюнхене)

Orientierungsstufe  f  (von 6 bis 24 Monate)        как правило, полугодие, в течение которого проверяется, правильно ли выбрал ученик профиль обучения

Ostern  n  , Osterfest  n          Пасха, праздник Пасхи

Osterbrauch  m          пасхальный обычай

Osterei  n          пасхальное яйцо

Osterhase  m          пасхальный заяц (сказочное существо, приносящее детям подарки и крашеные яйца)

Ostsee  f          Балтийское море

Pergamon-Altar         самый знаменитый музей на острове Пергамон-алтарь с роскошной вавилонской улицей Принцессион-Штрассе и многие другие свидетельства искусства Ближнего Востока

Pfingsten  n          Троицын день, Троица

Pfingstmontag  m          второй день Троицы, Духов день

Pflegeversicherung  f          попечительское страхование

Plätzchen  n          круглое плоское печенье

Polterabend  m          вечеринка накануне свадьбы, мальчишник, девичник

Primarstufe  f          начальная (первая) ступень

Probehalbjahr  n  (von 6 bis 24 Monate)        полугодие, в течение которого проверяется, правильно ли выбрал ученик профиль обучения

Realschule  f                  реальное училище (с 5 по 10 классы), дает среднее образование и право работы в различных учреждениях и бюро

Rentenversicherung  f          пенсионное страхование

Rosenmontag  m          понедельник перед карнавалом (в Кельне день карнавального шествия во время масленицы)

Rügen  n          о-в Рюген в Балтийском море

Schulsystem  n          система школьного образования; имеются в виду школы разного типа, последовательность перехода из одной в другую

Schwarzwald  m          Шварцвальд (горы и область в Германии)

Schwäbische Alb         Швабский Альб (горы)

Sekundarstufe  f          вторая ступень

Semper-Oper  f          оперный театр в Дрездене, постр. по проекту арх. Г. Семпера

Silvester  n  ,  m          новогодний вечер, канун Нового года

Stimmungsmacher  m          распорядитель на празднике (тамада)

Stollen  m          рождественский кекс, рождественская коврижка

Sylt  n          о-в Зильт в Северном море

Thüringer Wald  m          Тюрингенский лес (горы)

Unfallversicherung  f                                  страхование от несчастных случаев

„Unter den Linden“         главная улица Берлина, на которой расположена государственная немецкая опера и университет им. Гумбольдта

Usedom  n          о-в Узедом в Балтийском море

Verbrauchsgüterindustrie  f          производство товаров широкого потребления

Verlobung  f          помолвка

Wahlpflichtkurse  f          обязательные предметы, которые выбираются самим учеником

Weihnachten  n          рождество

Weihnachtsgans  f          рождественский гусь

Weihnachtsmann  m          Дед Мороз

Weihnachtsmarkt  m          рождественская ярмарка



Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие (сценарий)

Основная цель мероприятия: знакомство с  традициями страны изучаемого языка, формирование межкультурной коммуникации воспитанников, воспитание уважения к чужой и своей культурам.

Оснащение: доска, магнитная доска, наглядные пособия, раздаточный материал, плакат с надписью «Frohe Ostern!» («Веселой Пасхи!»), пасхальные яйца, корзиночка с подарками

Ход мероприятия

  1. Начало мероприятия

Guten Tag! Unser Thema heiβt «Ostertraditionen in Deutschland». Heute sprechen wir über Ostern in Deutschland und in Russland und vergleichen diese Feste in beiden Ländern. Aber arbeiten wir heute in Gruppen. (Дети делятся на группы: каждый ученик берет по цветному листочку из корзиночки и занимает соответствующее место в группе Зеленых, Красных или Синих).

Aber jetzt beginnen wir zu spielen. Sagt mal, was für ein Fest ist Ostern? (russisch oder deutsch)

Aufgabe 1.

Hier ist ein Assoziogramm. Assoziationen bitte! Finde im Wörtersalat die Wörter zum Thema «Ostern». Nenne diese Wörter. (Die Karte № 1)

(das Frühstück, die Kirche, das Lied, die Woche, die Familie, das Fest, das Symbol, der Brauch, der Frühling, das Essen, die Zeit, der Sonntag, der Tisch, die Mutter, das Brot, das Spiel, das Ei, die Ferien, das Mädchen)

Aufgabe 2.

Ostern ist das gröβte und das schönste Fest in Deutschland. Und zum Fest gibt es immer Geschenke. Welche?

Aufgabe 3.

In der Wörterschlange sind zwei Sätze, setzt die richtige Satzzeichen und lest sie vor! (Die Karte № 2)

(ZUOSTERNBEKOMMENDIEDEUTSCHENKINDEROSTEREIERWERBRINGTDIEEIER)

(ZU OSTERN BEKOMMEN DIE DEUTSCHEN KINDER OSTEREIER. WER BRINGT DIE EIER?)

Aufgabe 4.

Ratet mal! Wer bringt den deutschen Kindern die Ostereier? Ihr habt die Wahlliste (an der Tafel).

  1. ein unbekannter Mann (Mensch)
  2. die Eltern
  3. die Geschwister
  4. die Verwandte (Tanten, Onkel)
  5. ein Tier
  6. die Groβeltern

(Ich meine, das ist (sind)… Wir glauben, das sind …)

Aufgabe 5.

Welches Tier\Welche Tiere bringt\bringen den deutschen Kindern die Ostereier? (Die Karte № 3)

der Kuckuck – кукушка

der Wolf – волк

die Maus –мышь

der Hase – заяц

der Storch – аист

die Gans – гусь

der Fuchs – лиса

das Huhn – курица

der Hahn – петух

das Kaninchen – кролик

Äuβert eure Hypothesen. Beginnt so: Wir meinen, das ist (sind)… Wir glauben, das ist (sind)…

Aufgabe 6.

Wir erfahren die richtige Antwort auf diese Frage  «Wer bringt den deutschen Kindern die Ostereier?» aus dem Interview einer Bibliothekerin  der Berliner Staatsbibliothek dem Kindermagazin «Lustiger Gnom».

Korrespondent: Frau Schröder, wer hat eigentlich die Geschichte vom Osterhasen erfunden?

Frau Schröder: Das weiβ heute niemand mehr genau. Fest steht, dass Ostern das älteste Fest ist, das die Menschen kennen.

Korrespondent:Und warum schenkt man sich an Ostern Eier?

Frau Schröder: Das hat mit dem Frühling zu tun. Denn um diese Zeit legen die Vögel nach dem Winter ihre Eier. Im Winter mussten die Menschen hungern und frieren. Die Eier   waren für die Menschen immer ein Symbol, das heiβt: eine Zeichen, für  den neuen Anfang, für Leben und Fruchtbarkeit und für Glück! Die Menschen feierten ein Frühlingsfest und schenken einander die Eier. Vor dem Schenken haben sie die Eier bemalt. So entstanden deutsche Ostereier.

Korrespondent:Ja, wer könnte die  Eier wohl gebracht haben?

Frau Schröder: An jedem Ort erzählten  die Groβen von einem anderen «Ostertier». In manchen Orten um Potsdam war es der Kuckuck, und in Thüringen macht das der Storch. In Sachsen brachte der Hahn die Eier und in Hessen der Fuchs. Und an anderen Orten Deutschlands war das ein Hase oder ein Kaninchen.

Korrespondent: Warum wurde eben der Hase zum Ostersymbol in den meisten deutschen Gegenden?

Frau Schröder: Wissen Sie, Hasen und Kaninchen vermehren sich (размножаются)  recht schnell. Der Hase wurde, wie das Ei, ein Symbol für Fruchtbarkeit. So wurde der Hase vor rund 400 Jahren zum Eierbringer.

Aufgabe 7.

Vergleicht bitte Ostern in Deutschland und in Russland:

  • Wann feiert man Ostern?
  • Bemalt man die Eier?
  • Schenkt man einander die Eier?
  • Was sind die Ostersymbole?
  • Wer bringt die Ostereier?

(Стук в дверь). Wer ist das? Kommen Sie bitte hinein! (Входит зайчик)

- Hallo, Kinder! Ich bin ein Osterhase. Ich heiβe Kurzschwänzchen Ich lebe in Deutschland. Ich bringe den deutschen Kindern die Ostereier. Von Ostern bemale ich die Eier rot, gelb, grasgrün. Dann verstecke ich sie im Garten. Die Kinder stehen auf, laufen in den Garten und suchen dort Ostereier. Sie finden viele Eier und sind froh darüber. Frohe Ostern!

(Зайчик уходит)

Danke schön, Osterhase! Seht, hier sind zwei Eier. Noch ein Spiel. (Aufgabe 8).

Ich nehme ein Ei und ein ander nimmt ein Ei. Wir stoβen die Eier. Wessen Ei kaputt geht, der hat verloren, und der andere hat gewonnen.

Kinder, der Osterhase hat gesagt, dass es in Deutschland üblich ist, die Ostereier zu suchen. Das ist eine alte Tradition in Deutschland. Wollen wir auch die Geschenke suchen! Ratet mal, wo sind die Geschenke.

(Sind die Geschenke hinter\neben\zwischen\in\auf\an… der Tür\ dem Tisch\ dem Fensterbrett\ dem Stuhl…?)

(Дети ищут подарки)

Auf Wiedersehen!

Frohe Ostern!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоцветы зацветут - разноцветным станет луг.

Материал о первоцветах зоны Урала....

От улыбки станет всем светлей...

Данная работа- мое мнение о роли юмора, улыбки в профессиональной деятельности педагога, подтвержденное личным педагогическим опытом....

Презентация "Не станет ли Земля пустыней?"

Работа рассматривает проблему экологии....

Совместное собрание родителей и учащихся "Станем ближе друг к другу"

Данное мероприятие можно провести как итоговое, в конце учебного года: подобранные задания помогают сблизиться участникам, узнать о себе много нового, объединиться в решении ряда задач. Итогом собрани...

«ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ!..»

Привлечь внимание родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни; дать необходимые консультации родителям, столкнувшимся с проблемам...

Открытый классный час по теме "Дальше в небо - ближе к звёздам"

Разработка классного часа, посвящённого Дню космонавтики....