Урок "Биологическое и культурное разнообразие России - наше национальное достояние".
статья по биологии на тему

Урок по экологии призванный побудить к размашлению об экологическом и личностном смысле сохранении культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hartiya.docx25.67 КБ
Файл vitagennaya_tehnologiya.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Г.о.Железнодорожный  МБОУ гимназия №2 учитель биологии и химии О.Ю.Хаюц

Наша экологическая хартия.

Мы, учащиеся 5 класса, понимая, что

        -биологическое разнообразие России- наше общее богатство, это достояние России, охранять его -дело совести каждого из нас;

        -важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;

        -для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;

        - важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;

        -людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны,

Решили договориться:

       - проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки , легенды, потому что……..;

       - рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности , потому ,что…..;

       - бережно относиться к святым природным местам разных народов России священным животным и растениям, потому, что….;

       - мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому, что….;

        -не уничтожать живое бессмысленно ,просто ради своего удовольствия или сверх потребности жизни ,потому ,что…

       - стараться давать старым вещам  вторую жизнь(…),потому ,что…

       - экономить бумагу, потому, что…

       - закрывать краны, когда вода нам не нужна ,потому, что…

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранения богатств страны ради нашего общего будущего.

Всероссийский урок экологии (5 класс).

Тема: БИОЛОГИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РОССИИ - НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ.

             Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилии разных национальностей, поколении, религии, их желания и умения договориться сотрудничестве в решении общих экологических проблем.

             Задачи урока:

-на основе анализа разных источников информации объяснить взаимосвязь биологического и культурного разнообразия;

- высказывать свое личное мнение о роли биологического и культурного разнообразия для устойчивого развития России и благополучия каждого ее гражданина; о роли культурного обмена, совместных действий, умении договариваться в решении экологических проблем страны;

- сформировать первичное представление о сущности умения договариваться и применить его при составлении общего для коллектива класса документа «Наша экологическая Хартия».

Ход урока.

« Мы не унаследовали Землю от наших предков, мы берем ее взаймы у потомков.»

А.де Сент.-Экзюпери.

1.Организация начала урока( тема, цель урока).

Введение в тему:

Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая?

Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля?  

2. Основная часть.

       Мы, граждане России, живем в стране, которая обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.

 Презентация 1.( показывает природное богатство России, заповедные места)

На территории нашей страны проживает более 200 народностей со своей культурой , традициями и историей, и все мы граждане одной страны. Культурное разнообразие- источник уникальной экологической информации о способах нерасточительного природопользования, поддержания пригодной для жизни среды обитания, выживания в самых разнообразных условиях.      Экологическая культура разных эпох и народов - бесценное сокровище, особенно в условиях экологических кризисов. Наука все чаще признает ценность экологических знаний коренных народов и традиционных методов рационального природопользования, которые веками формировались в местных культурах, ведь на территории проживания коренных народов приходиться 85% особо охраняемых природных территории мира- мало измененных экосистем, которые являются основным источником кислорода для нашей планеты. Кроме того, культура коренных народов- источник информации для пришлого населения о способах выживания в конкретных  территориях. Например с точки зрения науки «Нельзя переделывать природу в угоду своим прихотям» - и образ « Великого Духа Жизни Природы, покой которого нельзя нарушать, иначе он покинет тебя»; «Нельзя просто ради удовольствия, рвать цветы в степи, потому, что ее флора трудно восстанавливается» - с точки зрения мифологии «Не рви цветы в степи, это - глаза твоих предков, которыми они смотрят в небо».  

Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Сокращение биоразнообразия происходит из-за:

-хищнической вырубки леса;

-загрязнения окружающей среды, в которой уже не могут выжить многие биологические виды ( отравление воды, почвы)

-уничтожения естественных мест обитания растений и животных( из-за лесных пожаров; вытаптывания земель, осушения болот, распахивания степей)

Сокращения площадей естественных экосистем (из-за нерационального строительства городов, прокладки дорог)

-промысел хозяйственно ценных видов ( пушнина, мясо, рыба)

-конкуренция с завезенными биологическими видами

По данным международного союза охраны природы, ежегодно погибает один вид только позвоночных животных. Опасность исчезновения грозит более чем 600 видам птиц и около 120 видам млекопитающих, многим видам рыб, земноводных пресмыкающихся. И это катастрофично, ведь в природе не существует «ненужных» биологических видов. Потеря любого биологического вида расшатывает экологическое равновесие.

Презентация 2.(экологические проблемы мирового масштаба и Подмосковья)

Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.

Мы все - разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит - и каждой семьи, каждого из нас.

Давайте мы с вами сыграем в игру « Карамбия» ,где попробуем договориться между собой, как вести себя на переговорах, в чем ваши интересы.

В ходе игры, решая задачу поиска общеэкологического решения, учащиеся получают опыт, позволяющии им выделить существенные признаки умения договариваться:

- открытость диалогу.

- умение взглянуть на мир глазами партнера,

-доверие и уважение к нему,

- готовность к компромиссу – уступке во второстепенном для достижения главной цели.

   Организуется самоанализ дидактической игры, рефлексия коллективных успехов и неудач.

1.Поведение какой страны вам понравилось больше всего?

2.Почему вы установили дипломатические отношения с одной страной и не стали их устанавливати с другой? Что помогало и что мешало достигнуть договоренности?

3.Почему возникли недопонимания?

4.Довольны ли все результатами переговоров?

    Теперь, когда вы сами попробовали договориться друг с другом , вы понимаете, что решение экологических проблем зависит от желании и умения представителей разных народов договариваться друг с другом. О чем важно научиться договариваться?

-О необходимости сохранения биологического разнообразия.

-О важности сохранения и возрождения лучшего опыта экологической культуры народов России.

-О направлениях наших совместных действий для этого.

3. Этап закрепления.

И сейчас, мы вместе, составим документ , который называется Наша Экологическая Хартия , как результат договоренности о том, какие действия посильны каждому и всем вместе как реальный вклад в сохранение общенационального достояния страны. (Хартия- это публичный документ, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.)

Предлагается вариант Экологической Хартии Класса, который учащиеся совместными усилиями должны создать полностью.

Идея объединения для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали ХАРТИЮ ЗЕМЛИ. (Хартия- это публичный документ, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий.)

Зачитывается Хартия Земли 2000,которая была принята на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в марте 2000 г.

     Наш мир становиться все более зависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое сообщество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

Вот некоторые принципы Хартии:

Уважать Землю и жизнь во всем ее многообразии.

 Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

 Осознавать, что мир- это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.

 Нам выбирать - всеобщее партнерство для поддержании друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.

 Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

   4. Заключительный этап : высказывания об экологической и личностной  значимости поднятой проблемы, степени достижения общей и индивидуальных целей урока, выявлении мотивации учащихся на дальнейшее освоение действий, входящих в умение договариваться- как ключевого для освоения сохранения природного и культурного наследия, успешности каждого человека.

1.Какие выводы Вы сделали?

2.Над чем Вы задумались?

И  завершить наш урока я бы хотела фрагментом видеозаписи выступления Северен Сузуки,12 летней девочки, которая в 1992 году, на саммите Земли в Рио-деЖанейро обратилась к представителям более 100 стран мира с призывом начать договариваться и реально решать экологические проблемы ради всех детей планеты и их будущего .Это выступление вошло в историю, как выступление девочки . Заставившей замолчать мир на пять минут.



Предварительный просмотр:

Технология витагенного обучения.

                  Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. ХХ века А.С.Белкиным. В основу этого направления положена идея построения образовательного процесса с опорой на жизненный опыт взрослых. В основе реализации идеи витагенного образования положено образование, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала. Переход опыта жизни в витагенный опыт обеспечивается соблюдением следующих условии: жизненный опыт должен иметь социально-ценностную значимость, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учетом прошлых ошибок и достижении;  должен быть онтологическим, т.е. включать  в себя опыт предшествующих поколений.      Соблюдение этих условии по своей сути, являются обобщенными требованиями к содержанию образования, которое должно:

- иметь ценностный смысл для данного человека;

-социально-ценностную значимость и являться конструктивным;

-помогать проектировать будущее;

-включать в себя опыт предшествующих поколении;

-непрерывно пополняться и развиваться.

Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовать обучение следует с позиции самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации.

             Идея опоры на жизненный опыт школьников в учебно-воспитательном процессе получила развитие в теориях и концепциях следующих направлении:

Личностно-ориентированное обучение (Д.А. Белухин, Э.Ф.Зерер, И.С. Якиманская)

Педагогика сотрудничества (А.Ш.Амонашвили)

Теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, И.М.Махмутов, М.М.Скаткин)

Теория развивающего обучения(В.В.Давыдов, Л.В.Занков)

Технология педагогических мастерских(А.А.Окунев)

Технология коллективного способа обучения (В.К.Дьяченко)

Теория решения изобретательских задач(А.Г.Альтшуллер)

Здоровьесберегающие технологии.

             Теория витагенного обучения признает ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а витагенный, т.е. та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. Витагенное обучение позволяет рассматривать ученика в качестве равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом познания.

Витагенный опыт имеет социальную значимость, позволяет прогнозировать и конструировать будущее,при этом имеет место ценностное отношение индивида к своему опыту. Процесс накоплениявитагенного опыта идет непрерывно на протяжении всей жизни человека.

Пошагово технология витагенного обучения выглядит следующим образом:

Выявление содержания витагенного опыта с помощью визуализации.

Выявление  витагенного опыта с помощью различных опросов.

Выявление  витагенного опыта с помощью его вербализации всеми участниками образовательного процесса.

Анализ витагенного опыта. Выявление его характера и объема. Установление связей между ними.

Определение базового. Устойчивого, существенного и личностно-значимого ценного опыта.

Определение оснований для классификации витагенного опыта, его классификация .Объединение информации из различных областей знаний.

Определение возможности целенаправленного педагогического вздействия в условиях формирования комплексных знаний, умений и воззрений.

Определение условий для использования витагенного опыта при конструировании научных знании в различных областях.

Привлечение витагенного опыта участников образовательного процесса к  формированию целостных представлений школьника.

Предложенная технология является адаптивной в силу ее гибкости , мобильности, устойчивости при условии системного использования с учетом содержания и значимости каждого из представленных шагов. Витагенная технология способствует формированию ценностной содержательной основы, что позволяет осуществлять опору на нее в образовательном процессе.

Логическим продолжением теории витагнного образования является голографический подход, предложенный А.С.Белкиным. Под голографическим подходом подразумевается система способов, технологии в образовании, направленная на объёмное, многомерное изучение знания, соответствующее особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта.

Голографический подход- это процесс объёмного раскрытия содержания изучаемого знания, сочетающии в себе три проекции с целенаправленными векторами.

Витагенная проекция- это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.

Дидактическая проекция- научная информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.

Конструирующая проекция- информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации и др.

Качество голограммы в образовательном процессе зависит от ряда факторов:

Качество информации, идущей от объекта (определяющую роль играет учитель)

Глубина, убедительность и увлекательность информации преподавателя об объекте

Личностные свойства учащихся: способность извлечь из подсознания и использовать жизненный опыт, готовность принять, обработать, оценить, интерпретировать информацию, полученную от учителя

Многомерный подход в моделировании образовательного объекта, предполагающий применений дозированного множества разнообразных технологии, методов, приемов, позволяющих представить изучаемый объект во всех его измерениях и проявлениях, под разным углом зрения.

Таким образом, под витагенным опытом можно понимать витагенную информацию, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах  долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков. Прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связана с памятью разума, памятью чувств и памятью поведения.

Классификационные параметры витагенной технологии.

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропологическая.

Методологический подход: личностно-ориентированный, развивающий, исследовательский, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные и психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно- рефлекторная, развивающая.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП (действенно-практическая сфера) + ЗУН (знания, умения, навыки) + СУД (способы умственных действий) + СУМ (самоуправляющий механизм личности).

Характер содержания: воспитательный + обучающий + общеобразовательный + профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + индивидуальная.

Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие + проблемные.

Организационные формы: альтернативные, индивидуальная, групповая.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + компьютерные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: альтернативное.

Категории объектов: все категории.

Использование приемов технологии витагенного обучения на уроках биологии

Чтобы вызвать интерес к своему предмету, уже на первых уроках я раскрываю перед учащимися своеобразие биологии как науки и заостряю внимание детей на ее значении в практической жизни.

Представляя технологию голографического метода в преподавании, остановлюсь лишь на нескольких приемах, используемых мною на уроках.

Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в тех случаях, когда необходимо использовать аналитические способности учащихся, их умение соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной информации и делать необходимые в образовательных целях выводы. Учащимся предлагается обращаться к жизнеописанию в тех случаях, когда в фактах собственной или чужой биографии они находят подтверждение или отрицание образовательной значимости информации, полученной в изложении учителя. Цель данного приема – свести витагенные знания со знаниями образовательными. Между ними практически всегда существуют расхождения, неизбежные между научными и житейскими представлениями человека.

Образовательная задача учителя – диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся.

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования данного приема связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Перечислим их:

 Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?».

«Все мы многократно сдаем кровь для анализа. В результате получали бланк. На котором «куча» медицинских терминов и цифр. Оказывается, основное в этой премудрости может понять даже обычный пациент, если будет знать, что означают различные термины и цифры».

 Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации. Например: вы знаете, что, если молоко не убрать в холодильник на ночь, то оно испортится. Почему?

 Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. Например: зачем мне нужна биология. В дальнейшем, опираясь на такие письменные работы, выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.

Эффективность данного приема обеспечивается тремя основными условиями:

Содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей. Любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу.

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить и насытить ее содержанием. Опора на ваш жизненный опыт».Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приема – надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи. Например, при изучении темы «Значение грибов» дети получили задание написать сочинение «Грибы в нашей жизни». Оказалось, что степень их осведомленности в этом вопросе весьма велика. Многие из них знают, какие грибы, где можно использовать и как. Из одного сочинения я узнала, что по питательности грибы не уступают мясу. Из другого – какие блюда можно приготовить из них с приложением рецепта.

Творческий потенциал наших детей поистине огромен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контроль знаний по темам: "Богатство внутренних вод России" и "Почвы-национальное достояние страны" 8 класс

Вопросы составлены таким образом, чтобы педагог мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам этих двух тем как на базовом уровне, так и на усложнённом. Из числа предложенных вопросов учитель в...

Одарённые дети - национальное достояние России

О принципах и методах работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Река Волга - национальное достояние России.

Познакомить учащихся с особенностями и проблемами водных ресурсов а примере реки Волги....

Урок. Хлеб-наше народное достояние.

Урок изобразительного искусства в 5 классе...

Речевой этикет и коммуникативное поведение как национальное достояние

Речевое поведение человека – сложное явление, связанное с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойстве...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...