Долгая дорога письменности
план-конспект занятия по теме

Занятие построено не в традиционной форме с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП).

Основу технологии РКМЧП составляют три стадии: "вызов-реализация-рефлексия".

Она помогает воспитанникам самим определить цель обучения, продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний.

На стадии реализации (осмысления) знакомятся с новой информацией, систематизируют сведения, соотнося их с собственными знаниями.

На стадии рефлексии (размышления) у детей вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, происходит обобщение полученной информации, выявление еще непознанного (новый вызов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolgaya_doroga_pismennosti.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня не случайно встал вопрос о нетрадиционных подходах в образовательном пространстве, о нетрадиционном построении занятий. Цель их – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Нельзя не согласиться, что образование – это, прежде всего, самообразование. Поэтому важнейшая задача педагога нацелить ребенка на самостоятельное добывание знаний и, естественно, научить его ориентироваться в массивах информации, а значит – подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Мне кажется, что  эти задачи я достаточно успешно решаю на занятиях объединения «Читайка», используя РКМЧП (Развитие критического мышления средствами чтения и письма).

Основу технологии РКМЧП составляют три стадии: «вызов – реализация – рефлексия». Она помогает воспитанникам самим определять цель обучения, продуктивно работать с информацией и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний.

На стадии реализации (осмысления) знакомятся с новой информацией, систематизируют сведения, соотнося их с собственными знаниями.

На стадии рефлексии (размышления) у детей вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, происходит обобщение полученной информации, выявление еще непознанного (новый вызов).

Конспект занятия

«Долгая дорога письменности»

Цель занятия: познакомить воспитанников с развитием письменности, с разными видами письма, начиная с примитивного предметного и заканчивая современными SMS-сообщениями.

Форма проведения занятия: работа в группах.

Оборудование:

  • 14 листов цветной бумаги, вырезанных в виде книжной страницы каждый
  • ножницы, клей
  • стихи и иллюстрации, посвященные разным видам письменности

(из книги Э.Звоницкого «Как люди научились писать»)

  • название занятия, оформленное в виде обложки книги
  • «письма»:
  • палка с многочисленными зарубками, к которой прикреплены следующие предметы: перо, кусок обожженного дерева и сушеная рыба
  • две деревянные дощечки с одинаковыми зарубками
  • шнур с прикрепленными к нему более тонкими разноцветными шнурами разной длины, на которых располагаются простые и сложные узлы
  • камень с рисунком в виде перевернутого оленя, секиры, двух полумесяцев и черточек справа и слева от оленя
  • таблички, покрытые пластилином с выдавленными значками в виде прямоугольников и треугольников
  • рисунок: К~ Д
  • тексты, посвященные разным видам письменности
  • книги по теме

Ход занятия

1. ВЫЗОВ

Загадка: «Земля бела, семена черны, пятеро пашут, двое блюдут, один управляет». (Отгадка: человек пишущий: бумага, буквы, пальцы, глаза, ум).

Каждой группе предлагается «письмо», выполненное с помощью того или иного вида письменности.

Работа с «письмом». Группы должны предложить варианты прочтения письма, записав его содержание 3-5 предложениями на листе цветной бумаги. Время на задание 5 минут.

Каждая группа представляет всем участникам занятия полученное письмо и озвучивает свой вариант его прочтения, после чего прикрепляет лист на доску.

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ

Воспитанникам предлагается подумать и задать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, чтобы убедиться в правильности своей версии. Вопросы записываются на доске:

что написано?

кто написал?»

где написано (страна)?

 когда написано?

как (способ) написано?

используется ли в настоящее время? и др.

Чтобы получить ответы на вопросы, воспитанники работают с текстами.

Найденные ответы записываются на новом листе цветной бумаги. Обучающимся предлагается в виде заголовка получившегося небольшого рассказа использовать название того вида письменности, с которым они работали, а также оформить лист выбранными рисунками и стихами.

Время на выполнение работы 15 минут.

3. РЕФЛЕКСИЯ

Каждая группа озвучивает найденные ими ответы и представляет оформленный лист цветной бумаги, прикрепляя его на доску рядом со своим первым листом.

Внимание детей обращается на доску, где прикрепленные ими листы образовали страницы книги. Но книга должна иметь название, придумать которое предлагается самим ребятам. (Вариант: «Долгая дорога письменности», который красочно оформлен заранее в виде книжной обложки). Название занятия прикрепляется на доску.

Вопрос: «На все ли поставленные вопросы были получены ответы в ходе работы с текстом?». «Новый вызов». Понятно, что в небольшом тексте найти все ответы невозможно. Поэтому воспитанникам представляются книги по теме.

В завершении занятия внимание детей вновь обращается на название: «А закончена ли дорога письменности?» То, что эта дорога не закончена и письменность продолжает развиваться подтверждают недавно возникшие SMS-сообщения, где используются и латинский алфавит, и кириллица, и пиктограммы. Всем участникам занятия предлагается написать синквейны (пятистишия, написанные по особым правилам РКМЧП) и отправить их в виде SMS-сообщений.

     Синквейны озвучиваются.


Тексты, посвященные разным видам письменности

Предметное письмо

С древнейших времен появились «охотничьи» и «дорожные» знаки, в качестве которых использовались ветви деревьев или поломанные стрелы. Ветвь, положенная поперек тропы, запрещала движение вперед или предупреждала об опасности. Ветвь вдоль тропы указывала направление движения. Если древний охотник видел в лесу на дереве стрелу, направленную острием вниз, ему было ясно, что другой охотник ставит поблизости капканы. Если же стрела была направлена наискось вверх, это означало «я ушел далеко».

У всех древних народов существовали свои способы сохранения и передачи информации. Первоначально основу их составляли различные предметы, которые символизировали определенные понятия. Такая примитивная «письменность» получила название предметное письмо.

Если взять предмет, все равно какой, и договориться о том, что он будет обозначать, такой предмет станет условным знаком. При этом использовались как отдельные предметы, так и их сочетания. Например, в качестве объявления войны одно племя посылало другому стрелу, а зеленая ветка обычно означала предложение мира. У североамериканских индейцев подобное значение имел кисет с табаком или калумет — священная тростниковая курительная трубка с украшениями. Если калумет принимался, то это означало мир, если отвергался — война между племенами была неизбежной. Знаком войны мог служить и томагавк — метательное оружие. Посол приносил томагавк в другое племя и клал его на землю: если противник поднимал томагавк, то он принимал вызов.

Каждый народ использовал в качестве послания собственные символы. У славян с древнейших времен (и до наших дней) символом мира и дружбы были хлеб и соль. Для выражения душевных чувств, симпатии и любви славяне часто использовали цветы, собранные в венки или букеты. Так что дарить цветы и встречать хлебом и солью — это древнейшие традиции.

В китайских хрониках есть известие о том, что однажды лутзу (народность Тибета) послали китайцам как знак объявления войны деревяшку с многочисленными зарубками, прикрепив к ней перо, кусок обожженного дерева и рыбу. Зарубки означали большое количество воинов, которые примут участие в войне, а перо — быстроту нападения. Обожженное дерево должно было означать, что лутзу опустошат все на своем пути; рыба — что все противники будут утоплены.


Интересно, что образцы предметного письма сохранились у некоторых народов и до настоящего времени. Например, в Западной Африке местные певцы носят с собой сетку с различными предметами — костями, перьями, трубками, шкурками и т.п. Каждый такой предмет служит напоминанием об определенной песне. Слушатели выбирают предмет, а певец исполняет «выбранную» песню. Таким образом, набор предметов в сетке певца можно рассматривать как его репертуар.

Казалось бы, все очень просто. Можно взять несколько предметов и составить сообщение. Зачем ломать голову и что-то еще изобретать? Но ведь может получиться и так: ты «пишешь» одно, вкладываешь свои понятия в предметы, а адресат «читает» твое письмо иначе.

Узелковое письмо

Узелковое письмо – один из древнейших видов письменности. У одних народов оно было более сложным, у других попроще. В узелковом письме многие народы использовали завязанные особым образом узлы, каждый из которых имел определенное смысловое понятие.

Некоторые индейские племена умели передавать с его помощью довольно сложные сообщения.

Древний народ инков использовал так называемое письмо «кипу». К главному шнуру крепилось несколько более тонких, которые различались между собой цветом и длиной, могли быть соединены в простые или сложные узлы. Основной шнур мог быть заменен толстой палкой, как показано на рисунке. Каждый цвет в «кипу» имел свое значение, символизировал какое-либо понятие. Белый цвет символизировал картофель, желтый – золото, зеленый – зерно, красный – воинов,  черный – несчастье или смерть.

Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров и число узлов. Простой узел – числительное 10, двойной – 100, тройной – 1000. Наиболее удаленные от веревки узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни.

И сегодня индейцы-пастухи в Перу пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Шнур одного цвета служит для обозначения быков, шнур другого цвета — коров, третьего — телят, а количество узелков на шнурах соответствует количеству голов в стаде.

В Северной Америке племена ирокезов пользовались письмом «вампум». Оно также было основано на сочетании цветов и представляло собой пояс или ожерелье из сплетенных шнуров с нанизанными на них окрашенными раковинами. Такие пояса (ожерелья) могли насчитывать до 7 тысяч раковин.

Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев, им пользовались и многие народности в Азии и Африке.

В Нью-Йоркском музее истории индейцев хранится множество образцов календарей. Один из них — веревочный клубок с узелками, был изготовлен в начале ХХ столетия индианкой из племени якиму, обитавшего в штате Орегон. Первый узел она завязала после смерти мужа в 1914 году, и продолжала «календарь», фиксируя в нем даты смерти других членов своей большой семьи. Каждый день в «календаре» обозначался узлом, а по воскресеньям в очередной узел вплеталась красная нитка. День смерти родственника отмечался ниткой или бусинкой другого цвета. Эта «летопись» была завершена 30 июня 1919 года.

Узелковое письмо, видимо, не было чуждо и славянским народам. Об этом красноречиво говорят сохранившиеся до нашего времени поговорки («завязать узелок на память»).

Узелковое письмо "цзе-шен" известно в древнем Китае. Популярным оно было и у древних карелов.

Палочное письмо

Такое письмо характерно для аборигенов Австралии и Новой Зеландии. Они пользовались палочками с разнообразными насечками или метками, обозначающими те или иные понятия. Гонец, указывая пальцем на метки, «читал» адресату письмо.

Такие же палочки с посланиями употреблялись некогда и в Скандинавии, например, передавали сообщения о призыве на войну.

Другим видом палочного письма являются так называемые бирки с зарубками. Бирка — это деревянная палка или дощечка. Было время, когда они широко использовались по разным поводам. Например, для счета и как календари: на бирке вырезали число дней, недель и т.д.

Бирки применяли в торговых и финансовых делах, при заключении договоров. Они служили в качестве расписок в долговых обязательствах. На палку наносились зарубки, означающие размер долга. После нанесения зарубок, палка расщеплялась вдоль, так что на двух половинках сохранялось одинаковое количество зарубок. Одна половинка хранилась у кредитора, другая – у должника. По мере ликвидации долга зарубки на каждой половине бирки срезались. В случае необходимости всякая ложь быстро и легко изобличалась, а сомнение устранялось при сопоставлении обеих половинок бирки.

У славян такие бирки назывались «памятные дощечки», или «нос». «Нос» – от слова «носить», так как их всегда носили с собой, делая пометки, как сейчас – в записных книжках.

Клинопись

Весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись. Ее создателями были шумеры – древний народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата в 3500-3000 г. до н.э. (Эта территория Передней Азии в исторической науке называется Месопотамия или Двуречье, в настоящее время принадлежит государству Ирак).

На территории Месопотамии археологи часто находили мелкие поделки из глины и камня, обычно геометрической формы – шарики, цилиндрики, диски, конусы. Ученые пришли к выводу, что эти фигурки представляют собой счетные знаки-фишки. Один цилиндрик мог означать одну овцу, конус – кувшин масла и т. д. Уже в IY тысячелетии такие фишки начали заключать в глиняные оболочки размером в кулак. На внешней стороне такого «конверта» оттиском ставили число положенных в него фишек, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек.

Со временем необходимость в самих фишках отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками. По мнению ученых, это стало переходом от предметного письма к рисунчатым знакам на глине.

Глина была самым распространенным материалом на территории Месопотамии. Шумеры, исходя из особенностей глины, заменили точное изображение предмета комбинацией черточек – вертикальных, горизонтальных и наклонных. Название «клинопись» такое письмо получило за внешний вид. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины. Там, где палочка писца начинала чертить знак, на сырой глине появлялось небольшое углубление, а когда он вел линию дальше, знак шел тонкой чертой. Поэтому знаки получались похожими на треугольники или клинышки. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твердыми, как камень.

Клинопись шумеров имела не только согласные, но и гласные звуки, что позволяло более точно передавать звучание слов, а поздняя клинопись могла передавать даже различные оттенки речи.

Благодаря тому, что клинописью можно было передать слова в их звуковом значении, оказалось возможным приспособить клинописные знаки для записи иностранных слов, т. е. записать клинописью другой язык.

На всем Ближнем Востоке клинопись становится средством международного общения, она фактически стала международным языком, как английский в наши дни, а глиняная табличка, испещренная клинописными значками, могла бы служить таким же символом Месопотамии, каким для Египта являются пирамиды.

Иероглифы

Стены египетских храмов и гробниц, древние саркофаги, а иногда и просто черепки битой посуды покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу с длинным клювом, и льва, и человеческий глаз. Но это не простые рисунки. Такие значки египтян еще в древности называли иероглифами – «священным письмом».

В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать: – «солнце», – «идти», – «хлеб», – «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Гласные звуки иероглифами не передавались. Если бы мы с вами так писали – без гласных, то значок мог бы означать и слово «дом», и любое другое слово, где есть только два согласных «д» и «м». А значит, и понять, и прочитать этот значок можно было бы по-разному: «дама», «идем», «едим» или как имя мальчика Димы. Как же определить, что имеется в виду?

Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили перед словом значок-определитель, который не читается, а только подсказывает, о чем идет речь. Таким способом мы бы записали слово «идем» так:      , а «Дима» – иначе:      .

Около 5 тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне. Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было 6 тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма – иероглифы. Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона. Они изобразили рыбу, т. к. слово нар по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном.

Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил.

Головы людей, птиц, животных на иероглифах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение.

Второе правило: выписываемые знаки образовывали квадрат. Слова в предложении не отделялись друг от друга. Точек, запятых и других знаков препинания египтяне не знали. В настоящее время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Пиктографическое письмо

Слово «пиктография» произошло от латинского «pictus» (пиктус) — нарисованный, и греческого «grapho» (графо) — пишу. Пиктограмма это не отдельный звук или слог, а конкретный предмет или явление. Пиктограммы не требуют от человека умения читать. Более того, пиктограммы могут быть понятны людям, говорящим на разных языках.

Пиктографическое письмо возникло на основе первобытной живописи, в то время, когда человек начал использовать рисунок как средство передачи сообщения. Порядок повествования определялся последовательностью рисунков-пиктограмм. Они были очень простыми, похожими на рисунки маленьких детей.

Пиктография была широко распространена у индейцев Америки, народов Тропической Африки, аборигенов Австралии, некоторых народов Сибири вплоть до начала ХХ столетия.

С помощью пиктограмм велись записи, сообщалось о военных стычках и удачной охоте, записывались магические заклинания. Пиктограммы служили знаками собственности, ими делались надгробные надписи.

На рисунке изображен надгробный камень. Написано на нем следующее: «Вождь по имени Олень пережил семь походов, девять сражений и во время похода, продолжавшегося две луны, был убит секирой». Здесь изображение животного дает нам имя вождя племени – Олень, а количество походов и сражений обозначены черточками справа и слева.

Некоторые племена индейцев вели с помощью пиктограмм свои летописи.

Эскимосы Аляски оставляли рисунки, предупреждающие случайного гостя о наличии в доме еды. Если на рисунке человек поднес руку ко рту — еда есть; человек развел руки — знак, что еда отсутствует. Лодка с людьми показывала, что хозяева уехали на рыбную ловлю.

Однако пиктографическое письмо имело существенный недостаток. С помощью пиктограмм нельзя передать многие понятия, не обладающие наглядностью. Например, нарисовать слово «храбрость».

Простота и наглядность рисунчатого письма позволяет применять его и в наше время, как средство передачи определенной информации. Вспомните знаки дорожного движения, или изображение молнии на трансформаторной будке и линиях электропередачи, предупреждающие об опасности. Книжки без слов для малышей или карикатуры без слов – тоже пиктограммы.

Буквенное письмо

В древней Финикии, находящейся на побережье Средиземного моря, придумали систему письма, в которой каждый значок соответствовал отдельному звуку и назывался буквой. Запомнить значки было легче, чем сотни иероглифов: их было всего 22. Сами знаки-буквы имели простую для написания и запоминания форму. Каждый знак-буква выражал определенный звук. Букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Финикийцы дали буквам свои названия: для каждой буквы они подобрали слово, где первый звук соответствовал данной букве, например,

"Г" – гимель (верблюд);

"Л" – лямед (жало);

"М" – мем (вода);

"Н" – нун (рыба).

Писали финикийцы горизонтальными строками, слова друг от друга не отделяли.

Финикийский алфавит заимствовали греки. Они стали обозначать не только согласные, но и гласные звуки.

В последствии греческий алфавит помог многим народам создать свою письменность.

В X веке двое ученых, родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, хорошо знавшие славянские языки, стали работать над созданием славянской письменности.

Известно две славянские азбуки – глаголица и кириллица. Разработав азбуку, братья перевели на славянский язык (теперь он называется старославянским) многие греческие книги. Позже на кириллице были написаны церковные книги для славян, язык этих книг стали называть церковнославянским.

Раньше числа также записывались с помощью букв. Для того чтобы отличить слово от числа, число по обеим сторонам имело точки, а над числом подписывался знак (титло). Так, например, число 22 записывалось следующим образом: КВ

Кириллица – это основа современного славянского алфавита. Кириллицей, претерпевшей незначительные изменения, русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы пользуются до сих пор. Славянские народы почитают Кирилла и Мефодия как великих просветителей. Православная Церковь причислила их к лику святых.

24 мая торжественно празднуется в славянском мире как День славянской письменности и культуры.

Стихи, посвященные разным видам письменности

Вот сменились времена –

И другие письмена.

Век новый исторический –

Стиль иероглифический.

Система эта хороша, но знаков разных груда.

Трезубец – вроде буквы «Ша».

(Да, буква Ш оттуда).

А вот письмо на глине

Из углов и линий.

Люди эту глинопись

Называют клинопись.

Как будто буквы «Пэ» и «А»,

Но то не буквы, а слова.

Путь к алфавиту, ох, не прям. До азбуки вначале

Писали люди по слогам, хоть, по словам читали.

Наконец-то век настал –

Буквы встали по местам.

Все от альфы и до виты

Греческого алфавита.

Азбуку весь мир творил,

А Мефодий и Кирилл

Записать решили звуки

По-славянски: АЗ и БУКИ

Кое-где аборигены, посылая сообщенье,

Брали палку и насечки наносили на нее.

И друг друга понимали, потому что точно знали,

Что посланье означает и о чем предупреждает.

Бирки тоже применялись, для всего употреблялись,

Календарь и калькулятор, и расписка о долгах.

У славян дощечки были, их всегда с собой носили,

Потому то «нос» их звали и на нем все зарубали.

Ветка поперек дороги - уноси скорее ноги,

Ветка вдоль – шагай смелее, очень верно держишь путь.

Письменность была такая, примитивная, мы знаем,

Но осталось и поныне нам наследство от нее:

Хлебом, солью угощают, значит, с миром принимают.

Трубка мира – всем понятно, воевать ведь неприятно.

Африка, артисты, что поют легко и чисто,

Носят сеточку с собою, там предметов целый рой.

Зритель что-то выбирает, а певец в миг исполняет.

Получается предметно - весь репертуар с собой.

Когда по лесу мамонты мохнатые гуляли,

Не знали люди грамоты, и азбуки не знали.

Не было еще науки

Буквы различать и звуки.

И надумали сперва

Люди «рисовать» слова.

«Это бык. А это яма.

На охоте трое нас».

Назывался пиктограммой

Нарисованный рассказ.

Примеры синквейнов:

Письмо

примитивное, необычное

предупреждает, сообщает, направляет

не договорившись, письмо не понять

вещи

Письмо

цветное, древнее

вязалось, передавалось, носилось

вождями завязанные особым способом

узлы

Письмо

клинописное, древнешумерское

сосчитать, нанести, сохранить

информацию на глиняных табличках

оттиск

Письмо

палочное, деревянное

вырезалось, носилось, запоминалось

при возвращении долга срезались

зарубки

Письмо

яркое, знаковое

рисовалось, передавалось, не понималось

разноговорящими людьми многих эпох

рисунок

Письмо

загадочное, иероглифическое

придумывали, записывали, использовали

египтяне, используются китайцами, японцами

символ

Письмо

привычное, удобное

создали, пополнили, подарили

братья Кирилл и Мефодий славянам

буквы

Письменность

загадочная, разнообразная

сообщает, предупреждает, отличается

творчество людей разных эпох

знаки

Литература:

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты по орфографии. М.: Просвещение.

Вигасин А.А. и др. История древнего мира. Учебник 5 кл. М.: Русское слово

Забияко А.П. История древнерусской культуры. М.: Русское слово

Звоницкий Э. Как люди научились писать.  Белгород, Везелица

Утевская П. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности. М.: Детская литература

Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. М.: Белый город

Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. М.: Вече


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 2. Долгая дорога от первичных прокариот к многоклеточным эукариотам. Урок по окружающему миру на тему "Самые первые прокариоты – анаэробные гетеротрофы." 6 класс

познакомить шестиклассников с понятиями «питание организмов», «автотрофные организмы», «гетеротрофные организмы»;сформировать умение и навыки работать с учебником, его рисунками и схемами;развивать ло...

Долгая дорога к истене

Работа в виде эссе рассказывает о формировании  и деятельности ученического самоуправления в школе...

урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может бы...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Квест-игра "Долгая дорога к Победе"

Методическая разработка квест-игры "Долгая дорога к Победе" позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс....

Проект "Долгая дорога Победы"

Проект "Долгая дорога Победы"...

Долгая дорога войны

Война, она и есть – война...И тем, кто опален дыханьем лютым,Та чаша горькая, что выпита до дна,Не слаще даже... с праздничным салютом....