урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хакимова Раиля Ильгизовна

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может быть использован при подготовке выпускников к итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dorogi_kotorye_my_vybiraem.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок подготовки к итоговому сочинению по литературе.

Урок разработала РаиляИльгизовна Хакимова,

учитель МБОУ «Гимназия №125»

Советского района

г. Казани

Цель: подготовить учащихся к написанию экзаменационного сочинения.

Задачи:

1) совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки работы с художественным текстом, навыки самостоятельной работы;

2) развивать навыки анализа;

3) учить ценить нравственное начало, заложенное в произведениях;

4) Совершенствовать навыки работы над планом в сочинения;

вспомнить структуру сочинения  

Средства обучения: текст рассказов Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке», презентация, карточки.

Ход урока

Учитель читает стихотворение.

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя!

  Юрий Левитанский

- Ребята, о чем стихотворение?

(Предполагаемый ответ: о нравственном выборе человека, о выборе жизненного пути)

- А сейчас у меня будет к вам просьба: встаньте 3 человека.

- Почему ты решил(а) встать?

- Почему ты решил(а) не вставать?

- Какое чувство, какую эмоцию вы испытали в тот момент, когда услышали мой вопрос? (Предполагаемые ответы: смятение, интерес, недоумение, беспокойство).

- Сейчас каждый из вас сделал выбор. Этот момент уникален, так как секунда принятия решения удивительна тем, что обязательно присутствует некое напряжение в человеке, это очень трудно: взять и выбрать.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Предполагаемые ответы: «нравственный выбор человека», «сложность выбора», «выбор цели в жизни»).

- Наш урок – подготовка к написанию итогового сочинения по тематическому направлению «Путь». Подберите самый распространенный  синоним к слову «путь». (Дорога). Как это понятие соотносится с вашими предположениями? (Предполагаемые ответы: жизнь человека, его нравственный выбор – это тоже путь).

  1. Этап актуализации ранее изученного материала:

- Давайте проведем «Мозговой штурм». Вспомните, кто ещё из писателей, поэтов обращался к теме жизненного пути как нравственному выбору? (Предполагаемые ответы:А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Гринёв, Швабрин; Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»: Раскольников, Соня; Н.С.Лесков «Очарованный странник»: Флягин, «Леди Макбет Мценского уезда»: Катерина, Сергей; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Печорин; Л.Н.Толстой «Война и мир»: Болконский, Безухов, Курагин; А.И.Солженицын «Матренин двор»; В.Г.Распутин «Уроки французского»: Лидия Михайловна.)

- Какой вывод сделаем? (Тема нравственного жизненного пути – одна из ключевых в русской литературе. Она всегда актуальна. Об этом вы можете написать во вступлении к сочинению).

  1. Этап применения нового способа действия.

Учитель сообщает цель урока: подготовить учащихся к написанию экзаменационного сочинения по направлению Путь

3. Слово учителя.

Слово «Путь» многозначное, имеет несколько лексических значений. (На доске )

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Путьм.
1) а) Полоса земли, служащая для передвижения (езды, ходьбы); дорога.
б) Любое место, линия в пространстве, по которым или в пределах которых 
производится передвижение, сообщение.
в) Железнодорожная или трамвайная колея.
2) а) Место, по которому можно или следует пройти, проехать.
б) Расстояние, которое предстоит пройти, проехать или которое уже пройдено.
в) перен. Доступ куда, к кому-л.
3) а) Линия движения в какую-л. сторону, к какому-л. месту (обычно заранее 
определенному, намеченному); направление.
б) Определенная линия движения, перемещения планет.
в) перен. Направление деятельности, развития кого-л., чего-л.
г) перен. Жизнь человека, ее течение.
4) разг. Процесс езды, передвижения; поездка, путешествие.
5) а) перен. Средство, способ достижения чего-л.
б) Образ действия.

Исходя из этого определения, мы можем указать те темы, которые связаны с  направлением Путь:

  • Начало пути 
  • Выбор пути
  • Трудности на пути
  • Перепутье
  • Дорога в никуда
  • Ложный путь
  • Путь и попутчики
  • Дорожные размышления и т.д

Сегодня мы остановимся только на одной из узких тем этого направления. Тема урока «Дороги, которые мы выбираем» (т.е.выбор жизненного пути). Для анализа и выбора материала для сочинения предлагаю 2 рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке».

(Запись в тетради темы урока.)

4. Слово о писателе. (рассказ подготовленного ученика, на доске-портрет писательницы)

Курамшина Ирина Владимировна (сетевой псевдоним IRIHA).

Родилась в Сибири, в г.Иркутске, школу окончила на Таймыре. Сейчас проживает в Москве. Работаетбухгалтером в коммерческой организации. «Литературным творчеством несерьезно увлекалась с юности, писала стихи и заметки в стенные газеты на работе, в местные газеты, поздравления друзьям и знакомым. Более серьезное отношение к собственному творчеству пришло лет 10 назад, начавшись с ведения дневника «Из жизни моих животных». С приходом в мою жизнь в 2004 году Интернета, обосновалась на нескольких литературных сайтах, где и размещаю свои рассказы и стихи»,- пишет о себе Ирина Курамшина. Регулярно публикуется (с 2005 года – практически в каждом номере по 2-5 рассказов) в литературном альманахе «Страна «Озарение», издающегося в г.Новокузнецке.Публикация двух рассказов «Полюби себя» и «Внешний вид» в сборнике «Решетория», Москва, 2006 год.

Публикация трех рассказов «Внешний вид», «Родовые муки» и «Исповедь кошки» в литературно-художественном журнале «Отражение», Гатчина, 2005 год.

Публикация рассказа «Африканские страсти, помноженные на русский темперамент» в Сборнике современной литературы издательства «Гусли», Москва, 2007 год.

Персональный сборник стихотворений «Стою на перепутье мыслей», Москва, 2006 год.

Вы дома познакомились с рассказом И.Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»

5. В ходе урока прошу вас заполнить таблицу

Вопросы для  чтения

Что я возьму для сочинения?

«Сыновний долг»

Что я возьму для сочинения?

«Остановка на Самотеке»

  1. Какова тема и основная мысль произведения?

  1. Как вы понимаете название произведения?

  1. Главные герои рассказов

  1. Какие фрагменты  (слова, эпизоды) произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  1. Над какими вопросами заставила вас задуматься рассказы?

6. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «СЫНОВНИЙ ДОЛГ»

-Как вы думаете, какова основная мысль рассказа? Тема? (тема-взаимоотношения детей и родителей, основная мысль- нравственный выбор сына)

- Как строится рассказ? На какие 2 части можно разделить произведение?

(1я часть-описание жизни Рэны и ее маленькой семьи, 2я часть- сообщение сына о том, что он готов на операцию для матери)

- как соотносятся эти 2 части?

1 часть

РЭ

2 часть

- Найдите в тексте отрывки, подтверждающие мысль о том, что сначала мы видим конфликт героев, их противостояние

(Макс появился в дверном проеме, покрутил пальцем у виска и насмешливо уставился на родительницу.

Рэна кричала на сына, а он молча жевал бутерброд и запивал чаем. Равнодушно и отстранено.)

- Какая Рэна? Почему рефреном повторяется фраза «Порыгунья-стрекоза»? это определение произносит только Максим, или это ощущает сама  героиня?

Значения имен героев:

- что обозначает имя Раиса? Почему героиня поменяла свое имя?( легкая, покорная, уступчивая, беспечная, начальница)

- что обозначает имя Максим  (величайший, самый большой, превеликий)

Можно ли назвать имена героев говорящими? Почему?

- Когда меняется характер взаимоотношений героев?(- Мать, ты, это… не злись… - Максим подошел и положил руку на плечо Рэне. – Я твою медицинскую карту нашел. Случайно. Знаешь, мам, все будет хорошо. Я уже сходил в твой центр и обо всем договорился. )

- Мог ли Максим поступить иначе? (да, мог)

- Как он объяснил свое решение?(Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь? )

- Как вы напишете  аргумент для сочинения «Дороги, которые мы выбираем» (письменное задание на 5-7 минут.Дети зачитывают свои отрывки)
7.БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «ОСТАНОВКА НА САМОТЕКЕ»

-Какое настроение возникает у читателей в начале рассказа? (осенняя ноябрьская ночь: героиня «горестно вздохнула», «нехотя шагнула», ноябрь неприветлив»)  

- Как усиливается настроение промозглой осенней ночи? (на остановке                 « Сбились в кучу, словно воробьи, – подумала Даша, перебегая наискось Садовое кольцо. – И правильно делают, вон, как завывает ветрило».)

- Что обсуждают люди, стоящие на остановке? (пересказ эпизод «люди на остановке)

- Почему Даша бросилась на помощь к неизвестному больному? (Шагнула, потому что по-другому поступить не могла.)

- Как меняется состояние больного старика? Что в это время происходит с Дашей?

1)  Мужчина лежал с широко открытыми глазами и, не мигая, смотрел в темное небо.(решение Даши помочь деду)

2) что тот хватает ртом воздух, неестественно выгнувшись всем корпусом. (Даша вызвала «скорую помощь»)

3) Тот уже не задыхался, лежал спокойно и по-прежнему смотрел в небо. Только теперь он улыбался.(Дашу обрадовало и вселило надежду, что старик не умрет)

4)Старик хотел сказать что-то еще, но по его телу прошла судорога. Широко открытые глаза уставились на Дашу. Ужас? Мольба о помощи? Что? Что???

(Даша плачет, пытается помочь по-своему: Она начала метаться: то подкладывала деду под голову свою сумку, то застегивала ему ворот пальто, то просто гладила стариковскую руку. Приговаривала, постоянно приговаривала, подбадривая не столько умирающего, сколько себя:
– Еще чуть-чуть. Потерпи. Пожалуйста. Они приедут. Уже скоро.)

5) – Бог с ней, – вдруг ясно и четко сказал дед. – Поздно уже.(Даша: Страх улетучился. Ноги стали ватными, закружилась голова… 
Кто ж ты, чужой человек? Откуда ты? Почему пустил свою жизнь на Самотёк?..)

- Почему автор меняет состояние героев? С чем это связано?

- Каково лексическое значение слова Самотек? (на экране) 1) Самотек - Стихийный ход дела, работы без плана, без организационного руководства

2) Самотек - Течение жидкости или сыпучих тел, совершающееся силой собственной тяжести, по уклону

???-Что означает слово Самотек в этом произведении?

- «Прости, дед… прости нас…»За что просит прощения Даша?

- Какую роль играют второстепенные герои рассказа?

- Чему учит рассказ? (милосердию, доброте, сердечности)

- Могла ли Даша поступить по-другому? (да, могла) Как автор объясняет ее поступок?(«Беду надо предотвращать» – это Даша усвоила еще в детстве.Так всегда говорила ее мать, этого правила придерживался покойный отец, этому следовала всю свою жизнь и она сама.»)

- Как вы напишете  аргумент для сочинения «Дороги, которые мы выбираем» (письменное задание на 5-7 минут.Дети зачитывают свои отрывки)
- Вспомним тему нашего урока «Дороги, которые мы выбираем». Какую дорогу выбрали Максим и Даша?

- Вернемся к стихотворению «Каждый выбирает для себя» Юрия Левитанского.Можно ли его использовать в сочинении? Каким образом?

Домашнее задание: используя карточки-памятки, написать сочинение «Дороги, которые мы выбираем»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...

Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем"  имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...

Духовные поиски подростка в " сонные" времена. По рассказу Ирины Полянской "Петр I"

Текстовый анализ рассказа Ирины Полянской "Петр I" .Блок "Литература на современном этапе". 11 класс. Стремление  "странной" юной девушки из "сонного" мира  Москвы 70-х годов  20-го век...

Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» в технологии развития критического мышления.

Данный урок поможет учащимся войти в мир американского писателя О. Генри, развить воображение, , научиться вести диалог с текстом....

Конспект урока "Сыновний долг"

Урок литературы в 9 классе с применением технологии критического мышления, системно-деятельностного подхода...

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое"....