Рабочая программа кружка "Бумагопластика"
рабочая программа по теме

Нестерова Светлана Александровна

Рабочая программа кружка "Бумагопластика".

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности при работе с учениками начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagoplastika.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                        средняя общеобразовательная школа №21

            Согласовано                                                         Утверждаю    

            НМСШ                  /Е.В. Соленкова/                   Директор школы                 /И.В.Иголкина/

                                                                                       

            Протокол №                                                            Протокол №

Рабочая программа

факультатива

«Бумагопластика»

Автор  Повалишникова А.В.

.

               

   

             

Учитель

технологии:

 Нестерова С.А.

                                                                                                   

 

Ковров

2013-2014

                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы кружка "Бумажная пластика" Автор: Алла Повалишникова, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД ДЮЦ "Клуб" г. Владимира

На изучение факультатива «Бумагопластика» в начальных  классах отводится   38 часов, из расчета 1 учебный час  в неделю.

 Программа рассчитана на 4 года. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.

Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи:

  • Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей
  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
  • Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Бумага - основной материал для всех видов художественного конструирования, таких, как оригами, вырезание всех типов, плетение, аппликация и объёмная пластика. Занятия по программе "Бумагопластика" способствуют развитию креативности, расширяют художественный кругозор, формируют творческое отношения к окружающему миру, художественно-эстетический вкус. По своему содержанию занятия с бумагой должны раскрывать индивидуальность ребёнка, развивать интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумагой, а также умение планировать творческий процесс.

Программа направлена на гармоничное развитие ребёнка, его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста физического состояния деятельности.

  Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

  • самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “Бумагопластика” состоит из 3х разделов:

- Оригами. Модульное оригами;

- Работа с салфетками и креповой бумагой

-   Аппликация

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой обучающихся  (прежде всего через школьную библиотеку).

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах,

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации.

 Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

 На год:

N

 

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

 

 

теория

практика

I

Введение

1

1

II

Оригами

16

2

14

А.

Оригами

8

1

7

Б.

Модульное оригами

8

1

7

III

Работа с салфетками и креповой бумагой

15

3

12

А.

Объёмные цветы из салфеток

8

1

7

Б.

Декупаж

5

1

4

В.

Торцевание

2

1

1

IV

Аппликация

4

2

2

А.

Художественная

2

1

1

Б.

Силуэтное вырезание

2

1

1

V

Заключение. Выставка.

2

-

2

Всего

38ч.

8ч.

30ч.

Тематическое планирование

Введение

N

занятия

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие

 Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

 Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

II. Оригами

2

Оригами. Вводное занятие

Материалы

Материалы

История и оборудование

История и оборудование

3

Приёмы складывания

Фигура «Двойной квадрат»

Фигура «Двойной квадрат»

Основные фигуры  оригами

Основные фигуры  оригами

4

Приёмы складывания

Фигура «Двойной треугольник»

Фигура «Двойной треугольник»

Создание поделок на основе двойного квадрата и треугольника

Создание поделок на основе двойного квадрата и треугольника

5

Создание поделок по схеме

Тюльпан

Тюльпан

Журавлик

Журавлик

6

Создание поделок по схеме

Лист дерева

Лист берёзы

Кленовый лист из трёх частей

Разные виды листьев

7

Растения в оригами

Ёлочка

Цветок из трёх частей

Кленовый лист из квадрата

Цветы в оригами. Кусудамы

8

Животные в оригами

Лиса

Лягушка

Лягушка

Пингвин

9

Выставка. Оформление работ

Осеннее панно

Открытка объёмная

Самостоятельная творческая работа

Самостоятельная творческая работа

10

Модульное оригами

Материалы

Материалы. Складывание треугольного модуля

Материалы, оборудование, складывание модулей

История. Материалы, оборудование, складывание модулей

11

Треугольные модули

Складывание треугольного   модуля

Отработка техники складывания треугольного модуля

Способы соединения модулей

Соединение треугольных модулей.

12

Соединение  модулей

Отработка техники складывания треугольного модуля

Способы соединения модулей

Снежинка из 18 модулей

Снежинка ажурная

13

Соединение модулей

Способы соединения модулей

Соединение кольцо

Снежинка из 18 модулей

Снежинка ажурная

14

Сборка поделок по схеме

Соединение кольцо

Соединение из трёх модулей

Апельсин из модулей

Самостоятельная творческая работа

15

Сборка поделок по схеме

Соединение из трёх модулей

Снежинка маленькая

Апельсин из модулей

Самостоятельная творческая работа

16

Оформление работ

Поделка «Веточка»

Снежинка маленькая

Апельсин из модулей

Самостоятельная творческая работа

17

Выставка

Выставка

Выставка работ

Выставка работ

Выставка

III. Работа с салфетками

18

Салфетки

Особенности креповой бумаги

Особенности креповой бумаги

История. Материалы, инструменты

История. Материалы, инструменты

19

Салфетки

Материалы, инструменты

Розочка из одной салфетки

Розочка из одной салфетки

Способы изготовления объёмных цветов

20

Салфетки

Аппликация «Снеговик»

Астры

Способы изготовления объёмных цветов

Панно «Цветы»

21

Изготовление поделок

Розочка из двух салфеток

Розочка из двух салфеток

Астры. Одуванчики

Панно «Цветы»

22

Изготовление поделок

Розовое дерево

Одуванчики

Розочки, листья, бутоны

Декорирование салфетками

23

Изготовление поделок

Розовое дерево

Тюльпаны

Гвоздики, нарциссы, тюльпаны

Декорирование лебедя из пенопласта

24

Изготовление поделок

Смешарики

Нарциссы

Панно «Цветы»

Самостоятельная творческая работа

25

Творческая работа

Смешарики

 «Букет»

Панно «Цветы»

Самостоятельная творческая работа

26

Декупаж

Инструменты и материалы

Инструменты и материалы

История. Инструменты и материалы

История. Инструменты и материалы

27

Технология выполнения

Вырезание рисунка из салфетки

Технология выполнения

Технология выполнения

Технология выполнения

28

Нанесение рисунка на поверхность

Закладка

Подарочная коробочка

Декорирование стаканчика

Декупаж на ткани. Салфетка

29

Оформление работ

Нанесение контура

Декупаж на различных поверхностях

Декупаж на различных поверхностях

Декорирование контуром

30

Выставка

Оформление работ. Выставка

Оформление работ. Выставка

Оформление работ. Выставка

Оформление работ. Выставка

31

Торцевание

Технология выполнения

Технология выполнения

Панно «Животные»

Эскиз для панно

32

Поделки

Контур цветка

Цветочек

Панно «Животные»

Самостоятельная творческая работа

IV.  Аппликация

33

Художественная аппликация

Обрывная аппликация

Обрывная аппликация

Сюжетная аппликация

Техника «Айрис -фолдинг»

34

Художественная аппликация

Композиция «Берёзка»

Композиция «Букет»

Самостоятельная творческая работа

Выполнение аппликации в технике «Айрис-фолдинг»

35

Силуэтное вырезание

Основы силуэтного вырезания

Ажурное вырезание бабочки

Ажурное вырезание цветов

Создание композиции с бабочками и цветами

36

Силуэтное вырезание

Композиция «Лес»

Композиция «Бабочки»

Самостоятельная творческая работа

Самостоятельная творческая работа

V. Заключение

37

Подведение итогов

Оформление работ

Оформление работ

Оформление работ

Оформление работ

38

Выставка

работ

за

год

Результаты освоения учебного курса

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Самооценка умственных и физических способностей;

Осознание необходимости общественного полезного труда;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

Соблюдение норм и правил культуры труда;

Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

Владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической  информации;

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

Планирование технологического процесса и процесса труда;

Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

Проведение необходимых опытов и исследований при подборе  материалов и проектирования объектов труда;

Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы

следующие условия:

*    материально-технические условия

- Кабинет с большим рабочим столом.

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования  компьютер

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Проведение тематических выставок

 ЛИТЕРАТУРА

1.    Оригами и педагогика, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 1997

3.    Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 1997

4.    Гальперштейн Л.Я. Папье-маше. Бумажные цветы, М.: 1998

5.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

6.    Гончар. В. Игрушки из бумаги, М.: 1997

7. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к

8. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: 1998

9.  Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент.:1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...


 

Комментарии

Бойкова Лидия Васильевна

Здравствуйте. Я хотела сделать замечание по поводу результатов вашей программы. Личностных УУД не существуют, также как и метапредметных и предметных УУД. Есть метапредметные, предметные и личностные результаты, а УУД бывают регулятивные, познавательные и коммуникативные. Заранее извините.