Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Романович Ольга Владимировна

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Ирины Полянской "Утюжок и мороженое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы 7 класс по ФГОС13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Романович Ольга Владимировна

Класс

7

Предмет

литература

Тема

Такие чужие родные люди (по рассказу И. Полянской «Утюжок и мороженое»).

Планируемые общие результаты урока

Предметные: 1. Познакомить учащихся с творчеством И. Полянской. 2. Уметь анализировать отдельные эпизоды произведения, определять их роль во всей структуре текста.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: Уметь формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, слушать собеседника, работать в коллективе.
  • регулятивные УУД 1. Уметь определять и формулировать цель своей деятельности на уроке. 2. Уметь составлять план своих действий, соблюдать их последовательность.
  • познавательные УУД : 1. Уметь находить и выделять главную информацию в тексте «Утюжок и мороженое». 2. Уметь структурировать полученные знания. 3. Отработать навыки смыслового чтения.

Личностные:

  • Воспитывать гуманное отношение к близким людям.
  • Воспитывать любовь к художественному слову.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная.

Деятельностные приёмы: филологическая задача

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

.Самая большая потеря для человека — несчастное детство. (Даниил Гранин)

2. Актуализация знаний учащихся

-Знакомы ли вам проблемы взаимоотношения взрослого и ребёнка в семье?

-Читали ли вы произведения с подобной тематикой?

- Как вы думаете, почему авторы так часто затрагивают данную проблему в своих произведениях?

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы

 ”Обидно, когда тебе нужна поддержка, а самые близкие, родные люди наоборот добивают, становясь абсолютно чужими.” Макс Фрай
Эта цитата и станет темой нашего сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

  • Прочитайте название рассказа. Что оно заключает в себе? Заметили ли вы противоречивость в его названии? (Мороженое – радость, но оно холодное, утюжок – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но он может обжечь).
  • Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от  первого лица»?
  • Какие проблемы поднимает автор в этом произведении?

4. «…Сестра оживилась. Мы подошли к будке и встали у самого окошка: и правда - в холодных, длинных бидонах было мороженое, и незнакомая продавщица разрезала ножницами упаковку хрустящих стаканчиков. Бабушка, прислонив палочку к будке, захлопала руками по карманам, но, как всегда, оказалось, что кошелек остался дома. И они обе, Рита и бабушка, с надеждой посмотрели на меня. Я смотрела в сторону, стараясь не бренчать в кармане своей мелочью. Мои денежки тоже затаили дыхание. Бабушка сказала:

- Я отдам тебе дома.

Но я больше ей не верила. Она не любила отдавать долги: бывало, купишь им с Риткой подушечек на свои, сэкономленные в школе, а потом бабушка говорит, что отдала всю пенсию маме, да еще громогласно удивляется, чтобы услышал отец - зачем мол, тебе деньги? А я копила на одну очень нужную вещь, каждый день бегала в магазин посмотреть, не раскупили ли уже.

Рита дернула меня за рукав, но я отвернулась. Дело было не только в той вещи, на которую я копила деньги. Я стояла и думала: а живите вы все как хотите! мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, будто так и надо, чтоб он тыкал меня носом в мою непонятную вину... Катитесь вы! Я, бывало, обливаюсь слезами, Ритка мирно спит, а бабушка говорит: "Ты сегодня вбила еще один гвоздь в гроб отца!", мама - та лишь молча приносит мне в кровать мокрое полотенце. Каждый существует в своей норе, хочешь жить - умей вертеться, говорит наш молодой учитель как бы шутя, но я знаю, вижу их всех теперь насквозь - и он не шутит, он думает так, у него вера такая, что каждый умирает в одиночку. Каждый крутится, как умеет, и нечего смотреть на меня жалобными глазами!

Я обернулась к ним, чтобы объяснить, почему не могу расстаться со своими деньгами, и тут вдруг удивилась их неожиданному сходству... Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотней прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое.

  Почему девочка не купила мороженое? (ответ на данный вопрос даётся учениками не сразу)

  • Мы уже выявили приём использования антитезы автором. Где ещё в тексте можно найти примеры, с какой целью они используются?
  • Почему бабушка противопоставляет себя молодым? Что значит «молодой в молодом городе»?
  • Как организованы автором пространство и время в рассказе?
  • Какую роль играет подтекст в рассказе?
  • С какой целью в рассказе употребляется сказка «Королевство кривых зеркал»? Можно ли сказать, что жизнь девочки после истории с утюжком стала похожа на «королевство кривых зеркал»?
  • К чему привели такие взаимоотношения в семье?
  • На каких нравственных основах люди должны строить свои отношения в семье?

Если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни,  одиночеству, душевной черствости , лжи, ненависти. (Рита, бабушка, родители, рассказчица).

Автор на примере конкретной семьи показывает, что негативные семейные отношения могут навсегда отравить жизнь ребёнку.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1. Первичное закрепление

1. Прочитайте текст, подчеркните и выпишите ключевые слова. 2. Передайте кратко содержание рассказа.3.каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

2. Самостоятельная работа в группах с использованием полученных знаний

Напишите мини-сочинение от лица сестры, бабушки, матери или отца героини: «Портрет моей семьи»

3. Оценивание

Попробуйте изобразить в виде схемы отношения в семье.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Возможно ли спасти отношения в этой семье?

Какие советы вы дадите этой семье?

5. Объяснение домашнего задания

Написать письмо героине рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....