Река Волга - национальное достояние России.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volga.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Река Волга - национальное достояние России.
Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с географическим положением р. Волги;
- выявить основные экологические проблемы р. Волги;
- продолжать развивать умения работать с атласом и контурной картой;
- развивать умения прогнозировать тему и цель урока;
- развивать умения обобщать и анализировать;
- развивать умения находить информацию, планировать свою деятельность;
- воспитывать патриотизм;
- развивать навыки коллективной работы.
Оборудование:
Физическая карта Европейской части России, контурная карта России, мультимедийная презентация, раздаточный материал (текст с пропущенными словами), ресурсы Интернета.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Определение темы и целей урока.
- Получение новых знаний.
- Закрепление полученных знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент. (20секунд)
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Учитель: Ребята, проверти готовность к уроку. Сегодня у нас необычный урок, мы его проводим в кабинете информатики, поэтому давайте постараемся соблюдать все правила техники безопасности.
2. Актуализация знаний. (3 минуты)
Учитель: И урок мне хочется начать словами академика И.В. Петрянова: «Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете, но жизнь есть только там, где есть…» Продолжите строки.
Ученики: воздух, почва, вода.
Учитель: Ребята, у какой равнины есть 2 названия?
Ученики: У Восточно- Европейской, Русской.
Учитель: Какими природными ресурсами богата Русская Равнина?
Ученики: Минеральными, водными, агроклиматическими, лесными, рекреационными.
Учитель: Какие водные ресурсы, вы знаете?
Ученики: Моря, реки, озера, подземные воды.
Учитель: Как обеспечена Россия водными ресурсами?
Ученики: В целом страна хорошо обеспечена водными ресурсами, но по ее территории они распределены неравномерно.
- Определение темы и цели урока (4 минут)
Учитель: В географической науке есть названия, которые невозможно охарактеризовать как простые имена. Все дело в том, что сами географические объекты имеют сложную связь не только с природой, но и с жизнью общества, мировоззрением и верованиями людей, событиями, происходивших с ними на протяжении разных эпох. Одним из таких объектов являются реки России.
Ребята, сегодня нам предстоит выяснить, что же чудесного в наших реках. А чудеса начинаются с того, что на одной из рек Русской Равнины был автор «Трех Мушкетеров» А. Дюма, который записал следующие строки: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Так например: Египет- Нил, Китай- Хуанхе, Индия- Ганг., а Россия-
Ученики: Волгу.
Россия имеет именно ее , Волгу, самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклониться ее величеству» (данные строки выводятся на экран)
Учитель: Итак, как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
Ученики: Наш урок мы можем назвать «Волга», «Волга - национальная река», «Волга –великая река». Тема на слайд
Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке о Волге?
Ученики: Мы должны познакомиться с географическим положением реки, выяснить ее особенности.
Учитель: Ребята, кто из вас был на Волге, что вам запомнилось?
Ученики: Волга очень большая, широкая.
Учитель: Ребята, давайте выясним, прав ли был А. Дюма, назвав Волгу - царицей наших рек.
- Получение новых знаний (25 минут)
Учитель: Сначала нам необходимо провести небольшое исследование. В этой работе нам помогут физическая карта, гербы городов, расположенных на Волге или недалеко от нее. Прежде всего, нам надо выяснить географическое положение р. Волги. (работа в парах) 7 минут
Перед вами фрагмент текста.1 человек с помощью физической карты, другой при помощи интернет ресурсов, должны найти недостающую информацию и вставить в текст. (работа 5 минут)
Текст: Известна Волга была с давних пор. Древнее название «Ра» происходит из иранского языка. Что означает это название (почему ее называли именем Бога Солнца?) В средние века татары называли ее Итиль (или Этель). Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka (ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река) . Современное название Волга - либо славянское (сырой, влажный), либо финно- угорское (белая, светлая). На месте истока Волги стоит часовня.
Река Волга протекает по территории … равнины (Восточно- Европейской, Русской), протяженность которой более 3500 км, а площадь бассейна превышает площадь Франции, Испании и Италии, вместе взятых. Свое начало Волга берет на… ( Валдайской) возвышенности. Река вытекает из ряда небольших озер, соединенных между собой, одно из которых называется Волго.
И дальше, постепенно стремясь на… (юг), Волга принимает многочисленные притоки и становится, как море полноводной рекой. А. Твардовский в поэме «За далью даль» писал:
...семь тысяч рек
Она со всех концов собрала —
Больших и малых — до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
Впадает река Волга в … (Каспийское) море. Речная система Волги похожа на гигантское… (дерево). Раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви-притоки...(Ока, Кама). Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна.
Учитель: Теперь давайте проверим, что у вас получилось! Прочитайте текст. (Учитель на каждый ответ показывает слайд, ученики в это время, работают в контурных картах.) (3 минуты)
Учитель: Продолжаем нашу работу. (5 минут)
На реке Волге располагаются такие города как Саратов, Волгоград, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Самара, Казань, Астрахань. Посмотрите на изображения гербов русских городов и выясните, чем же щедра Волга. О чем нам говорят гербы Саратова, Волгограда? [Обилие рыбы.] Герб Костромы? [Водный путь.] Гербы Ярославля, Нижнего Новгорода и Самары? [Обилие диких животных.] Гербы Казани и Астрахани [напоминают об истории присоединения Казанского и Астраханского ханств к России].
Почему крупные города располагаются вдоль реки ? [Транспортный торговый путь.] Следовательно, мы можем сказать, что Волга имеет градообразующее значение.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали. Волга и волжские окрестности щедры.
Учитель: Но Волга богата не только природными ресурсами. На ее берегах в разное время рождались и росли, учились известные русские писатели, артисты, ученые. Удивительная красота, ее многообразие во всех проявлениях - от природных ландшафтов до исторических событий - вдохновляло и вдохновляет художников, поэтов, композиторов.
Давайте вспомним, где мы с вами встречаем упоминания о Волге.
Ученики: Вспоминают художественные произведения, картины, песни.
Учитель: Итак, вспомните высказывание А.Дюма. Прав ли он был, называя Волгу национальной рекой?
Ученики: Да, прав.
Учитель: Но сегодня на Волге существует много проблем. Как вы думаете каких?
Ученики: Экологические проблемы. (4 минуты)
1) строительство водохранилищ привело к затоплению ценных пойменных земель, а повышение уровня грунтовых вод влечет за собой гибель лесов;
2) промышленные, бытовые, сельскохозяйственные стоки отравляют Волгу и ее притоки, вызывая бурное разрастания водорослей. Это приводит к «цветению воды» и гибели речных обитателей.
3) суда загрязняют Волгу мазутом.
Учитель: А почему человеку нужна чистая вода? Какую важную роль играет вода в жизни человека?
Ученики: Вся жизнь зародилась в воде, без воды нет жизни.
Учитель: Просмотрим фрагмент документального фильма, и соотнесем информацию, которая вам известна, с вновь полученной.
Учитель: Сколько процентов воды в организме человека? Сколько процентов воды в организме ребенка?
- Закрепление полученных знаний. (2 минуты)
Учитель: Давайте вспомним, что нового мы узнали на нашем уроке.
Учитель: Где берет начало река Волга?
Ученики: На Валдайской возвышенности.
Учитель: Куда впадает?
Ученики: В Каспийское море.
Учитель: Почему нам необходимо беречь воду?
Ученики: Без воды нет жизни.
- Домашнее задание. (1 минута)
Учитель: Ребята, дома пробуйте создать рекламный буклет на тему «Волга - национальное достояние России» или «Вода в жизни человека» .
- Рефлексия деятельности учащихся.( 2 минуты)
Учитель: Что нового вы узнали?
2) Что помогло вам в получении новой информации?
3) Для чего нам нужны знания, где мы сможем их использовать?
4) Как вы можете оценить свою?
5) Чья работа вам больше всего понравилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".
Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности....
контроль знаний по темам: "Богатство внутренних вод России" и "Почвы-национальное достояние страны" 8 класс
Вопросы составлены таким образом, чтобы педагог мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам этих двух тем как на базовом уровне, так и на усложнённом. Из числа предложенных вопросов учитель в...
Одарённые дети - национальное достояние России
О принципах и методах работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования....
Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...
Экология реки Волга и здоровье человека: факторы риска.
Работа выполнена для предоставлении на конференции ученицей 8 класса. Работа содержит теоретические и практические исследования...
Речевой этикет и коммуникативное поведение как национальное достояние
Речевое поведение человека – сложное явление, связанное с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойстве...
16 ч; 14-16 марта 2023 г г.Москва, Конгресс-центр ГК «Космос» в рамках XVII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России», (свидетельство).
https://integraciya.org/sborniki/ndr/NDR-APK-2023.pdf...