Роль воспитания эмоциональной культуры обучающихся пианистов в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
статья по теме

Гайсина Валентина Петровна

Работа посвящена освещению темы воспитания эмоциональной культуры обучающихся средствами музыки и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_emotsionalnoy_kultury.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В. П. Гайсина, преподаватель по классу фортепиано,

ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», г. Лангепас, Тюменская область

РОЛЬ  ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПИАНИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Искусство во всем многообразии его видов и жанров является катализатором всех творческих потенциалов личности. В системе искусства важная роль в воспитании эмоциональной культуры детей принадлежит музыке. Музыка более чем какой-либо другой вид искусства вызывает эмоциональный отклик у детей и обладает способностью отражать мир душевных переживаний, передавать многообразную гамму чувств и настроений. Лишенная наглядно-зрительного образа, музыка способна передать тончайшие оттенки эстетических переживаний человека. Как звуковая модель музыка включает в себя существенные признаки и элементы жизненной эмоции, главная особенность которой – протяженность во времени.

Эмоция – это процесс, и как любой процесс она может быть охарактеризована по таким параметрам, как темпо-ритм, длительность,  интенсивность, напряжение, интервал времени от момента возникновения до момента исчезновения, тем самым отличаясь от других видов искусств.

Музыкальная деятельность – одно из эффективных средств воспитания  и проявления эмоциональной культуры у учащихся, она более всего соответствует эмоциональной природе восприятия детей и вместе с тем, закладывает их творческое развитие. Занимаясь целенаправленным музыкальным воспитанием, мы воспитываем эмоциональную культуру детей. Без развития эмоциональной сферы почти невозможно сформировать такие человеческие качества как вкус, фантазия, воображение, интуиция, ассоциативное мышление, интеллект.

        Анализ работ по проблемам психологии искусства и эстетического воспитания детей (Л. А. Мазеля; Б. М. Теплова, Л. С. Выготского и др.) показывает, что приобщая ребенка к искусству, создается целая система ценностей. Эстетическое переживание дает творческую установку на будущее. Те основы эстетического вкуса, заложенные в ребенке с детства, являются определяющими для его дальнейшего духовного развития.

Упущенное в детстве сложно восполнить в зрелые годы. В. А. Сухомлинский писал, что без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что мир прекрасен, а ведь это убеждение по сути – основа эмоциональной, эстетической, моральной культуры [1, 142].

        Работа с детьми подсказывает, что для каждого ребенка должна возникнуть своя «зона вхождения» в музыку, которая будет соответствовать его индивидуальным способностям и мироощущению.

        Согласно модели личностно-ориентированного воспитания музыканта-исполнителя, которая отражена в творчестве В. Г. Ражникова, духовное содержание музыки осваивается учащимися в процессе создания ими собственной «субъективной эмоциональной программы» исполняемого произведения [2, 147] в синтезе других видов искусств.

Предлагая ученику на выбор произведения живописи и поэзии, через свои собственные ассоциации и представления, навеянных этими образцами, учащийся воссоздает в своем исполнении образы музыкальных пьес.

В музыке мы находим также отражение восприятий внешнего мира в его звучащих проявлениях. Сюда относятся натуралистические птички, шмели, ручейки, фонтаны, грозы, рокот моря, свист ветра, звон колоколов. Используется музыкой и возможность ассоциаций и аналогий зрительно воспринимаемых типов движений с движением звуковым: полет бабочки, эльфы, хромая походка гнома (Мусоргский и т. д.) [3, 8].

Процесс воспитания эмоциональной культуры требует также корректировок в действиях педагога в соответствии с определенной логикой. Основной целью обучения ребенка игре на фортепиано является формирование у него навыков выразительного исполнения. Систематически формируя исполнительскую задачу выражения характера музыкальной пьесы, преподаватель обращает его сознание к эмоциональным смыслам, провоцируя пережить их самому.

Выразительность возникает в результате использования им средств музыкального языка (динамики, тембральных красок, регистров, темпов), а также приемов игры на инструменте (способы звукоизвлечения, звуковедения) в ответ на имитацию в звуках голосовых интонаций. Пение мелодии в создании образа дает возможность ученику играть выразительно, а также активизирует весь комплекс его выразительных движений, включая пластическое интонирование.

В методике воспитания эмоциональной культуры выразительность в исполнении ученика – главная составляющая, которой подчиняются все остальные задачи. Но при этом нельзя забывать о трудностях в преодолении нотного текста, технических задач, владения приемами фортепианной игры, что, несомненно, требует значительных затрат времени и сил на их освоение. И здесь важно воздействовать на фантазию ученика, его эмоциональность, возбуждая в нем вдохновение, скрепляя образом, сравнениями, ассоциациями, так как яркие музыкальные представления и повышенная творческая активность обостряют работу психо-моторной сферы, помогая разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми.

Работу над образом нельзя откладывать «на потом», нельзя браться за нее «после всего», а непременно до и одновременно со всеми остальными задачами.

        В ходе работы возможно и облегчение исполнительской партии учащегося, если появляются затруднения, важно при этом сохранить настроение музыки и не нарушить образ.

        Ценностью обладает метод «эскизного» освоения пьесы, в результате чего пополняется программа  учащегося.

Путь от первого восприятия до зарождения предварительного эскизного замысла не должен быть долгим. Иначе замысел может вылиться в беспочвенное фантазирование по поводу произведения. На этапе образного замысла музыки, в общем и в целом, работу над пьесой можно приостановить.

        В силу особой специфики выразительная деятельность ученика должна быть организована при активном участии в ней выразительных действий педагога с привлечением слов, поэтических образов, фактов из «биографии» произведения, непосредственное воздействие педагога мимикой, жестами, собственным горением, голосовых интонаций, что пробуждает фантазию и эмоциональный отклик [4, 85].  Педагог как бы подталкивает своего питомца действовать выразительно вопреки встречающимся трудностям, тем самым помогая ему «перешагнуть» через эти трудности без ущерба для интереса к музыке.

        Синхронизация выразительных действий педагога и ученика проявляет себя иначе, чем метод «показа и подражания», так как ее преимущества сосредоточены на возможности обеспечения проекции выразительного опыта  педагога на ученика в процессе совместного музицирования, процессе сотворчества.

Синхронность может быть достигнута на всех этапах продвижения ученика к эмоциональному содержанию музыки. Это и ознакомление нотного текста, и запоминания наизусть, и на этапе интонационной и технической работы.

        Соинтонируя пьесе, двигаясь в такт музыки вместе с ребенком, преподаватель как бы «показывает» ученику о своем эмоциональном единении с ним, о том, что ему не безынтересен мир его детских впечатлений и эмоций. В результате чего устанавливаются доверительные отношения с учеником с проявлением уважения к нему, повышается его самооценка. Выступая посредником между ребенком и музыкой, педагог оставляет за учеником право авторства на них, стимулируя его самостоятельность и облегчая процесс совместной работы [5, 48].

        Важным и существенным является выбор исполнительского репертуара. Надо давать хорошую музыку. Это дело педагога, который должен быть не только мастером своего дела, но и психологом. Он должен проникать в самую природу своих учеников и чувствовать, что им свойственно, чего им не хватает, и репертуар ставить в зависимости от того пути, по которому их надо вести.

        Репертуар, на наш взгляд, должен быть интересным и ярким по эмоциональному содержанию и образности, отличаться разнообразием характеров. Необходимо помнить и о музыкальных предпочтениях учащегося с учетом возраста, пола, свойствами темперамента, чтобы увлечь его музыкой, вселяя уверенность в своих силах и, одновременно, изменяя этим вкусы, включая в репертуар произведения совершенно новых для него музыкальных характеров. Это может быть и классическая музыка, и современный репертуар.

Таким образом, позволяя ребенку выразить себя в музыке, стимулируя его творческие проявления, мы пробуждаем интерес к музыкально-исполнительской деятельности.

         

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радзеньска школа, 1969. -  С. 142.
  2. Ражников В. Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. – М., 1993. – С. 147.
  3. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Классика XXI, 2004. – С. 8.
  4. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Классика XXI, 2004. – С. 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Являясь одним из основных институтов социализации личности, общеобразовательное учреждение  играет особую роль и в процессе формирования правовой культуры школьника, целенаправленно формируя полн...

Роль диагностики усвоения знаний обучающихся в образовательном процессе

Статья содержит основные принципы и условия для успешной диагностики обучающихся в образовательном процессе....

Статья «Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»

В наше время экологическое воспитание ставится если не на первое место, то близко к этому. А происходит это потому, что люди поняли, что если мы не научим наших детей отностится к природе и к планете ...

«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»

Руководство проектной деятельностью учащихся  по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...