Одарённые дети - национальное достояние России
статья по теме

Дурнова Татьяна Викторовна

О принципах и методах работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_-_natsionalnoe_dostoyanie_rossii.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области

Доклад

«Одарённые дети – национальное достояние России»

   

                                                         Автор:

                                                    Дурнова Татьяна Викторовна,

 преподаватель театральных дисциплин

 МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский

                                               п.Октябрьский

2014

Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия. Здесь речь идёт о создании условий для индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

Психологи считают, что одаренным детям требуется более высокий уровень сложности и интенсивности обучения, большая глубина изучения материала.

Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии. В последние 10-15 лет наше общество постепенно осуществляет переход к личностно-ориентированной, "центростремительной” модели.

Основная проблема нашей работы в данном направлении обусловлена объективно существующей потребностью в создании педагогической системы управления процессом обучения одаренных детей. Задача состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных детей в целостную "работающую” систему, которая могла бы быть использована на том или ином уровне.

Программа «Одаренные дети» предусматривает решение следующих задач:

– создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

– совершенствование системы подготовки  педагогов, работающих с одаренными детьми.

Для развития творческой одаренности детей проводятся конкурсы и олимпиады разного уровня.

Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Принципы и методы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей, необходимо направить свои  усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения в условиях учреждения дополнмительного образования.

Общие методы обучения

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, потому что завышение уровней трудности обучения, может привести к отрицательным последствиям.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью мы  выделяем следующие:

– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие индивидуального своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой образовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях искусств в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

В обучении одаренных  мы применяем  четыре основных подхода к разработке содержания программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области искусств. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к обучению. Как правило, такие программы не существуют  как самостоятельные, они являются компонентами обогащенных программ.

– Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Традиционным стало участие педагогов и  учащихся в конкурсах разного уровня.

Отношение педагогов к детям выражают следующие строки:

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться.

Хорошая школа – это школа, в которой любят детей, понимают их сложный внутренний мир, пытаются помочь развиться каждой детской душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".

Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности....

контроль знаний по темам: "Богатство внутренних вод России" и "Почвы-национальное достояние страны" 8 класс

Вопросы составлены таким образом, чтобы педагог мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам этих двух тем как на базовом уровне, так и на усложнённом. Из числа предложенных вопросов учитель в...

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Река Волга - национальное достояние России.

Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги....

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Речевой этикет и коммуникативное поведение как национальное достояние

Речевое поведение человека – сложное явление, связанное с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойстве...