Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы
статья по теме

Мохото Алена Геннадьевна

     Выступление на Республиканской научно-практической конференции.    

Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократизация современной школы обострили социальную потребность в личности свободной, творчески саморазвивающейся, самоопределяющейся, способной сознательно строить свой внутренний духовный мир, самостоятельно делать нравственный выбор, реализовать себя в условиях конкуренции на рынке труда. Современная психолого-педагогическая мысль все больше обращается к теме субъектности. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам ее саморазвития. Приобретает все большую значимость проблема педагогических условий, при которых личностное саморазвитие становится процессом целенаправленным и продуктивным. Педагогическая деятельность направляется на обеспечение как внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для творческого саморазвития личности, так и на создание благоприятных внешних условий (среды жизнедеятельности, межличностных отношений, творческой активности, психологического климата и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurentosposobnost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

МБОУ ДОД «ЦВР»,МБОУ «Бетькинская  СОШ»,

Мохото Алена Геннадьевна педагог – психолог, ПДО

          Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократизация современной школы обострили социальную потребность в личности свободной, творчески саморазвивающейся, самоопределяющейся, способной сознательно строить свой внутренний духовный мир, самостоятельно делать нравственный выбор, реализовать себя в условиях конкуренции на рынке труда. Современная психолого-педагогическая мысль все больше обращается к теме субъектности. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам ее саморазвития. Приобретает все большую значимость проблема педагогических условий, при которых личностное саморазвитие становится процессом целенаправленным и продуктивным. Педагогическая деятельность направляется на обеспечение как внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для творческого саморазвития личности, так и на создание благоприятных внешних условий (среды жизнедеятельности, межличностных отношений, творческой активности, психологического климата и др.). Действительный поворот школы к индивидуальности и свободе личности возможен при смещении акцентов в образовательном процессе на развитие внутренних свойств личности учащегося, на создание условий, которые позволят выпускнику самоопределиться в жизни, профессии, культуре и стать конкурентоспособным.

          Актуальность   воспитания конкурентоспособной личности заключается в том, что в настоящее время проблема подготовки конкурентоспособного специалиста является особо значимой для нашей страны. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2012-2013 годы» подчеркивается, что главное преимущество высокоразвитого государства связано с его человеческим потенциалом, который определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны, а одной из  ведущих задач образования в обеспечении социально-экономического развития России является «создание условий для повышения конкурентоспособности личности». Основные направления образовательной политики  нашей страны и новый социальный заказ общества школе отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2013 года». В ней отмечается, что выпускники школ  должны быть высоко образованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создание условий для развития таких личностных характеристик позволит школе повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и уровень их конкурентоспособности. Конкурентоспособность выпускников  рассматривается как интегрированный показатель успешной деятельности образовательного учреждения.  

           На современном этапе развития России требования общества к школе резко возросли, что обусловило возникновение потребности у педагогов в специальных программах и методиках подготовки конкурентоспособного ученика. Но исследования по проблеме конкурентоспособности личности в основном имеют отношение к сфере высшего профессионального образования, оставляя вне поля зрения процесс саморазвития конкурентоспособности школьников.

Наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособной экономике, и конкурентоспособной личности. Изучение научных источников и нормативно-правовых документов позволяет  сделать вывод о том, что развитие современной  экономики напрямую зависит от подготовки конкурентоспособных специалистов. Конкурентоспособность личности есть интеграция качеств и свойств личности, позволяющих ей реализовать себя в условиях конкуренции и достигать успеха в решении профессиональных и жизненных задач. Ведущим качеством конкурентоспособной личности является способность к творческому саморазвитию.    Творческое саморазвитие конкурентоспособности личности - процесс самосовершенствования личностных характеристик, позволяющих достигать успеха в условиях конкуренции.    Ведущими принципами  творческого саморазвития личности являются:   принцип самопознания; принцип непрерывности творческого саморазвития; принцип самоуправления, включающий в себя целеполагание и планирование, самоорганизацию, самоконтроль и прогнозирование результатов; принцип индивидуализации творческого саморазвития; принцип оптимизма.  

           Говоря о модели   конкурентоспособного выпускника школы можно выделить основные характеристики – слагаемые конкурентоспособной личности. В основу данной модели заложены такие ведущие качества и свойства как способность к творческому саморазвитию и владение ключевыми компетентностями. Личностные характеристики объединяются в четыре блока:

I. Процессы самостроительства личности: самопознание; самообразование; профессиональное и личностное самоопределение; адекватная самооценка; самоорганизация и самоконтроль; самоанализ; планирование и прогнозирование результатов собственной деятельности; нравственное самосовершенствование; способность к самореализации.

II. Культура личности: осознание и принятие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; знание и уважение культуры народа, среди которого живешь; патриотизм; гражданская позиция; правовая культура; мотивация на здоровый образ жизни, сбережение и укрепление здоровья.

III. Знания, умения, компетентности: грамотное и свободное владение устной и письменной речью, навыками общения на иностранном языке; свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, умение их применять для решения практических задач; владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации; умение вступать в коммуникацию, соблюдая правила общения; умение жить и работать вместе с другими людьми, в трудовом коллективе, команде; умение трудиться, способность к созданию собственного продукта, стремление к высокому результату своей деятельности.

IV. Стремление к лидерству: способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них; инициативность, творческий подход к делу; критическое мышление, независимость суждений; решительность, способность быстро реагировать на изменение ситуации; гибкость, конструктивность в решении проблем; умение убеждать других и вести их за собой.

Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗах, а также к посильной научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны.

Основными формами работы по формированию конкурентоспособной личности в школе являются: метод проектов, научно-исследовательская деятельность, интеллектуальный марафон.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять её на более высокую ступень, а школа будет готовить к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе к столкновению с неизвестными проблемами и успешному их решению в будущем. Использованию метода проектов в школе должна предшествовать большая организационно-методическая работа, позволяющая применить этот метод наиболее эффективно. Практика показывает, что метод проектов создает условия для включения школьника в творческую деятельность.

Учитывая, что урок является основной формой организации обучения в школе, подготовительный этап, этап выполнения проекта и аналитический этап можно реализовать в рамках одного урока в форме совместного обсуждения и групповой деятельности. Поиск информации с помощью компьютера может быть из этапов работы каждой из групп, осуществляющих также работу с энциклопедиями, справочниками, проблемное наблюдение, небольшой эксперимент. Оформление в представление результатов проведенного исследования можно осуществить на других уроках. Например, на уроке труда учащиеся могут сделать поделки, модели, а вовремя классного часа возможно применение компьютера для подготовки к публичной презентации итогов работы.

Научно-исследовательская деятельность позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и зачастую побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.  

Целью интеллектуального марафона является непрерывность развития, совершенствование и продолжение работы, направленной на достижение более высоких результатов всеми участниками научно-исследовательской деятельности школьников. Проведение интеллектуальных марафонов проводится с целью развития у учащихся умения использовать  полученные учебные знания как средство для работы с информацией на уровне применения предметных знаний и умений; развитие мотивации учения и познавательных способностей у учащихся, выработка умений состязаться в строго указанных временных рамках, воспитание навыков состязательности как личностного качества лидеров и конкурентоспособности в дальнейшей жизни.

Таким образом, нам нужна конкурентоспособная личность не вообще, а личность, чья конкурентоспособность была бы достигнута цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. На рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии её высокой духовно-нравственной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.

Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки з...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Воспитание личности в условиях сельской школы

В статье рассматриваются особенности воспитания детей, проживающих в сельской местности....

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...