Долгая дорога к истене
статья по краеведению на тему

Работа в виде эссе рассказывает о формировании  и деятельности ученического самоуправления в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…»

                                                                       А. С. Грин

Сегодня в нашей школе работает ученический совет с лаконичным, но таким ёмким названием « Истина». Современные ребята, мои сверстники, заняты в нём решением самых различных проблем. Направления работы « истенцев» традиционны для нашей школы: организация досуга учащихся школы, трудовая и экологическая работа, научно – исследовательская деятельность, помощь ветеранам. (1) Кто – то этой работой увлечён, кто- то связывает её со своей будущей профессией, некоторые просто добросовестно относятся к возложенным на них обязанностям. В любом случае ребята сходятся в одном мнении: ученическое самоуправление хорошая школа самостоятельности и ответственности, дающая возможность проявить свою индивидуальность.

     Подтверждением этому служит и  то, что многие активисты шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых и девяностых  связали свою судьбу со школой, став успешными преподавателями, организаторами, руководителями. Активными участниками школьного самоуправления, в разные годы, были преподаватели нашей школы: Полисовая Н. П., Толсташеин А. А., Колоскова С. А., Гапонова А. Р., Гапонов Е. Н., Бородина И. Н., Попова И. М.. Из их рассказов получилась история школьного самоуправления нескольких поколений

    Больше всего меня интересовал вопрос: отличается ли сегодня работа самоуправления от той, которую вели они? Его я задала Александру Александровичу Толсташеину преподавателю ОБЖ, победителю краевого конкурса « Лучший учитель ОБЖ». В 1986 – 1987 годах, Александр Александрович возглавлял комсомольскую организацию школы, был ответственным за успеваемость учащихся.

« Да, пожалуй, отличается. – Ответил Александр Александрович. Сейчас у современных школьников больше свободы, но энтузиазма всё - таки было больше у нашего поколения».

       В восьмидесятых в школьное самоуправление выбирались самые

1. Положение о ученическом самоуправлении. Сферы деятельности самоуправления.

Приложение 1.

достойные ребята, активные, с хорошими показателями в учёбе. Активисты помогали в учёбе отстающим ребятам, « воспитывали» нарушителей дисциплины. Линейки, концерты, стенгазеты, заседания, тематические вечера…. Листая дневник комсомольской организации, порой удивляешься, как много успели сделать эти ребята.

  Не отставали от старших и учащиеся среднего звена. Выбрав дивиз:

    « Жить,

                          гореть,

                                                 но

                                                              не тлеть!», (1)

они действительно «горели» разными идеями. « Работа актива пионерской организации была похожа на « улей» - вспоминает Земляная Н.Н. старшая пионервожатая. В каждое мероприятие пионеры вкладывали душу, не только генерировали, но и с честью выполняли поставленные задачи. А так, как к решению поставленных задач все относились ответственно, ребята зачастую устраивали соревнования. Вот как говорится о одном из таких соревнований в газете « Коммунистический маяк»   за 20.05 84 г.

«… победителями среди сборщиков металлолома стали ребята 6 класса, где классный руководитель Л. М. Олейник. Они собрали две тонны металлолома , лидеры соревнования награждены значком  «Миллион – Родине». (2) Фото приложения 2.

    С азартом ребята готовили свои любимые мероприятия: « Зарница»,  «Пионерский костёр». Ответственно подходили к работе с ветеранами. Школьники сами предложили взять шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.  «Тимуровцы», как называли ответственных за эту работу ребят, помогали ветеранам по дому и в огороде, поздравляли их с праздниками. На уроках труда мальчики изготовили звёзды, а  девочки их раскрасили в красный цвет, затем после уроков все вместе прикрепляли их к домам ветеранов.

1.Дневник дружины, имени героя Советского Союза Зои Космодемьянской

2. Газета « Коммунистический маяк» 1984 г.

    Работа в пионерском активе стала хорошей школой для многих ребят. Опыт, полученный в ученическом самоуправлении, пригодился и заместителю директора нашей школы по воспитательной работе Гапоновой Анжеле Рафаиловне. В восьмидесятых Анжела Рафаиловна возглавляла пионерский актив школы. За отличную работу в  ученическом самоуправлении, она была награждена поездкой в пионерский лагерь «Артек». Это была высокая оценка работе самоуправления, ведь в лагере ребята не только отдыхали, но и обменивались опытом работы актива, учились чему - то новому.( Фото приложения 3.)

       У каждого времени свои особенности, и чем оно дальше от нас, тем наверное, интереснее.

       В далёких шестидесятых ученическое самоуправление только зарождалось. Особое внимание в это время уделялось трудовому воспитанию. По примеру старших, учащиеся нашей школы организовали  «ученическую бригаду». С первых дней её существования ребята вели дневник, в котором подробно описывали все события, трудовые будни и праздники. Как и у взрослых, были свои  передовики производства, были и отстающие. Запись 1961 года:

    « Члены нашей бригады трудятся неплохо. Например, 3-е и 4-е звенья, в которых звеньевые Рындин и Солгалов, работали хорошо. Они трудились с огоньком и упорно боролись за вымпел, а значит за качество работы и за выполнение нормы». (1)

    Руководил работой совет бригады, во главе с бригадиром.(Схема приложения 4) Одним из первых бригадиров был Галкин Алексей Петрович. Опыт самоуправления позволил ему стать талантливым организатором  на руководящих должностях администраций и правительств края. Помогали бригадиру звеньевые, возглавлявшие производственные звенья. Одним из таких звеньевых был Ляхов Анатолий Сергеевич. Как и для многих ребят, работа в самоуправлении стала для него хорошей « путёвкой» во взрослую жизнь. Сейчас Анатолий Сергеевич возглавляет Кочубеевский ремонтный завод. ( Фото приложения 5)  Организовать работу бригады помогли ребятам учителя – энтузиасты: Харланова Татьяна Тимофеевна, Шевченко Николай Алексеевич, Ткаченко Антонина Владимировна. (Фото приложения 6) Работа

1.Дневник ученической бригады.

в бригаде была разнообразной, и каждый мог выбрать её по душе. Ребята

сажали деревья в садовой бригаде, закладывали опыты, выращивал

различные сорта винограда. (Фото приложения 7) Ежедневно проходили заседания совета, где подводились итоги работы за день, намечались новые мероприятия, выпускались « Боевые листки». В совет бригады того времени входили наши учителя- ветераны Полисовая Н. П., Агеева Л. С.. Они вспоминают о том, насколько интересно было ощутить свою самостоятельность, ведь ребята сами выполняли весь цикл работ, от посадки растений, до уборки урожая. (Фото приложения 8) Даже обеды ребята готовили сами. ( Фото приложения 9) Лёгкой, работу в бригаде назвать было трудно, объёмы производства были большими, техника несовершенной. На работу  ребят возили на грузовой машине. На ней же, ездили на экскурсии и к морю. ( Фото приложения 8) Но несмотря на все трудности, работа в ученической бригаде была  «маленьким островком свободы», где учащиеся сами организовывали свою работу.

             Прошли годы, многое изменилось в нашей стране. Менялся политический строй, рушились привычные устои. Вначале девяностых, изменения произошли и в ученическом самоуправлении. Основываясь на принципах открытости, доступности и равенства,(1) самоуправление стало  менее формальным, более  демократичным.

           Для начала, ребятам необходимо было дать название новой организации. Школьники долго спорили, и сами собой  вспомнились слова о том, что в споре рождается истина. Так и решили назвать школьное самоуправление « Истина». Учитывая веяния времени, ребята серьёзно подошли к выбору первого председателя. Им стала Барсукова Ольга. Затем, слово « председатель» заменили на: « президент», и в его выборах стали принимать участие учащиеся  5 -  11-х классов. Кандидаты на эту должность представляли свою программу, знакомили с нею учащихся. Экономические преобразования в стране, коснулись и работы самоуправления. Необходимые для проведения школьных мероприятий деньги, решили заработать сами. В ученической бригаде ребята выращивали овощи и продавали их населению.

     1.Положение о ученическом самоуправлении. (Приложение 9)   

Организовать работу школьного актива в это время помогала  Рыбникова Нина Григорьевна. Энергичная, жизнерадостная, Нина Григорьевна и сама могла « зажечь» ребят, и с вниманием относилась к любой инициативе «Истины».

        Теперь у школьного самоуправления есть сложившиеся традиции, которые передаются от поколения к поколению. Мы, « реальные» девчата и мальчишки, тоже умеем работать, мечтать, добиваться своей цели. Как и прежде, «Истина» организует помощь ветеранам, зарабатывает деньги, помогая фермерам, организует дни школьного самоуправления, побеждает в КВН, и несёт вахту у памятника неизвестному солдату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгая дорога письменности

Занятие построено не в традиционной форме с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП).Основу технологии РКМЧП составляют три стадии: "вызов-реализация...

Тема 2. Долгая дорога от первичных прокариот к многоклеточным эукариотам. Урок по окружающему миру на тему "Самые первые прокариоты – анаэробные гетеротрофы." 6 класс

познакомить шестиклассников с понятиями «питание организмов», «автотрофные организмы», «гетеротрофные организмы»;сформировать умение и навыки работать с учебником, его рисунками и схемами;развивать ло...

урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может бы...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Квест-игра "Долгая дорога к Победе"

Методическая разработка квест-игры "Долгая дорога к Победе" позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс....

Проект "Долгая дорога Победы"

Проект "Долгая дорога Победы"...

Долгая дорога войны

Война, она и есть – война...И тем, кто опален дыханьем лютым,Та чаша горькая, что выпита до дна,Не слаще даже... с праздничным салютом....