"Организация процесса развития у школьников трудовой мотивации формирования направленности на профессиональный выбор"
статья (9 класс) по теме

В статье раскрывается значение трудового воспитания вподготовке детей к общественно-полезной деятельности, их успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ldiagnostika_otchet.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

              Наиболее важное значение в подготовке детей к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое воспитание и обучение, привитие воспитанникам интернатных учреждений    положительного отношения к труду, формирования умения ориентироваться в огромном мире профессий, с последующим выбором той профессии или специальности, которая наиболее соответствует качествам воспитанника, знаниям и склонностям. Естественно, наши воспитанники испытывают трудности в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.

             По результатам статистики, 10% выпускников детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40% совершают престуления, 40% становятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством. Одной из причин столь ужасающей статистики эксперты называют отсутствие жизненного опыта и навыков самостоятельной жизни у детей, растущих вне семьи. У них нет положительного примера родителей, им сложнее формировать в себе навыки успешного человека, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это сильно ограничивает возможности выбора профессии. Даже имея льготы при поступлении, многие из детей не стремятся получить образование, просто не понимая, зачем это нужно. Те же, кто продолжает учиться дальше, будучи неуверенными, в своих силах, зачастую поступают или идут работать не туда, куда им хочется, а куда возьмут, или где есть общежитие.

             Для обеспечения помощи подросткам в сознательном выборе профессии целесообразно знакомить их с различными видами труда и профессиями, формировать у них общественно-значимые мотивы выбора профессии.

             Решению данных задач отчасти служат занятия по художественному труду по различным видам деятельности. Формирование положительной трудовой мотивации – процесс длительный и неоднозначный. Для того чтобы она возникла на занятиях, технология изготовления предмета деятельности, или иначе изделия, должна быть несложной, а время, затраченное на его изготовление - минимальным, чтобы дети могли видеть результат своего труда. Это способствует появлению и развитию интереса, который обязательно приведет к возникновению устойчивой потребности к самовыражению и творческой самореализации. Важно также установить положительный психологический климат. А каждый результат труда должен быть значимым, т.е. иметь практическое применение.

             В решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю педагога. Все эти условия предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду вообще и какому-либо виду деятельности в частности. Учитывая слабую ориентировку наших воспитанников в современной действительности, в ситуации на рынке труда, занятия продуктивной деятельностью по разделу «Швейное дело» вносят свой вклад в дело предпрофильной подготовки подростков. На занятиях по работе с тканью детям сообщаются технические сведения о ткани, о получении ниток, о видах переплетений, об основных видах стежков, о видах отделки – вышивках. Дети учатся осуществлять несложный ремонт одежды, овладевают навыками стачивания деталей на швейной машине. Все это закладывает основу для дальнейшего выбора одной из технологических профессий «Швея или портной».

            В области предпрофильной подготовки наших воспитанников решаются следующие задачи:

  • диагностика и развитие художественно-творческих способностей детей, образного мышления и вкуса;
  • формирование положительной трудовой мотивации;
  • организация и участие в разнообразных мероприятиях для приобретения знаний о профессиях (экскурсии, выставки, конкурсы);
  • овладение первичными умениями и навыками разнообразной деятельности по художественному ручному труду.

   Для решения данных задач в нашем учреждении задействованы как внутренние, так и внешние ресурсы:

  1. библиотечный материал района, города, учреждения;
  2. выездные экскурсии на предприятия, учреждения культуры, выставки;
  3. кружковые занятия в условиях нашего учреждения;
  4. сюжетно-ролевые игры;
  5. интернет-ресурсы.

В своей работе я использую три этапа в предпрофильной подготовки подростков:

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

   В рамках этого этапа проводится диагностика технических знаний и умений детей в продуктивной деятельности, тестирование на выявление творческих склонностей и способностей, теоретические беседы по видам декоративно-прикладного искусства, видам народных промыслов.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

   Здесь происходит практическое ознакомление с профессиями технологического характера. Это практические занятия по разделу «Швейное дело» и «Кулинария. Домоводство».  

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

   Этот этап предполагает участие детей в конкурсах, ярмарках, фестивалях городского и республиканского уровней.

 

   Приобретенные в процессе занятий в кружках знания, умения, навыки пригодятся детям в дальнейшей самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и у...

«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»

Докладна педагогическом советепо теме:«Развитие личности младшего школьника в процессе профориентационной работы и трудового воспитания»...

Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...

«Организация процесса развития у воспитанников приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовой мотивации формирования направленности на профессиональный выбор, занятость карьеру»

В статье ведется речь о том, как сформировать у воспитанников социального приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовую мотивацию, направленную на дальнейший   профессиональный...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ

Задача развития речи учащихся – одна из первостепенных в школе. Современный этап исторического развития в России характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальным...