Духовные поиски подростка в " сонные" времена. По рассказу Ирины Полянской "Петр I"
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Текстовый анализ рассказа Ирины Полянской "Петр I" .Блок "Литература на современном этапе". 11 класс. Стремление  "странной" юной девушки из "сонного" мира  Москвы 70-х годов  20-го века в мир "цветущий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovnye_iskaniya_podrostka.po_rasskazu_i.polyanskoy.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Духовные поиски подростка в «сонные времена». По рассказу Ирины Полянской «Петр I»

Конспект урока   по литературе

11 класс

Цель урока:

  • раскрыть основной конфликт рассказа, состоящий в противоречии между «мелко задуманной жизнью» и мечтой о жизни «цветущей, породистой, с неизменными величинами»;
  • побудить учеников к высказыванию своей точки зрения о путях выхода из мира обыденного в мир с «неизменными величинами»

Методические приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов, аналитическая беседа

Ход урока

Слово учителя

Некоторые факты из жизни писательницы.

        Ирина Полянская родилась в городе Касли Челябинской области в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском лагере для ученых, работавших над атомным проектом. Окончила актерское отделение Ростовского театрального училища и литературный институт им. М, Горького в Москве. Работала актрисой, корреспондентов в газете, редактором в журналах. Является лауреатом премии Юрия Казакова, финалистом «Русского Букера». Умерла в 2004 году в Москве. Критик Алла Латынина писала о ней: «Ирина Полянская – замечательный, обладающий редким словесным мастерством, глубокий и сильно недооцененный писатель… масштаб ее дарования был далеко не всем ясен…»

 О творчестве

        Произведения Ирины Полянской отличает сложная философско-психологическая структура, парадоксальность мышления, метафорический стиль и артистизм в использовании выразительных средств.

        Излюбленная тема творчества писательницы – изучение внутреннего мира человека и тех причин, которые повлияли на формирование его личности.

Кто из русских писателей-классиков занимался изучением души человеческой, ее развитием?

М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов…

Слово учителя

        Еще русские классики 19 века говорили о том, что изучение человеческой души – задача первостепенной важности, Внутренний мир личности глубоко связан с обществом, которое его окружает.

Подтверждается или не подтверждается эта мысль в нашем рассказе? Но сначала определимся со временем и местом действия произведения, ведь от этого могут зависеть многие проблемы.

Где происходит действие рассказа?

В Москве, В Теплом Стане, в однокомнатной квартире

Когда происходит действие?

В наше время, несколько лет назад; в 20 веке…

        Скорее всего, это 70-е годы 20 века, время так называемого «застоя». Находим в тексте: «сонные времена», «подводное царство, где все было видно сквозь какую-то уродливую чадящую дымку…»

С кем живет главная героиня рассказа? Кто ее окружает?

Катя живет с мамой-уборщицей. Кате не с кем общаться. Никто ее не понимает. Текст: «Мать же родная была далеко». Она не жила с дочерью общей жизнью, а «существовала в этой же комнате, и не с чего было о ней мечтать…» Катя даже и для матери была странной. Текст: "Мать и сама стеснялась Кати…»

Слово учителя

        У родителей может быть необъективное мнение о своих детях. У сверстников мнение тоже может быть ошибочным…Но вот у автора, описавшего эту историю, создавшего героиню, существует свое определенное мнение о характере и поведении Кати.

Каково мнение автора о своей героине? Что нам говорит об этом текст рассказа?

  1. Девочка странная. Текст: «…странная, невероятная девочка».
  2. Девочка скрытная и непонятная. Текст: «...девочка была затаенная, угрюмая».
  3. Девочка очень одинокая

Текст: «…страх и отчаяние одинокого существа, которое, как ни силилось, не смогло заинтересоваться предложенным набором подружкиных интересов».

Слово учителя

        Обратим внимание на последнюю цитату. О чем она нам говорит? Катя старалась быть как все, но у неё не получалось.

Как человек находит выход из одиночества, особенно, если это одиночество юной души, стремящейся к любви и пониманию?

В разговорах с друзьями, в музыке, в чтении, в стихах, во влюбленности, в дневнике, в Интернете…

Почему у Кати не было такого выхода?

1. Во-первых, она жила в «сонные», уродливые времена. И такая действительность ее не устраивала.

2. Во-вторых, рядом не было близкого человека, близкого духовно, того, кто вывел бы из мира «сонного» в мир живой и яркий.

Кто в детстве и юности чаще всего нам помогает, когда встречаются трудности? Кто понимает нас? Кто может дать совет?

Родители, братья, сестры, учителя…

Слово учителя

        Кате, как мы выяснили, мать духовно далека, а больше у нее никого нет. Мать, конечно же любит свою дочь, но замотана работой, добыванием средств (по-видимому, очень скудных). Она не только не понимает, но и унижает Катю. Текст: «…бывало с Катериной случалась истерика, когда мать принималась уговаривать ее примерить какой-нибудь выцветший плащ…»

Почему у матери и дочери сложилось такое непонимание?

У них разные взгляды на жизнь, разные цели и интересы.

В чем же причина того, что два самых близких человека так далеки?

        Мать Кати в молодости обманули, обидели, Она никому не верит. А Катя хочет верить! Мать не смогла получить образования, профессии, потому что ей нужно было одной растить дочь, а Катя выросла умной, образованной. Ей не о чем говорить с матерью.

        Катя еще очень молода. Она лишь на пороге жизни. Девочка пока никем не обманута, не предана, и в бытийном, социальном плане она защищена, т.е. у неё есть дом, мать, школа. И она, как каждое юное существо, верит в свои силы, возможности…Она верит в чудо, в другую жизнь.

        Мать же Кати не верит в чудо, она не живет, а выживает, мир для нее – обыденный, не сулящий никаких неожиданностей… Катя и ее мать принадлежат разным мирам.

Если не понимают родители, может быть поймет какой-то другой взрослый человек. Учитель, например.

Нет, учителю всё равно. Текст: «…кочерыжка в скучных устах литераторши».

Какой же можно сделать вывод из всего сказанного?

Катя разлучена и с миром ближним (дом, мать), и с миром дальним (подруги, школа, учителя).

Слово учителя

         Катя умна, красива, горда и не может дальше нести одна свою пробуждающуюся женственность, она должна разделить с кем-то свою тягу к красоте, любви.

Есть ли в тексте указания, кому она могла бы отдать свою первую любовь?

Она могла, «как обычная все же девочка» выбрать себе в герои «рок-звезду или очкастого, забитого одноклассника», но она девочка «необычная».

         Катя не выбрала ни первый, ни второй вариант, а выбрала вариант не совсем понятный… Петр I.

Объясняет ли нам сама Ирина Полянская выбор Кати? Дает ли ответ на вопрос, почему именно Петр I?

1.Нет, не дает. Для автора, от лица которого ведется повествование, тоже не все ясно.

2.Для автора не ясен не только выбор Кати, но и сама Катя.

3.Выбор не ясен именно потому, что сама Катя непонятная, странная, скрытная и одинокая. Текст: «…странная, невероятная девочка», «девочка была затаенная, угрюмая»

         Катя необъяснима не только для окружающих, но и для автора, поэтому в тексте можно найти много вводных слов, выражающих неуверенность: «пожалуй, красивая», «вероятно, все это происходило с Катей», «может быть, Нина, ее мать», «может быть, в эту загадочную минуту», «возможно, если бы Катерину», «может, это не она выбрала себе героя».

Почему автор, создавший свою героиню, ни в чем не уверен?

  1. Автор рисует жизнь такой, какая она есть, не вмешиваясь, не пытаясь давать советы.
  2. Психология человека, его внутренний мир очень сложен и поэтому не может быть точных ответов.

3.У каждого есть своя судьба, как написано в рассказе, - «рок». Рок – это силы высшие, силы предопределения, силы, не всегда объяснимые.

4.Если это рок, то непонятно, в какую силу он выльется, когда позовет за собой. Но он обязательно должен быть величественным, мощным, иными словами - чем-то похожим на Петра I .

Слово учителя

       Юное существо, ищущее свою дорогу, - вот наша героиня. Она ищет дорогу из «сонного» мира в мир «цветущий». Неважно, в чем ее дорога и какая она. Главное, чтобы

 Катя искала смысл жизни и цель существования. Эти поиски у каждого свои и у каждого бесконечные. Такие поиски сродни вечным вопросам бытия, ответы на которые дать не может никто. Мы можем только предполагать.

Почему же Катю так увлекла личность Петра I ?

1. Катя ищет выход в другую жизнь, другой мир. А Петр I – это и есть другой мир. Текст: в «…душе открылся некий клапан, по которому ринулась прочь от жизни мысль».

2. Катя не просто ищет выход из серой, «сонной» жизни, из такой жизни ее должна вывести сильная личность. «Цветущая жизнь» - это чудо, которое должна совершить Катя. Текст: «…она чувствовала, что в его личности, в текстах о нем скрыт ребус, решив который она все узнает…»

3. В тексте говорится о судьбе, о роке. Не сама Катя выбрала дорогу, а дорога выбрала ее. Автор делает такое предположение. Текст: «Может, это не она выбрала героя, а он выбрал ее, последнюю в числе своих жертв…»

4. В тексте есть слова, что это первая любовь, а любовь объяснить нельзя ничем. Эту мысль автор специально подчеркивает. Текст: «Никакой ему пра-пра и так далее внучкой она быть не могла, не было между ними и духовного родства…»

5. Может быть, чем-то похожи были эпохи Петра I и Кати? Ведь время Петра I – это взрыв после затишья. Это время развития творческих сил, энергии, предприимчивости. Катя же живет в эпоху затишья, после которого будет взрыв. Она, возможно, предчувствует что-то и интуитивно стремится к такой личности, которая смогла изменить мир. Она даже представляет себя такой личностью.

Слово учителя

        Итак, Катя нашла для себя выход из «сонного» мира в мир «цветущий» Она нашла выход через любовь.

        Но обратите внимание, что в рассказе есть еще одна девушка, Катина соседка, которая, как сказано в тексте «уже второй год готовилась к поступлению в театральное училище»

Зачем дан образ второй девушки? Чем эти образы похожи и чем они различаются?

  1. Образ соседки дан, чтобы показать, что Катя искренна, «дорога», которую она выбрала проходит через сердце. Текст: «дрожь сотрясает ее тело», «она импровизирует вслух под впечатлением одной ей видимых картин…»  

Соседка же неискренна. Возможно, это не ее дорога. Текст: она гримасничает, «пытаясь придать … физиономии выражение сарказма».

  1. Образ соседки дан, чтобы показать, что не одна Катя ищет выход. Соседку Кати тоже не устраивала окружающая действительность. Текст: «…обе кричат против куцей, бесцветно задуманной жизни».
  2. Может быть, автор хочет показать два разных выхода из «бесцветно задуманной жизни»? Эти два выхода – любовь и искусство.

Слово учителя

           Любовь и творчество – это истинные ценности жизни. Это мир с неизменными величинами.  Катя отдается своей странной мечте всей душой, и в эти моментя она счастлива. Уходит угрюмость, затаенность, странность, потому что ее душа приходит в равновесие с миром.

            Соседка Кати пытается найти выход через творчество, но, скорее всего, это не ее дорога. Она просто готовится поступать в театральное училище, а если не поступит, то найдет что-то другое или примирится с «мелко задуманной жизнью»

В чем смысл окончания рассказа? К какой мысли нас подводит автор? Внимательно перечитаем текст со слов: «Но если вдуматься, если уйти с головой…»

  1. Автор говорит нам о смысле жизни, и смысл, наверное, в самой жизни, а не в каких-то точках зрения на жизнь…
  2. Может быть, автор хочет сказать, что в любую эпоху, в любое время молодой человек должен искать себя. Главное – это поиски.
  3. Надо в любой ситуации надеяться и на чудо, и на вечную жизнь…
  4. Нужно выбрать свою «точку опоры» и жить, и верить…

Слово учителя

            Почему мы оставляем Катю ее первой любви, не делая далеко идущих выводов? Потому что на данном этапе своей жизни девушка нашла выход. Любовь может противостоять «мелко задуманной жизни». Любовь – это порыв в другую, «породистую жизнь с неизменными величинами».

            Душа, духовная жизнь человека – это величина неизменная в любую эпоху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

Приобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», - говорил профес...

Как приобщить детей к духовным поискам человека через произведения искусства?

Наверное, сколько существует мир , столько будут волновать человека  ищущего вопросы о том, для чего он  приходит  на землю, в чем смысл жизни  и как сделать ее интересной и значим...

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...

урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может бы...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое"....