Главные вкладки

    методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
    план-конспект занятия по теме

    Пискун Пётр Петрович

    В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электронного учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» с интерактивным конструктором, которые качественно влияют на содержание образовательного и воспитательного процесса. Эта методическая разработка заняла 2 место на всероссийском конкурсе. Диплом в моём портфолио. Пока только конспект. Презентацию выложу отдельно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию города Барнаула

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Барнаульская городская станция юных техников»

    Тема: «Запрещающие знаки»

    методическая разработка занятия

    по дополнительной образовательной программе объединения

    «Школа светофорных наук» для 4 класса

    Автор: Пискун Пётр Петрович,

    педагог дополнительного образования,

    первая квалификационная категория.

    2012 год

    Введение

    Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Остро стоит проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Чья-то беспечность, неопытность приводят к беде и расплате ценой человеческой жизни, порой ничем не оправданной. А ведь есть возможность стать грамотным и ответственным пешеходом, научиться «жить по правилам» на дорогах и улицах города с самого раннего детства.

    Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения: «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. 2

    Наибольшая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения навыков безопасного движения лежит на семье и учреждениях образования.

    На Барнаульской городской станции юных техников работает объединение «Школа светофорных наук». Модифицированная образовательная программа «школы» рассчитана на 3 года обучения детей от 8 до 14 лет и разработана в рамках Федерального Закона РФ «О безопасности дорожного движения», Закона РФ «О безопасности» (с изменениями), «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

    «Школа светофорных наук» способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения у подростков на проезжей части.

    Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности поведения на дороге, и первых практических действий в ситуации ДТП. Занятия проводятся в разных, но доступных формах, стимулирующих развитие интереса. На каждом занятии обязателен элемент игры (познавательного, самостоятельного, практического, оздоровительного действия). Игровые технологии, технические и транспортные (велосипед) средства, используемые на занятиях, дают возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, приближенных к реальности, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Активизируют познавательную деятельность детей различные формы самостоятельной работы:

    - участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций,

    - анализ и поиск ошибок в поведении участников дорожного движения в учебных видеопоказах,

    - выполнение на схемах тренировочных упражнений, заданий с вариантами ответов по каждой теме,

    - компьютерное (обучающее, игровое) вождение,

    - ответы на вопросы тестов, викторин, контрольных билетов (в т.ч. компьютерных),

    - подготовка рефератов, докладов,

    - проведение практических занятий,

    - участие в выставках, играх, конкурсах, соревнованиях.

    Особую «притягательность» к учебному процессу и закреплению детского интереса к знаниям ПДД играет набор компьютерных информационных и обучающих программ из учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах».

    В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электронного учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» с интерактивным конструктором, которые качественно влияют на содержание образовательного и воспитательного процесса. Показана роль и преимущество их использования на занятиях.

    Актуальность и педагогическая целесообразность разработки. В учебно-методическом комплекте (УМК) ведущая роль отводится современным электронным образовательным ресурсам, новым способам и формам воздействия на сознание ребенка и подростка, новым способам формирования навыков безопасного участия в дорожном движение. Воздействие УМК направлено на различные органы чувств и различные способы восприятия навыков и поведенческих стереотипов у обучающихся.

    Новизна разработки выражается в широком использовании педагогом новых технических и компьютерных возможностей, которые делают учебный процесс (занятие) современным, увлекательным и действенным.

    На занятиях используются не только традиционные формы обучения: видеофильмы, тематические презентации, компьютерные тестирования. Но и такие современные активные методы обучения как самостоятельное конструирование различных дорожных ситуаций, обучение основам вождения на компьютерном тренажере и использование современной разноуровневой компьютерной игры, требующей от её участника прочных теоретических знаний и соответствующей вовлеченности в процесс управления самой игрой. 2

    Такую техническую возможность обучающимся предоставляет специализированное электронное программное обеспечение по безопасности дорожного движения (СПОБДД) состоящее: из примеров дорожных ситуаций; слайдов с текстами правил дорожного движения; вопросами по правилам дорожного движения (позволяющие изучить и проанализировать наиболее часто встречающиеся ситуации на дорогах, дать оценку действиям участников дорожного движения и выделить наиболее безопасные из них) и др. Интерактивный конструктор дорожных ситуаций позволяет наглядно моделировать различные ситуации на дорогах с участием пешеходов, транспортных средств и т.д., анализировать нестандартные случаи. Реально показывает зависимость поведения человека на дороге от его знаний ПДД и устойчивых навыков применения их в повседневной жизни. Повышает уровень усвоения и запоминания материала и способы действия, помогает в качественном выполнении самостоятельной работы.

    Использование разработанного программного обеспечения иллюстрирует связь теории с практикой и продуцирует следующие дидактические возможности:

    • конструирование дорожных ситуаций из существующих коллекций (галерей) исходных изображений:

    - дорожная разметка, дороги и перекрестки, дорожные знаки, светофоры – в соответствии с Правилами дорожного движения;

    - участников дорожного движения, транспортные средства, здания, объекты, и др.предметы;

    • анализ готовых дорожных ситуаций;
    • проведение тренировочного, рубежного и итогового контроля знаний.

    СПОБДД поддерживает фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы на занятиях, а также адаптировано для использования при обучении младших школьников.

    Планируемым результатом использования УМК «Безопасность на дорогах» является снижение дорожно-транспортного травматизма, формирование у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении, более высокая степень их подготовленности к будущей деятельности в сфере транспортной культуры. 2

    Конспект занятия

    Тема занятия:  Запрещающие знаки.

    Цель занятия: последовательное формирование компетенции обучающихся в вопросах ориентации и поведения на улицах города через освоение знаний Правил дорожного движения, через выполнение практических заданий и анализ конкретных дорожных ситуаций.

    Задачи занятия:

    обучающие

    1. Сформировать у обучающихся понятие запрещающие дорожные знаки и устойчивые знания о каждом знаке данной группы;

    2. Формировать умения применять полученные теоретические знания при выполнении практических задач.

    развивающие

    1. Развивать память, внимание, мышление, компьютерные знания и навыки.

    воспитательные

    1. Вырабатывать у учащихся навыки ответственности и дисциплинированности;

    2. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

    Тип занятия: комбинированный, изучение и первичное закрепление нового материала.

    Методы и приемы обучения: 

    словесный: беседа, опрос; 

    наглядный: иллюстративный материал, мультимедийный показ;

    практический: упражнение с раздаточным материалом, разбор дорожных видео-ситуаций.                                                                                             Оборудование и оснащение: плакаты по ПДД, магнитная доска, электронные и печатные тесты, мультимедиа, проектор, экран, таблички, фишки и медали.

    I. Этапы подготовки к занятию:

    • Определить цель и задачи занятия (с помощью детей).
    • Определить содержание занятия, сформировать материал из УМК:

    - учебный материал (картинки с изображением дорожных знаков, мультимедийная презентация);

    соответствующие теме занятия разделы правил дорожного движения;

    - стандартные ситуации из Галереи УМК;

    - вопросы к пунктам ПДД, ситуациям из Галереи;

    - модели ситуаций из Галереи;

    - модели ситуаций из Интернет-ресурсов.

    • Разработать:

    - структуру занятия, соответствующую его типу;

    - этапы занятия;

    - виды деятельности педагога на занятии;

    - виды деятельности обучающихся на занятии;

    - виды контроля на каждом этапе;

    - рефлексия и мотивация к следующему занятию.

    • Подобрать материал для контроля знаний:

    - вопросы к этапам занятия;

    - задачи по теме из Галереи;

    - смоделировать собственные задания и задачи.

    • Определить технические средства обучения (экран, проектор и ПК).

    II. Проведение занятия:

    Для достижения поставленных задач важно дать посильные задания с включением в игровую и соревновательную деятельности.

    1. Организационный этап. (3 мин.) 

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии;

    - психологически подготовить обучающихся к общению в ходе занятия.

    На экране представлено заранее заготовленное приветствие: «Хорошего вам настроения!». На столах таблички с названием команд (групп): «Регулировщики», «Светофоры», «Дорожные знаки».

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Проходят жеребьёвку.

    Располагаются за столами согласно результатам жеребьёвки.

    - Для работы на занятии вам необходимо поделиться на команды по четыре человека (группы).

    Педагог проводит жеребьёвку при помощи заранее заготовленных карточек.

    - Сегодня Ваша работа по ходу занятия будет своеобразно оцениваться при помощи цветных фишек:

    - зеленая – отлично;

    - желтая – хорошо;

    - красная – удовлетворительно.

    В конце занятия просуммируем результат и подведем итоги.

    2. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся. (3 мин.) 

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить мотивацию к обучению;

    - обеспечить включение детей в совместную деятельность по определению цели занятия;

    - актуализировать субъектный опыт обучающихся (опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Отвечают на вопросы.

    Дети затрудняются ответить на заданные вопросы.

    Дети отвечают, что не знают точно, что означают новые знаки.

    Дети формулируют задачи занятия совместно с педагогом.

    Задают вопросы.

    Педагог моделирует дорожную ситуацию на магнитной доске с помощью наглядных карт.

    Вопросы:

    - Если Вы намерены ехать прямо, должны ли Вы уступить кому-то дорогу или можете ехать без остановки первым?

    - В каких направлениях может двигаться автомобиль?

    На магнитную доску добавляются запрещающие знаки.

    Вопросы:

    - А теперь в каких направлениях может двигаться автомобиль?

    - Может ли развернуться и двигаться в обратном направлении?

    - Можно ли поставить авто на стоянку после перекрёстка?

    - Можно ли остановиться для того, чтобы высадить пассажира?

    Как вы думаете, почему Вы затрудняетесь ответить на вопросы?

    Проблемная ситуация. Для её разрешения нам необходимо рассмотреть следующую группу дорожных знаков более подробно.

    Акцентирует внимание детей последовательно на теме и задачах занятия.

    Тема занятия: «Запрещающие знаки».

    Задачи:

    - повторить знакомые виды знаков;

    - познакомиться и запомнить правильные названия запрещающих дорожных знаков  и их применение;

    - научиться распознавать и объяснять значение и функции конкретного дорожного знака;

    - научиться раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила передвижения;

    - дополнительные задачи, предложенные обучающимися.

    3. Этап повторения ранее изученного материала. (4 мин.)

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить закрепление знаний и способов действий, которые необходимы обучающимся для самостоятельной работы;

    - обеспечить в ходе повторения повышение уровня осмысления обучающимися ранее изученного материала, глубины его усвоения.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Активно отвечают на вопросы.

    Команды (группы) решают тест.

    Каждая команда сверяет свои ответы и говорит - есть ли у них ошибки и сколько.

    Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим пройденный материал:

    -Кто скажет, для чего нужны предупреждающие знаки?

    - что такое перекресток?

    - для чего нужны знаки приоритета?

    Внимание тест.

    Педагог раздаёт листы с тестами по темам «Предупреждающие знаки» и «Знаки приоритета».

    Педагог даёт команду:

    Закончить работу с тестом и отложить ручки.

    Сейчас на экране проецируются электронный тест с правильными ответами.

    Педагог подводит итог повторения ранее изученного материала.

    По результатам повторения каждая команда получает цветные фишки согласно оценке.

    4. Этап изучения нового материала. (20 мин.) 

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала;

    - содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Внимательно слушают и смотрят мультимедиа.

    Приступим к изучению новой темы.

    Рассказ педагога с одновременным показом мультимедиа через проектор на экран.

    Запрещающие знаки вводят различные ограничения на поведение участников дорожного движения или, наоборот, отменяют введённые ранее ограничения.

    С запрещающими знаками удобнее знакомиться, если предварительно разбить их на четыре подгруппы:

    - знаки, прерывающие движение всех;

    - знаки, прерывающие движение не всех;

    - знаки, прерывающие движения грузовых авто с большой массой и авто больших размеров;

    - знаки, не прерывающие движение.

    • Знаки, прерывающие движение всех.

    Въезд запрещён, таможня, контроль, опасность.

    Чем характерны эти знаки?

    Не требуется говорить о зоне их действия!

    Дальше просто нельзя и всё!

    Знак 3.1 («кирпич») запрещает ВЪЕЗД с этой стороны.

    Живёте Вы здесь или работаете, это совершенно не важно – въезд с этой стороны запрещён всем категорически.

    Даже водителям-инвалидам не сделано никаких исключений.

    Но движение в обозначенной зоне не запрещено.

    В сущности, этим знаком Вас сейчас «попросили» - поищите другой въезд, он обязательно должен быть.

    Знаки: таможня и контроль.

    К этим знакам комментарий не требуется. Каждому и так всё понятно.

    В первом случае Вам придётся остановиться через 500 метров на таможне (или Вас остановят, что одно и то же).

    Во втором случае – впереди карантинный пост, въезд в пограничную зону, пункт оплаты проезда по платным дорогам, или что-нибудь ещё в этом роде. И там, через триста метров, тоже придётся остановиться.

    Особого внимания заслуживает знак DANGER ОПАСНОСТЬ.

    Такой знак (как правило, временный) применяют для запрещения движения всех транспортных средств на участке дороги, где произошло жуткое ДТП или очень серьёзная коммунальная авария, или имеется другая опасность для движения, например, на дорогу рухнул строительный подъёмный кран.

    Сюда и маршрутное транспортное средство не поедет, и автомобиль депутата с «мигалкой». Сюда поедут только автомобили оперативных служб – полиция, скорая помощь, пожарные и т. п.

    Знаки, прерывающие движение не всех.

    Кроме знака 3.2, все прерывают движение определенной категории участников движения.

    Знак 3.2 запрещает ДВИЖЕНИЕ любых транспортных средств (механических и немеханических).

    Искать другой въезд бессмысленно – в обозначенной зоне можно только ходить пешком. Даже с велосипеда надо слезть и катить его рядом.

    Тогда зачем под знаком «Движение запрещено» установлен ещё и знак «Ограничение скорости»?

    Нет, это не глупость, как кому-то может показаться. Знак «Движение запрещено» не столь категоричен, как «кирпич».

    Он не запрещает движение тем, кто живёт или работает в обозначенной зоне, или обслуживает расположенное здесь предприятие, или если водитель – инвалид (1-ой или 2-ой группы), или если водитель перевозит таких инвалидов. Вот для них-то и установлен знак «Ограничение скорости».

    Знак 3.3. запрещает движение только механических транспортных средств и, следовательно, не запрещает движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок и прочих немеханических транспортных средств.

    Что интересно, здесь опять-таки знак «Ограничение скорости». Для кого он? Неужели для велосипедистов?

    Нет, конечно. Дело в том, что в зоне действия знака 3.3 действуют те же «поблажки», что и в зоне действия знака 3.2. То есть те, кто живёт или работает или обслуживает предприятие в обозначенной зоне, а также инвалиды могут продолжить движение и на автомобиле, но, не превышая установленный скоростной лимит.

    • Особого разговора заслуживает знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено». 

    Этот знак запрещает не вообще любое движение с прицепом, а только движение грузовых автомобилей с прицепом. 

    А что, собственно, такого должно быть на дороге, чтобы запретили движение грузовиков с прицепом?

    Тут дело вот в чём. В этом месте постоянно наблюдается плотное движение, причём на столько плотное, что скорость транспорта падает до скорости пешехода, и вместо размеченных трёх рядов, все начинают двигаться в четыре ряда, а то и в пять, а то и в шесть. Боковые интервалы уменьшаются до опасного предела, и автомобили двигаются, едва ли не касаясь друг друга дверными ручками.

    • Знак 3.7 запрещает движение грузовых автомобилей с прицепом, а также любую буксировку! 

    Знаки, прерывающие движение грузовых авто с большой массой и авто больших размеров: 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.15.

    • Знаки, не прерывающие движение.

    Чем характерны эти знаки? Они не запрещают движение как таковое, но вносят в это движение определённые ограничения! 

    И, следовательно, у этих знаков должна быть зона действия – где начинает действовать ограничение и где оно заканчивается.

    Общий принцип Правил заключается в том, что знаки действуют с места их установки и до ближайшего перекрёстка. Но не только!

    Поэтому чуть позже мы обязательно подробно поговорим о зоне действия в различных ситуациях. Но сначала о самих знаках, то есть об ограничениях, которые они накладывают на движение.

    • Знак 3.16 Ограничение минимальной дистанции. 

    Символика знака понятна – всех просят рассредоточиться и далее двигаться, держа дистанцию, не менее той, что указана на знаке.

    В каком случае установят такой знак?

    В случае если впереди «хилый» мост, или ненадёжная ледовая переправа, или тоннель, в котором кислорода на всех не хватит (но если рассредоточиться, то и мост не рухнет, и лёд не провалиться, и в тоннеле не задохнётесь).

    • Знак 3.20 Обгон запрещён. 

    И здесь символика знака проста и понятна. Уж если обгон запрещён легковым автомобилям, то грузовым и подавно. То есть обгон запрещён вообще – всем и всех. И так оно и было до ноября 2010 года. В новых Правилах действие этого знака не столь категорично и содержит некоторые исключения, а именно:

    В зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» разрешается обгонять гужевые повозки, мопеды, двухколёсные мотоциклы без коляски, а также любые тихоходные транспортные средства. 

    Что такое гужевая повозка, мопед или двухколёсный мотоцикл без коляски понятно всем. Но что такое тихоходное транспортное средство? Ответ на этот вопрос содержится в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации» - Все механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/час, должны быть обозначены опознавательным знаком   

    «Тихоходное транспортное средство». 

    • Знак 3.24 Ограничение максимальной скорости.

    Необходимо понимать, что, прежде всего, существуют ограничения скорости, носящие глобальный характер, то есть действующие на всей дорожной сети страны.

    В то же время на любом участке любой дороги с помощью знаков 3.24 можно ввести локальное ограничение скорости, причём как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

    Но и это ещё не всё. Локальное ограничение можно сделать ещё более локальным, распространив его действие не на все подряд транспортные средства, а только на определённые категории с помощью табличек «Вид транспортного средства».

    - Как, например, читается такая комбинация знаков?

    - Максимальная разрешённая скорость – 50 км/час. Действие ограничения распространяется только на большие грузовики (на грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн).

    - А с какой скоростью могут продолжать движение мотоциклы, легковые автомобили и грузовики с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн?

    - Они должны руководствоваться глобальными ограничениями, действующими на данной дороге: в населённых пунктах – 60 км/час; вне населённых пунктов – 90 км/час).

    • Знак 3.26. Подача звукового сигнала запрещена.

    Такой знак можно встретить вне населённого пункта на участках дорог, проходящих в непосредственной близости от санаториев, домов отдыха, оздоровительных лагерей, больниц и т.п. Это чтобы водители своими сигналами зря не тревожили людей.

    В зоне действия этого знака звуковой сигнал разрешено применять только для предотвращения ДТП! 

    • Знак 3.27 Остановка запрещена.
      Знак 3.28 Стоянка запрещена.

    Кроме «Остановки» Правила содержат ещё и термин «Стоянка». В чём здесь разница?

    Остановиться можно на короткое время, а вот поставить автомобиль на стоянку – это значит надолго.

    Если водитель преднамеренно прекратил движение на время до 5 минут – значит, он совершил остановку. Если водитель простоял более 5 минут – это квалифицируется Правилами как стоянка.

    • Знак 3.27 запрещает остановку (а значит и стоянку) всех транспортных средств.
    • Знак 3.28 запрещает стоянку всех транспортных средств. Остановка не запрещена.

    Зона действия знаков, не прерывающих движение.

    Эти знаки действуют от места установки и до ближайшего перекрёстка.

    При этом Правила дали водителям уточняющее руководство:

    «Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки». 

    Соответствующие знаки – это знаки, которые сообщают водителям статус пересекающихся впереди дорог, и они вам очень хорошо знакомы.

    - А как быть, если дело происходит вне населённого пункта, и перекрёстков никаких нет, а ограничение надо ввести всего-то на сотню-другую метров?
    - На этот случай в Правилах есть табличка «Зона действия».

    • Обратите внимание! 

    Сначала стоит комбинация знаков, информирующая водителей о том, что впереди участок неровной дороги и через 100 метров начнёт действовать ограничение скорости – не более 50 км/час.

    И действительно, через 100 метров знак «Ограничение максимальной скорости» повторён, но уже с табличкой «Зона действия». То есть отсюда и на протяжении 300 метров надлежит двигаться со скоростью не выше 50 км/час.

    А ещё через 300 метров стоит соответствующий «отбойный» знак – «Конец зоны ограничения максимальной скорости» - после него опять можно 90 км/час. Согласитесь, что всё предельно понятно.

    Если организаторам дорожного движения потребуется ввести сразу несколько ограничений, они так и сделают, то есть установят на дороге сразу несколько дорожных знаков.
    В этом случае ставить столько же «отбойных» знаков не требуется.

    На этот случай существует универсальный знак 3.31  «Конец всех ограничений».

    Он отменяет все ограничения, введенные ранее запрещающими знаками.

    И ещё один момент:
    Все ограничения, действующие в населённом пункте,
    заканчиваются вместе с окончанием населённого пункта.

    Ещё два знака, не прерывающих движение.

    • Знак 3.29. 

    Стоянка запрещена по нечётным числам месяца.

    • Знак 3.30. 

    Стоянка запрещена по чётным числам месяца.

    С 19.00 до 21.00 стоять можно на любой стороне (время для перестановки).

    Ещё три запрещающих знака.

    • Знак 3.18.1 Поворот направо запрещён.
    • Знак 3.18.2 Поворот налево запрещён.
    • Знак 3.19 Разворот запрещён. 

    «Всё, что не запрещено, то разрешено».

    Знак 3.18.2 запрещает поворот налево. Разворот не запрещен.

    Знак 3.19 запрещает разворот. Поворот налево не запрещён. 

    Если Устроители дорожного движения захотят запретить и то, и другое, они будут вынуждены установить перед перекрёстком оба знака.

    5. Этап закрепления новых знаний. (10 мин.)

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить закрепление знаний и способов действий, которые необходимы обучающимся для самостоятельной работы;

    - обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его усвоения;

    - содействовать отработке логики алгоритма применения правил дорожного движения на практике.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Представитель команды поднимает табличку и озвучивает ответ команды.

    Дети отвечают на вопросы устно.

    Представитель команды поднимает знак и озвучивает ответ команды.

    Команды анализируют дорожные ситуации и предлагают свой вариант ответа.

    В случае запроса дают пояснения по ответу.

    Наступило время проверить, как Вы запомнили «Запрещающие знаки». Для ответа поднимаем таблички.

    Использование электронного компонента УМК «Дорожные знаки» в разделе «Запрещающие знаки» с помощью мультимедиа.

    На экране появляется изображение дорожного знака.

    - Как называется этот знак?

    На экране появляется название знака.

    Если ответ правильный педагог вносит отметку в протокол занятия и т.д.

    Педагог считает результат по протоколу. По результату вручает командам соответствующие фишки.

    А теперь мы рассмотрим различные дорожные ситуации и ответим на вопросы. Все ситуации связаны с запрещающими знаками.

    Для ответа также поднимаем знак.

    На экране появляется дорожная ситуация вопрос и варианты ответов. (3 ситуации)

    Если ответ правильный педагог вносит отметку в протокол занятия.

    В случае необходимости педагог просит пояснить ответ.

    Педагог считает результат по протоколу. По результату вручает командам соответствующие фишки.

    6. Этап подведения итогов учебного занятия. (3 мин.)

    Образовательные задачи этапа:

    - дать качественную оценку работы команд и отдельных обучающихся.

    Деятельность

    обучающихся

    Деятельность педагога

    Дети отвечают на вопросы педагога.

    Дают пояснения к ответам.

    Команды выкладывают на стол заработанные фишки.

    Каждый участник получает медаль «Знатока ПДД» соответствующего результату цвета.

    Возвращаемся в начало занятия (2-й этап).

    - Давайте вернемся к дорожной ситуации, которую мы смоделировали на магнитной доске в начале занятия.

    Педагог задаёт вопросы ещё раз:

     - В каких направлениях может двигаться автомобиль?

    - Может ли авто развернуться и двигаться в обратном направлении?

    - Можно ли поставить авто на стоянку после перекрёстка?

    - Можно ли остановиться для того, чтобы высадить пассажира?

    - Анализируя ваши ответы, можно сделать вывод: мы справились с поставленными задачами.

    - А теперь подведём итоги нашего занятия.

    Выложите заработанные фишки в ряд на край стола. Считаем.

    Педагог суммирует цветные фишки и проводит награждение по результату.

    7. Этап информации о домашнем задании. (2 мин.)

    Образовательные задачи этапа:

    - обеспечить понимание обучающимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    Деятельность обучающихся

    Деятельность педагога

    Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций педагога по правильному выполнению домашнего задания.

    Внимание! Домашнее задание.

    Придумать свои «Запрещающие знаки» и дать объяснения, для чего они нужны, по вашему мнению.

    1. Знаки или знак нужно рисовать на альбомных листах. Из ваших рисунков будет организована выставка.

    2. Подготовить презентацию своему знаку (знакам).

    Авторов лучших работ ждет награждение.

    Рефлексия

    Педагог, подводя итоги занятия через рефлексивное мышление проверяет уровень понимания изученного материала по высказываниям обучающихся и анализу занятия:

    •  Что нового вы узнали на уроке?
    •  Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились в решении дорожных ситуаций?
    •  Кто и как из команды помогал при решении задач? (по очереди)
    •  Какие знания, полученные вами на занятии, понадобятся в будущем?
    •  Какие способы и приемы работы мы использовали на занятии

    (тестирование, моделирование задач, просмотр видео, анализировали ситуации, зарабатывали правильными ответами фишки, награждение, домашнее задание)?

    •  Что вам понравилось на занятии больше всего?
    • Как вы думаете, зачем на занятии был использован видеопоказ дорож-

    ных знаков и дорожных ситуаций?

    8. Улыбка в конце занятия: (анекдот на тему)

    Инспектор дорожного движения останавливает машину, а за рулем – его бывшая учительница.

    - Здравствуйте, Мария Ивановна! Доставайте ручку, бумагу и пишите 100 раз: «Я больше никогда не буду нарушать правила дорожного движения».1

    Заключение

    Говоря о преимуществах использования на занятиях «Школы светофорных наук» современных технических средств и электронных учебно-игровых пособий из СПОБДД очевидна их роль и значение:

    - включают обучающихся в разные виды познавательной деятельности,

    - развивают зрительную память, тактическое мышление, умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях;

    - эффективно усиливают детский интерес к учебе путем применения оригинальных, новых приемов, технологий, машин, приборов;

    -  создают положительное эмоциональное отношение к учебной информации.

    В рассмотренном занятии педагог использует технические средства с функциональным значением: информационным, обучающим и контролирующим. Технические средства обучения наглядно и рационально преподносят учебный материал, экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

    Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее (конкретизирует понятия, явления, события) и делает доступным такой материал, который труднее понять без ТСО. 9

    _______________________________________

    1 Школа и производство. Научно-методический журнал – М., «Школьная пресса», № 5, 2012 , с.41.

    Применение комплекта «Безопасность на дорогах» позволяет не только обеспечить современность содержания образовательной деятельности на различных уровнях освоения учебного материала (от обычных до интерактивных средств обучения), но и соответствие индивидуальным образовательным траекториям учащихся. Этот учебно-методический комплект опирается на современную парадигму образовательной деятельности, направленную на обучение и формирование ребенка как участника дорожного движения

    В «Школе светофорных наук» не только обучают, но и воспитывают в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств у человека становится причиной дорожных происшествий.

    В заключении хочется сказать и о том, что внедрение технических средств обучения в образовательный процесс учреждений дополнительного образования происходит, не столь стремительно, как это диктуют потребности современного общества и как бы этого хотелось педагогу и детям.

    Данная разработка адресована, прежде всего, педагогам дополнительного образования центров технического творчества, а так же может быть полезна и педагогам общеобразовательных учреждений, организаторам воспитательной работы, воспитателям внешкольных учреждений, студентам педагогических вузов и училищ - для использования во внеклассной работе и проведении мероприятий технической направленности.

    Список литературы

    1.  «Безопасность на дорогах». Учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных школ. – М.: Интелин, 2011.

    Программное обеспечение по обучению навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

    1. «Безопасность на дорогах»: Учебно-методический комплект для 5-9 классов– М.: Интелин, 2011.
    2. Р.П. Бабина «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2011г., авторской программы Н.Ф Виноградовой /Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. школьного возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2012.
    3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ /Под ред. В.А. Фёдорова. – М.: «За рулём», 1996. (и последующие издания).
    4. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 05.04.2012 г. №1090.
    5. Школьный учебный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения: Методические рекомендации ЦБ «Автогород» Комитета по образованию Администрации СПб. и Управления ГИБДД ГУВД СПб. и Ленинградской обл., 2000.
    6. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
    7. Школа и производство. Научно-методический журнал – М., «Школьная пресса», № 5, 2012.
    8. Экзаменационные билеты категории «A-B».
    9. Сайт: otherreferats.allbest.ru

    1. «Тест для повторения»                             Приложение

    1. Что означает знак?


     движение только на паровозах
     железная дорога
     железнодорожный переезд без светофора
     железнодорожный переезд без шлагбаума

    2. Что означает знак?

     движение запрещено
     пересечение равнозначных дорог

     сотрудники ГИБДД поиграли в крестики-нолики
     тупик
     проезд запрещен

    3. Что означает знак?

     замкнутое движение только по кругу
     русская рулетка
     объезд автомобилей по кругу
     круговая порука мажет как копоть...
     пересечение с круговым движением

    4. Что означает знак?

     опасный поворот (направо)

     направо дороги нет
     труба поперек дороги
     справа сотрудники ГИБДД
     окна в автомобиле можно открывать только справа

    Вопрос 5:

    Какие знаки предоставляют Вам преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков?

    1. Только А.

    2. А и В.

    3. Все.

    Вопрос 6:

    Можете ли Вы въехать на мост первым?

    1. Да.

    2. Нет.

    Вопрос 7:

     Этот дорожный знак:

     1. Предупреждает о наличии узкого участка дороги,

    но не устанавливает очередность движения.

    2. Запрещает проезд через мост.

    3. Обязывает уступить дорогу встречному

    транспортному средству.

    2. Протокол занятия «Запрещающие знаки»

    команды

    Этапы

    повторение

    Закрепление

    знаки

    Закрепление

    ситуации

    дополни-

    тельно

    Итого

    Светофоры

    Регулировщики

    Дорожные знаки

    Медаль участника занятия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности»

    Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности» предполагает самостоятельное использование обучающимися ...

    Открытое занятие к дополнительной образовательной программе "Туристы-проводники", тема: "Введение в программу"

    Конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу". Открытое занятие было представленно на конкурсе профессионального мастерства "Сердце отдаю детям" ....

    Методическая разработка «План реализации дополнительной образовательной программы»

    Методическая разработка «План реализации дополнительной образовательной программы»...

    Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»

    План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр".  Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...

    Занятие по дополнительной образовательной программе

    Формирование логической культуры учащихся – важное условие гуманизации образования, поэтому в программу дополнительного образования по математике включен раздел « Математическая логика». Данное ...

    Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Бытовая самостоятельность" "НАШИ ПОМОЩНИКИ"

    Материал предназначен для работы по обучению навыкам самообслуживания подростков с нарушениями интеллекта...

    Методическая разработка занятия по дополнительному образованию с учетом требований ФГОС по теме "Дед" для сказки "Репка"

    Методическая разработка занятия представлена в виде технологической карты.Целью занятия является формирование образовательных компетенций (информационных, комуникативных, рефлексивных) по те...