Дополнительная образовательная программа "Азбука нравственности"
рабочая программа на тему

Иванова Ольга Александровна

Дополнительная образовательная программа "Азбука нравственности", в помощь педагогу дополнительного образования, для работы с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_nravstvennosti.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука нравственности.

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

                1.2. Цели и задачи программы

        Цель первого года обучения - сформировать у детей общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве; ознакомить с историей русского народа, его обычаями, обрядами, играми; обучить народному пению под аккомпанемент. Развить у детей такие качества “русского характера” как доброта, великодушие, милосердие, гостеприимство и другие.

        Цель второго года обучения - расширить объем знаний по русской народной культуре в соответствии с народным календарем; познакомить с жанрами устного народного творчества, с жанрами народной песни; с символикой и назначением русского национального костюма. Формировать национальный компонент самосознания у детей.

        Цель третьего года обучения - познакомить со всеми жанрами народной песни; с особенностями проведения православных и народных праздников, научить организовывать и проводить народные праздники, продолжать формировать национальный компонент самосознания у детей.

        Задачи первого года

- образовательные: научить народной манере звукообразования; правильной певческой установке; ознакомить с элементами народной игры, танца; выработать

полетность, звонкость в голосе; добиться ровности звучания, познакомить с русскими народными инструментами. Дать понятия – Род, Семья, Родина, Имя.

- воспитательные: воспитать любовь к народной песне, интерес к окружающему миру народному слову и обычаям; формировать нравственное поведение на основах русской духовности.

- развивающие: развить вокальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, певческий голос, дыхание.

        Задачи второго года

- образовательные: познакомить с символикой русского костюма; научить основным приемам звукообразования; укрепить свойства певческого голоса; научить элементам двухголосия, более сложным элементам движения; познакомить с новыми песенными жанрами, с устным народным творчеством. Дать понятия – Праздник, Радость, Внимание, Нравы, Нравственность.

- воспитательные: воспитать чувство любви и уважения к национальным традициям, с помощью участия в календарных праздниках и обрядах; воспитать такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, уважительное отношение к старшим.

- развивающие: развить творческие способности в области песенного самовыражения; музыкально – поэтический вкус, культуру эмоционального восприятия.                                      

        Задачи третьего года 

- образовательные: познакомить со всеми жанрами народной песни; укрепить свойства певческого голоса, навыки двухголосного пения, обучить элементам трехголосия. Дать понятия – Совесть, Душа, Благодарность, Талант, Прощение, Милосердие.

- воспитательные: воспитать чувство ответственности, коллективизма,  способности возлюбить ближнего своего, научить детей взаимодействовать друг с другом.

- развивающие: развить творческие способности при подготовке и проведения народных праздников.

          1.3. Организация образовательного процесса

        Программа обучения рассчитана на 3 года, возраст детей от 6 до 14 лет. Коллектив первого года обучения состоит из 15 человек. Занятия проводятся 2 раза  в неделю по 2 часа. Общее количество часов - 140. Коллектив второго и третьего годов обучения состоит из 12 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (2 раза по 3 часа).  Общее количество часов в год 210.

        Предусмотрены индивидуальные занятия с солистами, ансамблями.

        Для работы необходим концертмейстер-баянист: 1 год концертмейстерские часы 80, 2 год – 120, 3 год – 159 часов.

Объединение народно – песенного творчества поддерживает тесную связь с родителями, включая их в образовательный процесс, проводятся совместные праздники, мероприятия. Благодаря этому устанавливается взаимопонимание и укрепляется взаимодействие между поколениями, что, в свою очередь, положительно влияет на образовательный процесс.

        Формы и методы работы

        Диалог как основная форма подачи материала, урок-постановка, репетиция, посиделки, посещение историко-краеведческих этнографических выставок.

        

        1.4. Результативность программы

        Результативность первого года обучения

        По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать о мировоззрении предков, о проведении и подготовке народных праздников, о правильной певческой установке.

        Должны уметь петь в унисон, двигаться на сцене.

        Результативность отслеживается в форме тестирования на знания теоретического материала. В конце года проводится отчетный концерт, где учащиеся показывают свои практические навыки.

        Результативность второго года обучения

        По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать: о национальном костюме, о жанрах устного народного творчества, о жанрах народной песни.

        Должны уметь: пользоваться основными приемами звукообразования, правильно интонировать; различать песенные жанры и жанры игрового фольклора; петь без сопровождения; петь песни с элементами двухголосия.

        Результативность отслеживается в форме тестирования на знания теоретического материала и открытого урока-концерта.

        Результативность третьего года обучения

        По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать: о жанрах народной песни, об  истории православных и народных праздников. Должны уметь: петь без сопровождения, петь двухголосные песни и песни с элементами трехголосия. Должны различать народные и православные праздники.

        На третьем году обучения активно используется метод проектов (Колядки, Масленица, День рожденья Домовёнка)

                Теоретические знания отслеживаются в форме интеллектуально-игровой программы, практические в форме концерта.

                        2.Тематический план

        2.1. Тематический план первого года обучения

  Название темы

Количество часов  

теория

практика

 1. Язычество предков

          16        

          20

 2. Народный календарь

          28

           12

 3. Хореографические навыки

           2

           8

 4. Работа над репертуаром

           10

          34

 5. Индивидуальная работа

           -

          10

                                                                                 Итого:

         56    

          84

                                                                                 Всего:

140

Концертмейстерские часы

80

        

2.2. Тематический план второго года обучения

Название темы

Количество  часов

Теория

Практика

1. Устное народное творчество

14

35

2. Народный календарь

10

64

3. Хореография

4

9

4. Игры и забавы

8

35

5. Русский народный костюм

16

-

6. Индивидуальная работа

-

15

Итого:

52

158

Всего:

210

        Концертмейстерские часы

120

        2.3 Тематический план 3 года обучения

Название темы

Количество  часов

Теория

Практика

1. Народный календарь

20

50

2. Православный календарь

10

23

3. Жанры народной песни

20

60

4. Хореография

4

6

5. Индивидуальная работа

-

15

Итого:

56

154

Всего:

210

Концертмейстерские часы

159

                 Программа

        3.1. Программа первого обучения

        1.  Язычество предков

        Теория: Боги древних славян. Мировоззрение древних славян. Простые нравственные истины – жизнь священна, человек рождён для добра, воэлюби ближнего своего.

        Практика: Работа над дыханием, распевание, работа над дикцией, проведение праздника “День рождения Домовенка”.

        2.  Народный календарь

        Теория: Понятия о праздниках: “Святки”, “Коляда”, “Новый год”, “Масленица”, “Жаворонки”, “Пасха”, “Семик”, “Троица”. Понятия – Род, Семья, Праздник, Внимание.

        Практика: Постановка обрядов “Коляда”, “Масленица”, “Жаворонки”.

        3. Хореографические навыки

        Теория: Виды хороводов.

        Практика: Постановка хороводов к песням.

        4. Работа  над репертуаром

        Теория: Понятия о певческой установке, дыхании.

        Практика: Распевание, работа над чистой интонацией, разучивание песен.

        5. Индивидуальная работа

        Индивидуальные занятия по подготовке сольных номеров, коррекционная работа с отдельными учащимися.

        3.2. Программа второго года обучения

        1. Устное народное творчество

        Теория: Сказки, пословицы, поговорки, небылицы, скороговорки, загадки, устное творчество об осени, зиме, весне, лете, Масленице.

        Практика: Работа над дыханием, дикцией, плавностью звука при помощи распевок, работа над песнями.

        2. Народный календарь

        Теория: Понятия о праздничных обрядах: “Кузьминки”, “Коляда”, “Масленица”, “День рождения Домовенка”, “Сороки”, “Семик”, “Троица” (изготовление реквизита, костюмов). Добродетели поступков – бескорыстность желаний, Благодарность, Вера, Надежда, Любовь.

        Практика: Постановка обрядов - встречи зимы, весны, проводов Масленицы, разучивание рождественской сценки с колядками. Празднование дня рождения Домовенка, разучивание веснянок-закличек, обряд кумления. Работа над песнями.

        3. Хореография

        Теория: Разучивание новых элементов движения: ручеек, шен, дробь.

        Практика: Применение в песнях.

        4. Игры и забавы

        Теория: Осенние, зимние, летние, масленичные забавы.

        Практика: Грачи летят, Весна-весняночка, Бояре, Курилка, Горелки, Платочек.

        5. Русский народный костюм

        Теория: Южный, северный комплекс, обувь, украшения.

        6. Индивидуальная работа

        Индивидуальная работа по подготовке сольных номеров.

        3.3 Программа 3 года обучения

1. Народный календарь

Теория: История праздников: "Параскева-Пятница”, “Кузьминки”,                                                                                             “Наумов день”, “Никола зимний”, “Святки”, “Кудесы”, “Масленица”, “Семик”, “Иван Купала”.

Практика: Постановка обрядов: “Кузьминки”, “Святки”, “Масленица”, празднование “Дня рождения Домовенка”, “Николы зимнего”, обряд кумления. Работа над песнями.

2. Православный календарь

Теория: История праздников: “Рождество Пресвятой Богородицы”, “Воздвиженье”, “Покров”, “Введенье”, “Рождество Христово”, “Крещение”, “Пасха”, “Красная Горка”, “Троица”. Понятия – порядочности, сострадания, терпения, прощения, стремление к миру и согласию.

Практика: Разучивание покровских, петровских, троицких песен.

3. Жанры народных песен

Теория: Трудовые припевки, протяжные, лирические, плясовые песни. Частушки, страдания, календарно-земледельческие, семейно-бытовые, обрядовые песни, былины, исторические песни.

Практика: Разучивание песен различных жанров.

4. Хореография

Теория: Разучивание новых элементов движения дроби, ключи.

Практика: Применение в песнях.

5. Индивидуальная работа

Индивидуальная работа по подготовке сольных номеров.

        

                4.Примерный репертуарный план

        4.1. Первого года обучения

1. Русская народная песня “Пчелочка”

2. Русская народная песня “Как за морем диво”

3. Русская народная песня “Ясен сокол”

4. Частушки

5. Русская народная песня “Ах вы, сени”

6. Русская народная песня “Яблонька”

7. Русская народная песня “А кто у нас лебедин”

8. Русская народная песня “Девица”

9. Колядки

10. Подблюдные песни

11. Русская народная песня “Ой, при лужку”

12. Русская народная песня ”Блины”

13. Русская народная песня “Вот уж зимушка проходит”

14. Русская народная песня “Ой вставала я ранешенько”

15. “Русские ложки”

16. Веснянки-заклички

17. Русская народная песня “Матаня”

18. Русская народная песня “Ой во поле травушка”

19. Русская народная песня “Посреди двора широкого”

20. Русская народная песня “Ой со вечера”

        4.2. Второго года обучения

1. Русская народная песня “Ехала деревня”

2. Русская народная песня “Вы послушайте, ребята”

3. Русская народная песня “Ванюшка мой”

4. Русская народная песня “Я девчонка-расхороша”

5. Русская народная песня “Ходила младешенька”

6. Частушки

7. Русская народная песня ”При долине куст калины”

8. Русская народная песня “На горе, горе”

9. Колядки

10. Русская народная песня «Самарские припевки»

11. Русская народная песня “А мы масленицу состричаем”

12. Русская народная песня “Едет масленица”

13. Русская народная песня “Прощай, Масленица”

14. Весенние заклички

15. Русская народная песня “Говорят у нас так”

16. Русская народная песня “Луговые девичьи припевки”

17. Русская народная песня “Земелюшка-чернозем”

18. Русская народная песня “Виноград в саду цветет”

19. Русская народная песня “Возле саду”

20. Русская народная песня “Березка”

        

        4.3. Третьего года обучения

1. Свадебная русская народная песня “Вьюн над водой”

2. Свадебная русская народная песня “Во бору сосна зеленая”

3. Хороводная русская народная песня “Как по травкам, по муравкам”

4. Плясовая русская народная песня “Посею лебеду на берегу”

5. Русская народная песня “Эх, гармошечка”

6. Лирическая русская народная песня “Калина”

7. Русская народная песня “Расцвела я как цветочек”

8. Русская народная песня “Мимо моего садика”

9. Русская народная песня “Расти моя калинушка”

10. Плясовая русская народная песня “Лен”

11. Игровая русская народная песня “А что в этом дому”

12. Русская народная песня “По над горочкой”

13. Русская народная песня “Из-за горочки туманик выходил”

14. Плясовая шуточная русская народная песня “Васинка мой”

15. Шуточная русская народная песня “У Зотова старика”

16. Страдания “Разлилась Волга широко”

17. Колядки

18. Масличные песни

19. Весенние заклички

20. Троицкие песни

Методическое обеспечение

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, знакомство с историей музыкальных традиций своего народа, ансамблевое музицирование на народных и специально разработанных экспериментальных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений, погружение в мир народных обрядов и праздников – все это способствует формированию творчески богатой, художественно одаренной культурной личности.

Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, изготовления народных музыкальных инструментов и применения их  в исполнительской практике, организации эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей.

Овладение навыками игры и импровизации подготавливает детей к более высокой форме творчества – созданию аранжировок и оригинальных произведений для народных инструментов.

Объединение методов музыкального и трудового обучения позволяет более эффективно воздействовать на комплексное художественно-эстетическое развитие детей.

При проведении занятий используются:

-Костюмы

-Баян

-Шумовые инструменты

-Магнитофон, магнитола

-Видеомагнитофон

-Помещение

-Методические пособия для педагога и детей в народном пении

-Книги, сборники, ноты

-Аудио, видеокассеты, диски.

Список литературы

        Литература для преподавателя

1. Т. Ведерникова. Этнография и праздничная культура народов Самарского края.                                    Областной научно-методический центр народного творчества. - Самара, 1991

2. М. Забылин. Русский народ - М.: Рипол-классик, 1997

3. Круг жизни. - М.:Олма-Пресс, 1999

4. Г. М. Науменко. Фольклорный праздник. -М.: Linka-Press, 2000

5. И. Панкеев. Русские праздники - М.: Яуза Эксмо-Пресс, 1999

6. Л.Е.Тумина. Сочини сказку. - М.: Издательство УЦ “ Перспектива”, 1995

7.  Е. Зайцева. “Русское народное творчество” программа для школ музыкальных, искусств, эстетического воспитания и хоровых студий. - М.,1993

        Литература для детей

1. Живая вода. - М.: Детская литература, 1987

2. М.Н. Мельников.        Русский детский фольклор.  - М.: Просвещение, 1987

3. Детские частушки, шутки, прибаутки. - Ярославль: Академия развития, 1997                                  

4. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Ярославль: Академия развития, 1997

        Сборники

1. В. Агафонников. Заплетися, плетень. Русские песни и хороводы - М., 1977

2. Г.М. Науменко. Жаворонушки. - М., 1977

3.  Песенник.        Выпуск № 7, 8, 9, 10

4.  Русская народная песня для детей. Издательство “Детство-пресс”, 1999

5. Родина Победы. Л.А.Терентьева, В.В.Атюшин - Самара, 1995              

Фонд ИМС  Фонд ИМС  Фонд ИМС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних "ФЕНИКС"

Данная программа направлена на социальное становление,патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершенн...

дополнительная образовательная программа по духовно - нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня"

Программа предназначена для  учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...